Современные социологические трактовки социального про-
странства. Следует подчеркнуть, что заметный интерес к изучению 1 G. Simmel. Sociologie. S. 697–698. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания социального пространства возобновился сравнительно недавно, примерно в конце 1980-х — начале 1990-х гг. В предыдущий период тема разрабатывалась отдельными исследователями, фрагментар- но и оставалась на периферии социологического мейнстрима. В на- стоящее время это теоретическое направление приобретает все большую систематизированность и познавательную значимость. Состояние его разработанности можно оценить в соответствии с выделенными выше исходными допущениями. Специфичность социального пространства по сравнению с физическим. В настоящее время все, кто занимается этой темой, подчеркивают необходимость различать эти понятия как относя- щиеся к различным модусам реальности. Социальное пространс- тво, как уже отмечалось, характеризует упорядоченность социаль- ной реальности, представленную как: – освоенная часть природного окружения, выделенная искусст- венными преобразованиями естественных объектов, артефактами (культурными объектами), социальной структурой (соотношение институтов), конфигурацией социальных групп и слоев (социальная стратификация). Эта трактовка характерна для социальной фило- софии и общесоциологических теорий; – систематизированные (устойчивые, повторяющиеся, органи- зованные) пересечения связей между институциональными по- зициями, характеризующимися определенными полномочиями и средствами социального контроля (институциональное измерение, представленное в работах П. Бурдье, М. Фуко); – социальное расслоение, зафиксированное в устойчивых рас-
пределениях социальных позиций, совокупностей ролей, форм образов и стилей жизни, с одной стороны, и групповых идентчнос- тях — с другой (стратификационное измерение, представленное в теориях социальной стратификации); – «территориальность» и «резидентное размещение», характери- зующие устойчивые связи людей с местами поселения (территори- альное измерение, отмеченное Т. Парсонсом); – сеть событий в определенный момент времени (распределение результатов социальных взаимодействий и коммуникаций, соглас- но пониманию П. Штомпки); – совокупность индивидов и групп, объединенных устойчивыми социальными связями; – микросоциальные анклавы, определяемые двумя планами — пе- редним, регулируемым социальными нормами, и задним, вненор- мативным (выделение институционального, официального и при- ватного измерений у И. Гоффмана). Наиболее обобщенное и в то же время достаточно компактное определение социального пространства принадлежит А. Лефевру: это «не единичные вещь или продукт из многих; оно включает в часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры себя вещи– продукты и отношения (относительного) порядка и/ или (относительного) беспорядка, которые возникают между ними при синхронном сосуществовании. Оно — результат последова- тельности или комплекса операций, но несводимо к простому объ- екту. В нем нет ничего от фикции, ирреальности или «идеальнос- ти», сравнимых с теми, что присущи знаку, репрезентации, идее или сновидению. Являясь результатом действий, совершенных в прошлом, оно само позволяет действиям происходить, побуждает или запрещает их… Социальное пространство включает в себя мно- гообразие знаний… [В нем] содержатся разнообразные природные и социальные объекты, сети и пути, которые облегчают движение материальных вещей и информации»1.
Итак, социальное пространство — это не просто вместилище событий, но параметры, измерения, компоненты совместного су- ществования людей, которые формируются в их взаимодействиях и коммуникациях и в то же время детерминируют эти процессы. В качестве такового понятие дополняет представление о связях че- ловека с природным окружением, выделяя из него и одновременно включая в него человеческий жизненный мир. Социальное пространство как производная взаимодействий и коммуникаций людей. Как уже отмечалось, в рамках теоретической социологии социальное пространство рассматривается как произ- водная и как контекст интеракций, необходимых для адаптации людей в окружении. Процессы взаимодействий и коммуникаций дискретны, но отнюдь не всегда заканчиваются результатом, ради которого начинались. Многие из них, например, в области произ- водства, образования, законодательства, науки в соотнесении с временем человеческой жизни достаточно долгосрочны. Для того, чтобы продолжаться после перерыва, а не возобновляться каждый раз сначала, они должны быть конвенционально организованы и зафиксированы в таком статусе на уровнях стандартных действий и разделяемых символических репрезентаций. Устойчивые сово- купности паттернов совместной активности институционализиру- ются (в широком смысле слова), т. е. нормируются и структуриру- ются. Таким образом упорядочивается пространство совместной воспроизводящейся активности людей, направленной как на удов- летворение их индивидуальных запросов, так и на поддержание со- циальных целостностей разного масштаба. Согласно Э. Гидденсу, подобная «структурация» взаимодейс- твий и коммуникаций приводит к регионализации, разграничению и содержательной детализации социальной реальности, определя- ет дистанции между индивидами, группами, институциональны- ми образованиями, формы присутствия людей в социальном про- 1 Lefebre H. La production de l’espace. Paris: Anthropos. 1974. P. 83. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания странстве–времени. В то же время эти порождения совместной активности людей детерминируют ее дифференциальные интен- циональность, направленность, упорядоченность, критерии оцен-
