Теоретические предпосылки формирования социологии культуры
При выделении теоретических оснований современной соци- ологии культуры следует обратиться к работам классиков модер- на, с одной стороны, и тех ученых, чьи имена принято связывать со сменой познавательных парадигм в социальной науке — с другой.1 Истоки социологических представлений о культуре. Анализируя работы классиков модерна, Л.Г. Ионин выделяет основные те- оретические направления, где представления о культурных аспек- тах человеческого существования выражены наиболее отчетливо. Более того, он выделяет те идеи, которые до сих пор не утратили актуальности и так или иначе используются современными социо- логами культуры. Объективизм. К этому направлению автор относит Э. Дюркгейма, который уподоблял социологию естественным наукам и по- лагал, что социальные факты следует рассматривать как «вещи», как объективные, внешние по отношению к индивидам явления. В частности, в этом ключе он трактовал совокупности фактов со- знания, которые выделял в обществе как его особую составляю- щую. Их особенность заключается в том, что обусловленные соци- альной реальностью, они воспринимаются людьми как порожде- ния их собственного сознания. Однако они не произвольны и не индивидуализированы, но трактуются как коллективные представ- ления (термин Э. Дюркгейма), объективные по своей сути, и соот- ветственно обязательные и принудительные в функциональном отношении. Этот концепт придает культурные коннотации таким понятиям, которыми социология обязана Дюркгейму, как социаль- ная солидарность, аномия, а также его идеям об общественном про- исхождении морали и религии. В контексте данной работы важно
отметить два важных аспекта этой теоретической позиции: раз- деление коллективных действий и коллективных представлений, 1 В качестве источников используются обобщения, представленные в работах таких авторитетных социологов культуры, как Л.Г.Ионин и Дж.Александер. См. Ио- нин Л.Г. Социология культуры. М. «Логос». 1998. Alexander J. The Meanings of Social Life: a Cultural Sociology. N.Y.: Oxford University Press. 2003. часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры а также детерминирующая значимость последних по отношению к индивидуальной активности сознания. Понимающая социология. Это направление социологической мысли связывается с именем М.Вебера, выделившего понятие социального действия, которому приписы- ваются следующие атрибуты: – рациональность — каждое из них побуждается осмысленным намерением (интенцией) и отрефлексированной целью; – осмысленность — каждый индивид, совершая действие, связы- вает с ним субъективный смысл; – совместность — в своей активности люди соотносятся с дейс- твиями друг друга и ориентируются на них. Последнее обстоятельство обусловливает возможность того, что каждый понимает смысл действий, совершаемых другими. Поскольку они совершаются сознательно, между ними как эм- пирическими фактами и их реальной средой посредником стано- вятся субъективный смысл, интерпретация. Понимание происходящего. В отличие от Дюркгейма, исходившего из предпосылки объек- тивности социальных явлений, Вебер считал своей задачей объяс- нить, как она формируется из субъективно мотивированных дейс- твий. С этой точки зрения общество представляется как результат человеческих действий, искусственный, созданный людьми, т. е. как культурное образование. Соответственно предметом социоло- гического исследования становится многообразие идей, мнений, убеждений, представлений, образов мира, словом, всего того, что в
совокупности принято называть культурой. Из действий такого рода складываются социальные отноше- ния, которые Вебер характеризует как «поведение нескольких людей, каждый из которых соотносит свои действия с действиями остальных и ориентируется на эту соотнесенность»1. Отношения могут различаться по содержанию, форме, длительности, реали- зоваться в рамках разных социальных образований. Важно то, что они базируются на рациональных и доступных взаимному понима- нию совместных действиях людей. При длительном воспроизведе- нии отношений, сложных по своей организации, взаимная соотне- сенность действий обусловливает их своеобразную независимость от конкретных акторов, т. е. объективность. В рамках этой концепции важно отметить следующие осново- полагающие положения. Во-первых, искусственные образования (в данном случае производные активности сознания) порожда- ются рациональной, имеющей субъективный смысл активностью людей. Во-вторых, в совокупности при взаимной соотнесенности 1 Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tubingen: Mohr. 1922. S. 13. Цит. по: Л.