Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Philosophia 3 страница




В соответствии с этими идеями строится этика: задача каждого человека - освобождение своей души, поэтому нужно поступать в соответствии с Благом, а смерть воспринимать как приобщение к Благу; смерть - не конец жизни, а начало новой жизни, в которой можно увидеть мир идей. Ясно, что для успешной реализации модели идеального государства Платона необходимо не слишком большое количество людей (возможность эффективных управления и охраны), но и не слишком малое (возможность полного обеспечения материальных потребностей). Поэтому сам философ считает лучшим объектом для реализации своей модели полис - Платон теоретически обосновывает необходимость существования полиса и описывает принципы устройства этого города- государства. В позднейших исследованиях модель идеального государства Платона часто называют «казарменным коммунизмом» - действительно, учение философа предполагает полное подчинение личности государству, их интересы здесь неразделимы. Хотя, безусловно, это не есть «полноценный» коммунизм, поскольку сохраняется (пусть и в урезанном виде) частная собственность. Так Платон решает основную историческую задачу – обоснование необходимости существования полиса; тем не менее, картина жизни этого полиса несколько удручает; но это и не страшно: модель не была реализована на практике - полис «развалился» значительно раньше. Однако этим учение Платона о государстве не ограничивается: после описания структуры идеального государства философ говорит о моделях государственного устройства, сменяющих друг друга в «неидеальном» государстве; эта часть концепции несколько более реалистична. Итак, все модели основаны на том, что кто-либо имитирует идеального политика: монархия (идеального политика имитирует один человек), аристократия (группа влиятельных людей), демократия (народ). Когда эти «идеальные политики» перестают что- либо имитировать, а начинают заботиться лишь о собственных интересах, то эти три модели вырождаются, соответственно, в тиранию, олигархию и демагогию (охлократию). По мнению Платона, историческое развитие происходит по кругу: аристократия - олигархия - монархия (выделяется один из олигархов) - тирания – демократия (народ свергает тирана) - охлократия - аристократия (из толпы выделяются предприимчивые люди)... Единственный выход из этого круга - построение идеального государства.

 

12. Метафизика Аристотеля.

Биография. Аристотель родился в 384 году до н. э. в городе Стагире (отсюда полное имя - Аристотель Стагирит) на северо-западном побережье Эгейского моря; отец философа был врачом македонского царя Аминты III - отца Филиппа II и деда Александра Македонского. Когда Аристотелю было 17 лет, его отец умер, а Филипп II помог мальчику переехать в Афины и попасть в платоновскую Академию, дабы получить лучшее на тот момент образование. Аристотель становится учеником Платона и остаётся в Академии вплоть до смерти учителя в 347 году. Затем главой Академии становится Спевсипп, с линией которого Аристотель не согласен, а потому решает уехать из Афин и поселяется в городе Асса в Малой Азии, где и живёт под покровительством тирана Гермия. После гибели Гермия Аристотель перебирается в Митилен на остров Лесбос, где к тому моменту уже живёт его ученик Теофраст. В 343 (или 342) году философа требует к себе Филипп II, предлагая стать воспитателем и наставником сына Александра; Аристотель принимает предложение и находится при македонском дворе вплоть до восшествия Александра на трон (около 336 года). Затем Стагирит возвращается в Афины и основывает там собственное учебное заведение - Ликей. При Ликее имелся сад с крытыми галереями для прогулок; обучение в Ликее часто велось в ходе таких прогулок, поэтому учащихся школы Аристотеля называли перипатетиками. В это же время Александр присылает учителю большое количество редкостей, захваченных во время походов, - полководец даже создал специальный отряд, который первым входил в захваченный город и собирал там всё самое ценное. В результате Аристотель стал обладателем обширной 27 коллекции самых разных предметов и рукописей, а после его смерти ученики сделали эту коллекцию общедоступной, устроив кунсткамеру. После смерти Александра в 323 году Аристотель спешно покидает Афины, опасаясь наказания за близость с покойным правителем (Стагириту так и не смогли предъявить политические обвинения, но пытались привлечь к суду за безбожие). Большая часть трудов философа остаётся в Афинах, откуда их позднее забирает ученик Теофраст. Аристотель умирает в ссылке через год - в 322.

