Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнение антропологического и социологического определе-




ний культуры. Сравнение антропологической и социологической

концептуализации культуры позволяет выявить и интерпретиро-

вать существующие между ними сходство и различия в исполь-

зовании понятия в качестве инструмента изучения совместного

существования людей. В рамках обеих наук обнаруживается оди-

наковый набор познавательных функций, соответствующих этому

понятию.

Разграничивающая: категория указывает на теоретические

значимые различия между обозначаемыми ею и социально-струк-

турным аспектами совместного существования людей:

– культурное понимается как созданное людьми и таким образом

противопоставляется природному, т. е. возникающему и существу-

ющему независимо от человека;

– под культурой принято понимать содержание совместной жиз-

ни людей, соотнося его с формами и структурами ее социальной

организации;

– культура считается производной социального взаимодействия;

ее составляющие «разделяются» людьми и не сводятся к индивиду-

ально специфичным переживаниям и опыту.

Дифференцирующая: в содержании понятия культуры отчетливо

обозначаются следующие предметные области:

– вещественные объекты (нередко обозначаемые как «матери-

альная культура»);

– идеи и образы, выраженные и репрезентированные в символи-

ческой форме (согласно П.Сорокину, «идеациональная», а в рос-

сийском философском лексиконе «духовная» культура);

– технологии как содержание деятельности, взаимодействия и

способы их организации;

– нормы и правила регулирования социальных отношений;

– оценочные критерии, применяемые при ранжировании искус-

ственных объектов (артефактов), превращающие их в «ценности».

Иными словами, понятие культуры предполагает неоднородность

соответствующей предметной области. Поэтому при исследовани-

ях важно указывать, о какой из ее составляющих идет речь.

Интегративная: понятие объединяет наборы единиц (артефак-

тов), созданных в различных предметных областях, в определен-

ные устойчивые интерсубъективные целостности. В антропологии

они обозначаются как «культурные темы», «культурные черты»,

«культурные конфигурации»; совместно с социологией использу-

ются термины «культурные паттерны», «субкультуры», «ценнос-

ти» и т. п.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

Идентифицирующая: понятие может использоваться либо

в абстрактном смысле, либо для обозначения содержательных осо-

бенностей различных социальных образований (социально- госу-

дарственных, историко-региональных, этнических, субкультурных

и т. п.). В первом случае область изучения идентифицируется в тер-

минах теоретического направления ее изучения (структурно- фун-

кционального, семиотического, макро– или микродинамического

и т. п.). Во втором — объекты исследования идентифицируются по

общим для них содержательным характеристикам (формацион-

ным, субкультурным, языковым, мировоззренческим и т. п.).

Сравнительная: понятие используется для определения сходств

и различий социальных единиц разных масштабов (от малых групп

до общественно-экономических формаций) в историческом и сов-

ременном контекстах. В качестве аналитических систем соотнесе-

ния при сравнении обычно принимаются:

– мировая культура, или «панкультура», с которой сравнивается

отдельная культура для выявления ее специфики;

– отдельная культура, с которой сравниваются другие для выявле-

ния их сходств и различий;

– отдельная культура, с которой сравниваются составляющие ее

субкультуры для определения ее внутренней дифференциации;

– отдельные специализированные области или черты культуры, сравнивакмые

по их состояниям во времени для выявления формы их изменения

(рост, развитие, диффузия, дезинтеграция и т. п.).

Рефлексивное использование понятия в рамках социологии

культуры ограждает исследователя от абсолютизации любого из

его значений, помогает ему успешно придерживаться позиции ре-

лятивизма при изучении социокультурной реальности, т. е. избе-

гать как социально-структурного, так и символического редукци-

онизма.

В рамках обеих наук понятие используется для решения сход-

ных познавательных задач. Прежде всего, следует подчеркнуть, что

специальное внимание уделяется содержательной или качествен-

ной стороне совместного существования людей. Причем, оно ис-

пользуется в значении самостоятельной переменной, равноправ-

ной в соотнесении с социально-структурной. В этом случае объек-

ты исследования, единицы анализа и наблюдения должны отвечать

следующим требованиям:

– созданность людьми (антропогенность), искусственность;

– интерсубъективность, разделяемость;

– фиксированность в вещественной или символической форме.

В совокупности эти показатели позволяют идентифицировать

феномен как относящийся к культуре, или культурный. Он опреде-

ляется так, что обязательно становится наблюдаемым и локализуе-

мым в социокультурном пространстве и времени.

часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры

Благодаря выделенности культуры в качестве аналитическо-

го измерения, дополняющего социально-структурное, в рамках

социологии культуры в сфере исследовательского внимания ока-

зываются классы познавательных задач, ранее остававшиеся за ее

пределами:

– систематическое наблюдение сходств и различий в социальных

практиках и их продуктах, в образе жизни людей; их интерпрета-

ция и объяснение;

– выделение социокультурных групп с точки зрения ориентации

на поддержание или изменение социальных порядков; объяснение

причин такой направленности;

– изучение и объяснение соотношения устойчивых и изменчи-

вых характеристик социальной жизни в макро– и микроистори-

ческом масштабах времени.

Решение этих классов теоретических задач позволяет исполь-

зовать полученное знание в прикладных целях:

– понимание причин и характер сходств и различий в поведении

и представлениях людей, принадлежащих к разным культурам, об-

легчает практику межкультурных взаимодействий и коммуника-

ций на любых уровнях;

– понимание источников и форм социокультурной динамики об-

легчает определение общественно значимых проблем и обусловли-

вающих их факторов в рамках различных социальных единиц; это

обеспечивает надежные теоретические основания для разработки

и реализации разного рода программ и проектов на уровнях госу-

дарства и гражданского общества;

– понимание причин культурных сходств и различий и их пос-

ледствий для отношений между людьми на микроисторичкской

шкале времени открывает широкие возможности для разработки

способов помощи людям при адаптации в сложном и изменчивом

социокультурном окружении.

Таким образом, понятие «культура» в рамках социологии куль-

туры становится важным познавательным инструментом для ре-

шения не только теоретических, но и прикладных задач.

Контрольные вопросы

1.Определение понятия «культура» в антропологии.

2.Определение понятия «культура» в современной социологии

культуры.

3.Сходства и различия в понимании культуры в антропологии и со-

циологии.

4. Целесообразность взаимного дополнения трактовок понятия

«культура» в социологии и антропологии.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...