Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема I. Предмет, задачи, отрасли и методы психологии.




Содержание

Тема I. Предмет, задачи, отрасли и методы психологии.

Тема 2. Основные направления зарубежной психологии.

Тема 3. Развитие психологии в России. Теория деятельности.

Тема 4. Личность.

Тема 5. Задатки и способности.

Тема 6. Темперамент.

Тема 7. Характер.

Тема 8. Ощущения и восприятие.

Тема 9. Внимание.

Тема 10. Память.

Тема 11. Мышление и речь.

Тема 12. Эмоции и чувства.

Тема 13. Воля.

Тема 14. Межличностные отношения и общение

Тема 15. Проблемы периодизации психического развития.


Тема I. Предмет, задачи, отрасли и методы психологии.

Представление о психологии как науке

Своим названием психология обязана греческой мифологии:

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Афродита не желала, чтобы ее сын - небожитель соединил свою судьбу с простой смертной, и всячески пыталась разлучить влюбленных. Она заставила Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь психеи была так велика, что это произвело впечатление на богов и они помогли ей пройти все испытания. А Эрот убедил Зевса превратить Психею в богиню.

Для греков этот миф был образцом истинной любви, высшего проявления человеческой души и Психея - смертная женщина, обретшая бессмертие - стала символом души.

Слово «психология» состоит из греческих корней: “psyche” - “душа”, “logos” - “учение”, “наука”, следовательно, “психология” - “наука о душе”.

На протяжении веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми. В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором – для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до его систематического изучения.

Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения.

Человек – это социальное существо, и не может быть вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявлениям – мимике, жестам, интонации, особенностям поведения – эмоциональное состояние другого человека. Т. о. каждый человек – своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей.

Житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Эти довольно обширные знания могут способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, могут быть правильными. Но в целом они лишены систематичности, глубины, доказательности, часто носят интуитивный характер; мы усваиваем их не только благодаря собственному опыту, но и из художественной литературы, пословиц, поговорок, сказок, легенд, притч. Именно в них заключены истоки почти всех психологических теорий и отраслей современной психологии.

Что же представляет собой психология как наука? Что входит в предмет ее научного знания? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории психологической науки, к вопросу о том, как на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии. Психология и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем.

Термин “психология” в научном употреблении возник лишь в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением т. н. душевных (психических) явлений, т. е. таких, которые обнаруживались в сознании человека. Позднее сфера исследований психологов значительно расширилась. И название “психология” утратило свой первоначальный, довольно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...