Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы и функции психических явлений. Сознание как высшая форма психического отражения. Бессознательное.




Все психические явления принято делить на три большие группы.

Психические процессы - кратковременные, динамичные психические явления, имеющие начало (внешнее или внутреннее развитие), сам процесс и конец (ответная реакция). Могут быть познавательные, эмоциональные, волевые процессы( воспоминание, обоняние, самоконтроль и т. д. ) На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений, навыков.

Психические состояния - относительно устойчивые психические явления, которые определяют повышенную или пониженную активность человека (радость, страсть, интерес)

Психические свойства (свойства личности) - устойчивые образования, которые обеспечивают достаточно длительный период жизни и деятельности человека. Они определяют индивидуальный стиль поведения и деятельности человека.  ( решительность, уверенность, тревожность).

 Все эти явления тесно связаны между собой. В деятельности выполняют очень важные регулирующие функции:  побуждающую (мотивы), ориентирующую (интересы),  контрольно-оценочную (воля)

Психика – это субъективное отражение объективного мира, свойство мозга, нервной системы. Психическое отражение не является зеркальным, оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке. Психическое отражение это активное отражение в связи, с какой то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира. Субъективное означает, что принадлежит субъекту. Это индивидуальное своеобразие отражения, которое зависит от прошлого опыта, интересов, чувств, и других особенностей человека.

Главным признаком всех форм психического отражения, всех психических явлений следует признать их субъективную переживаемость, то, что человек испытывает. Ему чего-то хочется, он к чему-то стремится (это побуждение, мотив). Он видит дом, окно, человека, слышит мелодию, чувствует или вспоминает какой-то вкус, запах (образ), ему тепло или холодно. Он о чем-то думает, старается понять (мысль, понятие). Испытывает страх, радость, удивление (эмоции). Планирует свою деятельность, переживает волевое усилие: хочу, добьюсь, заставлю себя сделать то, что считаю нужным.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

1. оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

2. сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

3. психическое отражение углубляется и совершенствуется;

4. обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

5. преломляется ере индивидуальность человека;

6. носит опережающий характер.

Т. о., психическое отражение, психика, это, прежде всего, субъективно переживаемое, испытываемое субъектом (т. е. действующим существом) отражение. Оно обеспечивает регуляцию деятельности человека. Только правильное, адекватное отражение событий, происходящих в мире, и собственных возможностей ведет к целесообразным действиям.

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Понятия “психика” и “сознание” не совпадают.

Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Структура сознания.

1. Совокупность знаний об окружающем нас мире, накопленных многими людьми за длительное время (со-знание). Таким образом, в структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Это: ощущение, восприятие (дающие чувственную картину мира), память (возобновляет в сознании образы пршлого), воображение (образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в данный момент), мышление (решение задач, с использованием обобщенных знаний)

2. Закрепленное отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “я” человека и его “не - я”. Человек - единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Отделение “я” от “не-я” - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознание человека.

3. Самопознание, самооценка, самоосознание (обращение психической деятельности на себя)

4. Обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая, к какой либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в него необходимые коррективы и т. д.

5. Эмоциональное отношение к окружающему.

6. Фиксация и передача общественного опыта с помощью языка. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало до него и для него человечество, закрепило и передало ему в языке. Язык - особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием.

Низший уровень психики составляет бессознательное - совокупность психических явлений, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не отдает себе отчета.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь-это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах.

Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес 3. Фрейд. Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений - ошибочные действия, оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...