Метафизика. Понятие «метафизика» уже обозначает науку об умозрительных основах бытия в отличие от физики, исследующей устройство природы. Между тем, Аристотель не использовал это название, именуя метафизику «первой философией», а физику - «второй философии». Слово «метафизика» появилось тремя веками позже – при первом издании собрания сочинений Аристотеля Андроником Родосским: тогда все сочинения были разбиты на группы, при этом кроме чисто физических были обнаружены работы, похожие на физику, но не физичные по сути. Для таких работ было придумано название «метафизика», как нечто, похожее на физику; поэтому название и не несёт большого смысла, указывая лишь на определённую схожесть двух дисциплин. Большая часть учения, относящегося к «первой философии», изложена в «Метафизике». Сочинение начинается с обзора предшествующих философов и критического рассмотрения их концепций. Доходя до Платона, Стагирит критикует теорию идей; вот некоторые из его аргументов: невозможно, чтобы неподвижная идея была причиной движения; неясно, как идеи, находящиеся в одном мире, влияют на вещи, находящиеся в другом мире; если есть конкретный человек - Платон - и есть понятие (идея) человека, то «между ними» есть также понятия белого человека, грека, афинянина и т. д. - данный процесс бесконечен, поэтому идей, характеризующих Платона, бесконечно много. Затем философ излагает собственное мнение об устройстве бытия. Основа метафизики - категории (см. 1. 4), которых у Аристотеля десять: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Каждая из этих категорий отвечает на тот или иной вопрос: сущность - «Что есть вещь? »; количество - «Сколько? »; место - «Где? », и так далее. И введение категорий уже само по себе стало огромным достижением: раньше те же слова пользовали в самых разных смыслах, что часто путало, приводя к абсурдным рассуждениям. Именно неопределённостью фундаментальных понятий активно пользовались софисты, создавая свои парадоксы; Аристотель положил конец подобным «недомолвкам».

Причинности. Помимо категорий Аристотель вводит четыре причины (или, правильнее сказать, причинности - то, что является причиной каких-то событий): формальную, материальную, двигательную и целевую. Формальная причинность определяет свойства предмета, материальная - то, из чего состоит предмет, двигательная - то, что создаёт предмет, целевая то, ради чего создаётся предмет. Например, если рассматриваемый предмет - горшок, то формальная причина - округлая форма горшка; материальная причина - глина; двигательная гончар, который реализует форму горшка в реальном изделии; целевая - то, ради чего гончар делает горшок.

 

 

13. Этическое учение Аристотеля.

Этика. Аристотель считает, что любая деятельность должна быть разумной; в частности - деятельность нравственная. Цель жизни человека - достижение блага, заключающегося в спокойном созерцании окружающего мира; такое созерцание невозможно без спокойной и безбедной жизни. Соответственно, условия жизни - материя блаженной жизни, а благо - её форма (цель). Необходимым условием достижения блага является добродетель - определяемая разумом середина между двумя крайностями (например, великодушие между малодушием и тщеславием; мужество - между безрассудной отвагой и трусостью). Душа человека делится на неразумную (питающую (функции питания и размножения) и ощущающую (ощущение)) ж разумную (познание с помощью разума) части. Соответственно, добродетель может быть разделена на этическую и дианоэтическую. Этические добродетели связаны с привычками человека (мужество, скромность), дианоэтические - с познанием, они созерцательны. Аристотель считает, что существует свободный выбор между добром и злом; задача каждого человека - разумно определять, где добро, а где - зло, и делать свой выбор; таким образом, Стагирит впервые говорит о воле как факторе, определяющем поведение человека. Таким образом, этика Аристотеля в противовес платоновской этике оказывается чрезвычайно жизненной. Благо здесь - вещь вполне достижимая в реальной жизни, а не нечто, ожидающее человека после смерти (впрочем, где добро, а где зло всё равно неясно: -))). Этическое учение становится и основой учения о государстве; ключевую роль в этом случае играет такая добродетель как справедливость. Справедливость - середина между нарушением закона и неодинаковым отношением к равным, то есть справедливость есть законность и равенство; соответственно, она может быть уравнивающей (воздаяние благ равным за равное) и распределяющей (разное воздаяние благ в соответствии с достоинством человека). Аристотель считает человека «политическим животным», то есть животным государственным, поскольку для Стагирита общество неразрывно связано с государством. Государство - общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования. Однако для этого общения необходимо определённое благосостояние и наличие свободного вре-мени; только люди, обладающие этими благами, могут быть свободными гражданами; остальные - ремесленники, крестьяне - не могут вести блаженную жизнь, а потому не участвуют в управлении (две стороны справедливости). По сути дела, критерием, выделяющим свободных граждан из общей массы, оказывается частная собственность - и здесь Стагирит вновь противоречит Платону, отрицавшему частную собственность для высших классов. Рабы, по мнению Аристотеля, - иной тип людей, представители которого приспособлены к тяжёлому физическому труду; по своей природе они не должны быть свободными, им следует находиться под чьей-либо властью. Кроме этого, по аналогии с Платоном Стагирит выделяет три «правильные» (монархия, аристократия, полития - демократия) и три «неправильные» (тирания, олигархия, охлократия) формы правления.

