Проблемные области социологии культуры, связанные с изуче-
нием социокультурной микродинамики. Хотя тема изменений обсуждается в социологии постоянно, для ее изучения в рамках социологии культуры, особенно на микроу- ровне, пока не хватает теоретической базы. Об этом свидетельству- ют следующие существующие здесь концептуальные затруднения: раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания – изменения обычно констатируются по схеме «было-стало», т. е как события, а не процессы, и объясняются в структурно-функцио- нальных терминах; процессы изменений, преобразований, их рас- пространения не изучены в их формах, динамических механизмах, длительностях, хотя такая необходимость декларируется; – во многих теоретических работах открыто признается необхо- димость локализовать точки порождения и пути распространения изменений или консервации status quo, но для этого не определена «система координат», в рамках которых можно было бы установить агентов, содержание и возможность распространения соответс- твующих процессов в их социальном и культурном измерениях; – динамика констатируется применительно к отдельным ви- дам деятельности; применительно к обществу «в целом» обычно рассматриваются экономический и политический ее виды, в ос- тальном речь идет о том, что происходит в отдельных институцио- нальных областях, которые изучаются в соответствующих ветвях социологии — наука, образование, медиа, искусство, право и др. Теоретическая модель, которая объединила бы их в общую соци- окультурную систему на единых концептуальных основаниях, от- сутствует. Соответственно, нет общего аналитического пространс- тва, которое позволило бы прослеживать связи между ними и соот-
носить содержание происходящих в их рамках изменений; – все социологи культуры говорят о том, что институты и соци- ально значимые символические системы суть производные соци- альных взаимодействий и коммуникаций. Однако ни процессы, ни формы интеракций систематическим образом не определены. В то же время очевидно, что без концептуализации взаимодействия как механизма социокультурной динамики — на макро- и микроуров- не — изменения в обществе и культуре останутся без достоверных объяснений; – в рамках социологии понятие «культура» представлено в са- мом общем значении, но в разных содержательных аспектах. Соответственно каждый раз, когда нужно сопоставить результа- ты, полученные представителями разных направлений социологии культуры, обнаруживается необходимость в отчетливо сформули- рованной дефиниции, с которой можно было бы соотносить ва- риации и объяснять их смысл. Представляется, что это возможно, поскольку существующие здесь определения не противоречат друг другу. Теоретический потенциал для решения выделенных проблем. В рамках социологии есть теоретический потенциал, который мож- но актуализовать и организовать для решения выделенных проблем: – сближение социологии с антропологией позволяет обратить- ся к существующим здесь развернутым определениям культуры и дополнить ими социологические. Это целесообразно, посколь- часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры ку культура всегда была предметной областью антропологичес- ких исследований, а в социологии стала недавно. На этой основе можно построить культурное измерение социокультурного про- странства; – в социологических работах существуют попытки определить социальность; из их сопоставления и обобщения можно построить социальное измерение социокультурного пространства; – теоретическое объединение этих измерений создает основу для
конструирования модели социокультурного пространства, кото- рое можно считать фундаментальной составляющей социологии культуры; – в такой «системе координат» можно будет локализовать соци- ально значимые события, источники, агентов, содержание социо- культурных изменений, а также проследить пути их распростране- ния и последствия через процессы социальных взаимодействий и коммуникаций; – в рамках социологии существуют определенные концептуали- зации социального взаимодействия (например, в разработках так называемой конфликтологии). И хотя отсутствует единая теорети- ческая модель, где были бы выделены его фундаментальные фор- мы, и потому все рассуждения об интеракции носят самый общий характер, имеющееся знание оказывается полезным для ее внут- ренней дифференциации. Далее речь пойдет о представленности этих предметных тем в социологии, чтобы осмыслить их с точки зрения социологии куль- туры. Таким образом можно определить содержание ключевых со- ставляющих предметной области социологии культуры, соответс- твующей изучению социокультурной микродинамики. Контрольные вопросы 1. Объекты изучения в современной социологии культуры: связь между социальным и культурным уровнем рассмотрения. 