Современное состояние социологии культуры
Стр 1 из 80Следующая ⇒ Москва Академический Проект СОЦИОЛОГИЯ Культуры Э.А. Орлова Учебник © Орлова Э.А.., 2011© Оригиналмакет, оформление. ISBN 978582911190 Академический Проект, 2011 УДК 32 ББК 66 А98 УДК 32 ББК 66 Орлова Э.А. Социология культуры Учебник для вузов. — М.: Академичес- кий Проект, 2011. — с. — (Gaudeamus) ISBN 978582911190 – 8 Аннотация В настоящем издании представлено направление социологии культуры, связанное с изучением социокультурной микродинамики. Такая концептуальная ориентация обусловлена необходимостью ответить на ряд существенных вопросов, которые сравнительно недавно (1980-е гг.) обнаружились на теоретическом уровне этой дисциплины. Из анализа ее современного состояния следует, что здесь не хватает аналитического пространства, позволяющего объединить социальное и культурное измерения совместного существования людей и проследить механизмы динамики как структурных, так и содержательных его характеристик. В этой связи в современной социологии культуры проблемными областями становятся концепции социального и культурного пространства, социального взаимодействия, определяющего его формы, и происходящих в его рамках процессов. Автор предлагает теоретические модели социокультурного пространства и парадигм социального взаимодействия в его пределах, которые базируются на социологических и культурно-антропологических основаниях и относятся к микродинамическому уровню анализа. Из авторских построений следует, что это позволяет принимать во внимание как социальные, так и культурные аспекты общественной жизни и локализовать порождение и распространение соответствующих событий в контексте социально значимых проблемных ситуаций.
Для специалистов в области социальных наук, преподавателей, аспирантов, студентов гуманитарных факультетов и вузов. В учебнике представлено направление социологии культуры, связанное с изучением социокультурной микродинамики. Выделяются предпосылки его формирования, сложившиеся в ХХ в., а также нерешенные проблемы. Предлагается теоретическая модель, объединяющая социологическую и культурно-антропологическую трактовки социокультурного пространства и парадигм социального взаимодействия в его пределах. Для специалистов в области социальных наук. Преподавателей, аспирантов, студентов гуманитарных вузов. А 98 Рецензенты: доктор философских наук П.К.Гречко, доктор социологических наук В.В.Щербина Признательность Автор выражает глубокую признательность тем, чьи высококвалифици- рованные советы, замечания, предложения, чья дружеская поддержка помог- ли в работе над учебным пособием: А.В. Каменцу, Ю.М. Резнику, Е.Н. Селезневой, В.В. Семеновой, Е.Н. Шапинской, И.А. Урминой, В.А. Ядову. С особой благодарностью автор обращается к Е.Г. Киселевой и Д.В. Жа- рову, неоценимая помощь которых помогла книге выйти в свет. Введение Предлагаемый читателю учебник по социологии культуры отражает не только историю становления этой дисциплины, но главным образом последние тенденции, наметившиеся здесь, начиная с 1980-х гг. В этот период началось и продолжается до сих пор существенное сближение теоретических позиций социологии и культурной (социальной) антропологии, изменившее социологический взгляд на понятие культуры. В рамках формирующегося теоретического направления оно перестало трактоваться как «объект», который исследуется социологическими средствами. Наравне с социальным культурное измерение становится полноправным при изучении совместного существования людей, а само понятие определяется как созданный ими искусственный мир, как содержание общественной жизни, как процессы освоения ими своего окружения и использования соответствующих результатов в ходе взаимодействия и коммуникации. В таком теоретическом контексте общество рассматривается с точки зрения строения социокультурного пространства и форм/парадигм социального взаимодействия и коммуникации (интеракции), реализующегося в его пределах и детерминированных его составляющими.