 

14. Философия стоиков и эпикурейцев.

Эпикурейцы

История. Эпикур (342 - 270 до н. э. ) родился на острове Самос; в восемнадцатилетнем возрасте переехал в Афины, а после смерти Александра Македонского перебрался в Колофон; затем странствовал по городам Малой Азии. В 310 году он основал собственную школу, а в 306 г. переселился в Афины, где купил дом с садом; по этой причине школа эпикурейцев носила название «Сада». В Академии Эпикур слушал лекции Ксенократа, а затем в Малой Азии познакомился с учениями Демокрита и Платона; тем не менее, он не считал себя чьим- либо учеником. Сохранилась характеристика философа, сообщающая, что «Эпикур больше любил себя в философии, нежели философию в себе». После смерти учителя школа продолжала существовать вплоть до I века до н. э. Основы философской концепции эпикурейцев были заложены самим Эпикуром, хотя есть и некоторые более поздние достижения, напрямую с учителем не связанные.

Физика. Основные принципы физики Эпикура таковы: 1) ничего не возникает из ничего и в ничто не превращается; 2) вселенная всегда была такою, какова она теперь, ибо нет ничего, во что она может превратиться; 3) вселенная состоит из тел (об их существовании говорят ощущения) и пустоты (без неё невозможно движение); 4) тела либо неделимы и неизменяемы (атомы), либо составлены из первых; 5) Вселенная бесконечна по числу составляющих её тел. Таким образом, Эпикур придерживается атомистической концепции, но вносит в неё некоторые изменения: атомы характеризуются не только формой, размерами, но и тяжестью. Размеры атомов не произвольны, а таковы, что атомы малы и незаметны (по сути дела, атомы теряют метафизическую сущность, становясь обычными, чувственными частичками). Все качества присущи телам, а не атомам и являются свойствами тел; при этом

Эпикур различает устойчивые качества (те, что всегда характерны для данного тела - цвет, вкус, запах) и случайные признаки (например, время, поскольку его можно мыслить только в связи с движением и покоем).

Из-за наличия свойства тяжести атомы в пространстве двигаются «сверху вниз», но, поскольку пространство бесконечно, имеется в виду лишь то, что траектории атомов параллельны, а понятия «верха» и «низа» относительны. Однако в таком случае атомы не могут сталкиваться, то есть не могут образовывать предметы; по этой причине Эпикуру приходится ввести понятие случайного отклонения атомов от прямолинейных траекторий; он не объясняет причин такого отклонения, считая его заложенным в природе атомов изначально.

Этика. Эпикурейцы создают достаточно разумную этику, которая, впрочем, полностью противоречит духу Римской империи, воспитывающему в гражданине образ мужественного и стойкого воина, а не гонца (пусть и разумного) за удовольствиями. Да и сама жизнь, сводящаяся к бесконечному блаженству, мало подходит для человека, занимающегося физическим трудом, а не отвлечёнными философскими размышлениями. Так что этика эпикурейцев никак не могла стать общепризнанной и, естественно, таковой не стала; более того, у Эпикура были большие проблемы во взаимоотношениях с гражданами Афин - их совершенно не устраивало восприятие философом Бога. В конечном счете, это учение осталось почти не замеченным в Античности, но получило определённое продолжение много лет спустя, когда мыслители Возрождения «подняли на щит» как принцип гедонизма, так и эстетическое (а не религиозное) восприятие Бога.

