Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.3. Роль и значение византийского права в современном российском законодательстве: перспективы развития




При изучении закономерностей становления и перспектив развития правовой системы России, необходимо опираться в первую очередь на принцип историзма. Так, византийское правовое наследие должно представлять интерес для современного российского законодательства, т. к. нормы именно византийских Номоканонов стали основой русских Кормчих книг (сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде), а церковь, как известно, вплоть до 1917 г. пронизывала практически все сферы жизни в России, была по сути частью государственного механизма.

Стоит указать, что в настоящее время современными авторами делаются попытки переосмыслить значение римско-византийского права для российской правовой доктрины и российского законодательства, осветить новые аспекты данной проблемы. Как справедливо подчёркивает Чемеринская В. В., данная тема является важной и для истории, и для юриспруденции, так как она позволяет определить степень практического значение римско-византийского правового наследия отечественного законодательства[86]. Таким образом, обращение к истории российского права, рассмотрение: некоторых особенностей его развития, определения степени влияния римско-византийского права, а так же того значения, которое в нём сыграло римское частное право, актуально для современного российского законодательства.

Интересными представляются положения научно-правовой литературы, указывающие на существования трёх основных концепций, которые, в свою очередь, характеризуют степень влияния римского-византийского права на российское законодательство:

1) Российское право исторически развивалось самостоятельно от римского. Этой точки зрения придерживались С. А. Муромцев, Ф. Леонтович. Наиболее ревностным сторонником этой точки зрения был крупный государственный деятель граф М. М. Сперанский. Он писал: «От самой древности до времён наших российское законодательство, исключая двух эпох: при Ярославле и при Петре Великом, действовало и возрастало собственными природными силами и, может быть, одно во всей Европе ничего почти не почерпало в общем источнике законов, в праве Римском, прибавить к сему должно, что другие народы вступили в гражданскую жизнь с великим наследством, напротив, мы ничего почти не наследовали от римлян, и весьма мало от греков. Всё богатство наше в сем роде есть наше собственное, благоприобретенное».

2) Российское право полностью произошло из римского и византийского, такой позиции придерживался К. Д. Кавелин и другие. Сторонники данной концепции считали, что российское право являлось продуктом римского права и его истоки кроются в римской и византийской традиции.

3) На определенных этапах развития российское право заимствовало отдельные римско-византийские институты и понятия. На этой позиции основываются взгляды Н. Рождественского, Н. Л. Дювернуа, А. М. Гуляева. Дювернуа и другие представители третьей концепции анализируя древнерусские правовые источники, пришли к выводу, что в определённые периоды истории российского права обнаруживаются следы римско-византийского влияния[87].

В связи с этим, стоит подчеркнуть, что в России в отличие от стран Западной Европы, некоторых стран Азии и Латинской Америки никогда не имела места рецепция римского права в полном смысле этого слова и Дигесты никогда не были в ней правом действующим. Профессор М. В. Владимирский-Буданов говорит о рецепции некоторых кодексов Византийского светского права, хотя заимствования греческих норм русским правом не носило того всеобъемлющего и обширного характера, как в странах Западной Европы. Речь может идти лишь о влиянии римско-византийского права, так как даже те иностранные нормы, которые были восприняты русским правом, в большинстве своём перерабатывались и изменялись (иногда до неузнаваемости) законодателями, приспосабливавшими их к местным условиям[88].

Современная правовая наука придерживается третьей концепции относительно степени влияния римского-византийского права, отмечая при этом, что существенное влияние отразилось на гражданском законодательстве.

Так, Византия, являясь преемницей Восточной Римской империи наложила отпечаток на современное российское законодательство, к примеру, путём закрепления основных постулатов в действующем гражданском законодательстве.

В связи с этим, стоит подчеркнуть важность такого законодательного памятника истории, как Дигесты Юстиниана, которые оказали большое влияние на развитие современной российской юриспруденции, сыграли несоизмеримую роль в формировании современного гражданского права и основ иных частноправовых отношений.

Дигесты Юстиниана заложили основы деления права на частное и публичное[89].

К частному праву относились такие правовые нормы, которые были направлены на защиту интересов частных лиц, эти нормы являются диспозитивными и могут быть в любой момент изменены по соглашению сторон. Диспозитивные нормы права – это общепризнанный порядок поведения, установленный соглашением сторон.

Публичное же право — это право, нормы которого направлены на защиту исключительно интересов государства. Подобные правовые нормы являются императивным, т. е. нормами властного подчинения, безусловно обязательными и не могут быть изменены по соглашению сторон.

Впервые частно-правовые отношения в России были заложены в первом памятнике российского права — Русской правде. Позже частное право развивалось в Судебниках 1497 года и 1550 года, Соборном уложении 1649 года. Право собственности — это основная категория всего частного права — в Российском государстве появилась путем рецепции из права Древнего Рима. Крепостное право являлось причиной того, что на протяжении длительного времени в Российской Империи институт права собственности был в неподвижном состоянии. Когда Александр II провел реформы, то право собственности стало «общеправовой нормой» и частноправовые отношения начали развиваться[90].

