Допущение о социальной природе человека и его теоретичес-
кие следствия. Представление о социальной реальности как по- рождении взаимодействий и коммуникаций людей присутствует во всех классических социологических работах. Об этом свиде- тельствуют концепции механической и органической солидар- ности Э. Дюркгейма, общества и общины Ф. Тенниса. Согласно Ч. Кули, люди приобретают социальные качества «посредством простых форм интимного взаимодействия, или первичных групп, особенно семейных и соседских, которые существуют везде и воз- действуют на индивида всегда одинаково»1. Дж. Г. Мид утверждал, что общество и индивидуальное сознание формируются в сетях взаимодействий людей. Позже к обсуждению социальности обратились П. Бергер и Т. Лукман. Согласно их концепции, жизненный мир людей актив- но, хотя зачастую неосознаваемо, конструируется ими самими в процессах взаимодействий и коммуникаций. В социетально-ин- ституциональных формах такая реальность воспринимается как существующая изначально и объективно. Однако, как утвержда- ют авторы и их последователи, это всего лишь следствие повсед- невного воспроизведения приемлемых для людей интерактивных форм. Эта сторона вопроса подробно рассматривается в работах И. Гоффмана. В своем анализе социального конструирования ре- альности на микроуровне он обращается к привычным ситуациям социальных взаимодействий и выявляет механизмы их воспроиз- ведения в следовании разделяемым представлениям о соответс- твующих формах поведения и «презентации себя другим». Он показал, что эти процессы и механизмы актуализуются постоянно в контекстах различных повседневных контактов и отношений. 1 Cooley Ch. Human Nature and the Social Order. N.Y., 1964. P. 32.
часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры Г. Гарфинкель, обобщая результаты этнометодологическх экспе- риментов, пришел к выводу, что отклонение поведения от ожида- емого в стандартных интерактивных ситуациях вызывает у участ- ников смущение, недоумение и даже агрессию. В итоге, он доказал наличие неосознаваемых норм социального взаимодействия, при- вычно воспроизводимых и тем самым поддерживающих повсед- невный жизненный мир людей. Все эти теоретические представления стали предпосылками для разработки более поздних построений, которые можно отнес- ти к концептуализации социальной реальности. В этом отношении показательно обращение Э. Гидденса к понятию «интеграция» и его переосмысление. Оно более не связано с такими коннотаци- ями, как сплоченность и консенсус, но означает упорядоченное взаимодействие между акторами разного масштаба. Причем, под- разумевается, что в таком теоретическом контексте каждый харак- теризуется как зависимостью от других, так и собственной авто- номностью. Социальную интеграцию можно рассматривать как фундамен- тальный уровень построения любых форм совместного существо- вания людей, поскольку речь идет о межличностных интеракциях, о взаимосоотнесенности практик. Значимым в этом случае стано- вится соприсутствие акторов, их взаимодействие «здесь и сейчас» и «лицом к лицу». На этом уровне зарождается и складывается то, что Гидденс обозначает термином «системная интеграция», озна- чающим совокупности нормативных предписаний и соответству- ющих санкций. Будучи сформированными, социальные системы поддерживаются за счет рутинного воспроизведения такого рода образований, приобретающих в силу прагматических причин ус- тойчивый характер. Но Гидденс в своих рассуждениях идет дальше по сравнению с этими, казалось бы вполне классическими социологическими суж-
дениями. Во-первых, разделение понятий социальной и системной интеграции приводит к выводу, что механизмы, определяющие взаимодействие и коммуникацию в ситуациях соприсутствия, от- личаются от тех, что определяют отношения между социальными системами, которые, в терминах постмодерна, можно назвать «от- сутствующими» (в физическом смысле). Во-вторых, идеально-ти- пическое представление о рекурсивности (самовоспроизводимос- ти) социальной системы дополняется допущением о возможности возникновения непреднамеренных последствий функциониро- вания ее частей, по определению относительно автономных друг от друга. Соответственно открывается новая проблемная область, связанная с выявлением процессов и механизмов взаимных влия- ний присутствующих социальных интеграций и «отсутствующих» социальных систем. