Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Допущение о социальной природе человека и его теоретичес-




кие следствия. Представление о социальной реальности как по-

рождении взаимодействий и коммуникаций людей присутствует

во всех классических социологических работах. Об этом свиде-

тельствуют концепции механической и органической солидар-

ности Э. Дюркгейма, общества и общины Ф. Тенниса. Согласно

Ч. Кули, люди приобретают социальные качества «посредством

простых форм интимного взаимодействия, или первичных групп,

особенно семейных и соседских, которые существуют везде и воз-

действуют на индивида всегда одинаково»1. Дж. Г. Мид утверждал,

что общество и индивидуальное сознание формируются в сетях

взаимодействий людей.

Позже к обсуждению социальности обратились П. Бергер и

Т. Лукман. Согласно их концепции, жизненный мир людей актив-

но, хотя зачастую неосознаваемо, конструируется ими самими в

процессах взаимодействий и коммуникаций. В социетально-ин-

ституциональных формах такая реальность воспринимается как

существующая изначально и объективно. Однако, как утвержда-

ют авторы и их последователи, это всего лишь следствие повсед-

невного воспроизведения приемлемых для людей интерактивных

форм. Эта сторона вопроса подробно рассматривается в работах

И. Гоффмана. В своем анализе социального конструирования ре-

альности на микроуровне он обращается к привычным ситуациям

социальных взаимодействий и выявляет механизмы их воспроиз-

ведения в следовании разделяемым представлениям о соответс-

твующих формах поведения и «презентации себя другим». Он

показал, что эти процессы и механизмы актуализуются постоянно

в контекстах различных повседневных контактов и отношений.

1 Cooley Ch. Human Nature and the Social Order. N.Y., 1964. P. 32.

часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры

Г. Гарфинкель, обобщая результаты этнометодологическх экспе-

риментов, пришел к выводу, что отклонение поведения от ожида-

емого в стандартных интерактивных ситуациях вызывает у участ-

ников смущение, недоумение и даже агрессию. В итоге, он доказал

наличие неосознаваемых норм социального взаимодействия, при-

вычно воспроизводимых и тем самым поддерживающих повсед-

невный жизненный мир людей.

Все эти теоретические представления стали предпосылками

для разработки более поздних построений, которые можно отнес-

ти к концептуализации социальной реальности. В этом отношении

показательно обращение Э. Гидденса к понятию «интеграция» и

его переосмысление. Оно более не связано с такими коннотаци-

ями, как сплоченность и консенсус, но означает упорядоченное

взаимодействие между акторами разного масштаба. Причем, под-

разумевается, что в таком теоретическом контексте каждый харак-

теризуется как зависимостью от других, так и собственной авто-

номностью.

Социальную интеграцию можно рассматривать как фундамен-

тальный уровень построения любых форм совместного существо-

вания людей, поскольку речь идет о межличностных интеракциях,

о взаимосоотнесенности практик. Значимым в этом случае стано-

вится соприсутствие акторов, их взаимодействие «здесь и сейчас»

и «лицом к лицу». На этом уровне зарождается и складывается то,

что Гидденс обозначает термином «системная интеграция», озна-

чающим совокупности нормативных предписаний и соответству-

ющих санкций. Будучи сформированными, социальные системы

поддерживаются за счет рутинного воспроизведения такого рода

образований, приобретающих в силу прагматических причин ус-

тойчивый характер.

Но Гидденс в своих рассуждениях идет дальше по сравнению с

этими, казалось бы вполне классическими социологическими суж-

дениями. Во-первых, разделение понятий социальной и системной

интеграции приводит к выводу, что механизмы, определяющие

взаимодействие и коммуникацию в ситуациях соприсутствия, от-

личаются от тех, что определяют отношения между социальными

системами, которые, в терминах постмодерна, можно назвать «от-

сутствующими» (в физическом смысле). Во-вторых, идеально-ти-

пическое представление о рекурсивности (самовоспроизводимос-

ти) социальной системы дополняется допущением о возможности

возникновения непреднамеренных последствий функциониро-

вания ее частей, по определению относительно автономных друг

от друга. Соответственно открывается новая проблемная область,

связанная с выявлением процессов и механизмов взаимных влия-

ний присутствующих социальных интеграций и «отсутствующих»