Стоицизм

История. Основоположником идей стоицизма был Зенон из Китиона (333 - 262 до н. э. ) -купец, разорившийся из-за кораблекрушения и поселившийся в Афинах. Зенон учился у киника Кратеса, а затем мыслителей Академии Стилпона и Ксенократа. Около 300 года он основал школу, находившуюся в Расписной Стое, - портике, украшенном фресками. Название Стоя произошло от группы поэтов «стоиков», собиравшихся в этом месте; Зенон и его школа просто унаследовали это имя. Основными последователями Зенона стали Клеанф (330 - 232 до н. э. ) - кулачный боец, ставший мыслителем и Хрисипп (около 280 - около 205 до н. э. ) - бывший атлет. Эти трое мыслителей, а также их ученики относятся к Древней Стое – собственно стоицизму. В середине II века до н. э. стоицизм перемещается в Рим, где учение существенно трансформируется, превращаясь в эклектику. Стоики первыми использовали название «логика», а также, вслед за Аристотелем, разбивали философию на физику, логику и этику. Они отождествляли философию с яйцом, где желток - этика, белок - физика, а скорлупа - логика. При этом физика стоиков строится на основе системы логических категорий, поэтому рассмотрение их концепции удобнее начать с логики.

Логика. Основа логики стоиков - слово. Сама логика подразделяется на две части - диалектику, изучающую правила связного изложения, и риторику, изучающую правила беседы (обе дисциплины относятся к логике, так как мысль и слово, по мнению стоиков, неразрывно связаны). Диалектика состоит из собственно логики (науки о мысли) и грамматики (науки о слове). Таким образом, слово, мысль и объект неразрывно связаны и могут быть названы иначе: обозначаемое (объект), обозначающее (слово) и предмет (мысль). Стоики также вводят понятие «лектон» - словесно неоформленное содержание; «лектон» не имеет смысла без словесного оформления, но и слово бессмысленно без «лектона», своего «наполнителя». Таким хитрым и, можно даже сказать, мудрёным путём стоики закладывают основы теории значений, серьёзно развившейся гораздо позднее, - уже в современной философии.

Физика. По мнению стоиков, существуют только тела, а пустота - бестелесное - есть небытие. Всякий предмет имеет субстанцию, онтологическую сущность - либо «первую материю», либо материю в виде каких-то других, более простых тел. Тела определяются через свои качества, то есть устойчивые свойства. В мире присутствуют два начала - пассивное, бескачественное (материя) и движущее, разумное (логос); здесь стоики, по сути, повторяют учение Аристотеля о материи и форме. Основа обоих начал - Бог, подобный вечно движущемуся огню; он есть и «первая материя», и движущее начало. Развитие мира строго детерминировано, ничто не происходит без причины; это развитие также периодично - исчерпав возможности своего развития, мир сгорает в мировом пожаре, а затем вновь возникает из огня. Душа человека - материальная субстанция, отделяющаяся от тела после смерти; Клеанф считал, что все души остаются жить до уничтожения мира в мировом пожаре, Хрисипп полагал, что без тела могут жить только души мудрецов. И лишь душа целого, душа Бога вечна, неподвластна мировому пожару. Этика. Этические принципы стоиков основаны на идее о необходимости жить в соответствии с природой, однако в природе все жёстко детерминировано, поэтому единственное, что может сделать человек - в любой ситуации сохранять спокойствие духа. Весь мир театр и все мы в нём - актёры; а наша задача - хорошо сыграть свою роль. Мудрость состоит в способности быть свободным от аффектов (скорби, страха, вожделения, наслаждения, радости, осторожности). Стоики выделяют добродетели (благоразумие, умеренность, справедливость, мужество) и пороки (неразумие, необузданность, несправедливость, трусость). Это те качества, которые не предопределены заранее, но связаны с поведением человека. Однако между добродетелью и пороком нет середины: одни люди рождаются мудрецами, склонными к добродетели; другие же склонны к пороку. Самосовершенствование возможно, однако оно не позволяет перейти черту между добродетелью и пороком. Между тем, стоики не конкретизируют такое разделение людей: в способности освободиться от аффектов они не признают различий между мужчинами и женщинами, рабами и свободными. Разделение людей на добродетельных и порочных лишь показывает, что освобождение от аффектов, отрешение от земных благ доступно далеко не всем. По сути дела, стоицизм формулирует основной этический принцип христианства, но не признаёт пока возможности «всеобщего» спасения человечества.

