Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2 Система источников и основные институты византийского права




Право Византийской империи представляет собой уникальное явление в истории человеческой цивилизации. Многие его институты являются не только творческим развитием правовых традиций Рима, но и вновь созданы в результате многовекового развития общества ромеев.

На пути Византии от поздней Античности к Средневековью происходит кардинальная «трансформация» самых разных аспектов развития византийского общества и культуры, восприявших всей своей природой идейные основания христианства. И это, в первую очередь, надлежит относить к византийскому праву. Оно испытало глубочайшие системные перемены, вызванные к жизни становлением христианства в качестве господствующей религии.

Переход к новым устоям жизни сопровождала огромная по своим масштабам и принципиальная по своему существу переработка силами блестящей плеяды византийских юристов и комментаторов обширного позднеантичного наследия.

Первым этапом формирования византийского права стало создание законодательства Юстиниана[11]. В отличие от древнеримской, правовая система ромеев не рассматривалась в синкретичном единстве. Утверждение частной собственности на землю в конце II в. н. э. стимулировало поворот к дифференциации сфер права. В Византии, как классической стране частной собственности и централизованной империи, где священство занимало подчиненное положение по отношению к царству, сложился ряд сфер права (частное, публичное, церковное и каноническое), которые четко разграничивались между собой. Каждая сфера подразделялась на отрасли и подотрасли. Так, например, частное право вбирало право лиц, семейное, вещное, обязательственное и наследственное. К сфере публичного права относились государственное, административное, финансовое, уголовное, процессуальное право. Эти отрасли находились еще на стадии вызревания. Не следует смешивать церковное право с каноническим, что иногда допускается в историографии, поскольку церковное право санкционировалось императором, а каноническое церковью. Догма византийского права должна отразить противоречия норм светского и канонического права и их параллельное действие в номоканонах[12].

Относительная стабильность политической системы Византии способствовала тому, что именно здесь были предприняты первые попытки кодификации императорских конституций, а затем и римского права в целом. Так, первым официальным сводом римских законов был составленный в 438 г. Кодекс византийского императора Феодосия (Codex Theodosianus), в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312 г. ). Кодекс Феодосия является важнейшим историческим источником, в котором находят свое отражение все сферы жизни позднеримского общества. Последняя - шестнадцатая - книга Кодекса полностью посвящена вопросам религии: правовому положению религиозных групп и организаций, статусу и привилегиям служителей религиозных культов[13].

В последующей истории византийского права получили более полное развитие основные направления переработки классического римского права, нашедшие отражение в многочисленных интерполяциях и кодификации Юстиниана. Ее применение в византийских судах наталкивалось на большие трудности, с одной стороны, потому что ряд положений устаревал, с другой – она была слишком сложной и недоступной для рядового населения империи. Вследствие этого в VI-VII веках для практических целей византийскими юристами были составлены упрощенные комментарии к законодательству Юстиниана на греческом языке в виде парафраз (пересказов), индексов (указателей) и схолий (учебных примечаний)

С течением времени, особенно на рубеже VII-VIII вв. , правовая система Византии пережила серьезные испытания, связанные с глубоким кризисом экономической системы, упадком городов, расселением на государственных землях варваров, вторжением арабов и т. д. Именно в это время постепенно завершился процесс превращения византийского права из позднеантичного в средневековое, оживилась законодательная деятельность византийских императоров. Законодательство, поддерживаемое теперь уже не только римской правовой традицией и обычным правом, но и собственным опытом византийских юристов, стало более гибким и жизнестойким.

Именно жизненные потребности византийского общества сделали необходимыми новые работы по систематизации законодательства и переработке кодификации Юстиниана, выполненной на латыни, свободно которой владел лишь небольшой круг лиц. Судебную практику не могло удовлетворить то, что в Дигестах Юстиниана многие термины и целые фрагменты из сочинений Модестина, Папиниана и других юристов-классиков давались на греческом языке. Фактическое превращение Византии в греко-славянское государство настойчиво требовало изменения языка законодательных актов. Практические потребности судебной практики делали необходимой переработку Свода законов Юстиниана и его изложения в краткой и понятной форме.

По указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского в 726 г. (по некоторым данным – в 741 г. ) была издана Эклога (избранные законы), состоявшая из 18 небольших титулов. О некоторых причинах принятия Эклоги говорится в Прологе к самому документу, также указывающем на его реформаторский характер. Здесь отмечается, что одной из главных причин принятия Эклоги явилась необходимость совершенствования правосудия, введение жалования судебным чиновникам с целью прекращения «мздоимства». Также под влиянием христианской идеологии в Эклоге последовательно должен был быть проведен в жизнь принцип равенства всех перед судом независимо от социального и имущественного положения — «в духе христианского человеколюбия и справедливости». Анализ изучения конкретных статей Эклоги, особенно норм уголовного права, позволяет сделать вывод о том, что законодатель пытается провести этот принцип, правда, не всегда последовательно.