Г. Ионин. Социология культуры. С. 56 раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания такие действия приобретают характер социальных отношений. В-третьих, последние при необходимости воспроизведения и со- хранения устойчивости во времени приобретают характер объек- тивных. Символический интеракционизм. Символический интеракцио- низм как культурно ориентированное социологическое направле- ние, по мнению Л.Г. Ионина, тесно связан по крайней мере с двумя предшествующими теоретическими предпосылками. С одной сто- роны, это была концепция социальной природы человека Ч. Кули. Речь шла о комплексе чувств, предрасположений, моральных норм, формирующихся в непосредственных отношениях людей и состав- ляющих идеальную сторону среды их действий. Иными словами, возможность совместной активности обеспечивалась тем, что вне- шним проявлениям, согласно этой концепции, соответствовали оп- ределенные процессы, происходящие в сознании. С другой стороны, это гипотеза об «определении ситуации», ко- торую Р. Мертон назвал «теоремой Томаса». В свое время У. Томас сформулировал ее так: «если ситуация определяется как реальная,
она реальна по своим последствиям». Соответственно совместная активность людей и условия ее реализации с этой точки зрения не объективно заданы, но детерминированы их восприятиями и пред- ставлениями. На этих исходных допущениях базировались теоретические построения основоположника символического интеракционизма Дж. Г. Мида. Он полагал, что общество и индивидуальное созна- ние формируются и поддерживаются в процессах взаимодейс- твий (интеракций) людей. Работа механизма, обусловливающего совместную активность, разворачивается следующим образом. Идеям, составляющим содержание сознания, соответствуют вне- шние «жесты», или действия. Понимаемые не как физические, но как вербальные выразительные средства, как слова, они становят- ся символами, репрезентирующими представления. С их внешнего проявления (с действия) начинается интеракция. Такого рода сти- мулы вызывают реакции участников взаимодействия, основываю- щиеся на том, что символы актуализуют в их сознании одну и ту же «идею», которую можно считать их значениями. Действие такого механизма обусловливает возможность того, что Мид назвал «принятием роли другого», т. е.освоения и исполь- зования «жестов», отображаемых в поведении окружающих. При многочисленных взаимодействиях разного рода людей у каждого формируются общие понятия —универсалии, — указывающие на то, что существует нечто, отличное от него самого. Мид иллюстри- рует такую возможность, обращаясь к представлению об «обоб- щенном другом»: «Действительная универсальность и безличность мысли и разума является результатом принятия индивидом уста- часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры новок других людей по отношению к себе и последующей крис- таллизации этих частных установок в единую установку или точ- ку зрения, которая может быть названа установкой обобщенного другого»1. Значимость идей Мида заключается не только в том, что он предложил концепцию механизма, действие которого обеспечи-
вает возможность взаимодействия, т. е. обусловленности действий одного актора действиями другого. Но он показал также, каким об- разом в процессах символических интеракций находит выражение «универсальность и безличность» социальных структур. Иными словами, в неявном виде он признал наличие разделяемого людьми социального пространства, придающего значения их «жестам» в процессах взаимодействий. Феноменологическая социология. Поиски ответа на вопрос, как из «субъективности» множества индивидуальностей кристалли- зуется «объективная» социальная реальность, наиболее отчетли- во проявились в рамках так называемой феноменологической со- циологии. Ее основоположник - австрийский философ и социолог А. Шюц предложил свою интерпретацию понимающей социологии М. Вебера с позиции феноменологии Э. Гуссерля, который в сво- их поздних работах обратился к осмыслению социального мира. В этих теоретических рамках предметной областью изучения ста- новится реальность, образуемая практическими действиями инди- видов и составляющая контекст их самоопределения в совместной активности. В терминах Гуссерля она носит название «жизненный мир». В соответствии с исходными допущениями феноменологии считается, что он порождается субъективными и интерсубъек- тивными феноменами, являющимися преобразованными челове- ческими сознанием и бессознательным связями с окружением, т. е. представлениями о них. В таком качестве человек принимает жизненный мир безоговорочно в его непосредственной данности, субъективной достоверности. Это самоочевидная целостность, ко- торая не имеет определенной выраженной структуры. В то же время А. Шюц отмечает, что люди живут в обществе и культуре, среди искусственных объектов, которые воздейству- ют на них и в свою очередь подвергаются их воздействию. Иными словами, жизненный мир не следует понимать как нечто синкре- тичное, нерасчлененное: он некоторым образом объективирован и упорядочен. Соответственно задачей становится изучение станов- ления «социальной объективности, начиная с элементарнейших процессов конституирования, порождения смыслов в «потоке опы- та», затем «значимых действий», обладающих субъективным смыс- 1 Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago: University of Chicago Press. 