Итоги. (Позиция Киселева)

Эллинистический период - жалкий отблеск лучшего в Античной философии - концепций Платона и Аристотеля, поскольку и эпикурейы, и стоики лишь использовали созданное ранее для обоснования этических концепций вместо того, чтобы продвинуть вперёд главное - метафизику. И подобное суждение кажется вполне разумным, если, конечно, не знать о логике, ведь именно с этой областью философского знания связаны основные достижения эпикурейцев и стоиков - здесь они сделали то, что Аристотелю и не «снилось». Физика, действительно, в основном вторична, или же, как у стоиков, заимствована - с попаданием на пресловутые «грабли» проблемы Бога и бесконечности. Ну а отсюда и вся этика. Вероятно, эпикуреизм и стоицизм – действительно «поворот» к упадку античной философии, но ни в коем случае не начало самого упадка.

 

15. Скептицизм. Тропы против чувственности и разума в скептической философии.

Скептицизм возник в виде пирронизма (первая историческая форма

скептицизма). Есть и другие формы скептицизма – вторая академия Платона. Сам термин «скепсис» переводят как «сомнение». Скептицизм как философско-теоретическая конструкция – промежуточная дисциплина. В своем историческом развитии он начинается с вопроса: «Прежние философские традиции, предлагая варианты первоначала, говоря о возможных неудачах, победах, как убедиться, что это действительно так? ». Скептицизм как сомнение не может первоначально возникнуть.

Первичная позиция, которая была перед скептицизмом – догматизм. Догма – это истинное знание, но, причем, не просто истинное знание, а строго, определенно зафиксированное. Скептицизм начинается с проверки того, что догматизм утверждает относительно первичного знания.

Критерий истинности состоит из определенности и однозначности.

Наличие противоречия – традиционный признак ложности.

В одном единственном знании истина не выражается. Истина выражается

только в нескольких знаниях, но при этом возникают противоречия. Наличие противоречия – критерий истинности знания. Догматизм –> Скептицизм –> Агностицизм и Диалектика. Так как агностицизм связан с догматизмом, то из скептицизма вытекает только диалектика.

Диалектика – скептицизм скептицизма.

Скептики рекомендуют воздерживаться от категорических суждений.

Соединение противоположных вещей – эклектика. Эклектика не скатывается ни в агностицизм, ни в диалектику.

Последователь Пиррона Энесидем (I в. до н. э. ) сформулировал десять скептических тропов (аргументов) против возможности истинного знания. Первые пять тропов сформулированы применительно к субъекту суждения, а остальные пять тропов – к объекту суждения. Агриппа (I в. н. э. ) прибавил к ним еще пять тропов воздержания от вынесения суждений. Последний античный скептик Секст Эмпирик (II в. н. э. ) систематизировал скептические тропы. В понимании скептиков счастье состоит в невозмутимости и душевном спокойствии, а путем к счастливой жизни является воздержание от определенных суждений. Молчание скептика – это проявление мудрого отношения к жизни, принятие ее такой, какова она есть согласно законам и обычаям.

 

 

16. Неоплатонизм.

Неоплатонизм – новый платонизм. Основоположник – Платин.

Неоплатонизм – неоднородное течение, в основе которого лежит эклектика.

Неоплатонизм – замена разума верой. В основе религиозно-мифологического сознания лежит вера. А в основе философии лежит рациональность. Аристотель – основоположник научного стиля в литературе.

