2.3 Правовые основы власти императора и Патриарха. Концепция «Симфонии властей».
Симфония властей, сложившаяся в Византии, представляет собой наиболее гармоничную схему взаимоотношений церковной и государственной власти[38]. Из многообразия вариантов сосуществования государства и церковной организации, как правило, выделяются три модели их взаимодействия: цезарепапизм (подчинение Церкви государственной власти), папоцезаризм (превалирование духовной власти над светской) и симфония (sumjwnia; consensus), которая предполагает союз церковной и государственной власти. В основе этого союза лежит идея гармонии и согласия властей, сосуществующих, но не сливающихся друг с другом, взаимодействующих, но не стремящихся к подчинению друг друга[39]. Византийская симфония, как часть идеального, божественного мирового порядка, заключающаяся в сочетании светской и духовной власти, в сознании византийцев не мыслились одна без другой. Как отмечал русский византинист и историк церкви И. И. Соколов, в византийском представлении о мире «... церковь и государство – один сложный и нераздельный организм. Государство – материя, Церковь – форма. Верховным Законодателем-Судьей и Правителем церковно-государственного организма является Сам Господь Иисус Христос. Его наместники на земле – царь и патриарх, из коих первый управляет телом, а второй – душой, но оба они необходимейшая основа государственной жизни[40]. Сама идеи «симфонии властей» в Византийской империи была четко сформулирована в преамбуле к шестой новелле Святого Императора Юстиниана: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и Царство, из которых первое (священство) заботится о божественных делах, а второе (Царство) руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни на земле. Потому ничто не лежит так на сердце Царей, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу».
Таким образом, суть симфонии заключалась в обоюдном сотрудничестве, во взаимном служении интересам государства, а также в четком разграничении сфер деятельности государства и церкви (духовная сфера – в ведении патриарха, материальная – императора) без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Так, государь не вмешивался в церковные догматы и законы, принятые Вселенскими и поместными Соборами, а Церковь, со своей стороны, исходя из Святого Писания и святоотеческих древних традиций, считала царскую власть единой правильной формой правления государством, единственной угодной Богу политической системой. В идеале обе силы не могли существовать друг без друга, поскольку: «... византийский самодержец (автократор) выступил властью верховной в отношении подданных, но не безусловной, не абсолютной, ибо имеет определенное, обуславливающее эту власть содержание, а именно: волю и закон Бога, Которому он служит. Около этой Верховной власти стояла постоянная живая Церковь, носительница Божественной нравственной воли, и сам самодержец был лишь членом, но не господином Церкви». В трактате «Tomus de anathematis vinculo» папа Геласий I, после утверждения, что до Христа цари и правители выполняли жреческие функции, сделал вывод, что Христос, помня о слабости человека, «разделил функции двух властных компетенций и сделал их самостоятельными сферами. Духовная сфера держит известную дистанцию по отношению к обстоятельствам здешнего мира, и, с другой стороны, тот, кто имеет дело с земными вещами, не должен претендовать на руководство делами божественными». Несмотря на всё это у некоторых правителей всё же были попытки подчинить церковь своей власти, однако ни одна из них не увенчалась успехом из-за сопротивления населения, как и попытки патриархов вмешиваться в дела управления государством не имели должного положительного результата[41].
Принцип «симфонии властей», по мнению отечественного историка церкви И. И. Лебедева, стал основополагающим в процессе строительства византийского государства, «реальным признаком византинизма»[42]. Вводная конституция к Дигестам императора Юстиниана декларирует способность законов упорядочивать как «человеческие», так и «божественные» дела. В государственной идеологии Византии наблюдалась тенденция ставить императора над Церковью, объявляя его «наместником Христа», «архиереем, пусть и не служащим» и т. п.. Вместе с тем широкие полномочия Константинопольских Патриархов в решении церковных вопросов и их общественный авторитет доставляли немало проблем императорам, если они осмеливались нарушить церковные каноны. Влияние императора на дела Церкви было хоть и велико, но не безгранично. В каноническом праве высшим юридическим авторитетом обладал не император, а Вселенский Собор. Император в отношении Церкви выступал de iure как надзирающая и координирующая, но не как руководящая инстанция. Вместе с Патриархом он был обязан следить за соблюдением канонов, однако не имел права издавать, отменять и толковать каноны и не мог без санкции митрополита принимать от клириков прошения и выступать в роли посредника или судьи по церковным вопросам[43]. Роль императора в Церкви ограничивалась лишь несколькими административными функциями: он утверждал кандидатов на Патриаршие престолы, созывал Вселенские Соборы, утверждал соборные постановления, подкреплял особыми законами действенность церковных канонов мог менять церковно-административную структуру, присваивая ранги епископиям и митрополиям. Император также мог поручить епископу или гос. чиновнику разобрать то или иное спорное дело, касающееся Церкви. В особых случаях императоры брали на себя и ряд административных функций церковных властей: назначение митрополитов, вызов митрополитов в столицу на Патриарший суд. Поскольку Церковь не имела собственного карательного аппарата, император выступал также в роли инстанции, защищающей интересы Церкви методами принуждения[44]. Однако деятельность императора в поддержку православной веры и Церкви подробно не регламентировалась, а потому нередко носила характер импровизации. Ни церковные каноны, ни светские законы ничего не говорят о праве императора толковать основы христианского вероучения и навязывать эти толкования Церкви. Тем не менее произвольное вмешательство императоров в богословские споры периода Вселенских Соборов на стороне одной из партий имело место и нередко приводило к временному торжеству еретических догматов[45].