1936. P. 90. Цит. По: Л.Г.Ионин. Социология культуры. С. 67. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания лом (в духе Вебера) и так далее вплоть до конституирования объек- тивных социальных структур во взаимодействии индивидов»1. В дальнейшем эти основополагающие идеи были разработаны
и особым образом уточнены в рамках социального конструктивиз- ма П. Бергера и Т. Лукмана, этнометодологии Г. Гарфинкеля, ког- нитивной социологии А. Сикурела, а также новых версий символи- ческого интеракционизма (Г. Блумер). Следует отметить, что значимое тогда понятие «жизненный мир» используется в современной социологии по большей час- ти как метафора и в специальных случаях. Чаще уровень непос- редственных межличностных взаимодействий обозначается как «повседневная», «обыденная» реальность и противопоставляется социетально-институциональному (или «системе» в ее структур- но-функциональной трактовке). На словах признается, что между ними существуют субстанциональные связи, взаимозависимость и взаимообусловленность. Однако до сих пор такое различение со- храняется в форме двух теоретических течений, которые концеп- туально слабо связаны друг с другом и базируются на кажущихся несопоставимыми исходных допущениях — феноменологических в первом случае и общесистемных — во втором. Становление современной социологии культуры. Дж. Александер выделяет несколько основных теоретических направлений, которые в разных композициях составляют основания современ- ных концптуализаций социологии культуры. Дискуссии в этой об- ласти разворачиваются вокруг двух тем. Во-первых, соотношение понятий «общество» и «культура». Здесь основными становятся вопросы: насколько «культура» независима от «социальной структуры» и каков характер (формы и содержание) связей между ними. Во- вторых, внутреннее строение культуры: каковы ее ключевые составляющие и как они связаны друг с другом. Ответы зависят от теоретических позиций, занимаемых участниками обсуждений. Александер под- черкивает, что современные концепции культуры в социологии отличаются от первоначальных версий тем, что находятся под вли- янием постклассических идей. «Таким образом, хотя каждый из этих неоклассических подходов формулирует принципы культур- ного анализа в духе своего основателя, то, как именно данный под- ход отклоняется от ортодоксальной точки зрения, столь же важно, как и то, как он ее развивает»2 «Веберианство». Суждения о вкладе Вебера в теоретическое осмысление культуры, согласно Александеру, выстраиваются вок- руг его работы, посвященной протестантской этике. В этом кон- 1 Ионин Л.Г. Цит.раб. С. 72–73. 2 Александер Дж.С. Аналитические дебаты: Понимание относительной автоно- мии культуры // Социологическое обозрение. Т.6. № 1. 2007. С. 28. часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры тексте речь идет отнюдь не только о том, действительно ли она со- ставляет необходимую предпосылку современного западного ка- питализма. Идеи Вебера переосмысляются значительно шире. Их интерпретация выходит за ранее сложившиеся рамки институци- ональной трактовки ценностей и выявления структурных связей внутри символических систем и между ними. Культура здесь рас- сматривается как производная, можно сказать, антропологически универсального императива формировать и поддерживать связи с трансцендентным, совокупность которых образует особое мета- физическое пространство. Александер отмечает, что «изучение ре- лигиозных идей, теологических концепций спасения и фундамен- тальной роли противоположных путей спасения, определяемых аскетической и мистической схемами, остаются наиболее явными аспектами веберианской теории культуры»1. В то же время эти идеи выводятся за пределы только религи- озной области социокультурного пространства. Им придается бо- лее глубинный смысл, связанный с представлениями о социальном и индивидуальном, о побуждениях к активному преобразованию окружения, о сознании вообще. Основанные на них концептуали- зации культуры меняют представления о социальных институтах. Помимо функциональной значимости центром внимания стано- вятся их символические составляющие, проявляющиеся в соот- ношении формальных и неформальных репрезентаций институ- циональных связей, политического контроля и частной