Предметная область: «скрытая» и «явная» (записанная, репрезентативная) культура
В социологии мейнстрима акцент ставился на имплицитный, или незафиксированный в письменной, вещественной или ико- нической формах аспект культуры. Изучались ценности, мотивы, установки, верования, идеологии, «национальный характер» и т. п. Их воплощению в артефактах почти не уделялось внимания. Из них прямо выводилось и к ним редуцировалось социальное пове- дение. В теоретических работах они изначально постулировались как фундаментальные факторы, побуждающие людей к действию или к бездействию. В эмпирических исследованиях они в этом же качестве выводились из вербальных ответов респондентов. Расхождения между постулированными неявными идеями или от- крытыми высказываниями, с одной стороны, и массовым поведе- нием — с другой, кажется, до сих пор мало заботит социологов. Более того, и сегодня в рамках социологии культуры отноше- ние между высказываниями и действиями, между коммуникацией и взаимодействием так и не стало предметной областью изучения. Положение не спасают и введенное Ю. Хабермасом понятие «ком- муникативное действие», и попытка Н. Лумана определить обще- ство через понятие коммуникации и исключить понятие действия вообще. В то же время указанные выше расхождения проявляют- ся постоянно и на обыденном, и на институциональном уровнях. В повседневной жизни люди говорят одно, а делают другое, и это не считается чем-то из ряда вон выходящим. Социологам органи- зации хорошо известно, что интенции руководства, выраженные в письменной или устной форме, как правило, доходят до испол- нителей в сильно искаженной форме. Иными словами, попытки выводить человеческую активность из ненаблюдаемых факторов
не привели к успеху в объяснении и предсказании социальных со- бытий и действий. Бихевиористское направление в социологии также оказалось слабым. Отчасти это можно объяснить ее предметной областью — массовые процессы и институциональные отношения, Они не под- даются прямому наблюдению и заменяются идеациональными пал- 1 Alexander J. The Meanings of Social Life: a Cultural Sociology. N.Y.: Oxford University Press. 2006. P. 6–7. часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры лиативами и статистическими вычислениями. Соответственно пол- ностью неразработанным остался язык для описания социальных отношений и связей, причем, даже на теоретическом уровне, не го- воря о средствах эмпирических наблюдений. Правда, в рамках так называемой конфликтологии и в исследованиях переговорных про- цессов есть интересные разработки, но в этих случаях культурным переменным не уделяется особого внимания. Модели этих форм отношений носят в большей степени структурный и даже формаль- ный характер. Содержательные их аспекты обходятся молчанием. Таким образом, в контексте социологического мейнстрима пока связь между уровнями действий и символов остается слабо проясненной. В то же время применительно к современным обществам ак- цент на имплицитной культуре недостаточен. Сегодня культурные формы, даже самые скрытые, выражается в явном и часто пуб- личном виде, артефакты разного рода являются предметом обме- нов. Они почти полностью репрезентированы через эксплицит- ные социальные конструкции или продукты. Это, по выражению Д. Крейн, «записанная культура» (recorded culture), т. е. все, что зафиксировано в печати, фильмах, артефактах, а теперь и элект- ронными средствами. «Новые версии социологии культуры имеют дело по большей части с различными типами записанной культуры, такими как информация, развлечения, наука, технология, законы,
образование, искусство. Без анализа содержания и воздействий за- писанных культур, равно как и факторов, определяющих их, мы не сможем понять роль культуры в современном обществе». В ответ на обстоятельства в рамках постмодерна акцент пере- местился на наблюдаемую часть культуры, которая называется по- разному — эксплицитной, записанной, репрезентативной. Здесь основное внимание уделяется именно зафиксированным артефак- там — письменным и медиа-текстам, архитектурным сооружени- ям, иконическим изображениям, — словом, тому, что создано в со- ответствии с определенными профессиональными правилами, или кодами, и публично репрезентировано в специально отведенных для этого местах. Исследования такого рода принципиально огра- ничиваются именно этой областью. Для ее изучения существуют исходные основания, сложившиеся в течение ХХ в. на уровне лин- гвистической философии, и достаточно разработанная методоло- гия — в рамках лингвистики, семиотики, литературоведения. В то же время те, кто придерживается этой позиции, откровенно при- знают, что не рассматривают влияние всех аспектов культуры и считают результаты своих поисков фрагментированными, не скла- дывающимися в единую систему. Этот уровень репрезентаций фактически отсутствует как в об- суждениях и обзорах, посвященных социологии культуры, так и в раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания других общепринятых точках зрения на культуру. Так, в широко цитируемой теории Свидлер1, где культура рассматривается как «tool-kit», она определяется как «символические проводники зна- чений, включая верования, ритуальные практики, формы искус- ства, церемонии», однако за исключением форм искусства локус этих «символических проводников» остается не определенным. Александер в своем обзоре теорий культуры также обходит вни- манием исследования, основанные на изучении этой предметной области. «Несмотря на то, что неимоверное возрастание объема и воздействия записанной культуры в этом веке существенно изме- нили природу современных обществ, в социологических теориях мейнстрима ей не отводится главной роли»2. Обращение к социальному конструктивизму. Этот поворот