2. Макросоциологические объекты: представленность культурно- го измерения. 3. Микросоциологические объекты: представленность культурно- го измерения. 4. Объяснительные принципы в современной социологии культу- ры. 5. Предметная область современной социологии культуры. 6. Проблемное поле современной социологии культуры. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания Резюме 1.Социология культуры как теоретическая область познания начала формироваться в последние десятилетия ХХ в. Мнения ряда социологов, что она уже существовала в период модерна, вы- сказываются с позиции современного видения, когда, во-первых, понятие «культура» и его эвристические возможности достаточно глубоко осмыслены представителями социальных наук, и во-вто- рых, начали вырисовываться контуры этого раздела социологии. Можно говорить о ее истоках, обнаруживаемых в работах автори-
тетных авторов начала ХХ в. Однако, культура для них была своего рода побочной темой; связанные с ней представления, осмыслен- ные с современной точки зрения, терминологически не оформ- лялись; более того, применительно к ним авторы не использовали самого понятия. Тем не менее следует принимать во внимание, вы- делять и развивать соответствующие классические идеи. 2. Современная социология культуры складывается на пересе- чении постмодернистских представлений, теоретических положе- ний основоположников социологии и проблем, решение которых стало актуальным, но оказалось невозможным в рамках социоло- гии мейнстрима. Эта область познания начала формироваться как междисциплинарная с особым акцентом на антропологических на- чалах; особое внимание уделяется микродинамическим процессам; субъект-объектная трактовка социальной и культурной реальнос- ти сменилась интерсубъективной; субстанциализм в понимании общества уступает место конструктивизму. 3. Объекты изучения социологии культуры определяются не- обходимостью установить теоретические связи между социальным и культурным измерениями совместного существования людей. На макроуровне рассматриваются общественно-экономические фор- мации, общества в целом, характерные для них идеологии, а куль- тура трактуется как интегрирующее ценностное начало и сущест- венный показатель их идентичности. На микроуровне изучаются социальное взаимодействие, его стратегические направления, к культурным измерениям которых принято относить диспозиции и разделяемые представления. 4. Объяснительные принципы, сложившиеся здесь, можно свести к двум основным ориентациям: социальная обусловленность культуры и культурная обусловленность социальной структуры. В первом случае считается, что культурные объекты и процессы, понимаемые главным образом как идеациональные, полностью детерминируются экономическими и политическими факторами и составляют своего рода «надстройку» над инфраструктурным
«базисом». Во втором предполагается, что динамика культурных феноменов не только осуществляется в соответствии с собствен- часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры ными закономерностями, но может оказывать детерминирующее влияние на изменения социальной структуры. 5. В пределах предметного поля современной социологии куль- туры можно выделить две основных области в связи с трактовкой понятия «культура». Одни понимают ее как совокупность феноме- нов внутренней жизни людей — представлений, верований, пред- почтений, оценок, идей и т. п. С этой точки зрения их интерсубъ- ективные воплощения в вещественных артефактах и паттернах поведения суть всего лишь эпифеноменальные проявления глубин- ных, фундаментальных закономерностей человеческой психики. Другие тяготеют к изучению «явной», «записанной», «репрезента- тивной» культуры, рассматривая ее как неотъемлемую часть жиз- ненного пространства людей, как источник факторов, детермини- рующих их совместное существование. 6. В настоящее время в этих рамках осуществляется целый ряд плодотворных исследований. Выделяются и изучаются современ- ные процессы распространения идеологий, религиозных доктрин и практик; изучаются культурные последствия глобализации и пос- тколониализма; рассматривается семантика массового потребле- ния и т. п. В то же время выявился целый ряд нерешенных проблем, обусловленных отсутствием теоретического инструментария, поз- воляющего систематическим образом дифференцировать локусы изменений, пути распространения их последствий, а также формы социальных взаимодействий, обусловливающие их социально зна- чимое содержание. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания Часть II
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|