Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемные области социологии культуры, связанные с изуче-




нием социокультурной микродинамики. Хотя тема изменений обсуждается в социологии постоянно, для

ее изучения в рамках социологии культуры, особенно на микроу-

ровне, пока не хватает теоретической базы. Об этом свидетельству-

ют следующие существующие здесь концептуальные затруднения:

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

– изменения обычно констатируются по схеме «было-стало», т. е

как события, а не процессы, и объясняются в структурно-функцио-

нальных терминах; процессы изменений, преобразований, их рас-

пространения не изучены в их формах, динамических механизмах,

длительностях, хотя такая необходимость декларируется;

– во многих теоретических работах открыто признается необхо-

димость локализовать точки порождения и пути распространения

изменений или консервации status quo, но для этого не определена

«система координат», в рамках которых можно было бы установить

агентов, содержание и возможность распространения соответс-

твующих процессов в их социальном и культурном измерениях;

– динамика констатируется применительно к отдельным ви-

дам деятельности; применительно к обществу «в целом» обычно

рассматриваются экономический и политический ее виды, в ос-

тальном речь идет о том, что происходит в отдельных институцио-

нальных областях, которые изучаются в соответствующих ветвях

социологии — наука, образование, медиа, искусство, право и др.

Теоретическая модель, которая объединила бы их в общую соци-

окультурную систему на единых концептуальных основаниях, от-

сутствует. Соответственно, нет общего аналитического пространс-

тва, которое позволило бы прослеживать связи между ними и соот-

носить содержание происходящих в их рамках изменений;

– все социологи культуры говорят о том, что институты и соци-

ально значимые символические системы суть производные соци-

альных взаимодействий и коммуникаций. Однако ни процессы, ни

формы интеракций систематическим образом не определены. В то

же время очевидно, что без концептуализации взаимодействия как

механизма социокультурной динамики — на макро- и микроуров-

не — изменения в обществе и культуре останутся без достоверных

объяснений;

– в рамках социологии понятие «культура» представлено в са-

мом общем значении, но в разных содержательных аспектах.

Соответственно каждый раз, когда нужно сопоставить результа-

ты, полученные представителями разных направлений социологии

культуры, обнаруживается необходимость в отчетливо сформули-

рованной дефиниции, с которой можно было бы соотносить ва-

риации и объяснять их смысл. Представляется, что это возможно,

поскольку существующие здесь определения не противоречат друг

другу.

Теоретический потенциал для решения выделенных проблем. В рамках социологии есть теоретический потенциал, который мож-

но актуализовать и организовать для решения выделенных проблем:

– сближение социологии с антропологией позволяет обратить-

ся к существующим здесь развернутым определениям культуры

и дополнить ими социологические. Это целесообразно, посколь-

часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры

ку культура всегда была предметной областью антропологичес-

ких исследований, а в социологии стала недавно. На этой основе

можно построить культурное измерение социокультурного про-

странства;

– в социологических работах существуют попытки определить

социальность; из их сопоставления и обобщения можно построить

социальное измерение социокультурного пространства;

– теоретическое объединение этих измерений создает основу для

конструирования модели социокультурного пространства, кото-

рое можно считать фундаментальной составляющей социологии

культуры;

– в такой «системе координат» можно будет локализовать соци-

ально значимые события, источники, агентов, содержание социо-

культурных изменений, а также проследить пути их распростране-

ния и последствия через процессы социальных взаимодействий и

коммуникаций;

– в рамках социологии существуют определенные концептуали-

зации социального взаимодействия (например, в разработках так

называемой конфликтологии). И хотя отсутствует единая теорети-

ческая модель, где были бы выделены его фундаментальные фор-

мы, и потому все рассуждения об интеракции носят самый общий

характер, имеющееся знание оказывается полезным для ее внут-

ренней дифференциации.

Далее речь пойдет о представленности этих предметных тем в

социологии, чтобы осмыслить их с точки зрения социологии куль-

туры. Таким образом можно определить содержание ключевых со-

ставляющих предметной области социологии культуры, соответс-

твующей изучению социокультурной микродинамики.

