Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурологические понятия




КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ-наука, исследующая в сравнительном плане различные гипы культур и пути их преобразования при социальной (а не биологической) передаче информации от поколения к поколению. Ранее рассматривалась как синонимичная термину "этнология", поскольку использовалась лишь при изучении до цивилизационных обществ. В связи с вовлечением ее принципов1 в" цивилизации" становится наиболее употребимым термин "культурно-историческая антропология" или же просто" историческая антропология". Сам термин "антропология" в данном случае понимается как наука о человеке и человеческих сообществах.

КУЛЬТУРА - пластичная и многозначная фиксированная в нормах программа деятельности индивидов, формируемая, хранимая, накапливаемая и передаваемая обществом на основе общественной практики; она уделяется обществом каждому члену общества и гибко детерминирует индивидуальное поведение. Это особая система средств хранения и передачи социального опыта, превращающая его в орудие гибкого программирования обществом поведения индивидов и в орудие частичного предопределения жизни

последующих поколений устоявшимся опытом предыдущих (традицией). Эта система средств отличает человека от других животных главным образом тем, что является искусственной, условной, допускает изрядную долю выбора, сопряжена с символизацией. Конкретно она выражается в вещах и соматике (телесном облике) людей. Ее продукты суть в то же время ее компоненты и ее орудия.

Культура - фундаментальное понятие ряда наук, в том числе и истории.

АРТЕФАКТ - материальный объект, сделанный человеком в соответствии с нормами культуры. Букв.:нечто искусственно (аг1е-) сделанное (-ГасШт). Понятие сформировано следующими признаками: 1) материальность, вещественность, 2) искусственность (изготовленность человеческим трудом, производством), 3) культурная нормативность (обусловленность и подчиненность облика предмета системе норм культуры).

ВЕЩЬ - дискретный сгусток материи, сформированный или преобразованный (хотя бы перемещенный) культурными действиями людей и воспринимаемый как статичный объект. Близко по смыслу понятию "артефакт", но шире, так как включает результаты не только трудовых, но и всяких культурных действий (игровых, культовых, бытовых и т. п.), и не только законченные результаты, соответствующие культурным нормам (типичные), но и промежуточные, побочные и т. д. Подобно понятию" артефакт" обычно применяется только к портативным целым предметам или отдельным деталям.

МАТЕРИАЛЬНАЯ (ВЕЩЕСТВЕННАЯ) КУЛЬТУРА та

фракция культуры, которая объективирована в вещах - дискретных сгустках материи, сформированных трудовыми действиями людей. Вопреки обиходному представлению противопоставима не только духовной культуре (психической или культуре чувств и мыслей), но и поведенческой и физической.

ОТДЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - система взаимосогласованных норм и их реализации в поведении, вещах и телесном облике людей,

имеющая один и тот же, в основном, смысл, одну и ту же значимость (ценность) для некоторой общности людей и существенно отличающаяся от других подобных систем, которых придерживаются другие общности людей. Отдельная культура имеет пределы во времени и пространстве, хотя и не всегда резко ограничена (нередко границы размыты, но они всегда есть). Обычно отдельная культура охватывает крупную общность людей, простирается на значительную территорию и занимает заметный отрезок времени.

В существовании отдельных культур выражена дискретность культуры. В основе этого феномена два обстоятельства:

а) разнородность массива человечества по плотности, сгрунпированность его в разнообразные общности (а с этим связаны различия в густоте контактов и взаимосвязей, наличие полос изоляции и отчужденности);

б) условность и свобода выбора многих компонентов культуры, богатые возможности различных конструктивных решений одних и тех же задач, различного выполнения и оформления одних и тех же функций, различной символизации (а с этим связаны случайность и неповторимость многих форм культуры, сопряженностях распространения и ареала с сетью контактов, с реальными группами контактирующих людей). Это могут быть контакты хозяйственные или культурные, брачные или военные, интенсивные, но кратковременные или слабые, но очень длительные и подкрепленные сходством условий жизни. Поскольку культура устойчива отдельная культура может долго сохранять цельность и после распада сети контактов, в которой она сложилась - тогда в наличии отдельной культуры оказываются не актуальные, а прошлые контакты.