социальных систем.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

Упорядоченность социальной реальности. Соответственно в

отличие от постмодернисиских представлений о социальной ре-

альности как изначальной неопределенности социологи прямо или

косвенно признают фундаментальную значимость ее упорядочен-

ности. Даже если речь идет о ее изменчивости и связанности с разно-

направленностью человеческих побуждений. По словам П. Бурдье,

«социальный мир нельзя считать полным хаосом, образующимся

произвольно, и вполне свободным от проявлений необходимости,

раз в нем через габитус, индивидуальные установки и вкусы просле-

живается соответствие между социальной позицией субъекта и его

манерой поведения, склонностями и убеждениями. Но социальный

мир лишен и жесткой структурированности, так же как и способ-

ности подчинить каждого воспринимающего субъекта принципам

своего построения»1. Скорее, по мнению Бурдье, речь идет о сети

невидимых связей между внешними (по Гидденсу, автономными)

по отношению друг к другу позициями. Каждая из них может распо-

лагаться ближе или дальше от других, выше или ниже них, занимать

промежуточное или срединное положение. Иными словами, все,

что происходит в отношениях людей с окружением в новых для них

обстоятельствах, в неосвоенных его областях, в неопределенных

ситуациях, не хаотично. Люди так или иначе соотносят совместную

активность с существующими порядками, которые зафиксированы

либо в вещественных артефактах, либо в используемом языке.

Особым вниманием к концепции социальной реальности отли-

чается сравнительно недавно сложившееся междисциплинарное

течение, которое называется коммунитаризмом. Его сторонники

не просто исходят из общего представления о социальной обуслов-

ленности индивидуальных действий и познания. Для них характер-

но более конкретное исследование тех форм, каналов, механизмов,

благодаря которым совместная активность воздействует на инди-

видов и в свою очередь получает от них импульсы для консолида-

ции или изменения. В этих рамках критическому анализу были с

современных позиций подвергнуты абстрактные понятия фило-

софии, психологии, социологии, относящиеся к индивидуально-

му субъекту. Исследователи вновь обратились к теме community

(Gemeinschaft) — сообщества. Именно сообщества, характеризую-

щиеся, по Гидденсу, соприсутствием «здесь и сейчас», в многооб-

разии их форм (а не абстрактно взятое общество как таковое) были

признаны социальной реальностью, тем контекстом, который по-

рождается людьми в их непосредственных взаимодействиях и ком-

муникациях и в пределах которого они обретают свою социальную

и индивидуальную идентичность2.

1 Бурдье П. Пространство и символическая власть. www.politizdat.ru/article/22

2 См. Рорти Р. Обретая нашу страну: политика левых в Америке в ХХ веке.

М.: Дом интеллектуальной книги. 1998.

часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры

Итак, все представленные концептуализации социальной ре-

альности содержат представление о том, что она порождается сов-

местной активностью людей, однако не беспорядочной и постоянно

заново возобновляющейся, но определенным образом организо-

ванной. Ее упорядоченность обусловлена тем, что в ходе взаимо-

действий и коммуникаций люди конвенционально принимают

некоторые взаимосвязи, последовательности действий, ситуации

как устойчивые и повторяющиеся и фиксируют их в общепринятых

разделяемых (культурных) формах. Именно эту тему разворачива-

ет Э. Гидденс в своей концепции структурации. Он полагает, что

формообразующие, или структурные качества системы представ-

ляют собой как результат, так и регулятор практик, используемых

людьми в процессах взаимодействий и коммуникаций. Иными сло-

вами, совместная активность людей в таком понимании представ-

лена двумя сторонами — структурой и участием (действием), — ко-

торые связаны между собой регулярными социальными практика-

ми. Этому последнему понятию Гидденс придает особое значение,

поскольку полагает, что оно указывает и на субстанцию социальной

жизни, и на способы ее производства, ее структурирования.

Согласно Гидденсу, структуру в контексте интеракций не сле-

дует считать только источником принуждения: она как ограничи-

вает активность, так и создает возможность для ее упорядоченного

осуществления. «Каждое действие — производство чего-то нового,

новое действие; но в то же время каждое действие существует в его

продолженности из прошлого, предоставляющего средства для его

начала. Таким образом, структуру не следует понимать в качестве

препятствия на пути действия; она — всегда присутствующее зна-

чимое условие производства любого действия, в том числе и фун-

даментальных социальных изменений…»1 Результатом «структу-

рации» как процесса организации и воспроизведения социальной

системы в ходе интеракций становятся соответствующие правила

и ресурсы. Они не только составляют средства поддержания упо-

рядоченной активности в границах системной целостности, но и

сами реконституируются в этих пределах. Структура в такой ин-

терпретации представляет собой «способ, посредством которого

отношение между моментом и целостностью выражается в соци-

альном воспроизводстве»2. Таким образом, она располагается не

«вне» участников социальных процессов (как в структурализме),

и не «внутри» них (как предполагает Гидденс), но «между» ними.