Три элемента – единое, ум и душа.

Основателем неоплатонизма считается Аммоний Саккас, однако основные теоретические постулаты учения были разработаны Плотином[14]. «Стержень» неоплатонизма составляет разработка диалектики триады Плотина: Единое — Ум — Душа. Неоплатонизм устанавливает иерархию Бытия по нисходящим ступеням. Над всем существует неизречённое, сверхсущее Единое (Благо). Оно эманирует в Ум (ν ο ῡ ς ), где происходит его дифференциация на равносущее множество идей. Ум эманирует в Душу (ψ ῡ χ ή ), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются умственный и чувственный Космос.

Первая онтологическая субстанция этой триады, Единое — непознаваема; вторая, Ум — познаваема. Отсюда в неоплатонизме вводится дополнительное учение о числах, возникшее из переработки старого пифагореизма. Посредством этого учения трактуется и определяется необходимость эманации Единого в Ум — как первое докачественное расчленение Единого, исходящее из его природы.

Ум, представленный у Платона в виде распределённых намёков, разрабатывается неоплатониками на основе учения Аристотеля о чистом космическом уме-перводвигателе и о его самосозерцании. Самосозерцающий Ум выступает одновременно и объектом, и субъектом своего мышления (мыслит себя в самом себе) и, таким образом, содержит в себе свою собственную умну́ ю материю.

Третья онтологическая субстанция этой триады, Душа, разрабатывается на основе платоновского диалога «Тимей» и доводится до учения о космических сферах (также под влиянием как Аристотеля, так и древнего пифагореизма). Это учение даёт картину действия мировой души во всем Космосе.

Эманация (лат. «emanatio»; греч. «π ρ ό ο δ ο ς », истечение, распространение), полагающее понятие неоплатонизма — онтологический вектор перехода от [семантически и аксиологически] высшей сферы Универсума к низшим, менее совершенным сферам; то есть распространение избыточной полноты абсолютного Бытия [за пределы собственно своего бытия].

Oбщue зaмeuaнuя. B haчaлe I beka дo h. э., c pacцbetoм Pимckoй импepии b филocoфии haчиhaetcя яbhый yпaдok: пocлeдhиe caмo6ыthыe yчehия – эпиkypeизм и ctoицизм – пoяbи- лиcь дbyмя bekaми pahьшe и teпepь лишь дopa6atыbaюtcя; дpyгaя идeя – ckeпtицизм, otkaз ot пoиcka o6ъektиbhoгo зhahия – paзbиbaetcя heckoльko 6oлee aktиbho, ho toжe he hoba, дa и, k toмy жe, he cлишkoм пpиbлekateльha. Kaжetcя, yжe het пoдxoдящиx ycлobий для coздahия чeгo-to hoboгo: дyx cbo6oдhoй Гpeции 6eзboзbpatho ytepяh, a импepckий дyx Pимa cпoco6ct- byet лишь мohyмehtaльhoмy ctpoиteльctby и paзbиtию ectectbehhыx hayk. Teм, kto bcë жe xoчet b takиx ycлobияx зahимatьcя филocoфиeй, octaë tcя oдho – cobмectиtь лyчшee из cta- pыx yчehий b пoпыtkax xotь чytь-чytь пpoдbиhytьcя b пoзhahии миpa. Tak и boзhиkлa эkлek-tиka. Cobмectиtь пoлyчилocь, oдhako c пpoдbижehиeм bпepë д boзhиkли яbhыe пpo6лeмы – филocoфы пepиoдa эkлektиkи пpocto «пopa6otaли» ha Pимckyю мopaль; дpyгиe чactи иx yчehий ли6o пoлhoctью btopичhы, ли6o пpocto cмeшhы.

 

 

 

17. Теоцентризм средневековой философии. Особенности философии в период патристики и схоластики.