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания Упорядоченность социальной реальности. Соответственно в отличие от постмодернисиских представлений о социальной ре- альности как изначальной неопределенности социологи прямо или косвенно признают фундаментальную значимость ее упорядочен- ности. Даже если речь идет о ее изменчивости и связанности с разно- направленностью человеческих побуждений. По словам П. Бурдье, «социальный мир нельзя считать полным хаосом, образующимся произвольно, и вполне свободным от проявлений необходимости, раз в нем через габитус, индивидуальные установки и вкусы просле- живается соответствие между социальной позицией субъекта и его манерой поведения, склонностями и убеждениями. Но социальный мир лишен и жесткой структурированности, так же как и способ- ности подчинить каждого воспринимающего субъекта принципам своего построения»1. Скорее, по мнению Бурдье, речь идет о сети невидимых связей между внешними (по Гидденсу, автономными) по отношению друг к другу позициями. Каждая из них может распо- лагаться ближе или дальше от других, выше или ниже них, занимать промежуточное или срединное положение. Иными словами, все, что происходит в отношениях людей с окружением в новых для них обстоятельствах, в неосвоенных его областях, в неопределенных
ситуациях, не хаотично. Люди так или иначе соотносят совместную активность с существующими порядками, которые зафиксированы либо в вещественных артефактах, либо в используемом языке. Особым вниманием к концепции социальной реальности отли- чается сравнительно недавно сложившееся междисциплинарное течение, которое называется коммунитаризмом. Его сторонники не просто исходят из общего представления о социальной обуслов- ленности индивидуальных действий и познания. Для них характер- но более конкретное исследование тех форм, каналов, механизмов, благодаря которым совместная активность воздействует на инди- видов и в свою очередь получает от них импульсы для консолида- ции или изменения. В этих рамках критическому анализу были с современных позиций подвергнуты абстрактные понятия фило- софии, психологии, социологии, относящиеся к индивидуально- му субъекту. Исследователи вновь обратились к теме community (Gemeinschaft) — сообщества. Именно сообщества, характеризую- щиеся, по Гидденсу, соприсутствием «здесь и сейчас», в многооб- разии их форм (а не абстрактно взятое общество как таковое) были признаны социальной реальностью, тем контекстом, который по- рождается людьми в их непосредственных взаимодействиях и ком- муникациях и в пределах которого они обретают свою социальную и индивидуальную идентичность2. 1 Бурдье П. Пространство и символическая власть. www.politizdat.ru/article/22 2 См. Рорти Р. Обретая нашу страну: политика левых в Америке в ХХ веке. М.: Дом интеллектуальной книги. 1998. часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры Итак, все представленные концептуализации социальной ре- альности содержат представление о том, что она порождается сов- местной активностью людей, однако не беспорядочной и постоянно заново возобновляющейся, но определенным образом организо- ванной. Ее упорядоченность обусловлена тем, что в ходе взаимо- действий и коммуникаций люди конвенционально принимают некоторые взаимосвязи, последовательности действий, ситуации
как устойчивые и повторяющиеся и фиксируют их в общепринятых разделяемых (культурных) формах. Именно эту тему разворачива- ет Э. Гидденс в своей концепции структурации. Он полагает, что формообразующие, или структурные качества системы представ- ляют собой как результат, так и регулятор практик, используемых людьми в процессах взаимодействий и коммуникаций. Иными сло- вами, совместная активность людей в таком понимании представ- лена двумя сторонами — структурой и участием (действием), — ко- торые связаны между собой регулярными социальными практика- ми. Этому последнему понятию Гидденс придает особое значение, поскольку полагает, что оно указывает и на субстанцию социальной жизни, и на способы ее производства, ее структурирования. Согласно Гидденсу, структуру в контексте интеракций не сле- дует считать только источником принуждения: она как ограничи- вает активность, так и создает возможность для ее упорядоченного осуществления. «Каждое действие — производство чего-то нового, новое действие; но в то же время каждое действие существует в его продолженности из прошлого, предоставляющего средства для его начала. Таким образом, структуру не следует понимать в качестве препятствия на пути действия; она — всегда присутствующее зна- чимое условие производства любого действия, в том числе и фун- даментальных социальных изменений…»1 Результатом «структу- рации» как процесса организации и воспроизведения социальной системы в ходе интеракций становятся соответствующие правила и ресурсы. Они не только составляют средства поддержания упо- рядоченной активности в границах системной целостности, но и сами реконституируются в этих пределах. Структура в такой ин- терпретации представляет собой «способ, посредством которого отношение между моментом и целостностью выражается в соци- альном воспроизводстве»2. Таким образом, она располагается не «вне» участников социальных процессов (как в структурализме), и не «внутри» них (как предполагает Гидденс), но «между» ними. Это теоретическая производная взаимодействий и коммуникаций, интерсубъективное образование, «существующее» в их контексте 1 A. Giddens. The Constitution of Society Outline of the Theory of Structuration. Cambridge. Polity Press. 