Определение понятия «культура» в антропологии
В антропологии понятие «культура» репрезентируется с помо- щью самых разных слов. Однако, несмотря на кажущееся разнооб- разие его трактовок, можно выделить некоторые общие позиции, которые на понятийном уровне открыто присутствуют или подра- зумеваются практически в каждой из концептуализаций1. Исходные общие теоретические представления, существую- щие в антропологии, не предполагают ответа на вопрос «что в ре- альности есть культура». Они налагают ограничения на область явлений и процессов, включаемых в сферу изучения; служат ос- нованием для поиска и интерпретации связей между «материа- листическим» и «идеалистическим» толкованиями человеческой 1 См. также: Орлова Э.А. История антропологических учений. М.: Академичес- кий Проект. 2010. С. 401–436. часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры активности в контексте макро– микровременных процессов со- циокультурной жизни. С этой точки зрения понятие «культура» подразумевает не теорию или модель, позволяющие поступательно двигаться к «правильному» объяснению человеческого существо- вания, но такое теоретическое пространство для его толкования, которое предупреждает неадекватный редукционизм к его только «материальным» либо только «идеальным» детерминантам и прояв- лениям. Современная концептуализация понятия осуществляется в двух различных, хотя и взаимосвязанных направлениях. Первое из них эксплицировано в теории Т. Парсонса. Здесь культура счи- тается всего лишь одной составляющей из набора аналитических конструктов, предназначенного для рассмотрения социального действия. Категория обеспечивает «аналитическую плоскость»
структурирования для ценностей наряду с биологией, исполня- ющей ту же роль для требований организма, психологией — для индивидуальных запросов и обществом — для институтов. Второе направление с наибольшей отчетливостью выражено в работах К. Леви–Стросса. Культура здесь считается особой упорядоченной селективной областью феноменов, противопоставляемой всему «природному», которое служит для нее материалом и окружением, где человек особым образом «метит» свою территорию. Различия между этими толкованиями не абсолютно. Речь идет об акцентах в выборе предмета и объекта изучения при наличии более общих разделяемых представлений о культуре. В данном случае культура понимается во втором смысле, широко, как категория, акцентиру- ющая искусственное начало в совместном существовании людей. Культурные универсалии. При исследовании культур, относя- щихся к различным обществам и историческим эпохам, антропо- логи выделили ряд общих для них характеристик (черт). Дж. Мердок назвал их культурными универсалиями. К ним относятся такие нормы, правила, ценности, паттерны отношений, которые присущи всем культурам, независимо от географического распо- ложения, исторического времени и социального устройства. Их наличие интерпретировалось с двух различных точек зре- ния: эволюционистской и культурно- исторической (так называ- емая дилемма Тайлора-Галтона). В первом случае они считались результатом независимого изобретения. Во втором — последстви- ем культурной диффузии. Каждой позиции соответствовало свое содержание понятия панкультуры (общечеловеческой культу- ры). Первая точка зрения предполагает, что это совокупность тех элементов, которые изначально свойственны любому обществу. Вторая подразумевает те черты, которые распространились в гло- бальном масштабе, поскольку общества заимствовали их друг у
друга. Сегодня обе позиции принимаются как правомерные: счита- ется, что ключевые культурные характеристики, связанные с жиз- раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания необеспечением, скорее всего, обусловлены независимым изобре- тением, а большая часть символических образований распростра- няется благодаря заимствованиям. Культура как содержательный аспект социальной жизни. Под культурой понимается содержание социальной жизни людей. На это указывал еще Ч. Моррис. В его работах постоянно присутс- твуют свидетельства того, что одни и те же «естественные» про- цессы (например, отношения полов, поглощение пищи) в разных обществах имеют неодинаковые внешние общепринятые формы; члены одного и того же общества с единой социальной структу- рой могут ориентироваться на разные эталоны поведения и оце- нок1. Сторонники концепции культурной системы — К. Клакхон, А. Кребер, Л. Уайт — говорили об обществе как о структурном ас- пекте рассмотрения совместной жизни людей, а о культуре как о содержательном наполнении социальной структуры. Многие тео- ретики отмечали, что культура материализуется в многочисленных объективированных формах прошлого и настоящего, но ее реаль- ное существование проявляется только во взаимодействии, инфор- мационном, содержательном обмене между людьми. Это означает также, что каким бы ни было происхождение артефактов, подразу- мевается, что речь идет о социальном, а не индивидуально-специ- фичном явлении. Искусственность культурных феноменов. Культурные фе- номены искусственны, т. е. созданы людьми. Их противопостав- ление природным, естественным можно считать классическим. Дж. Вико, А. Гелен, Ш. Монтескье рассматривали культуру как природу, преобразованную в процессе человеческой деятельности. Б. Малиновский связывал представление о ней с искусственными средствами удовлетворения и регулирования естественных чело- веческих потребностей. М. Вебер полагал, что она обеспечивает разумный и имеющий значение разрыв «бессмысленной бесконеч- ности происходящих в мире событий». С ней связываются пред- ставления о биологически ненаследуемой информации, способах
