Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное состояние социологии культуры




Москва

Академический Проект

СОЦИОЛОГИЯ

Культуры

Э.А. Орлова

Учебник

© Орлова Э.А.., 2011©

Оригиналмакет, оформление.

ISBN 978582911190 Академический Проект, 2011

УДК 32

ББК 66

А98

УДК 32

ББК 66

Орлова Э.А.

Социология культуры Учебник для вузов. — М.: Академичес-

кий Проект, 2011. — с. — (Gaudeamus)

ISBN 978582911190 – 8

Аннотация

В настоящем издании представлено направление социологии культуры, связанное с изучением социокультурной микродинамики. Такая концептуальная ориентация обусловлена необходимостью ответить на ряд существенных вопросов, которые сравнительно недавно (1980-е гг.) обнаружились на теоретическом уровне этой дисциплины. Из анализа ее современного состояния следует, что здесь не хватает аналитического пространства, позволяющего объединить социальное и культурное измерения совместного существования людей и проследить механизмы динамики как структурных, так и содержательных его характеристик. В этой связи в современной социологии культуры проблемными областями становятся концепции социального и культурного пространства, социального взаимодействия, определяющего его формы, и происходящих в его рамках процессов. Автор предлагает теоретические модели социокультурного пространства и парадигм социального взаимодействия в его пределах, которые базируются на социологических и культурно-антропологических основаниях и относятся к микродинамическому уровню анализа. Из авторских построений следует, что это позволяет принимать во внимание как социальные, так и культурные аспекты общественной жизни и локализовать порождение и распространение соответствующих событий в контексте социально значимых проблемных ситуаций.

Для специалистов в области социальных наук, преподавателей, аспирантов, студентов гуманитарных факультетов и вузов.

В учебнике представлено направление социологии культуры, связанное с изучением социокультурной микродинамики. Выделяются предпосылки его формирования, сложившиеся в ХХ в., а также нерешенные проблемы. Предлагается теоретическая модель, объединяющая социологическую и культурно-антропологическую трактовки социокультурного пространства и парадигм социального взаимодействия в его пределах.

Для специалистов в области социальных наук. Преподавателей, аспирантов, студентов гуманитарных вузов.

А 98

Рецензенты: доктор философских наук П.К.Гречко,

доктор социологических наук В.В.Щербина

Признательность

Автор выражает глубокую признательность тем, чьи высококвалифици-

рованные советы, замечания, предложения, чья дружеская поддержка помог-

ли в работе над учебным пособием: А.В. Каменцу, Ю.М. Резнику,

Е.Н. Селезневой, В.В. Семеновой, Е.Н. Шапинской, И.А. Урминой, В.А. Ядову.

С особой благодарностью автор обращается к Е.Г. Киселевой и Д.В. Жа-

рову, неоценимая помощь которых помогла книге выйти в свет.

Введение

Предлагаемый читателю учебник по социологии культуры отражает не только историю становления этой дисциплины, но главным образом последние тенденции, наметившиеся здесь, начиная с 1980-х гг. В этот период началось и продолжается до сих пор существенное сближение теоретических позиций социологии и культурной (социальной) антропологии, изменившее социологический взгляд на понятие культуры. В рамках формирующегося теоретического направления оно перестало трактоваться как «объект», который исследуется социологическими средствами. Наравне с социальным культурное измерение становится полноправным при изучении совместного существования людей, а само понятие определяется как созданный ими искусственный мир, как содержание общественной жизни, как процессы освоения ими своего окружения и использования соответствующих результатов в ходе взаимодействия и коммуникации. В таком теоретическом контексте общество рассматривается с точки зрения строения социокультурного пространства и форм/парадигм социального взаимодействия и коммуникации (интеракции), реализующегося в его пределах и детерминированных его составляющими.

 

Предметная область социологии культуры определяется теоре-

тическими положениями, принятыми в современных социальных

науках:

– контекстом совместного существования людей, организован-

ного в соответствии с институциональным, стратификационным,

территориальным измерениями;

– динамическими формами существования людей в этих преде-

лах, такими как образ жизни, связывающий его условия и процессы

на протяжении индивидуального жизненного цикла, и парадигмы

взаимодействия, указывающие на особенности реализации интеракций

в контексте социальных отношений.