1984. P.70. 2 Ibid. P. 71. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания и придающее дискретным эпизодам совместной активности людей форму непрерывного процесса. Содержательный аспект социальных порядков. В рамках соци- ологии социальная реальность представлена не только в ее струк-
турном, но и в содержательном аспекте. Основополагающим науч- ным направлением в этом отношении можно считать символичес- кий интеракционизм, родоначальником которого был Дж. Г. Мид. В рамках его теории основанием социальной реальности стано- вится взаимодействие (интеракция). Средством его поддержания, обеспечивающим взаимные обмены стимулами и реакциями меж- ду участниками, считаются индивидуальные действия, или жесты. Согласно Миду, — это начальные импульсы взаимодействия, за которыми кроются определенные означаемые (референты). Они конвенциональны по природе, разделяемы, т. е. их значения оди- наково воспринимаются участниками и вызывают у них сходные ответы. Иными словами, жест — это не столько физический, сколь- ко символический феномен, язык, которому принадлежит важней- шая конституирующая роль и в поддержании интеракции, и в со- циализации индивидов. Позже содержательная сторона общественной жизни нашла отражение в целом ряде социологических работ. Так, концепция обмена перспективами между участниками взаимодействия у А. Щютца подразумевала, что они связаны не только функциональ- но. Каждый должен также уметь поставить себя на место другого и увидеть ситуацию «его глазами». П. Бергер и Т. Лукман в книге «Социальное конструирование реальности» основное внимание уделяют познавательной активности людей. Социальная реаль- ность рассматривается не только как источник импульсов к позна- нию и его предметная область. Авторы указывают на нее как на конструктивное начало в самом порождении и поддержании соци- ального мира. И. Гоффман акцентирует значимость символичес- ких репрезентаций во взаимодействиях и коммуникациях людей. Он подчеркивает их значение как механизмов не только подде- ржания интеракционных ситуаций и процессов, но и перехода от одних сценариев взаимодействия к другим. Влияние содержатель- ных аспектов поведения на характер отношений между людьми продемонстрировал Г. Гарфинкель. В рамках этнометодологичес- ких конструкций он показал, что в контексте повседневной жизни люди руководствуются не только структурными, но и символичес- кими составляющими тех стандартных ситуаций, в которых они оказываются. Более того, сами ситуации распознаются по «языку» поведения, который люди используют как взаимоприемлемый и считают соответствующим типичным обстоятельствам. В обобщенном виде представление о значимости содержатель- ного аспекта социальной реальности Г. Блумер выразил так: «Люди часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры живут в мире, состоящем из объектов, которым соответствуют оп- ределенные значения, а не в окружении стимулов и самоорганизу- ющихся сущностей. Этот мир имеет социальное происхождение, поскольку значения порождаются в ходе интеракций. В различных группах складываются свои миры, которые меняются при изме- нении значений их компонент. Люди в своей активности склонны ориентироваться на значения объектов, с которыми имеют дело. Поэтому по ним можно судить об истинном смысле организации действий. Для того чтобы идентифицировать и понять жизнь груп- пы, следует определить, какие объекты они используют и в каких значениях. В конце концов, люди не слиты со своими объектами, могут прекратить оперировать ими и направить свое поведение в другое русло. И это становится источником трансформации груп- повой жизни»1. Сказанное свидетельствует о том, что первостепенное значе- ние, которое придавалось — и придается — в социологии формам и структурам совместного существования людей, не означает пол- ного невнимания к содержательной его стороне. Символы, позна- вательные единицы, способы репрезентации, значения и смыслы, которые люди порождают и используют в процессах взаимодейс- твий и коммуникаций привлекали внимание исследователей как заметные составляющие этих процессов, Однако они до сравни- тельно недавнего времени не были предметом специального изу- чения. И еще одно