ее организации и хранения. Как заученное поведение ее опреде- ляли Д. Бидни, К. Кун, Р. Линтон2. Наряду с широким толкованием искусственности существует более узкое (гуманитарное), ограничиващееся областью знаков и символов. Вещи. Культура включает в себя вещи. Предметно-пространственная среда, инструменты всегда были основным материалом для ее изучения. В археологии даже сложился специальный термин «материальная культура», обозначающий разного рода строения, средства передвижения, орудия труда, предметы быта и т. п. 1 Morris Ch. Signs, Language, and Behavior. N.Y. P.205. 2 Bidney D. Theoretical Anthropology. N.Y. 1964. P.131. C.S. Cuhn. The Theory of Man. N.Y. 1954. P. 5. R.Linton. Tree of Culture. N.Y.955. P.29. часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры Образцы человеческих отношений. Культура включает в себя паттерны (образцы) человеческих отношений. В свое вре- мя Дж. Хонигман выделял два типа их составляющих. Во-первых, социально стандартизированное поведение в сообществах. Во- вторых, вещественные продукты групповой активности. Из единиц такого рода складываются определенные образцы, «конфигура- ции», стереотипные формы, паттерны, которые определяются как относительно устойчивые и повторяющиеся способы восприятия, чувствования, мышления, поведения, интеракции. Они могут быть общепринятыми в определенной культуре (например, государс- твенные торжества) или специфичными для региона (например, способ обработки земли), группы (например, жаргон). Паттерны могут носить характер реальных действий и отношений либо во- ображаемых представлений. К числу последних относятся, напри- мер, идеалы, т. е. желаемые, но недостижимые положения дел1. Как отмечал Л. Уайт, «культуру следует объяснять в специфичной для этого терминологии. И сколь бы парадоксальным это ни казалось, непосредственным объектом изучения человечества оказывает- ся вовсе не человек, а культура. Наиболее реалистичной и научно адекватной интерпретации культуры можно достичь, лишь отвле- каясь от существования человека и обращаясь к продуктам его де-
ятельности»2. Технологии. Культура технологична. Значимость выделения технологий, или специально организованного взаимодействия, ориентированного на достижение определенных результатов, как существенной составляющей культуры сегодня не вызывает сом- нения. Принято даже разделять технологии в зависимости от ти- пов объектов, на создание которых они ориентированы: создание вещей, организация интеракций, порождение и трансляция сим- волов 3. Символические объекты. Культура включает в себя симво- лические объекты, в том числе ценности и нормы. В свое время А. Кребер и К. Клакхон писали: «Культура состоит из эксплицит- ных и имплицитных норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредованное при помощи символов; она возникает в результа- те деятельности групп людей, осуществляемой с помощью опреде- ленных средств. Сущностное ядро культуры составляют традици- онные (исторически сложившиеся и акцентированные) идеи, осо- бенно те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой — как ее регуляторы»4 Согласно 1 Honigman J.Y. Culture and Personality. N Y. 1954. 2 White L. The Science of Culture. N.Y. 1949. P. 141. 3 Витаньи И. Общество, культура, социология. М.1984. 4 Kroeber A.L., Kluckhohn C. Culture. A Cultural Concepts and Definitions //Papers of Prabody Museum of American Archeology and Ethnology. 1952. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания Л. Уайту «культура представляет собой организацию явлений, ви- дов и норм активности, предметов (орудий, вещей, созданных с их помощью), идей (верований, знаний) и чувств (установок, отно- шений, ценностей), выраженных в символической форме»1. А по У. Гудинафу, «культура общества состоит из того, что необходимо знать и во что необходимо верить его членам, чтобы действовать взаимоприемлемым способом и исполнять любые значимые для них роли»2. Наконец, при определении культуры в одном из извес- тных антропологических словарей выделяются надбиологические и транслируемые в контексте общества феномены, религиозные, социальные паттерны и техники освоения окружения3. Антропологи не уделяли специального внимания связи между понятиями «социальное» и «культурное», что обусловлено сущест- вующими здесь базовыми допущениями о природе человека — это социальность и психическое единство. Соответственно предпола- гается, что все культурные феномены обусловлены совместной ак- тивностью людей и в силу врожденного свойства символизировать свой опыт репрезентируются в артефактах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|