жизни, внутригрупповых и межгрупповых идентификаций. Вообще, это направление социологии культуры Александер считает наиболее близким к семиотике, поскольку здесь особое внимание уделяется изучению внутренней логики символических систем. Отмечается также его историческая и социальная ориентированность. «Дюркгеймианство». Как и в предыдущем случае, при изучении культуры религия остается основной предметной областью. В ее рамках центром внимания становятся сложность символичес- ких систем, их автономное существование и связь с социальными структурами, выявление социальных референций их отдельных составляющих. Однако в отличие от веберианского это теоретичес- кое направление не связано с изучением исторической специфики культурных процессов и сравнением различных этических систем. Здесь основной акцент ставится на культурных универсалиях, на структурных составляющих социально значимых символических систем, независимых от исторической и локальной специфики их актуализации. Иными словами, дюркгеймианская трактовка культуры близка к структуралистской. По мнению Александера, это не удивительно, поскольку влияние Дюркгейма испытали и 1 Там же. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания Ф. де Соссюр, и М. Мосс, которого К. Леви-Стросс назвал осново- положником структурной антропологии. Как и в рамках структурализма, здесь культурные системы рассматриваются в терминах бинарных оппозиций. Однако их интерпретация отличается от предложенной Леви-Строссом. Это противопоставление считается не просто проявлением антропо- логически универсальных способностей к логическим классифи- кациям, отделяющим культуру от природы. Подразумевается, что оно несет в себе высокую эмоциональную и моральную нагрузку, поскольку относится к глубинному различению сакрального и про- фанного. Эти компоненты в совокупности образуют своего рода систему координат, в пределах которой социальные сообщества обретают солидарность и идентичность. Механизмом, обеспечива- ющим эти характеристики социальной системы, считается ритуал. Как культурная форма он обеспечивает одухотворение и эмоциональ- ное наполнение сакральных символов, относящихся к угрозам для личности или для социальной солидарности Марксизм. Александер рассматривает марксизм в его запад- ных версиях ХХ в., считая наиболее значимой фигурой, связанной с изучением культуры, А. Грамши. Для его позиции характерно ис- ходное допущение, что культура представляет собой производную социальной системы как «реальной силы» общества. Она связана с механистически (скорее,структурно-функционально) понимаемыми инс- титутами и не существует автономно, поскольку способствует либо поддержанию, либо изменению их. Грамши утверждает, что культурные процессы, понимаемые как движение идей, осуществляются в стратифицированных об- ществах, где социальные иерархии и классовое господство подде- рживаются политическими силами. Доминирующий способ произ- водства определяет культуру общества в целом, поскольку те, кто ее формирует — интеллектуалы — из-за слабой институциональной позиции вынуждены примиряться с господствующим классом, хотя и сохраняют значительную степень автономного мировидения. Они в символической форме репрезентируют «самопонима- ние» каждой социально-политической системы. Их идеи в упро- щенном виде транслируются через каналы образования и массо- вых коммуникаций теми, кто работает по найму в соответствую- щих институциональных организациях. Таким образом, они ока- зываются проводниками идеологии капитализма. Итак, хотя капиталистическое общество иерархично и пра- вящий класс опирается на силовые структуры, он поддерживает свое господствующее положение и с помощью мировоззренческих идей. Согласно Грамши, общество — это в первую очередь «мо- рально-политический», а потом уже экономический и политичес- кий порядок. Соответственно носители власти стремятся к тому, часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры чтобы приверженность членов общества господствующим идеям стала частью их социализации и имела вид добровольной. А при- влеченные к решению этой задачи интеллектуалы добровольно или по принуждению осуществляют идеологическое господство, или «культурную гегемонию» по отношению к «массам». Так культура поддерживает доминирующий социальный порядок. Однако Грамши полагает, что на смену господствующей куль- туре неизбежно приходит новая. Но и в этом случае культурным изменениям предшествует трансформация «реальных обстоя- тельств». С этой точки зрения трактуется положение в обществе и культуре рабочего класса. Его представители, будучи объектом эксплуатации, заняты практической деятельностью. В силу этого их сознание ориентировано практически в отличие от идеализиро- ванного сознания аристократии или буржуазии