обстоятельство заслуживает внимания. Дело в том, что в рамках социологии понятие функции было и остается ключевым при анализе общественной жизни как на макро–, так и на микроуровне. Его используют главным образом для того, что- бы выявить совокупности задач, которые следует решать для под- держания социальной системы как целого, и таких связей между действиями составляющих ее людей, которые координируют сов- местную активность в соответствии с принципом дополнительнос- ти. Что касается их содержательной стороны, то, начиная с клас- сических работ Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна, речь идет о действиях, направленных на удовлетворение индивидуальных запросов, с одной стороны, и на поддержание социального цело- го — с другой. Однако значение этого понятия, как следует из многочислен- ных контекстов его употребления, не ограничивается только этим содержательным аспектом. В социологических теоретических ра- ботах нередко встречаются указания на то, что одни и те же фун- кции — производственные, регулирующие, социализирующие и т. п. — могут выполняться различными способами. Иными словами, сохраняя свою значимость в контексте социальной системы, они 1 Blumer H. Sociological implications of the thought of G.H. Mead //American Journal of sociology. 1966. Vol.71. № 5. P535. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания могут различаться по характеру составляющих действий и их пос- ледовательностей. Так, процессы производства могут быть в боль- шей или меньшей степени рациональными, интенсивными, эффек- тивными, а не только внутренне связными и нормативно регули- руемыми. Управление при одном и том же режиме, — например, автократическом, — может реализоваться в соответствии с раз- ными стилями, — например, авторитарным или патерналистским. Образование как составляющая социализации может ориентиро- ваться на формирование квалифицированного специалиста или просвещенного гражданина. Причем, в одних случаях такого рода содержательные направленности могут дублироваться коммуни- кацией в соответствующих вербальных или каких-то иных симво- лизациях, а в других — оставаться зафиксированными только на уровне конкретных практик. Соответственно есть все основания утверждать, что функции в их социально-формальном качестве имеют также и культурные значения. Сведение содержания социальной жизни только к коммуника- тивным процессам в рамках социологии было обусловлено следую- щими важными факторами. Во-первых, известно, что на протяже- нии почти всего ХХ в. социальные науки находились под сильным влиянием лингвистической философии и исследований языка в его структурных и семантических аспектах. Соответственно наиболее изученной оказалась символическая область социокультурной ре- альности. Во-вторых, широкое распространение средств массовой коммуникации и появление понятия «информационное общество» вызвали интерес социологов к структурам и содержанию сообще- ний, транслируемых с помощью электронных каналов. Особенно популярной тема коммуникации стала в 60–70-х гг. ХХ в. Критической переоценке подверглись идеи Канта, Гуссерля, Пирса, Хайдеггера, Витгенштейна, Мида. Было отмечено, что в их трактовках связей людей с окружением приоритетом наделялось рациональное, теоретическое познание и недооценивалась роль практического разума в конституировании жизненного мира лю- дей. Критики подчеркивали, что в рамках философских и социаль- ных теорий модерна основное внимание уделялось идеально-ти- пическим моделям коммуникации преимущественно институцио- нального порядка и мало изучались реальные обыденные практики обмена информацией. Знаковыми событиями в этой области стали теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса и коммуника- тивная теория общества Н. Лумана. Их убедительные построения определяют сегодняшний климат в изучении содержания социаль- ной жизни, однако нерешенными продолжают оставаться вопросы о его различиях на уровнях взаимодействий и коммуникаций. Эта тема остается предметом дискуссий, — то затихающих, то возобновляющихся, — начиная с момента, когда различие между часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры означаемым и означающим было осознано как проблема, которая, кстати, не решена до сих пор. В свое время еще Ф. де Соссюр ука- зывал на различие между значениями слова и того, что им обоз- начается на уровне социальной реальности. Связи, объединяю- щие эти два уровня, конвенциональны. Значения слов, согласно Соссюру, обусловлены главным образом сходствами и различиями между словами, знаками, способами связей между ними, приняты- ми в лингвистических системах. Их изменения определяются ха- рактерными для них закономерностями и могут