ки ее эффективности. Повседневные межличностные отношения регулируются, согласно А. Шютцу, привычками и нерефлексиру- емой интерсубъективностью; институционально предписанные функции выполняются согласно специально установленным нор- мам. На обоих уровнях паттерны интеракций и деятельности, а так- же способы их комбинирования осваиваются в процессах социа- лизации и используются в рутинных и проблемных социально зна- чимых ситуациях. Именно в таких формах совместной активности можно представить тезис Э. Гидденса о непрерывной «структура- ции» социальной реальности и преобразовании ее в соответствую- щее пространство. П. Бурдье подчеркивает, что хотя социальное пространство оп- ределяется как производная интеракций, эти понятия не следует отождествлять. Субъекты взаимодействий и коммуникаций, отме- чает он, «располагаются в социальном пространстве в соответствии, во-первых, с суммарным объемом принадлежащих им различных видов капитала [экономического, культурного, символического], а во- вторых, сообразно с их соотношением (структурой) во всем объеме, [характеризующем общество в целом]»1. Иными словами, структурные характеристики социального пространства не своди- мы к взаимодействиям, которые осуществляются в их рамках2. Разнокачественность социального пространства. Она зафик- сирована в приведенных ранее определениях этого понятия и мо- жет быть содержательно сведена к следующим основаниям разли- чения: – территориальное: разнородны географические условия рассе- ления людей и соответствующие способы социокультурной адап- тации (социальная география); различны типы поселений с харак- терными для них интенсивностью и объемом социальных связей; – «ментальное»: в социологии признается, что совместное сущес- твование людей можно рассматривать в двух основных модальнос- тях — рационализованной, или социетально-институциональной, и базирующейся на «естественных установках» (А. Шютц), или отно-
сящейся к «миру повседневности»; – институциональное: социальные институты различны и несво- димы друг к другу в силу неодинаковости выполнения предписан- ных им функций, необходимых как для удовлетворения индивиду- альных запросов, так и для поддержания социальных целостностей. Это положение принимается как данное, начиная с теоретической 1 Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. Лекция. http:// www.politizdat.ru/article/22/ 2 Там же. часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры концептуализации институтов, которой социология обязана рабо- там Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна; – стратификационное: социальные классы и составляющие их слои и группы, согласно всем социологическим теориям стратифи- кации, отличаются друг от друга по целому ряду признаков, таких как общественное положение, социально-институциональный ста- тус, место проживания, образ (уровень, качество, стиль) жизни; – «ресурсное»: в обществе неравномерны распределение «капи- талов» — экономического, социального, культурного, политичес- кого, или «символического» (П. Бурдье), — а также представлен- ность институциональных структур и форм стратификации. Дифференциальная упорядоченность социального пространс- тва. В рамках социологии принято выделять три основных формы дифференциальной упорядоченности социального пространства. Во-первых, в контексте институционального макросоциологичес- кого направления основное внимание уделяется изучению соци- альной структуры, которая понимается здесь как система иерар- хических и горизонтальных связей между социетальными инс- титутами. В этом контексте, который теоретически определяется структурным функционализмом, предметную область составляют организационные формы, в которых зафиксированы определен- ные совокупности нормативно установленных функций, направ- ленных на сохранение общества как целого. Такого рода образова- ния считаются наиболее устойчивыми компонентами социального пространства, и нередко именно они имеются в виду, когда говорят об «обществе в целом». Они устанавливают пределы для возмож- ных вариаций, в которых проявляются формы и содержания ин- теракций его членов. Во-вторых, в рамках теории социальной стратификации соци- альные группы, составляющие общество, рассматриваются с точ- ки зрения специфичных для них статусов, престижа, форм образа жизни. Такие показатели позволяют объединить множество объ- единений людей, которые кажутся разнообразными, в более круп- ные однородные единицы, такие как слои и классы. Принято разме-
щать их на шкале «высшие–средние–низшие» и по соотношению количества людей, принадлежащих к каждой из ее позиций, судить о форме стратификационного пространства в обществе. Это ука- зывает на социально зафиксированную и санкционированную не- равномерность распределения прав и привилегий, обязанностей и ответственности, власти и влияния, ценностей, ресурсов среди его членов. С точки зрения дифференциальной упорядоченности со- циального пространства важно подчеркнуть, что «любая организо- ванная социальная группа всегда стратифицирована»1. 1 Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат. 1992. С. 304. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания Стратификационная дифференциация считается подвижнее институциональной благодаря возможности социальной мобиль- ности. Ее восходящее направление увеличивает пространство бо- лее высоких социальных слоев; нисходящее — более низких. В-третьих, переход к микросоциологическому анализу обус- ловил концептуализацию социального пространства в терминах поля и сети. В этом случае социальная реальность представлена ее межличностной модальностью, а предметным полем изучения ста- новятся «жизненный мир» и «повседневность». Соответственно основное внимание уделяется непосредственным связям, привя- занностям, зависимостям, обменам между людьми как консти- туирующим специфичную объединяющую их текстуру, среду. Для такого поля, согласно Э. Гидденсу, характерна непрерывная изменчивость: оно может расширяться и сжиматься, усиливать- ся и ослабляться, сгущаться и разреживаться, приобретать собс- твенную форму или растворяться в окружении. Для того чтобы представить своего рода внутреннюю форму такого рода полей, используется понятие сети. Э. Гидденс характеризует ее как объ- единяющую четыре уровня детерминант, организующих челове- ческую активность: идеальный, нормативный, интеракционный, ресурсный. Каждый из них характеризуется непрекращающейся изменчивостью. Однако происходящие здесь процессы не неза- висимы, но находятся в многомерных и многочисленных взаимо- связях. Более того, такого рода сети характерны для любого уров- ня социальной организации — межличностного, межгруппового, межинституционального. Единицей анализа при такой концепту- ализации микропорядков социального пространства становится широко используемое И. Гоффманом понятие «ситуация», означа- ющее переходящие во времени и пространстве встречи и сопри- сутствия людей. Сравнивая модель поля с общепринятой системной, Гидденс подчеркивает преимущества первой, которая позволяет изучать изменчивость и процессы, характерные для социальной реаль- ности, как протяженности, а не с точки зрения их результатов. «Системная модель оказалась весьма влиятельной — она лежит в основе большинства теорий социального изменения… Модель поля возникла из стремления понять и выразить динамическую природу общества более адекватно, но она еще требует значительной кон- цептуальной разработки и эмпирического подтверждения»1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|