Эклога вполне оправдывает свое название («выборка», «извлечение): она представляет собой небольшой по объему документ, состоящий всего из 18 титулов. Краткость Эклоги обусловила фрагментарность, неполноту содержащегося в ней правового материала. Тем не менее для Эклоги характерен довольно высокий уровень юридической техники, выражающийся в лаконичности языка и формулировок, четкой и оригинальной структуре. По мнению исследователей, в расположении материала в Эклоге просматривается отход от знаменитой системы частного права, предложенной римским юристом Гаем: лица, вещи, иски. В основу Эклоги положен более конкретный и упрощенный принцип, согласно которому в каждом разделе можно найти нормы, относящиеся как к статусу лиц, так и к вещному праву, а также к искам. Особенностью Эклоги, а впоследствии и всех остальных официальных источников византийского права является обилие ссылок на Священное Писание. Здесь не проводится четкого различия между светским и церковным, а также между частным и публичным правом[14].

Достаточно широкую разработку в Эклоге получил и другой типичный для развивающегося феодализма институт – эмфитевзис[15]. Вопрос о юридической природе эмфитевзиса долгое время являлся дискуссионным. Так, известный римский юрист Гай считал, что ius in agro vectigali — это разновидность простого имущественного найма (Институции. 3, 145). Впоследствии в конце V в. в специальном законе императора Зенона (lex Zenoniana) было установлено, что эмфитевзис следует рассматривать не как обязательственное правоотношение (договор аренды), а как особое ограниченное вещное право на землю (ius tertium)[16]. Эта точка зрения преобладает и в современной юридической науке. В настоящее время эмфитевзис понимается как особое «вещное, отчуждаемое и наследственное право владения и пользования чужой землей и ее плодами за арендную плату с обязанностью обрабатывать и не ухудшать имения». Так, профессор Р. Зом называет эмфитевзисом «римскую наследственную аренду». М. Бартошек считает эмфитевзисом «постоянную наследственную аренду полевых земельных участков». З. М. Черниловский видит под исследуемым нами термином «долговременную наследственную аренду, широко практиковавшуюся в восточной части Римской империи». Ученые из Македонии Иво Пухан и М. Поленак-Акимовская считают, что эмфитевзис – не что иное, как «особый вид долгосрочной аренды земли»[17]. Однако, стоит также отметить, что в византийском праве, закрепленном в Эклоге, предметом эмфитевзиса также выступала недвижимость, как правило земля, находящаяся в запущенном состоянии и требующая мелиоративных работ. Иногда в качестве объекта эмфитевзиса выступали и иные виды недвижимости, также находящиеся в запущенном состоянии, например церковные здания, иные постройки и др. Поэтому главная обязанность эмфитевта (арендатора) согласно Эклоге – заботиться о сохранении и улучшении недвижимости, делать необходимые насаждения.

Несмотря на то, что Эклога пользовалась большой популярностью, получила широкое распространение и вне Византии, краткость и чрезмерная сжатость изложенных в ней норм, отсутствие урегулирования таких важных вопросов, как способы приобретения и утраты права собственности, давность и прочее, этот фактор приводил к тому, что судам по целому ряду дел в последующем приходилось обращаться к Своду Юстиниана.

Для преодоления этого было создано приложение, именуемое Аппендикс к Эклоге, содержавшее более 100 норм. При императорах Исаврийской династии в состав Аппендикса стали включаться четыре достаточно объемных и относительно самостоятельных закона – Земледельческий, Морской, Военный и Моисеев[18].

Важное значение имел Морской закон (его составление относится к VII-VIII вв. ), получивший в Западной Европе известность как Родосский морской закон, в котором были собраны правовые обычаи, сложившиеся в практике античной и средневековой морской торговли, правила, относящиеся к судовождению, перевозке грузов и пассажиров, фрахтованию судов, выбрасыванию груза в случае опасности на море (так называемая авария), дележу прибылей и убытков между судовладельцем и собственником груза, ответственности судовладельца и др. В Военном законе устанавливалась ответственность военнослужащих за совершение воинских преступлений. Моисеев закон представлял собой несколько сокращенное и стилистически отредактированное Пятикнижие.

В правление Македонской династии (867-1056 г. г. ) появились новые руководства для судей и законодательные сборники - Прохирон, Эпанагога и Базилики.

Изданный в 879 г. Прохирон по сравнению с эклогой представлял собой более полный сборник законов (дополнительно было включено титулов), но по четкости расположения правового материала его редакции он уступал последней.

Следующим актом стала «Ревизия древних законов, опубликованная в 884 г. Документ, содержал совокупность норм Свода Юстиниана, которые сохранили силу и могли быть использованы в судебной практике. В период между 884 г. и 886 г. было издано новое руководство по праву, получившее название Эпанагога. В нем более подробно, а в некоторых деталях и по-новому, излагался ряд вопросов частного права.

Подводя итог вышеизложенному, стоит сказать, что, оценивая общее развитие византийского права, нужно исходить из того, что структура вновь созданных средневековых его памятников в сравнении с Юстиниановым законодательством претерпела решительные изменения, носившие системный характер. Наряду с тем уже во времена Юстиниана начинается интеграция императорского законодательства с церковными канонами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...