Объектами в этом случае становятся доступными изучению способы и фор-

мы организации

– социокультурного пространства;

– социального взаимодействия и коммуникации (интеракции) в

границах этого пространства.

Субъект социокультурной жизни представлен концепцией

человека в аспекте его результативной активности, обусловлива-

ющей трансформацию природного и искусственного окружения

в освоенную жизненную среду. В ходе взаимодействий и комму-

никаций люди, с одной стороны, поддерживают построенные ими

социокультурные порядки, а с другой — продуцируют инновации

(это принято называть творчеством), обусловливающие их изме-

нение.

Строение социокультурного пространства, состоящего из со-

вокупности таких порядков, определяется:

– двумя уровнями отношений людей с окружением — специали-

зированным (социетально-институциональная структура) и обы-

денным (сети межличностных отношений);

– тремя фундаментальными измерениями социокультурного

пространства — социетально-институциональным (общественное

разделение труда), стратификационным (социальное расслоение в

соответствии с различиями образа жизни), территориальным (рас-

пределение социокультурного потенциала по типам поселений).

Дифференциация социетально-институционального (специа-

лизированного уровня социокультурного пространства осуществляется

в соответствии с понятием социокультурных кодов,

основание

для построения которых составляют фундаментальные

адаптационно необходимые связи человека с окружением. Социо-

культурная стратификация выводится из сходств и различий лю-

дей по образу жизни. Ее поддержание обусловлено устойчивыми

формами социокультурной идентификации людьми своей прина-

длежности к определенным сообществам, а изменчивость — пери-

одическим перераспределением имеющихся у них ресурсов меж-

ду базовыми модальностями существования — жизнеобеспечение,

социализация, культурная коммуникация, рекреация.

Совокупный результат совместной активности людей, органи-

зованной в соответствии с измерениями социальной структуры и

расслоения по образу жизни, обозначается как социокультурный

потенциал. Территориальное измерение социокультурного про-

странства выделяется для того, чтобы подчеркнуть неравномер-

ность его распределения по типам поселений.

В пределах этой системы координат тема личности как исход-

ного социокультурного агента и актора (субъекта) раскрывается с

точки зрения:

– освоения социокультурного пространства и форм интеракции

— процессов социализации и инкультурации;

– использования освоенных знаний и навыков — способы под-

держания устойчивости параметров социокультурного пространства;

– необходимости решать личностно и социально значимые про-

блемы — возможность порождать социокультурные изменения.

Теоретические основания изучения социокультурной микродина-

мики в пределах такой «системы координат» составляют концепции:

образа жизни как процесса чередования рутинных

(стандартных) и проблемных (чреватых изменениями) ситуаций.

Проблемные ситуации здесь трактуются как локусы порождения

изменений на уровне связей людей с жизненной средой;

– фундаментальных форм и парадигм социального взаимо-

действия: солидарность/консолидация, конфликт/борьба, парт-

нерство/переговоры. Помимо динамических характеристик каж-

дой из них при использовании в контексте социально значимых

проблемных ситуаций (устойчивых во времени, широко распро-

страненных, угрожающих индивидуальной и социальной безопас-

ности) рассматриваются и их взаимопереходы. Это позволяет ана-

лизировать механизмы порождения социокультурных изменений

в контексте интеракций.

Парадигматические процессы определяются такими пара-

метрами, как предпосылки, условия, схемы совместных действий

и движения информации, их результаты с точки зрения решения

проблемы. Каждый их тип, а также взаимные переходы от одного

к другому описаны как последовательность стадий от момента за-

рождения до завершения и оцениваются с точки зрения эффектив-

ности при решении социально значимых проблем.

введение

В целом представленное здесь теоретическое направление со-

циологии культуры разработано с целью объединения:

– социологического и культурно (социально)-антропологическо-

го знания, что позволяет принимать во внимание как формы, так и

содержание общественной жизни;

– структурно-функционального, динамического и семантичес-

кого аспектов рассмотрения совместного существования людей,

благодаря чему уточняется концепция социокультурных транс-

формаций.

Социология культуры в такой концептуализации представлена

в теоретической форме. Соответственно модели социокультурно-

го пространства, образа жизни, парадигм социального взаимодейс-

твия и их ключевые компоненты выстраиваются по принципу иде-

альных типов с использованием обобщенных понятий и категорий.

