1.3 Рецепция римского права в Византии
1. 3 Рецепция римского права в Византии Рецепция права, представляя собой фактор цивилизационного развития общества, является ассимиляцией чужеродных моделей права. Рецепция охватывает разные отрасли научных знаний и культуры. Разумеется, приоритетное внимание отдано проблемам рецепции в сфере права, особенно истории права, где издавна закладываются основы научных теорий рецепции. Достаточно сослаться на суть рецепции как воплощения культурной интеграции народов вообще, и в частности права. Сама по себе рецепция, воспринимаемая в широком плане взаимного влияния правовых культур различных народов, является выражением присущих им интенций, обуславливаемых асинхронностью и многовариантностью исторического развития каждого из них[19]. В рецепциях византийских правовых памятников аккумулируются идейные основания и вехи эволюции всего римского права. Рецепция римского права как крупное и сложное явление общественной жизни, как связующее звено правового развития Древнего мира, Средневековья и Нового времени неизменно привлекает внимание тех, кто интересуется правом и его историей. Для понимания сущности такого явления как «рецепция», особенностей его использования в научных работах следует отметить высказывание российского исследователя В. В. Мантурова: «Рецепция права в большинстве случаев рассматривалась юридической наукой в историческом аспекте при изучении развития правовых систем различных государств и влияния их друг на друга в процессе становления государства и права» [20]. Византия унаследовала свои основные политические, культурные и социальные институты от Рима. Точно так же римское право составляло основу византийской правовой системы. На протяжении многих веков две великие кодификации римского права, осуществленные Феодосием II и Юстинианом соответственно, были краеугольными камнями византийского законодательства. Конечно, с годами эти римские кодексы были адаптированы к текущим обстоятельствам, а затем заменены новыми кодификациями, написанными на греческом языке. Однако влияние римского права сохранялось, и это очевидно в кодификациях, таких как Базилика, основанная на Corpus Juris Civilis[21].
Для описания римского и византийского права в рамках данной парадигмы характерны слова И. А. Покровского, который считал византийское право законченным и компактным вариантом права римского: «В кодификации Юстиниана римское право получило свое заключение; работа античного мира была закончена и сведена в компактную форму. Создание античного мира, оно вошло в жизнь новых народов, стало жить с ними, и в этом смысле можно говорить ο второй истории римского права»[22]. В практическом приближении это означало следующее. Римское право Но подобного создания и не требовалось, так как это не входило в идейные нормативы римского владычества и существования государства. В частности, в римском праве разделялись fas, или религиозные нормы (они могли быть весьма разнообразны), и jus – собственно человеческое законодательство. «Поэтому римляне с такой легкостью пускали в свой Пантеон чужих богов, если те соответствовали их представлениям о “правильнойˮ религии»[23]. Совсем другое дело – византийское право, в основе которого было не translation imperia («трансляция власти»), а translation confession («трансляция веры»). Иными словами, источники права, т. е. важнейшие правообразующие тексты, преследовали совершенно иные цели[24].
Таким образом, принимая во внимание всю глубину системных преобразований византийского права, с одной стороны, с другой - его коренных перемен, дававших о себе знать с переходом на греческий язык, и главное - обусловленной религиозными установками обновленной идейной значимости, как заимствованные из римского права положения, так и понятия и термины вполне оправданно считать рецепцией в полном смысле этого слова. ГЛАВА 2. СИМФОНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕРКОВНОГО И СВЕТСКОГО ПРАВА В ВИЗАНТИИ: ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ 2. 1 Византийское право, как основа государственно-церковных отношений Проблема взаимоотношений церкви и государства как общественных и правовых институтов традиционно является одной из наиболее обсуждаемых в общественно-политических и научных кругах. В противоположность Римскому абсолютизму, Византия пошла путем теснейшего союза общих целей церкви и государства при полной юридической независимости друг от друга, что и позволило сформировать церковно-политической мысли идеальную модель церковно-государственных отношений - концепцию «симфонии властей» священства и царства. По словам известного русского философа Константина Леонтьева данная симфония византийской империи основана на двух опорах – христианской религии и римском праве. В византийской империи преобладала форма политико-правовой мысли, которая более всего отвечала требованиям исторической действительности. Основы первоначальной византийской политико-правовой мысли уходят в нормы христианской религии, и пытались поставить и решить конкретные исторические, а не отвлеченные задачи. Главная задача любой политико-правовой мысли – это учреждение, построение самого государства. Основной византийской политико-правовой мыслью была мысль о необходимости общей христианской политической власти. Эта идеология определяла генеральный курс политической жизни новой империи. Чтобы быть легитимной власть должна находиться вне внутренне общественных интересов, она также должна быть нейтральной в возникающих в обществе несогласиях и расхождениях. Всё это дает власти возможность «судить по праву», для того чтобы обеспечить порядок в обществе[25].