В результате Октябрьской революции 1917 года к власти пришли большевики. Политика стала отрицать частное право и целесообразность его существования. Марксистско-ленинская идеология опровергала частную собственность. Эта категория была заменена на категорию «личной собственности». Она предполагала присвоение гражданами исключительно предметов потребления и использование даже их для строго потребительских, а не производственных или иных нужд. Вся экономика стала плановой, а любые экономические отношения стали носить публичный характер.

После перестройки, когда Россия перешла на систему рыночной экономики, был осуществлен возврат к частно-правовым ценностям, нашедший своё воплощение в новом Гражданском кодексе РФ и иных законах[91].

Помимо частноправовых отношений Дигесты Юстиниана позволили кодифицировать законодательство в целостную систему. Итак, Дигесты Юстиниана в целом представляли собой структурированный свод высказываний и правовых положений.

Исходя из систематизации правовых норм Дигестов Юстиниана, постепенно сформировались отрасли права в современной юриспруденции:

а) материальное право - отрасли права, которые регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов.

- конституционное право - такая отрасль права, которая закрепляет форму правления, государственно территориального устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функции и взаимоотношения высших органов государственной власти.

- гражданское право - отрасль права, которая регулирует имущественные отношения в обществе и связанные с ними личные неимущественные отношения.

- административное право - отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере государственного управления: соблюдение правил дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т. д.

- уголовное право - отрасль права, которая состоит из юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, которые могут быть опасны для общества.

- семейное право - отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения: условия и порядок вступления в брак, прекращение брака, призвание его недействительным, права и обязанности супругов, родителей и детей и т. д.

- трудовое право - отрасль права, регулирующая трудовые правоотношения работников и работодателей: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха.

- экологическое право - отрасль права, которая регулирует отношения в сфера взаимодействия человека и общества с окружающей средой

б) процессуальное право - отрасли права, которые регулируют процедурные и организационные вопросы реализации нормы материального права.

- гражданское процессуальное право - отрасль права, которая состоит из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам.

- уголовное процессуальное право - отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам.

- арбитражный процесс - отрасль права, процесс прохождения дел в арбитражных судах.

- конституционное судопроизводство - отрасль права, судопроизводство в Конституционном суде[92].

Если рассматривать специфику современных брачно-семейные отношений, то стоит отметить, что законодательство в данной сфере также сохранило некоторые принципы регулирования семейных отношений заложенных в Эклоге. Так, проведенный анализ специальной научной литературы, положений семейного и наследственного права позволил сделать вывод о том, что рецепция византийского права Эклоги имела место в институтах отечественного семейного и наследственного права в форме прямого заимствования правовых положений, или опосредованного – заимствования концепций, влияние идеологии через православие.

В процессе исследования установлено, что церковный элемент, который имел место в VIII столетии (принадлежность к христианской религии, церковное венчание, духовное родство как препятствие к заключению брака и т. д. ) сегодня совсем утратили свое бывшее значение в семейных правоотношениях. Принцип моногамности брака, утвержденный Эклогой согласно наставлениям христианской церкви, имеет место и ныне. Влияние Эклоги отразилось также в принципах: единобрачия; добровольности брака; достижения брачного возраста как условия заключения брака; не определения крайнего старческого брачного возраста; равенства прав мужа и жены на имущество каждого из них; имущественной самостоятельности жены; общности семейного имущества; самостоятельной ответственности мужа и жены по своим обязательствам.

В современном наследственном праве продолжает действовать принцип когнатского родства; равенства прав наследников независимо от пола; очередности допуска к наследованию; преемственности между наследниками разных классов и степеней; устранения предыдущей очередью наследников, следующей; устранения от права на наследство; свободы завещательных распоряжений.

Однако, стоит также указать, что для того, чтобы выяснить направленность и, главное, эффективность влияния византийских образцов на формирование российского законодательства и правосознания русского народа как необходимого элемента национальной духовности недостаточно внешнего сравнения систем права. Более важным является выяснение роли формального права в регуляции общественных отношений, анализ степени развития правосознания народа, глубины связи его законов и нравственных ценностей. В связи с этим ключевым моментом является то, что Византия дала с христианством Руси нравственный идеал. Идеалы редко воплощаются в действительности. Идеал является мощным регулятором жизни и, в первую очередь, воздействует на преображение внутреннего, духовного мира каждого человека, что было очень важно и остаётся приоритетным и в современной действительности[93].

Таким образом, подводя итог вышеизложенному стоит указать, что современному российскому законодательству присущи уникальные черты, в результате восприятия лучших идей римско-византийских правовых традиций, которые гармонично наложились на принципы христианской религии, что отличает его от стран востока и запада. Современная терминология, понятийный аппарат, философия права и юридической практики абсолютно обязана содержанию правовых принципов римского права, его правовых институтов. Множество понятий и терминов современной правовой культуры являются прямо заимствованными из вышеназванного права. Дальнейшее изучение памятников византийского права, а вместе с тем и особенности правосознания существовавшие в тот период времени, позволит, опираясь на опыт истории, усовершенствовать действующее законодательство с учётом исторических особенностей. В современном законодательном пространстве тема Византии и её правовых памятников сих пор не утихает среди академических и богословских кругов что является позитивной тенденцией в изучении и принятии нюансов регулирования сфер человеческой деятельности.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...