Контрольные вопросы

1. Объекты изучения в современной социологии культуры: связь

между социальным и культурным уровнем рассмотрения.

2. Макросоциологические объекты: представленность культурно-

го измерения.

3. Микросоциологические объекты: представленность культурно-

го измерения.

4. Объяснительные принципы в современной социологии культу-

ры.

5. Предметная область современной социологии культуры.

6. Проблемное поле современной социологии культуры.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

Резюме

1.Социология культуры как теоретическая область познания

начала формироваться в последние десятилетия ХХ в. Мнения

ряда социологов, что она уже существовала в период модерна, вы-

сказываются с позиции современного видения, когда, во-первых,

понятие «культура» и его эвристические возможности достаточно

глубоко осмыслены представителями социальных наук, и во-вто-

рых, начали вырисовываться контуры этого раздела социологии.

Можно говорить о ее истоках, обнаруживаемых в работах автори-

тетных авторов начала ХХ в. Однако, культура для них была своего

рода побочной темой; связанные с ней представления, осмыслен-

ные с современной точки зрения, терминологически не оформ-

лялись; более того, применительно к ним авторы не использовали

самого понятия. Тем не менее следует принимать во внимание, вы-

делять и развивать соответствующие классические идеи.

2. Современная социология культуры складывается на пересе-

чении постмодернистских представлений, теоретических положе-

ний основоположников социологии и проблем, решение которых

стало актуальным, но оказалось невозможным в рамках социоло-

гии мейнстрима. Эта область познания начала формироваться как

междисциплинарная с особым акцентом на антропологических на-

чалах; особое внимание уделяется микродинамическим процессам;

субъект-объектная трактовка социальной и культурной реальнос-

ти сменилась интерсубъективной; субстанциализм в понимании

общества уступает место конструктивизму.

3. Объекты изучения социологии культуры определяются не-

обходимостью установить теоретические связи между социальным

и культурным измерениями совместного существования людей. На

макроуровне рассматриваются общественно-экономические фор-

мации, общества в целом, характерные для них идеологии, а куль-

тура трактуется как интегрирующее ценностное начало и сущест-

венный показатель их идентичности. На микроуровне изучаются

социальное взаимодействие, его стратегические направления, к

культурным измерениям которых принято относить диспозиции и

разделяемые представления.

4. Объяснительные принципы, сложившиеся здесь, можно

свести к двум основным ориентациям: социальная обусловленность

культуры и культурная обусловленность социальной структуры.

В первом случае считается, что культурные объекты и процессы,

понимаемые главным образом как идеациональные, полностью

детерминируются экономическими и политическими факторами

и составляют своего рода «надстройку» над инфраструктурным

«базисом». Во втором предполагается, что динамика культурных

феноменов не только осуществляется в соответствии с собствен-

часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры

ными закономерностями, но может оказывать детерминирующее

влияние на изменения социальной структуры.

5. В пределах предметного поля современной социологии куль-

туры можно выделить две основных области в связи с трактовкой

понятия «культура». Одни понимают ее как совокупность феноме-

нов внутренней жизни людей — представлений, верований, пред-

почтений, оценок, идей и т. п. С этой точки зрения их интерсубъ-

ективные воплощения в вещественных артефактах и паттернах

поведения суть всего лишь эпифеноменальные проявления глубин-

ных, фундаментальных закономерностей человеческой психики.

Другие тяготеют к изучению «явной», «записанной», «репрезента-

тивной» культуры, рассматривая ее как неотъемлемую часть жиз-

ненного пространства людей, как источник факторов, детермини-

рующих их совместное существование.

6. В настоящее время в этих рамках осуществляется целый ряд

плодотворных исследований. Выделяются и изучаются современ-

ные процессы распространения идеологий, религиозных доктрин

и практик; изучаются культурные последствия глобализации и пос-

тколониализма; рассматривается семантика массового потребле-

ния и т. п. В то же время выявился целый ряд нерешенных проблем,

обусловленных отсутствием теоретического инструментария, поз-

воляющего систематическим образом дифференцировать локусы

изменений, пути распространения их последствий, а также формы

социальных взаимодействий, обусловливающие их социально зна-

чимое содержание.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания Часть II

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...