Предметная область социологии культуры определяется теоре- тическими положениями, принятыми в современных социальных науках: – контекстом совместного существования людей, организован- ного в соответствии с институциональным, стратификационным, территориальным измерениями; – динамическими формами существования людей в этих преде- лах, такими как образ жизни, связывающий его условия и процессы на протяжении индивидуального жизненного цикла, и парадигмы взаимодействия, указывающие на особенности реализации интеракций в контексте социальных отношений. Объектами в этом случае становятся доступными изучению способы и фор- мы организации – социокультурного пространства; – социального взаимодействия и коммуникации (интеракции) в границах этого пространства. Субъект социокультурной жизни представлен концепцией человека в аспекте его результативной активности, обусловлива- ющей трансформацию природного и искусственного окружения в освоенную жизненную среду. В ходе взаимодействий и комму- никаций люди, с одной стороны, поддерживают построенные ими социокультурные порядки, а с другой — продуцируют инновации (это принято называть творчеством), обусловливающие их изме- нение. Строение социокультурного пространства, состоящего из со- вокупности таких порядков, определяется: – двумя уровнями отношений людей с окружением — специали- зированным (социетально-институциональная структура) и обы- денным (сети межличностных отношений); – тремя фундаментальными измерениями социокультурного пространства — социетально-институциональным (общественное разделение труда), стратификационным (социальное расслоение в
соответствии с различиями образа жизни), территориальным (рас- пределение социокультурного потенциала по типам поселений). Дифференциация социетально-институционального (специа- лизированного уровня социокультурного пространства осуществляется в соответствии с понятием социокультурных кодов, основание для построения которых составляют фундаментальные адаптационно необходимые связи человека с окружением. Социо- культурная стратификация выводится из сходств и различий лю- дей по образу жизни. Ее поддержание обусловлено устойчивыми формами социокультурной идентификации людьми своей прина- длежности к определенным сообществам, а изменчивость — пери- одическим перераспределением имеющихся у них ресурсов меж- ду базовыми модальностями существования — жизнеобеспечение, социализация, культурная коммуникация, рекреация. Совокупный результат совместной активности людей, органи- зованной в соответствии с измерениями социальной структуры и расслоения по образу жизни, обозначается как социокультурный потенциал. Территориальное измерение социокультурного про- странства выделяется для того, чтобы подчеркнуть неравномер- ность его распределения по типам поселений. В пределах этой системы координат тема личности как исход- ного социокультурного агента и актора (субъекта) раскрывается с точки зрения: – освоения социокультурного пространства и форм интеракции — процессов социализации и инкультурации; – использования освоенных знаний и навыков — способы под- держания устойчивости параметров социокультурного пространства; – необходимости решать личностно и социально значимые про- блемы — возможность порождать социокультурные изменения. Теоретические основания изучения социокультурной микродина- мики в пределах такой «системы координат» составляют концепции: – образа жизни как процесса чередования рутинных (стандартных) и проблемных (чреватых изменениями) ситуаций. Проблемные ситуации здесь трактуются как локусы порождения
изменений на уровне связей людей с жизненной средой; – фундаментальных форм и парадигм социального взаимо- действия: солидарность/консолидация, конфликт/борьба, парт- нерство/переговоры. Помимо динамических характеристик каж- дой из них при использовании в контексте социально значимых проблемных ситуаций (устойчивых во времени, широко распро- страненных, угрожающих индивидуальной и социальной безопас- ности) рассматриваются и их взаимопереходы. Это позволяет ана- лизировать механизмы порождения социокультурных изменений в контексте интеракций. Парадигматические процессы определяются такими пара- метрами, как предпосылки, условия, схемы совместных действий и движения информации, их результаты с точки зрения решения проблемы. Каждый их тип, а также взаимные переходы от одного к другому описаны как последовательность стадий от момента за- рождения до завершения и оцениваются с точки зрения эффектив- ности при решении социально значимых проблем. введение В целом представленное здесь теоретическое направление со- циологии культуры разработано с целью объединения: – социологического и культурно (социально)-антропологическо- го знания, что позволяет принимать во внимание как формы, так и содержание общественной