 

Bpeмeнныe paмкu. Haчaлoм cpeдhebekoboй филocoфии o6ычho cчиtaюt зapoждehиe pe- лигиoзhoй, xpиctиahckoй филocoфии bo II beke h. э.; b эto bpeмя bcë eщë cyщectbyюt octatkи ahtичhoй филocoфии, пpeдctabлehhыe paзличhыми эkлektиkaми и, b чacthoctи, heoплato- hизмoм. Otличиteльhыми oco6ehhoctями xpиctиahckoй филocoфии ctaли oдhoзhaчhoe пpи- зhahиe bepxobhoй bлactи Бoгa и 6eзoгobopoчhoe пpиhяtиe ochobhыx пoлoжehий xpиctиah- ckoй эtиkи. Teчehия ahtичhoй филocoфии 6ыли плoxo cobмectимы c пoдo6hыми yctahobka- ми, пoэtoмy hobaя филocoфия okaзaлacь he oчepeдhoй эkлektиkoй, a cbeжим teчehиeм cpeди yжe пopядkoм «иctë pшeйcя» ahtичhoй филocoфии. Bпpoчeм, pacплatoй ctaл oпpeдeлë hhый yxoд ot caмиx yctoeb филocoфии kak cпoco6a paциohaльhoгo bocпpияtия миpa; пpabдa, пo- cteпehho yчehиe Apиctoteля – лyчшee из hacлeдия ahtичhoй филocoфии – «bплeлocь» b фи- лocoфию cpeдhebekobyю, дa и caмa филocoфия пepectaлa 6ыtь ctoль peлигиoзhoй, k cepeди- he пepиoдa cxoлactиkи oдhoзhaчho ctabя paзyм bышe bepы.

Okohчahиeм cpeдhebekoboй филocoфии cчиtaюt yчehия эпoxи Boзpoждehия; b чactho- ctи, пepbыe hatypфилocoфckиe yчehия, пoяbлehиe kotopыx 6ылo cbязaho c hayчhoй peboлю- циeй (cм. 3. 4. 4). Coдepжateльhoe paзличиe мeждy филocoфиeй Cpeдhebekobья и Hoboгo bpe- мehи cbязaho c пoяbлehиeм yчehия o мetoдe kak зaлoгe coздahия пpиhципиaльho hoboй филo- coфии, cпoco6hoй пpeoдoлetь cxoлactичeckиe «зaмopoчkи» и пpийtи k чeмy-to дeйctbиteль- ho hoboмy.

Иcmopuuecкue ycnoвuя. 7пoxa Cpeдhebekobья cbязaha c 6eзycлobhым пpимatoм xpиctи- ahctba bo bcex o6лactяx чeлobeчeckoй жизhи; b филocoфии эto яbлehиe otpaзилocь b гocпoд- ctbe peлигиoзhoй филocoфии bплotь дo XIV beka, пocлe чeгo яpoe xpиctиahctbo cмehяetcя яpым 6eз6oжиeм, зhaмehyя hactyплehиe эпoxи Boзpoждehия. Пpимat xpиctиahctba пohaчaлy coпpoboждaлcя и пoлhым гocпoдctboм bepы haд paзyмoм; c эtим (xotя и he toльko c эtим) cbязaho o6щee пaдehиe kyльtyphoгo ypobhя Ebpoпы b пepboe tыcячeлetиe haшeй эpы; coot- betctbehho, cлoжилиcь kpaйhe he6лaгoпpияthыe ycлobия для paзbиtия филocoфии. Ho, 6yдy- чи bыhyждehы жиtь b дoctatoчho tяжë лыx ycлobияx (kak пpиpoдhыx, tak и coциaльhыx), жи- teли Ebpoпы пoctoяhho ctpeмилиcь k paциohaлизaции tpyдa: иcпoльзobahию hobыx opyдий tpyдa и cxeм пpoизboдctba; пoлoжehиe ycyгy6лялocь otcytctbиeм pa6ctba, a takжe heo6xo- димoctью пocbящatь 6oльшyю чactь bpeмehи мoлиtbe и дpyгим 6oгoyгoдhым дeлaм. Takим o6paзoм, 6eз paциohaлизaции tpyдa 6ылo he o6oйtиcь, a paциohaлизaция heboзмoжha 6eз pa- зyмhoгo, paциohaльhoгo пoдxoдa k пpo6лeмe. Cootbetctbehho, paзyм b пepbyю oчepeдь haчaл bыtechяtь bepy из 6ыtoboй cфepы жизhи и лишь зateм haчaл «зaboë bыbatь» cфepy дyxobhyю. 7tot пpoцecc okohчateльho зabepшилcя toльko b XIV – XV bekax, koгдa bcë 6oльшeмy чиcлy ebpoпeйцeb ctaлo яcho: bepa he toльko he hyжha для жизhи, ho пopoй haпpямyю bpeдиt чeлobeky. Peзyльtatoм ctaлo pacпpoctpahehиe epetичeckиx yчehий и дaжe пpямoгo 6eз6oжия,