и потому не готово к противостоянию господствующей идеологии. Тем не менее на- копление недовольства среди «эксплуатируемых масс» порождает необходимость в альтернативной идеологии. Она кристаллизуется (по Грамши, как социалистическая) на уровне интеллектуалов, за- нимающих маргинальное положение по отношению к господству- ющему (капиталистическому) режиму. Будучи ориентированными практически в большей степени, чем идеалистически, составляю- щие ее идеи отличаются очевидностью и широкой доступностью. Без сомнения, это нормативная трактовка культу- ры. Задача здесь заключается не только в ее объяснении или ин- терпретации, но и в различении ее смыслов в терминах добра и зла. «Его [Грамши] целью является не просто объяснить, как может развиться контр-гегемоническая культура, но и показать, что она может привести и приведет к тому, что он считает более свободной и независимой жизнью»1. Важно также отметить, что в рамках этой концепции культура оказывается неизбежно локализованной в со- циальном пространстве, которое трактуется с классовых (в марк- систском понимании) позиций. Структурный функционализм. Принято считать, что канони- ческую точку зрения на культуру в рамках этого теоретического направления выразил Т. Парсонс. Он полагал, что следует изучать ее институционализацию, т. е. процессы, посредством которых она включается в структуры социальных систем. По мнению Парсонса, такой акцент наиболее соответствует задачам социологии (харак- терной для его времени), где следует основное внимание уделять «ценностям», а не символическим системам как таковым. В этом теоретическом контексте ценности понимаются как символические абстрактные полюсы соотнесения при обсужде- нии основных институциональных проблем. Обычно выделяются 1 Там же. С.35. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания такие оценочные шкалы, как равенство-неравенство, спонтан- ность-дисциплина, авторитет-критика власти, общественная-час- тная собственность. Согласно Парсонсу, именно в соответствии с ними акторы делают выбор между реальными альтернативами. Институционализация такого рода эталонов означает, что они ста- новятся составляющими определенных функциональных ролей. Для акторов (индивидуальных или коллективных) следование инс- титуциональным ценностям поощряется, а пренебрежение ими — осуждается. В результате вокруг этих оценочных шкал, считает Парсонс, формируются институциональные нормы. В этом случае важно подчеркнуть, что акцентируется специ- фично институциональный аспект культуры. Однако им не исчер- пываются даже процессы, происходящие в рамках организаций, поскольку здесь наряду с формальными функциональными свя- зями неизбежно существуют и неофициальные межличностные отношения. Что касается повседневной культуры, то с помощью концепции Парсонса описывается лишь незначительная ее часть. Постструктурализм. Именно это интеллектуальное течение, по мнению Александера, оказало влияние на изменение осново- полагающих идей классиков модерна. Оно зародилось в конце 1960-х гг. на пересечении критических ориентаций, которые приня- то связывать с идеями (нео)марксизма, с одной стороны, а также те- оретических построений в области семиотики и структурализма — с другой. В то же время сложившееся направление существенным образом отличается от его истоков. Это отчетливо прослеживается в работах таких, например, авторов, как М. Фуко и П. Бурдье. И тот, и другой вышли за пределы рассмотрения культуры как текста, ко- торый следует интерпретировать в терминах его самого (герменев- тически), как это предлагали радикальные структуралисты. Они указали на связь символизации с социальными классами и влас- тными структурами. В то же время оба отмечали ограниченность структурно-функциональной концепции социальной системы, подчеркивая, что ее структурные составляющие имеют определен- ные значения и смыслы. Общественные классы и слои, институ- циональные организации можно рассматривать с точки зрения их строения. Но этого недостаточно для объяснения их устойчивости и изменчивости. Необходимо признать, что совместная активность в их рамках детерминируется не только их внутренней формой, но и характерными для них культурными кодами. В рамках постструктурализма предпринимаются попытки най- ти компромисс между структурным функционализмом с его чрез- мерным акцентом на формальных характеристиках социальных систем и семиотикой (семантикой), где основное внимание уделя- ется значениям и смыслам того, что происходит между людьми и их окружением. Соответственно здесь отчетливо прослеживается часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры тенденция «рассматривать социальные и культурные системы как тесно переплетенные, а социальные структуры и социальных ак- торов — лишь как результат реализации культурных дискурсов и кодов, которые, в свою очередь, являются лишь воспроизведением политических и экономических ограничений»1. В этой связи сле- дует подчеркнуть, что в настоящее время ведутся активные поиски теоретических связей между формами и содержанием обществен- ной жизни, и все более важным становится обращение к понятию культурных кодов. Сближение социологии и антропологии. На современной ста- дии формирования социологии культуры важное значение при- обретает обращение к антропологическим теоретическим идеям. В свое время по известным интеллектуальным причинам — разгра- ничение предметных областей, объектов исследования, концепту- альных ориентаций — социология и антропология из первоначаль- ного синкретизма выделились в отдельные науки и учебные дис- циплины. Следует подчеркнуть, что в теоретическом смысле между ними никогда не было непроницаемых границ. Так, теория социаль- ной стратификации, широко распространенная в социологии, была разработана антропологами. А концепция эволюционных универ- салий, которые в силу их искусственного происхождения можно считать культурными феноменами, принадлежит социологу — Т. Парсонсу. Вместе с тем вплоть до сравнительно недавнего време- ни вопрос о необходимости использовать в единой теоретической схеме социологическое и антропологическое знание в открытой форме не ставился. Сейчас эта идея не вызывает сомнений, об этом много говорят, хотя и признают, что преодоление дисциплинарных различий связано с целым рядом затруднений. Тем не менее поис- ки, которые осуществляются в этом направлении, свидетельствуют о том, что такой синтез вполне достижим, и можно выделить те на- правления, в соответствии с которыми он осуществляется. Обращение к антропологическим универсалиям. Эту тему мож- но считать одной из центральных на протяжении всего существо- вания антропологии. В социологии культуры она присутствует в структуралистской форме и связана с принятой здесь трактовкой символической реальности. Начиная со структурной антропологии К. Леви-Стросса, здесь сложилась устойчивая ориентация на вы- явление инвариантных структур, изначально присущих человеку, которые придают определенность его отношениям с окружением и находят выражение в символических формах. В рамках социо- логии культуры эта теоретическая позиция обусловила не только обращение к контекстам социально обусловленного продуцирова- ния значений и смыслов, устойчивых связей между людьми, инс- 1 Бурдье П. Цит.раб. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания титутов. Она позволила также поставить вопрос о механизмах их взаимной автономизации и способах независимого существования социальных структур и культурных образований. В конечном итоге было признано, что социальные взаимо- действия во многом определяются «глубинными структурами от- ношений», которые не осознаются акторами. Они порождают собственно социальную реальность, которая затем своими путями приобретает знаково-символическую репрезентацию. Иными сло- вами, закономерности взаимодействия и символической коммуни- кации различаются между собой. В то же время единицы послед- ней представляют собой открытые формы, меняющие значение в зависимости от характера интеракционных ситуаций, которые обусловливают их определенную интерпретацию. Таким образом, теоретический «зазор» между универсальными антропологичес- кими свойствами социальности и символизации открывает перед социологами культуры возможность ставить вопрос как об их вза- имосвязях, так и об их относительной независимости друг от друга. Дальнейшие исследования уже постструктуралистского на- правления были связаны с дифференциацией этой появившейся предметной области. Работы Р. Барта, Ж. Деррида, М. Фуко и др. породили для ее определения целый ряд новых понятий, таких как «письмо», «культурный код», «дискурсивные практики», «эписте- ма», «архив», «археология знания», и их производных. Этот теза- урус, хотя и далеко не завершенный, задает иное по сравнению с ранее существующим представление о социальной реальности, превращая ее изначально в социокультурную. Влияние «этнонаучных» представлений. В рамках социологии культуры все более широкое распространение приобретает особое ответвление структурализма, обозначаемое в антропологии как эт- нонаука. Это теоретическое направление связано с изучением так называемых «естественных» классификаций (символически упо- рядоченных областей социокультурной реальности) и парадигм (правил поведения и взаимодействия в пределах таких порядков). Они складываются в контексте непосредственных обыденных (повседневных) взаимодействий и коммуникаций нерефлексивно и так же используются. Тем не менее эти символические порядки играют важную конституирующую