Это теоретическая производная взаимодействий и коммуникаций,

интерсубъективное образование, «существующее» в их контексте

1 A. Giddens. The Constitution of Society Outline of the Theory of Structuration.

Cambridge. Polity Press. 1984. P.70.

2 Ibid. P. 71.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

и придающее дискретным эпизодам совместной активности людей

форму непрерывного процесса.

Содержательный аспект социальных порядков. В рамках соци-

ологии социальная реальность представлена не только в ее струк-

турном, но и в содержательном аспекте. Основополагающим науч-

ным направлением в этом отношении можно считать символичес-

кий интеракционизм, родоначальником которого был Дж. Г. Мид.

В рамках его теории основанием социальной реальности стано-

вится взаимодействие (интеракция). Средством его поддержания,

обеспечивающим взаимные обмены стимулами и реакциями меж-

ду участниками, считаются индивидуальные действия, или жесты.

Согласно Миду, — это начальные импульсы взаимодействия, за

которыми кроются определенные означаемые (референты). Они

конвенциональны по природе, разделяемы, т. е. их значения оди-

наково воспринимаются участниками и вызывают у них сходные

ответы. Иными словами, жест — это не столько физический, сколь-

ко символический феномен, язык, которому принадлежит важней-

шая конституирующая роль и в поддержании интеракции, и в со-

циализации индивидов.

Позже содержательная сторона общественной жизни нашла

отражение в целом ряде социологических работ. Так, концепция

обмена перспективами между участниками взаимодействия у

А. Щютца подразумевала, что они связаны не только функциональ-

но. Каждый должен также уметь поставить себя на место другого

и увидеть ситуацию «его глазами». П. Бергер и Т. Лукман в книге

«Социальное конструирование реальности» основное внимание

уделяют познавательной активности людей. Социальная реаль-

ность рассматривается не только как источник импульсов к позна-

нию и его предметная область. Авторы указывают на нее как на

конструктивное начало в самом порождении и поддержании соци-

ального мира. И. Гоффман акцентирует значимость символичес-

ких репрезентаций во взаимодействиях и коммуникациях людей.

Он подчеркивает их значение как механизмов не только подде-

ржания интеракционных ситуаций и процессов, но и перехода от

одних сценариев взаимодействия к другим. Влияние содержатель-

ных аспектов поведения на характер отношений между людьми

продемонстрировал Г. Гарфинкель. В рамках этнометодологичес-

ких конструкций он показал, что в контексте повседневной жизни

люди руководствуются не только структурными, но и символичес-

кими составляющими тех стандартных ситуаций, в которых они

оказываются. Более того, сами ситуации распознаются по «языку»

поведения, который люди используют как взаимоприемлемый и

считают соответствующим типичным обстоятельствам.

В обобщенном виде представление о значимости содержатель-

ного аспекта социальной реальности Г. Блумер выразил так: «Люди

часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры

живут в мире, состоящем из объектов, которым соответствуют оп-

ределенные значения, а не в окружении стимулов и самоорганизу-

ющихся сущностей. Этот мир имеет социальное происхождение,

поскольку значения порождаются в ходе интеракций. В различных

группах складываются свои миры, которые меняются при изме-

нении значений их компонент. Люди в своей активности склонны

ориентироваться на значения объектов, с которыми имеют дело.

Поэтому по ним можно судить об истинном смысле организации

действий. Для того чтобы идентифицировать и понять жизнь груп-

пы, следует определить, какие объекты они используют и в каких

значениях. В конце концов, люди не слиты со своими объектами,

могут прекратить оперировать ими и направить свое поведение в

другое русло. И это становится источником трансформации груп-

повой жизни»1.