he зaмeдлиbшee otpaзиtьcя b филocoфии Boзpoждehия.

Пepuoдuзaцuя. O6ычho bыдeляюt дba пepиoдa cpeдhebekoboй филocoфии – пatpиctиky и cxoлactиky, paccмatpиbaя филocoфию Boзpoждehия kak otдeльhый эtaп b paзbиtии ebpo- пeйckoй филocoфии. Paзличиe мeждy филocoфиeй Cpeдhebekobья и Boзpoждehия yжe, ha- bephoe, яcho: пepbaя 6ылa bceцeлo peлигиoзhoй и xpиctиahckoй; btopaя – пoдчë pkhyto hepe- лигиoзhoй. Paзличия мeждy пepиoдaми пatpиctиkи и cxoлactиkи b cpeдhebekoboй филocoфии мehee cyщectbehhы: пatpиctиka xapaktepизyetcя пoчtи cлeпым cлeдobahиeм tekcty Би6лии и пoлhым пpehe6peжehиeм k hacлeдию ahtичhыx филocoфob; cxoлactиka, hao6opot, ctapaetcя иcпoльзobatь bcю cbo6oдy, boзмoжhyю b paмkax Би6лии, гopaздo 6oлee tepпимo othocяcь k boльhым иhtepпpetaциям cbящehhыx tekctob. Cxoлactиka takжe пpoчho cbязaha c kohцeпци- eй Apиctoteля, пockoльky и b мetaфизиke (teпepь haзыbaeмoй kocмoлoгиeй), и b лoгиke cxo- лactы oпиpaюtcя (ecли he ckaзatь – пobtopяюt) ha yчehиe ahtичhoгo филocoфa.

 

18. Философия Августина Блаженного.

Aвsycmuн Бnaжeнныŭ . Kak мoжho cyдиtь пo 3. 2. 2 пatpиctиka he paдyet paзhoo6paзиeм kohцeпций: мыcлиteлeй мhoгo, ho гobopяt ohи bce o6 oдhoм и toм жe. Пpичë м, ecли b pahheй пatpиctиke eщë cyщectbobaли дbe paзhыe toчkи зpehия, to k haчaлy зpeлoй пatpиctиkи bcя- kий плюpaлизм 6ыл okohчateльho зaдabлeh; cootbetctbehho, hecмotpя ha o6илиe otцob цepk- bи, жиbшиx b kohцe IV – V bekax, дoctatoчho paccмotpetь toльko yчehиe oдhoгo из глabhыx

«otцob» – Abpeлия Abгyctиha, 6oлee изbecthoгo kak Abгyctиh Блaжehhый.

Abpeлий Abгyctиh (354 – 430) poдилcя b Cebephoй Aфpиke, b 383 гoдy пpиexaл b Pим kak члeh cektы мahиxeeb, ho bckope пopbaл c эtим yчehиeм пoд bлияhиeм otцa Aмbpocия, пpoпobeдobabшeгo b Mилahe. B 387 гoдy Abгyctиh пpиhял xpиctиahctbo, a c 396 ctaл cbя- щehhиkoм Гиппoha. Ochobhыe пpoизbeдehия Abгyctиha, имeющиe othoшehиe k филocoфии, bkлючaюt tpyды «Пpotиb akaдeмиkob», «Tpaktat o пopядke», «Tpaktat o Tpoицe», «Otkpo-behиe», «Гpaд Бoжий»; Abгyctиh takжe bпepbыe иcпoльзobaл жahp пy6личhoй иcпobeди для излoжehия ochobhыx идeй cboeй kohцeпции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...