жизни; – структурно-функционального, динамического и семантичес- кого аспектов рассмотрения совместного существования людей, благодаря чему уточняется концепция социокультурных транс- формаций. Социология культуры в такой концептуализации представлена в теоретической форме. Соответственно модели социокультурно- го пространства, образа жизни, парадигм социального взаимодейс- твия и их ключевые компоненты выстраиваются по принципу иде- альных типов с использованием обобщенных понятий и категорий. Автор затрагивает, но систематическим образом не обобщает здесь вопросы методологии социокультурного исследования, пос- кольку этой теме предполагается посвятить отдельную, специаль- ную работу. В целом же предлагаемое теоретическое направление соответствует Государственному образовательному стандарту вы- сшего профессионального образования второго поколения по спе- циальности 02.03.00 — Социология. Учебник, предназначенный для студентов и аспирантов, изучающих социологию, социальную антропологию, культурологию, состоит из трех разделов. В Первом разделе «Социология культуры как область знания» представлены ее ос- новные составляющие, очерчены ее границы в рамках социоло- гии в целом и ее современное состояние. Часть I «Современное
состояние социологии культуры» состоит из двух глав. Глава 1 «Предпосылки формирования современного понимания социоло- гии культуры» посвящена становлению этой области социологи- ческого знания, переходу от концептуализации понятия «культу- ра» в социологии вообще через выделение предметного поля, где эта тема приобретает определенную выраженность, к формирова- нию особого теоретического направления. В Главе 2 «Современные теоретические ориентации в рамках социологии культуры» пока- зано, что пока социология культуры находится в стадии формиро- вания и представлены те ее современные составляющие, которые очерчивают характерные для ее современного состояния границы, предметную область, объекты изучения, а также круг решенных и нерешенных проблем. В Части II «Теоретические основы решения проблем социологии культуры» выделяются основные проблемы, с которыми сталкиваются социологи культуры вне зависимости от их исследовательских позиций, и анализируется теоретический потенциал, который может быть актуализован и организован для введение их решения. Глава 1 «Определение понятия «культура» в антропо- логии и социологии» представляет познавательные преимущества от объединения значений, в которых понятие «культура» исполь- зуется в каждой из наук. В Главе 2 «Социологическая трактовка социальной реальности» обобщены представления социологов о социальной реальности, поскольку именно этот уровень считает- ся фундаментальным для порождения культурных феноменов в рамках как социологии, так и антропологии. В главе 3 «Концепция социального пространства в современной социологии» речь идет о его концептуализации в современной социологии и антропологии, о тех его свойствах — многомерность, неоднородность, подвиж- ность, — которые обусловливают необходимость его отображения в культуре, и о проблеме его теоретической неупорядоченности, с которой социологи культуры сталкиваются, когда пытаются объ- яснять разнокачественность и изменчивость социальной жизни. Глава 4 «Теоретические основы представлений о социальном вза- имодействии в современной социологии» представляет возмож- ности использования понятия «социальное взаимодействие» для дифференциации социального пространства, с одной стороны, и для локализации процессов, способствующих поддержанию и из- менению его составляющих — с другой. В Части Ш «Социология культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной микродинамики» выделенные ранее проблемы рассматриваются в свете концептуального объединения социального и культурного измерений совместного существования людей, которое позволяет говорить о социокультурном пространстве, включающем в себя как структурные, так и содержательные характеристики. Глава 1 «Основания изучения социокультурной микродинамики» пред- ставляет исходные социологические и антропологические допу- щения, на которых строятся концептуализации социокультурного пространства социального взаимодействия, а также процессов, реализующихся в его рамках. Здесь также приводятся ключевые понятия, из которых строится соот- ветствующие теоретические модели. В Главе 2 «Концепция социо- культурной реальности» выделяются исходные представления о человеке и его связях с окружением, составляющие концептуаль- ную основу этих моделей. Раздел II «Пространство социокультурной микродинамики» представляет модель дифференцированного социокультурного пространства, в пределах которого, согласно исходным допуще- ниям, выделяются два уровня: социетально-институциональный (специализированный) и обыденный (сети межличностных свя- зей). Часть I «Институциональное