Сказанное свидетельствует о том, что первостепенное значе-

ние, которое придавалось — и придается — в социологии формам

и структурам совместного существования людей, не означает пол-

ного невнимания к содержательной его стороне. Символы, позна-

вательные единицы, способы репрезентации, значения и смыслы,

которые люди порождают и используют в процессах взаимодейс-

твий и коммуникаций привлекали внимание исследователей как

заметные составляющие этих процессов, Однако они до сравни-

тельно недавнего времени не были предметом специального изу-

чения. И еще одно обстоятельство заслуживает внимания. Дело в

том, что в рамках социологии понятие функции было и остается

ключевым при анализе общественной жизни как на макро–, так

и на микроуровне. Его используют главным образом для того, что-

бы выявить совокупности задач, которые следует решать для под-

держания социальной системы как целого, и таких связей между

действиями составляющих ее людей, которые координируют сов-

местную активность в соответствии с принципом дополнительнос-

ти. Что касается их содержательной стороны, то, начиная с клас-

сических работ Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна, речь идет

о действиях, направленных на удовлетворение индивидуальных

запросов, с одной стороны, и на поддержание социального цело-

го — с другой.

Однако значение этого понятия, как следует из многочислен-

ных контекстов его употребления, не ограничивается только этим

содержательным аспектом. В социологических теоретических ра-

ботах нередко встречаются указания на то, что одни и те же фун-

кции — производственные, регулирующие, социализирующие и

т. п. — могут выполняться различными способами. Иными словами,

сохраняя свою значимость в контексте социальной системы, они

1 Blumer H. Sociological implications of the thought of G.H. Mead //American

Journal of sociology. 1966. Vol.71. № 5. P535.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

могут различаться по характеру составляющих действий и их пос-

ледовательностей. Так, процессы производства могут быть в боль-

шей или меньшей степени рациональными, интенсивными, эффек-

тивными, а не только внутренне связными и нормативно регули-

руемыми. Управление при одном и том же режиме, — например,

автократическом, — может реализоваться в соответствии с раз-

ными стилями, — например, авторитарным или патерналистским.

Образование как составляющая социализации может ориентиро-

ваться на формирование квалифицированного специалиста или

просвещенного гражданина. Причем, в одних случаях такого рода

содержательные направленности могут дублироваться коммуни-

кацией в соответствующих вербальных или каких-то иных симво-

лизациях, а в других — оставаться зафиксированными только на

уровне конкретных практик. Соответственно есть все основания

утверждать, что функции в их социально-формальном качестве

имеют также и культурные значения.

Сведение содержания социальной жизни только к коммуника-

тивным процессам в рамках социологии было обусловлено следую-

щими важными факторами. Во-первых, известно, что на протяже-

нии почти всего ХХ в. социальные науки находились под сильным

влиянием лингвистической философии и исследований языка в его

структурных и семантических аспектах. Соответственно наиболее

изученной оказалась символическая область социокультурной ре-

альности. Во-вторых, широкое распространение средств массовой

коммуникации и появление понятия «информационное общество»

вызвали интерес социологов к структурам и содержанию сообще-

ний, транслируемых с помощью электронных каналов.

Особенно популярной тема коммуникации стала в 60–70-х гг.

ХХ в. Критической переоценке подверглись идеи Канта, Гуссерля,

Пирса, Хайдеггера, Витгенштейна, Мида. Было отмечено, что в их

трактовках связей людей с окружением приоритетом наделялось

рациональное, теоретическое познание и недооценивалась роль

практического разума в конституировании жизненного мира лю-

дей. Критики подчеркивали, что в рамках философских и социаль-

ных теорий модерна основное внимание уделялось идеально-ти-

пическим моделям коммуникации преимущественно институцио-

нального порядка и мало изучались реальные обыденные практики

обмена информацией. Знаковыми событиями в этой области стали

теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса и коммуника-

тивная теория общества Н. Лумана. Их убедительные построения

определяют сегодняшний климат в изучении содержания социаль-

ной жизни, однако нерешенными продолжают оставаться вопросы

о его различиях на уровнях взаимодействий и коммуникаций.

Эта тема остается предметом дискуссий, — то затихающих, то

возобновляющихся, — начиная с момента, когда различие между

часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры

означаемым и означающим было осознано как проблема, которая,

кстати, не решена до сих пор. В свое время еще Ф. де Соссюр ука-

зывал на различие между значениями слова и того, что им обоз-

начается на уровне социальной реальности. Связи, объединяю-

щие эти два уровня, конвенциональны. Значения слов, согласно

Соссюру, обусловлены главным образом сходствами и различиями

между словами, знаками, способами связей между ними, приняты-

ми в лингвистических системах. Их изменения определяются ха-

рактерными для них закономерностями и могут быть поняты в со-

поставлении с их прошлыми состояниями. Здесь не следует искать

прямых отображений социальных процессов.