быть поняты в со- поставлении с их прошлыми состояниями. Здесь не следует искать прямых отображений социальных процессов. Соссюр распространяет это различие между социальными практиками и использованием языка на все общественные инсти- туты и активность, осуществляемую в их рамках. С этой точки зре- ния лингвистика есть лишь частный случай семиотики как более общей науки о знаках и не может быть единственным способом изучения общественных отношений. Каждому социальному взаи- модействию соответствует целый ряд знаковых систем, и лингвис- тическая — лишь одна из них. Соответственно значения и смыслы событий и процессов, осуществляющихся в обществе, следует выводить из их собственных кодов, которые сегодня мало изучены. В последнее время специальное внимание различению между социальным взаимодействием и его символической репрезентаци- ей (коммуникацией) уделяет Э. Гидденс. Следуя идеям интерпрета- тивной теории К. Гиртца, он предостерегает от смешения представ- лений о «следовании правилу» на уровне действия и «интерпрета- ции правила» в коммуникативном процессе. Практический опыт, приобретающий форму в контексте «повседневных типизаций», предполагает овладение «правилами осуществления действий». Их использование в различных ситуациях вовсе не оз- начает необходимость и умение их вербального формулирования. Последнее представляет собой интерпретацию, которая расходится с практическим применением правила и сле- дование которой может изменить содержание реального действия. Гидденс подчеркивает, что управляемые правилами практики не означают консервации ситуаций интеракции. Они обеспечива- ют не только воспроизведение и модификацию соответствующих правил в стандартной ситуации, но и изменение ее са- мой. Структурирующее качество правил можно наблюдать в про- цессах формирования, преобразования и разрушения ситуаций взаимодействия. В контексте рутинного воспроизведения интерак- ций они тесно переплетены с допустимыми вариациями совмест- ной активности и потому почти не идентифицируется. Тем более их реальное действие не улавливается на дискурсивном уровне, раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания если агент или наблюдатель не имеет соответствующего практи- ческого опыта1. Итак, сказанное позволяет сделать вывод, что организованная совместная активность людей предполагает навыки взаимодейс- твия и коммуникации, которые не изоморфны друг другу. Когда между ними существует взаимная поддержка, у участников взаи- модействия складывается чувство взаимного «базисного доверия», обеспечивающее им так называемую онтологическую безопас- ность. Она, согласно Гидденсу, характеризуется непротиворечи- вым сочетанием практических и когнитивных компонент: – рутинные практики повседневного совместного существования людей, не требующие рефлексии; – интерсубъективность, принимаемая как данная, самотождест- венная и непрерывная реальность; – осознание человеком конечности своего существования в мире; – самоидентичность, самотождественность Я, которая поддержи- вается на рефлексивном уровне2. Из всего сказанного следует, что в рамках социологии содер- жание совместной жизни людей, — а именно это подразумевается здесь под понятием культуры — отнюдь не сводится только к симво- лическому, дискурсивному ее аспекту. На это указывает Э. Гидденс, обращаясь к работе Л. Витгенштейна «Философские исследова- ния». Здесь подчеркивается, что язык сосуществует с тем, что не- высказано, и не исчерпывает нелингвистического, повседневного, обыденного содержания общественной практики. Характерные для нее значения определяют значения языковых выражений, но не ог- раничиваются ими. Сам язык оказывается дифференцированным в соответствии со спецификами областей совместной активности людей. Соответственно, хотя оба аспекта социальной реальнос- ти — интерактивный и коммуникативный — связаны между собой, они в то же время относительно автономны, не тождественны друг другу, меняются в соответствии с собственными закономерностя- ми. Более того, вопрос о том, когда между ними существуют или от- сутствуют взаимопереходы, до сих пор остается нерешенным. Контрольные вопросы. 1. Понятие социальной реальности в социологии. 2. Социальные аспекты упорядоченности социальной реальности. 3. Культурные аспекты упорядоченности социальной реальности. 4. Причины отказа от идеи целостности и единства социокультур- ной реальности. 1 Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // THESIS. Т.1. Вып.1. 1993.. 2 Гидденс Э. Модерн и идентичность // Современная теоретическая социоло- гия: Энтони Гидденс. Реферативный сборник. Серия «Социология». М.: ИНИОН РАН. 1995. С.101. часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|