С появлением христианства за пределами Палестины и распространением его по всей Римской Империи произошло столкновение западной имперской власти и восточной христианкой религии, что в синтезе породило христианскую Византийскую империю и византийскую правовую систему. В Византии образно произошло позитивное Римское право впустило в себя христианский дух. Постепенно древнеримский принцип «одно государство, одна религия, один закон» трансформировался в христианский принцип «один Господь, одна вера, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас»[26]. Так, с момента, когда Христианство стало господствующей религией, у церкви появляются широкие полномочия и правовые возможности. Но, находясь, к друг другу в резком сущностном различий, обе власти должны быть в абсолютном единении и гибком взаимодействий для того чтобы создать наиболее благоприятное человеческое общежитие. Отличительной чертой Византии является активная позиция общества к каноническим проблемам империи. В большинстве своём все Византийское общество было глубоко религиозным. Все сферы народной жизни византийцев будь то личная, семейная, общественная или даже политическая - носили оттенок церковно-религиозных отношений[27]. В юридическом документе «Василики», содержится такое описание закона: «Закон получил наименование от правды, так как есть искусство прекрасного и равного. Правда есть твердая и постоянная воля, воздающая каждому принадлежащее ему право. Мудрость правды состоит в познании дел Божественных и человеческих, справедливого и несправедливого»[28]. В законодательстве Византийской империи церковь стояла в стороне от политической власти, как уникальный общественный институт, имеющий особую, иную от политической, задачу. За церковью признавался статус вероучительницы и возможность устанавливать церковные каноны, иметь право независимого управления внутри церкви и собственному судопроизводству по церковным вопросам, при этом государственная власть не распространялось на область церковных отношений - на право толкования догматов веры, учреждения особенностей богослужения, на установления церковных канонов и праздников. Гражданское законодательство наряду с обычным правом причисляется к главным источникам церковного права. В этой связи остается лишь подчеркнуть, что Законодательство Юстиниана, как и древнеримское гражданское право, кодифицированное в Дигестах и Институциях, не утратили своего значения для церкви и потому многие церковно-канонические сборники включают различные извлечения из тех или иных частей корпуса законов названого императора[29].
Как утверждает И. Медведев в своем исследовании, церковное право, как фактически разновидность официального имперского права – совокупность норм, обладавших силой закона и определявших организацию церкви, ее внутреннее устройство, отношения между церковью и государством, а также между церковью и частными лицами – мирянами. Особенно сильно было влияние церковного законодательства в области частного семейного права, осуществляемое через наиболее массовый и демократический вид византийского суда – епископский суд. Если присовокупить сюда текущее законо- и нормотворчество, развивавшееся по пути издания императорских указов-новелл, различного рода частных, но признававшихся государством юридических компиляций, а также обширную сферу обычного права, включавшую в себя идущие из глубины веков обычаи народностей, населяющих Византию, и новые институты средневекового квазифеодального права, не отраженные в официальном имперском законодательстве, то мы увидим, что в Византии действовал некий «юридический плюрализм» как сосуществование и взаимодействие многих правовых систем различного происхождения, адекватно отражавший сложную социальную и политическую обстановку в империи[30]. Таким образом, Божественная справедливость является единственным нравственным источником закона, имеющим всемирное значение в границах вселенской Византийской империи, а Византийский император выступает высшим гарантом этой гармонии. При исключении одного из этих элементов вся органичная конструкция немедленно рушится – византийская идея права немыслима без христианской религии, как это было продемонстрировано в исследовании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|