роль в совместном существо- вании людей. Они отличаются от социетально-институциональных образований, которые в рамках социологии трактуются как рацио- нальные и интенциональные. Как отмечает П. Бурдье, объективистски понимаемая социаль- ная реальность на самом деле воспринимается и структурируется людьми по-разному. В рамках социологии это со всей очевиднос- тью продемонстрировали этнометодологии. Соответственно в предмет социологии культуры следует включать и объективиро- часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры ванные ее составляющие, и их восприятие, представления об их смыслах и значениях у людей, занимающих различные позиции в социальном пространстве. Он полагает, что наступило время «пойти на разрыв с объективизмом, введя в поле анализа элемен- ты, которые ранее пришлось исключить, чтобы сконструировать социальную реальность. Социология должна включить и социоло- гию восприятия социального мира, то есть социологию формиро- вания мировоззрений, способствующих, в свою очередь, констру- ированию реальности. Но, учитывая, что социальное пространство сконструировано нами, мы понимаем, что любая точка зрения, как показывает само это словосочетание, — это взгляд с определен- ной точки, то есть с определенной позиции, в рамках социального пространства»1. Влияние интерпретативной антропологии. Значительное влияние на становление современной социологии культуры ока- зала интерпретативная антропология К.Гиртца. Следует отметить, что сам автор черпает теоретические предпосылки своей широ- ко известной работы «Интерпретация культур» из социологии — из теории Т. Парсонса. Он рассматривает культуру как сложный многомерный текст, который порождается в социальной жизни и в свою очередь влияет на нее. Отношения между ними трудно уло- вить, поскольку они запутаны и зачастую скрыты от наблюдения. Однако они находят отображение в культурной реальности, кото- рая, как всякий текст, может быть прочитана. Более того, читается и интерпретируется людьми, испытывающими необходимость ис- кать смысл в собственном окружении. Гиртц предлагает своего рода герменевтическое прочтение чужой культуры. Для этого, считает он, необходимо использовать метод «подробного описания», который связывается с появлением так называемой новой этнографии. Речь идет о записях, которые ведет антрополог в ходе участвующего наблюдения. В отличие от принятых ранее техник здесь речь идет не просто о том, чтобы опи- сывать наблюдаемое, представляя его в двух перспективах - своей собственной и информанта. Он должен также подробным образом фиксировать, что происходит вокруг, а также собственное участие в этом, свои переживания и соображения по поводу разных ас- пектов ситуации. При такой рефлексивной позиции антропологу открываются и связи между взаимодействием и коммуникацией, и значения слов и жестов информантов, и смыслы взаимных реак- ций в таком контексте. Эта позиция наиболее близка основоположнику так называемой «сильной» программы культурной социологии Дж. Александеру. Он полагает, что герменевтическая позиция Гиртца наилучшим 1 Бурдье П. Цит.раб. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания образом подходит для прочтения культуры как текста, а отправной точкой в этом случае становятся принятые здесь знаки и символы. Он разделяет точку зрения Леви-Стросса, что смыслы представля- ют собой производные от знаковой системы, а не от социальной структуры. Соответственно их можно считать относительно сво- бодными от детерминированности ею. Представление о том, что организация знаков и символов в определенные порядки составляет текст культуры, позволяет рассматривать ее как совокупность различных форм наррати- вов — моральная пьеса, мелодрама, комедия, трагедия и т. п. Такая концептуализация, по мнению Александера, становится мостом между герменевтической позицией Гиртца и его собственной. Соответственно любой культурный текст помещается в контекст нарративов, характерных для социальных институтов, задающих им определенные смыслы. Таким образом, социетально-институ- циональное пространство становится аналитической областью, где оказывается возможным объединить условия социальных ин- теракций, участвующие в них социальные силы и используемые здесь культурные коды. При этом, Александер подчеркивает, что институты, процессы и акторов следует рассматривать в качестве причинных посредников, а не первопричин смыслов производи- мых ими культурных текстов. Все сказанное выше позволяет констатировать, что выделение социологии культуры в самостоятельную область исследования ос- новывается на серьезных теоретических предпосылках и связано с осмыслением таких проблем, которые стали в рамках социальных нау<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|