Автор затрагивает, но систематическим образом не обобщает

здесь вопросы методологии социокультурного исследования, пос-

кольку этой теме предполагается посвятить отдельную, специаль-

ную работу. В целом же предлагаемое теоретическое направление

соответствует Государственному образовательному стандарту вы-

сшего профессионального образования второго поколения по спе-

циальности 02.03.00 — Социология.

Учебник, предназначенный для студентов и аспирантов,

изучающих социологию, социальную антропологию, культурологию,

состоит из трех разделов. В Первом разделе

«Социология культуры как область знания» представлены ее ос-

новные составляющие, очерчены ее границы в рамках социоло-

гии в целом и ее современное состояние. Часть I «Современное

состояние социологии культуры» состоит из двух глав. Глава 1

«Предпосылки формирования современного понимания социоло-

гии культуры» посвящена становлению этой области социологи-

ческого знания, переходу от концептуализации понятия «культу-

ра» в социологии вообще через выделение предметного поля, где

эта тема приобретает определенную выраженность, к формирова-

нию особого теоретического направления. В Главе 2 «Современные

теоретические ориентации в рамках социологии культуры» пока-

зано, что пока социология культуры находится в стадии формиро-

вания и представлены те ее современные составляющие, которые

очерчивают характерные для ее современного состояния границы,

предметную область, объекты изучения, а также круг решенных и

нерешенных проблем. В Части II «Теоретические основы решения

проблем социологии культуры» выделяются основные проблемы,

с которыми сталкиваются социологи культуры вне зависимости

от их исследовательских позиций, и анализируется теоретический

потенциал, который может быть актуализован и организован для

введение

их решения. Глава 1 «Определение понятия «культура» в антропо-

логии и социологии» представляет познавательные преимущества

от объединения значений, в которых понятие «культура» исполь-

зуется в каждой из наук. В Главе 2 «Социологическая трактовка

социальной реальности» обобщены представления социологов о

социальной реальности, поскольку именно этот уровень считает-

ся фундаментальным для порождения культурных феноменов в

рамках как социологии, так и антропологии. В главе 3 «Концепция

социального пространства в современной социологии» речь идет о

его концептуализации в современной социологии и антропологии,

о тех его свойствах — многомерность, неоднородность, подвиж-

ность, — которые обусловливают необходимость его отображения

в культуре, и о проблеме его теоретической неупорядоченности, с

которой социологи культуры сталкиваются, когда пытаются объ-

яснять разнокачественность и изменчивость социальной жизни.

Глава 4 «Теоретические основы представлений о социальном вза-

имодействии в современной социологии» представляет возмож-

ности использования понятия «социальное взаимодействие» для

дифференциации социального пространства, с одной стороны, и

для локализации процессов, способствующих поддержанию и из-

менению его составляющих — с другой. В Части Ш «Социология

культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной

микродинамики» выделенные ранее проблемы рассматриваются

в свете концептуального объединения социального и культурного

измерений совместного существования людей, которое позволяет

говорить о социокультурном пространстве, включающем в себя

как структурные, так и содержательные характеристики. Глава 1

«Основания изучения социокультурной микродинамики» пред-

ставляет исходные социологические и антропологические допу-

щения, на которых строятся концептуализации социокультурного

пространства социального взаимодействия, а также

процессов, реализующихся в его рамках. Здесь

также приводятся ключевые понятия, из которых строится соот-

ветствующие теоретические модели. В Главе 2 «Концепция социо-

культурной реальности» выделяются исходные представления о

человеке и его связях с окружением, составляющие концептуаль-

ную основу этих моделей.

Раздел II «Пространство социокультурной микродинамики»

представляет модель дифференцированного социокультурного

пространства, в пределах которого, согласно исходным допуще-

ниям, выделяются два уровня: социетально-институциональный

(специализированный) и обыденный (сети межличностных свя-

зей). Часть I «Институциональное пространство социального взаи-

модействия» полностью посвящена рассмотрению первого уровня.

Глава 1 «Институциональное пространство социальной организа-

введение

ции» представляет его ключевые компоненты, обеспечивающие

упорядоченность общественных отношений на социетальном

уровне — это хозяйственная, политическая, правовая его области.