Константинопольский Патриарх был не только Предстоятелем своего Патриархата, но со времени правления императора Зинона, а затем Юстиниана I считался руководителем всех церковных дел в империи и духовным наставником императора. Императору Юстиниану принадлежит и первая формулировка принципа «симфонии» в преамбуле к 6-й новелле: гармоничное сотрудничество светской и духовной властей[46]. Тот же принцип согласия царской и патриаршей власти эксплицитно сформулирован в «Исагоге» и повторен позднее в «Алфавитной синтагме» Матфея Властаря (XIV в. ) Впервые в византийском светском праве раздел «О патриархе» появляется в «Исагоге» - официальном законодательном сборнике, написанном при участии Патриарха Фотия (858-867, 877-886). Здесь Патриарх именуется «живым и одушевленным образом Христа, словами и делами изобразующим Истину». Правом и обязанностью Патриарха является выступление перед императором в защиту Православия. Только Патриарх имел право толковать церковные каноны, принимать в лоно Церкви кающихся еретиков и отступников либо поручать это другим лицам. В законодательной сфере симфония властей проявилась в согласовании закона и канона - церковного правила. Однако, в связи с этим стоит отметить определенные проблемы согласования, возникшие, в связи, во-первых, с христианизацией большей части населения империи, во-вторых, с упорядочением самих канонов и их оформлением в сборники или своды. Христиане в случае коллизии между законом и каноном пребывали в смятении - что предпочесть, чему следовать, чтобы, с одной стороны, оставаться законопослушными гражданами империи, с другой - не нарушить Божественное предписание. В большинстве случаев верующие ставили каноны на первое место. Императоры, заметив возникающее противоречие, сначала пытались противодействовать силе канонов. Так, Констанций II заявил на Миланском соборе в 355 г.: «То, что мне угодно, — это и есть канон». Но спустя столетие, в 451 г., под давлением участников IV Вселенского собора императоры Валентиниан и Маркиан издали конституцию, согласно которой все законы, изданные в нарушение церковных канонов, признаются недействительными (С. 1. 2. 12)[47]. Император Юстиниан в октябре 530 г. заявил, что «божественные каноны имеют силу не меньшую, чем законы» (С. 1. 3. 44. 1)[48]. Это положение он развернул в своей знаменитой 131 Новелле от 545 г., гласящей: «Предписываем, чтобы священные церковные каноны, изданные или подтвержденные четырьмя святыми соборами, а именно - Никейским, Константинопольским, Эфесским и Халкидонским..., имели ранг законов; ибо догматы четырёх вышеназванных соборов мы признаём наподобие святых писаний, а их каноны храним, как законы» (Nov. Just. 131. 1). «Василики» в нач. Х в. расширили действие этой новеллы вплоть до II Никейского собора 787 г. [49]. Юстиниан же в предисловии к 137 Новелле указал чёткие различия между законом и каноном: целью гражданских законов является общественная безопасность, церковные каноны установлены ради спасения души. Власть над законами вверена от Бога императору, наблюдение за соблюдением канонов и само их установление вверено епископам[50]. Некоторые исследователи считают, что, уравнивая каноны и законы, императоры включали нормы канонического права в общую законодательную систему государства, в которой император выступал в качестве универсального законодателя[51]. Действительно, после утверждения императорской властью вероопределения Церкви исполнялись верующими не только как правило веры, установленное Церковью, но и как государственный закон, исполнение которого охранялось государственной властью[52].
Так, IV Вселенский Собор постановил: «Никакой прагматический указ, противный канонам, не должен иметь силы; должны преимуществовать каноны отцов». Эта резолюция Собора была принята для государства и императором Mapкиaном: «Мы лишаем силы и твердости все прагматические указы, противоречащие канонам, изданные из соображений фаворитизма или честолюбия»[53].
По смыслу постановления IV Вселенского Собора, воля императора не имеет для церкви обязательного значения. Лишь сама церковь может придать императорскому постановлению силу канона. Указывая на необходимость и возможность сотрудничества двух видов власти, концепция «симфонии властей» исходила из постулата, что у церкви и государства есть сферы, которые не могут быть им безразличны, и которые составляют предмет их общего внимания и общей заботы. Это, прежде всего, общественная нравственность, которая, с одной стороны, имеет отношение к созидаемому церковью делу спасения людей, а с другой – составляет внутреннюю опору прочности государственного правления, лежит в основе правового статуса церкви в государстве. Доктрина «симфонии властей» стала, по существу, политической доктриной Византийской империи, а в последующем – до времени правления Петра I и Российского государства; православным принципом, желаемым идеалом взаимоотношений церкви и светской власти. Приверженцы доктрины «симфонии властей», не говоря уже об явных оппонентах, признавали, что при всей ее привлекательности и популярности она все-таки осталась поистине идеалом, причем идеалом недосягаемым. Отношения государственной власти и церкви были далеки от идеала «симфонии». Но это было не так[54]. Тем не менее, созданная в Византии доктрина «симфонии властей» дала мощный импульс для развития в славянском мире теории оцерковленного государства, что наглядно подтвердило последующее время, реалии политической и религиозной жизни, политико-теоретические воззрения, особенно сформированные в царствование Македонской династии. Так, Карташев А. В., историк православия, богослов, много занимавшийся изучением проблем взаимоотношения церкви и государства, признавал «симфонию властей» «теоретически наилучшей из всех существующих». Концепция «симфонии властей», выраженная Юстинианом I и ставшая новым словом в политической составляющей христианской и светской доктрины Средневековья, послужила не только стимулом для развития политической христианской мысли, но и получила дальнейшее обогащение в посланиях монархов, законодательных актах, трудах богословов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|