пространство социального взаи- модействия» полностью посвящена рассмотрению первого уровня. Глава 1 «Институциональное пространство социальной организа- введение ции» представляет его ключевые компоненты, обеспечивающие упорядоченность общественных отношений на социетальном уровне — это хозяйственная, политическая, правовая его области. В Главе 2 «Институциональная организация социально значимого знания» рассматриваются основные мировоззренческие состав- ляющие социокультурной жизни: религия, искусство, философия, наука. Глава 3 посвящена областям социокультурного пространс- тва, которые оказываются связующими между специализирован- ным и обыденным его уровнями: образование, просвещение, мас- совые коммуникации. В Части II «Социокультурное пространство обыденной жизни» раскрывается строение того уровня социо- культурной реальности, который принято называть повседнев- ностью, областью приватной жизни. В Главе 1 «Механизмы фор- мирования социокультурного пространства обыденной жизни» показано, каким образом формируются и поддерживаются сети межличностных связей, образующие первичные группы. В Главе 2 «Обыденный и институциональный уровни социокультурного про- странства: характер взаимосвязи» обсуждается вопрос о том, каким образом институциональные характеристики социокультурного пространства встраиваются в культуру повседневности. Глава 3 «Теоретическая модель образа жизни: связи человека с социо- культурной средой» посвящена описанию основных модусов со- циокультурного существования людей, образующих их непосредс- твенную жизненную среду, а также динамике их конфигураций в установившихся (рутинных) и проблемных ситуациях. В Главе 4 «Освоение социокультурного пространства» речь идет о процессах социализации и инкультурации, в ходе которых люди приобрета- ют знания и навыки, значимые с точки зрения как поддержания, так и изменения жизненных условий. Глава 5 «Дифференциация понятия личности в социокультурном пространстве» посвящена концептуализации личности как актора и агента социальных вза- имодействий и коммуникаций, от которых зависит воспроизве- дение и изменение микросред социокультурного пространства. В Главе 6 «Стратификационное социокультурное пространство» на основании предыдущих теоретических представлений строится стратификационное измерение социокультурного пространства. В Главе 7 «Распределение социокультурного потенциала по типам поселений» определяется понятие социокультурного потенциала и выстраивается территориальное измерение социокультурного пространства. В Разделе III «Формы и парадигмы социального взаимодейс- твия» речь идет о фундаментальных, антропологически универ- сальных формах интеракций, которые равно реализуются как на институциональном, так и на обыденном уровнях социокультурно- го пространства.Часть I «Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений» состоит из двух глав. В Главе 1 «Концепция социально значимой про- введение блемной ситуации» разъясняется, почему формы и парадигмы со- циального взаимодействия целесообразно анализировать именно в проблемных ситуациях; в этой связи описываются факторы, по- рождающие их и придающие им социальную значимость, стимулы, побуждающие людей к объединению для совместной активности, социокультурные результаты их решения. Глава 2 «Познавательные возможности проблемно-ситуативного анализа» посвящена преимуществам и ограничениям, связанным с использованием понятия «социально значимая проблемная ситуация». В Части П «Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации» Глава 1 «Консолидация и солидарность», Глава 2 «Конфликт и конфликтное взаимодейс- твие, Глава 3 «Переговоры и партнерство» в идеально-типической форме представляют основные парадигмы социального взаимо- действия с точки зрения благоприятных для них предпосылок и условий, ключевых ролей, динамических стадий и границ приме- нимости. В главе 4 «Организация взаимодействия в проблемной си- туации» обсуждается вопрос, каким образом при условии потенци- альной возможности реализации всех парадигм в любой ситуации взаимодействия осуществляется их взаимопереход и как можно его регулировать. Заключение «Проблемы и перспективы изучения социокуль- турной микродинамики средствами социологии культуры» посвящено осмыслению проблем, связанных с изучением социокуль- турной микродинамики, и возможностей их решения с помощью предлагаемых теоретических моделей. Предполагается, что иссле- дования такого рода будут способствовать формированию совре- менной социологии культуры как значимой теоретической области социологии. Учебное пособие заканчивается разделами «Глоссарий» и «Библиография». РАЗДЕЛ I СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ
часть 1. современное состояние социологии культуры ЧАСТЬ I СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|