имел важные последствия для социологии культуры в целом и для изучения репрезентированной части культуры в частности. Вероятно, наиболее глубокое изменение, которое привнесла в со- циологию эта теоретическая ориентация, было связано с утверж- дением, что большая часть того, что без доказательства прини- мается как объективное и необходимое в социальной жизни, на самом деле «сконструировано» через социальные отношения и зафиксировано в поведении. Идея была предложена П. Бергером и Т. Лукманом и известна социологам, но большинство из них про- должают считать, что «существует внешний эмпирический мир, с которым следует считаться»3, где можно установить окончательные значения социальных событий. Такое представление о предметной области изучения подразумевает, что содержание медиа, научных текстов, организационных распоряжений, художественных объек- тов рассматривается как одномерное и недвусмысленное. Иными словами, считается, что хотя индивиды могут использовать этот контент разными способами, его исходные значения устойчивы и «объективны», а интерпретации не влияют на дифференциацию «потребителей» информации. Тем не менее с начала 1970-х гг. влияние теоретической пози- ции, предложенной Бергером и Лукманом, в Америке и Европе все более возрастает. Хотя они имели дело в основном с имплицитной культурой (знанием), европейские исследователи обратились к социальному конструированию эксплицитной культуры — медиа, искусство, наука. Предметом изучения стали способы не только различных восприятий и интерпретаций этих форм «записанной» 1 Swidler A. Culture in action: symbols and strategies. American Sociological Review. 1986. № 51. P. 273-86 2 Crane D. Introduction: the Challenge of the Sociology of Culture to Sociology as a Discipline // D.Crane (ed.). Op. cit. P.3. 3 Denzin N.K. Symbolic Interactionism and Cultural Studies. Cambridge, MA/ Oxford: Blackwell. 1992. P. 120 часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры культуры, но и их участия в конструировании социальных ролей, таких как классовые, гендерные, расовые. Сторонники этой позиции исходят из допущения, что социо-
логи изучают не так называемую объективную реальность в ее со- циальной модальности, но, скорее, то, что конвенционально конс- труируется людьми в процессах взаимодействий и коммуникаций. Их результаты репрезентируются в виде артефактов — предметно- пространственных, инструментальных, зафиксированных в пись- менном и электронном виде, в произведениях искусства — и в со- вокупности образуют своего рода интерсубъективное культурное пространство. Признание этого существенным образом повлияло на изучение медиа, популярной культуры, науки, породило новую область исследований — теорию рецепции (восприятия медийной продукции), а также новую интерпретацию фундаментальных при- нципов организационного поведения. Исследования в области масс-медиа. Новые подходы к вос- приятию аудиторией медийной продукции, составляющие теорию рецепции, основываются на постструктуралистских построениях Лиотара и Бодрийара, литературоведческих исследованиях, ра- ботах британской группы Культурные исследования. Здесь при- нимается исходное допущение, что значения любых сообщений нестабильны и неоднозначны1. Они могут интерпретироваться и использоваться в противоположность намерениям их создателей или распространителей. Соответственно в центре внимания оказа- лись вопросы о природе медийных и литературных текстов, о том, что делает возможным их разнообразное прочитывание, и о том, как классовые, этнические и гендерные группы внутри аудитории поддаются или сопротивляются целенаправленным воздействиям масс-медиа. Исследователи массовых коммуникаций подчеркива- ют, что разные медийные дискурсы различаются по тому, как они представляют одну и ту же или сходные темы. Соответственно в этих рамках идет «борьба за значения» между разными коммуни- каторами и между ними и реципиентами. Изменение представлений о научном знании. Исследования находились под влиянием Т. Куна, американского историка науки, который разработал основополагающее понятие парадигмы для объяснения социального конструирования области науки; работ Гарфинкеля и этнометодологии в целом, где существенное внима- ние уделяется анализу культурных норм, которые открыто не про- возглашаются, но работают как организующее начало при постро- ении любых текстов; постструктуралистских версий французской семиотики. В 1970-х–1980-х гг. британские социологи по сути из- менили ситуацию в социологии науки, показав, что эта специали- 1 Fiske J. British cultural studies and television // Allen R.C. (ed.) Channels of Discourse. L.: Routledge. 1989. P. 254-289 раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания
зированная область культуры по своему воздействию на массовые представления не отличается от других, таких как религия, филосо- фия и так называемая псевдо-наука. Организационные исследования. В конце 1970-х гг. некоторые из теоретиков организации начали использовать новые идеи при анализе рациональных принципов менеджмента в образователь- ных, а позже — в экономических организациях. Они исходили из того, что в известном смысле из-за «погруженности» культуры в социальную структуру ее влияние часто остается «невидимым» ни для исследователей, ни для руководителей, ни для персонала эконо- мических единиц. Последние вообще не описываются в современ- ном мировоззрении как часть культуры. Результаты исследований, где преобладала иная точка зрения, оказали заметное влияние на социологию организаций в целом. Во-первых, было выявлено, что способы регулирования и практики, которые считались наиболее эффективными, рациональными, часто не приводят к желаемым результатам. Причины этого заключаются в различии социаль- ных конструктов, которыми менеджмент и исполнители руко- водствуются во взаимодействиях и коммуникациях. Стало также очевидным, что научные ответы на рыночные и другие давления окружения фактически варьируются в зависимости от места и периода времени, в пределах которых они предлагаются. Все это указывает на необходимость принимать во внимание роль куль- турных факторов при рассуждениях об эффективном функцио- нировании организации, а также при выработке решений эконо- мического характера. Во-вторых, продолжающиеся работы в этом направлении обусловили формирование специальной предметной области — культура организаций. Здесь первостепенное внимание уделялось сходствам и различиям целей, ценностных ориентаций, интересов, уровней культурной компетентности, разделяемых представителями групп — функциональных и межличностных, — составляющих целенаправленно функционирующую целостность. Соответственно все более очевидной становится необходимость различать корпоративный и неформальный уровни культуры орга- низации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|