СУБКУЛЬТУРА - обособленная часть отдельной культуры, выделяемая по формальной специализации соответственно социальной позиции группы людей, которым эта часть культуры присуща, в системе социального организма. Эго такая группа людей (пол, возрастная группа, класс, сословие и т. п.), которая не может существовать отдельно от других групп, других частей социального организма.

СЕКЦИЯ КУЛЬТУРЫ - обособленная часть отдельной культуры, выделяемая по функциональной консолидированное™ в системе социального организма (производственная,

семейно-бытовая, художественная и т. п.).

ФРАКЦИЯ КУЛЬТУРЫ часть культуры (также часть отдельной культуры), выделяемая по критерию, который относительно социального организма является внешним, случайным (например, по материалу, по веществу: в культуре - материальная фракция: китайский шелк, турецкий фаянс и т. п.).

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА -отдельная культура, доступная наблюдениям этнографов. По типам контактов, легших в основу образования, среди этнографических культур различают хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические общности. В основе первых - сходство хозяйства и быта, связанных с контактами в условиях единства природной среды и общим уровнем развития; в основе вторых - длительность интенсивных контактов и родство. От этнографической культуры в принципе отличается этническая культура, в основе которой - особенная общность исторических судеб.

ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА отдельная культура,

существовавшая в далеком прошлом и исчезнувшая, не успев подвергнуться наблюдениям этнографов; условно может быть приравнена к этнографической культуре.

ЭТНОС - устойчивая группировка людей, которая обладает общностью некоторых реальных признаков, отражаемой в общественном сознании (не только самих этих людей, но и их соседей) как общность исторических судеб в рамках единого социального организма или в связи с ним. Объединителями и опознавательными признаками могут выступать язык, религия, раса и др., но в демографической практике определяющим служит этническое самосознание, формально выраженное в самоназвании и реально объективируемое в социальных отношениях, политических акциях, культурных предпочтениях, идеологических декларациях и т. п. В этническом сознании (и самосознании) отражается корреляция

культурных признаков индивида с его социальным положением, связями и возможностями. Общественное сознание выдвигает на роль этнических признаков то одни из объективных объединителей, то другие и осмысливает эту общность обычно в форме убежденности в общем происхождении. Вот почему различные объективные факторы способны выступать - то одни, то другие, порознь и в разных сочетаниях - диагностическими признаками этноса. Важным оказывается то, какую реальную солидарность общество ожидает от людей, охваченных данным признаком или данными признаками.

При этом имеется в виду не всякая солидарность (есть ведь и классовая, профессиональная, возрастная и т. п.), а такая, которая направлена на создание, поддержание, возрождение (или сохранение возможности возрождения) социального организма отдельного общества, способного существовать самостоятельно, обеспечивая постоянное производство на определенном уровне, самозащиту от стихийных бедствий и свое воспроизводство.

Этнос - это, с одной стороны, отпечаток социального организма (существующего или исчезнувшего) в культуре (включая язык и сознание) и соматике людей, а с другой - это социальный организм в тенденции и в потенции, в пределе. Пока отпечаток (этнос) не образовался, социальный организм еще не стал этносоциальным; когда социальный организм исчез, его отпечаток (этнос) - уже только этникос (по Ю. В. Бромлею). С исчезновением тенденции и потенции образования социального организма-этноса нет.

Связь этноса с теми или иными особенностями материальной культуры не обладает обязательностью и регулярностью.

ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА совокупность элементов

культуры отдельного этноса. Не всегда совпадает с этнографической культурой, не всегда образует отдельную культуру как целостную и всеобъемлющую систему (напр.: случай диаспоры).

ТРАДИЦИЯ (КУЛЬТУРНАЯ) некоторый компонент

культуры (определенная норма или несколько норм, обычай, тип, комплекс типов и т.п.), устойчиво и длительно удерживающийся, а то и развивающийся, но без радикальной трансформации - по крайней

мере, в течение нескольких поколений (территориальная протяженность определением не устанавливается).

"ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ" - реализация идей в вешах: путь от стимулов, мотивов, "мысленных шаблонов" к их воплощению в типах и конфигурациях. Связь между духовной и материальной фракциями культуры здесь прослеживается в одном направлении - от духовной культуры к материальной. Такое вычленение требуется для целей реконструкции духовной культуры по материальным остаткам - дела трудного, но вполне реального (если под материальной культурой подразумевать не материальное производство, а всю материальную фракцию культуры, материальные следы и остатки всех сфер жизни).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...