В Главе 2 «Институциональная организация социально значимого

знания» рассматриваются основные мировоззренческие состав-

ляющие социокультурной жизни: религия, искусство, философия,

наука. Глава 3 посвящена областям социокультурного пространс-

тва, которые оказываются связующими между специализирован-

ным и обыденным его уровнями: образование, просвещение, мас-

совые коммуникации. В Части II «Социокультурное пространство

обыденной жизни» раскрывается строение того уровня социо-

культурной реальности, который принято называть повседнев-

ностью, областью приватной жизни. В Главе 1 «Механизмы фор-

мирования социокультурного пространства обыденной жизни»

показано, каким образом формируются и поддерживаются сети

межличностных связей, образующие первичные группы. В Главе 2

«Обыденный и институциональный уровни социокультурного про-

странства: характер взаимосвязи» обсуждается вопрос о том, каким

образом институциональные характеристики социокультурного

пространства встраиваются в культуру повседневности. Глава 3

«Теоретическая модель образа жизни: связи человека с социо-

культурной средой» посвящена описанию основных модусов со-

циокультурного существования людей, образующих их непосредс-

твенную жизненную среду, а также динамике их конфигураций

в установившихся (рутинных) и проблемных ситуациях. В Главе 4

«Освоение социокультурного пространства» речь идет о процессах

социализации и инкультурации, в ходе которых люди приобрета-

ют знания и навыки, значимые с точки зрения как поддержания,

так и изменения жизненных условий. Глава 5 «Дифференциация

понятия личности в социокультурном пространстве» посвящена

концептуализации личности как актора и агента социальных вза-

имодействий и коммуникаций, от которых зависит воспроизве-

дение и изменение микросред социокультурного пространства.

В Главе 6 «Стратификационное социокультурное пространство»

на основании предыдущих теоретических представлений строится

стратификационное измерение социокультурного пространства.

В Главе 7 «Распределение социокультурного потенциала по типам

поселений» определяется понятие социокультурного потенциала

и выстраивается территориальное измерение социокультурного

пространства.

В Разделе III «Формы и парадигмы социального взаимодейс-

твия» речь идет о фундаментальных, антропологически универ-

сальных формах интеракций, которые равно реализуются как на

институциональном, так и на обыденном уровнях социокультурно-

го пространства.Часть I «Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений» состоит из двух глав. В Главе 1 «Концепция социально значимой про-

введение

блемной ситуации» разъясняется, почему формы и парадигмы со-

циального взаимодействия целесообразно анализировать именно

в проблемных ситуациях; в этой связи описываются факторы, по-

рождающие их и придающие им социальную значимость, стимулы,

побуждающие людей к объединению для совместной активности,

социокультурные результаты их решения. Глава 2 «Познавательные возможности проблемно-ситуативного анализа» посвящена преимуществам и ограничениям, связанным с использованием понятия «социально значимая проблемная ситуация». В Части П «Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации» Глава 1 «Консолидация

и солидарность», Глава 2 «Конфликт и конфликтное взаимодейс-

твие, Глава 3 «Переговоры и партнерство» в идеально-типической

форме представляют основные парадигмы социального взаимо-

действия с точки зрения благоприятных для них предпосылок и

условий, ключевых ролей, динамических стадий и границ приме-

нимости. В главе 4 «Организация взаимодействия в проблемной си-

туации» обсуждается вопрос, каким образом при условии потенци-

альной возможности реализации всех парадигм в любой ситуации

взаимодействия осуществляется их взаимопереход и как можно

его регулировать.

Заключение «Проблемы и перспективы изучения социокуль-

турной микродинамики средствами социологии культуры» посвящено

осмыслению проблем, связанных с изучением социокуль-

турной микродинамики, и возможностей их решения с помощью

предлагаемых теоретических моделей. Предполагается, что иссле-

дования такого рода будут способствовать формированию совре-

менной социологии культуры как значимой теоретической области

социологии.

Учебное пособие заканчивается разделами «Глоссарий» и

«Библиография».

РАЗДЕЛ I

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

 

часть 1. современное состояние социологии культуры

ЧАСТЬ I

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...