Сравнение антропологического и социологического определе-
ний культуры. Сравнение антропологической и социологической концептуализации культуры позволяет выявить и интерпретиро- вать существующие между ними сходство и различия в исполь- зовании понятия в качестве инструмента изучения совместного существования людей. В рамках обеих наук обнаруживается оди- наковый набор познавательных функций, соответствующих этому понятию. Разграничивающая: категория указывает на теоретические значимые различия между обозначаемыми ею и социально-струк- турным аспектами совместного существования людей: – культурное понимается как созданное людьми и таким образом противопоставляется природному, т. е. возникающему и существу- ющему независимо от человека; – под культурой принято понимать содержание совместной жиз- ни людей, соотнося его с формами и структурами ее социальной организации; – культура считается производной социального взаимодействия; ее составляющие «разделяются» людьми и не сводятся к индивиду- ально специфичным переживаниям и опыту. Дифференцирующая: в содержании понятия культуры отчетливо обозначаются следующие предметные области: – вещественные объекты (нередко обозначаемые как «матери- альная культура»); – идеи и образы, выраженные и репрезентированные в символи- ческой форме (согласно П.Сорокину, «идеациональная», а в рос- сийском философском лексиконе «духовная» культура); – технологии как содержание деятельности, взаимодействия и способы их организации; – нормы и правила регулирования социальных отношений; – оценочные критерии, применяемые при ранжировании искус- ственных объектов (артефактов), превращающие их в «ценности».
Иными словами, понятие культуры предполагает неоднородность соответствующей предметной области. Поэтому при исследовани- ях важно указывать, о какой из ее составляющих идет речь. Интегративная: понятие объединяет наборы единиц (артефак- тов), созданных в различных предметных областях, в определен- ные устойчивые интерсубъективные целостности. В антропологии они обозначаются как «культурные темы», «культурные черты», «культурные конфигурации»; совместно с социологией использу- ются термины «культурные паттерны», «субкультуры», «ценнос- ти» и т. п. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания Идентифицирующая: понятие может использоваться либо в абстрактном смысле, либо для обозначения содержательных осо- бенностей различных социальных образований (социально- госу- дарственных, историко-региональных, этнических, субкультурных и т. п.). В первом случае область изучения идентифицируется в тер- минах теоретического направления ее изучения (структурно- фун- кционального, семиотического, макро– или микродинамического и т. п.). Во втором — объекты исследования идентифицируются по общим для них содержательным характеристикам (формацион- ным, субкультурным, языковым, мировоззренческим и т. п.). Сравнительная: понятие используется для определения сходств и различий социальных единиц разных масштабов (от малых групп до общественно-экономических формаций) в историческом и сов- ременном контекстах. В качестве аналитических систем соотнесе- ния при сравнении обычно принимаются: – мировая культура, или «панкультура», с которой сравнивается отдельная культура для выявления ее специфики; – отдельная культура, с которой сравниваются другие для выявле- ния их сходств и различий; – отдельная культура, с которой сравниваются составляющие ее субкультуры для определения ее внутренней дифференциации;
– отдельные специализированные области или черты культуры, сравнивакмые по их состояниям во времени для выявления формы их изменения (рост, развитие, диффузия, дезинтеграция и т. п.). Рефлексивное использование понятия в рамках социологии культуры ограждает исследователя от абсолютизации любого из его значений, помогает ему успешно придерживаться позиции ре- лятивизма при изучении социокультурной реальности, т. е. избе- гать как социально-структурного, так и символического редукци- онизма. В рамках обеих наук понятие используется для решения сход- ных познавательных задач. Прежде всего, следует подчеркнуть, что специальное внимание уделяется содержательной или качествен- ной стороне совместного существования людей. Причем, оно ис- пользуется в значении самостоятельной переменной, равноправ- ной в соотнесении с социально-структурной. В этом случае объек- ты исследования, единицы анализа и наблюдения должны отвечать следующим требованиям: – созданность людьми (антропогенность), искусственность; – интерсубъективность, разделяемость; – фиксированность в вещественной или символической форме. В совокупности эти показатели позволяют идентифицировать феномен как относящийся к культуре, или культурный. Он опреде- ляется так, что обязательно становится наблюдаемым и локализуе- мым в социокультурном пространстве и времени. часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры Благодаря выделенности культуры в качестве аналитическо- го измерения, дополняющего социально-структурное, в рамках социологии культуры в сфере исследовательского внимания ока- зываются классы познавательных задач, ранее остававшиеся за ее пределами: – систематическое наблюдение сходств и различий в социальных практиках и их продуктах, в образе жизни людей; их интерпрета- ция и объяснение; – выделение социокультурных групп с точки зрения ориентации на поддержание или изменение социальных порядков; объяснение причин такой направленности; – изучение и объяснение соотношения устойчивых и изменчи- вых характеристик социальной жизни в макро– и микроистори- ческом масштабах времени.
Решение этих классов теоретических задач позволяет исполь- зовать полученное знание в прикладных целях: – понимание причин и характер сходств и различий в поведении и представлениях людей, принадлежащих к разным культурам, об- легчает практику межкультурных взаимодействий и коммуника- ций на любых уровнях; – понимание источников и форм социокультурной динамики об- легчает определение общественно значимых проблем и обусловли- вающих их факторов в рамках различных социальных единиц; это обеспечивает надежные теоретические основания для разработки и реализации разного рода программ и проектов на уровнях госу- дарства и гражданского общества; – понимание причин культурных сходств и различий и их пос- ледствий для отношений между людьми на микроисторичкской шкале времени открывает широкие возможности для разработки способов помощи людям при адаптации в сложном и изменчивом социокультурном окружении. Таким образом, понятие «культура» в рамках социологии куль- туры становится важным познавательным инструментом для ре- шения не только теоретических, но и прикладных задач. Контрольные вопросы 1.Определение понятия «культура» в антропологии. 2.Определение понятия «культура» в современной социологии культуры. 3.Сходства и различия в понимании культуры в антропологии и со- циологии. 4. Целесообразность взаимного дополнения трактовок понятия «культура» в социологии и антропологии. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|