Соссюр распространяет это различие между социальными

практиками и использованием языка на все общественные инсти-

туты и активность, осуществляемую в их рамках. С этой точки зре-

ния лингвистика есть лишь частный случай семиотики как более

общей науки о знаках и не может быть единственным способом

изучения общественных отношений. Каждому социальному взаи-

модействию соответствует целый ряд знаковых систем, и лингвис-

тическая — лишь одна из них. Соответственно значения и смыслы

событий и процессов, осуществляющихся в обществе,

следует выводить из их собственных кодов, которые сегодня мало

изучены.

В последнее время специальное внимание различению между

социальным взаимодействием и его символической репрезентаци-

ей (коммуникацией) уделяет Э. Гидденс. Следуя идеям интерпрета-

тивной теории К. Гиртца, он предостерегает от смешения представ-

лений о «следовании правилу» на уровне действия и «интерпрета-

ции правила» в коммуникативном процессе. Практический опыт,

приобретающий форму в контексте «повседневных типизаций»,

предполагает овладение «правилами осуществления действий».

Их использование в различных ситуациях вовсе не оз-

начает необходимость и умение их вербального формулирования.

Последнее представляет собой интерпретацию, которая

расходится с практическим применением правила и сле-

дование которой может изменить содержание реального действия.

Гидденс подчеркивает, что управляемые правилами практики

не означают консервации ситуаций интеракции. Они обеспечива-

ют не только воспроизведение и модификацию соответствующих

правил в стандартной ситуации, но и изменение ее са-

мой. Структурирующее качество правил можно наблюдать в про-

цессах формирования, преобразования и разрушения ситуаций

взаимодействия. В контексте рутинного воспроизведения интерак-

ций они тесно переплетены с допустимыми вариациями совмест-

ной активности и потому почти не идентифицируется. Тем более

их реальное действие не улавливается на дискурсивном уровне,

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

если агент или наблюдатель не имеет соответствующего практи-

ческого опыта1.

Итак, сказанное позволяет сделать вывод, что организованная

совместная активность людей предполагает навыки взаимодейс-

твия и коммуникации, которые не изоморфны друг другу. Когда

между ними существует взаимная поддержка, у участников взаи-

модействия складывается чувство взаимного «базисного доверия»,

обеспечивающее им так называемую онтологическую безопас-

ность. Она, согласно Гидденсу, характеризуется непротиворечи-

вым сочетанием практических и когнитивных компонент:

– рутинные практики повседневного совместного существования

людей, не требующие рефлексии;

– интерсубъективность, принимаемая как данная, самотождест-

венная и непрерывная реальность;

– осознание человеком конечности своего существования в мире;

– самоидентичность, самотождественность Я, которая поддержи-

вается на рефлексивном уровне2.

Из всего сказанного следует, что в рамках социологии содер-

жание совместной жизни людей, — а именно это подразумевается

здесь под понятием культуры — отнюдь не сводится только к симво-

лическому, дискурсивному ее аспекту. На это указывает Э. Гидденс,

обращаясь к работе Л. Витгенштейна «Философские исследова-

ния». Здесь подчеркивается, что язык сосуществует с тем, что не-

высказано, и не исчерпывает нелингвистического, повседневного,

обыденного содержания общественной практики. Характерные для

нее значения определяют значения языковых выражений, но не ог-

раничиваются ими. Сам язык оказывается дифференцированным

в соответствии со спецификами областей совместной активности

людей. Соответственно, хотя оба аспекта социальной реальнос-

ти — интерактивный и коммуникативный — связаны между собой,

они в то же время относительно автономны, не тождественны друг

другу, меняются в соответствии с собственными закономерностя-

ми. Более того, вопрос о том, когда между ними существуют или от-

сутствуют взаимопереходы, до сих пор остается нерешенным.

Контрольные вопросы.

1. Понятие социальной реальности в социологии.

2. Социальные аспекты упорядоченности социальной реальности.

3. Культурные аспекты упорядоченности социальной реальности.

4. Причины отказа от идеи целостности и единства социокультур-

ной реальности.

1 Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // THESIS. Т.1. Вып.1. 1993..

2 Гидденс Э. Модерн и идентичность // Современная теоретическая социоло-

гия: Энтони Гидденс. Реферативный сборник. Серия «Социология». М.: ИНИОН

РАН. 1995. С.101.

часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...