Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предметные представления




Учить называть окружающие предметы и материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах). Ориентироваться в многообразии предметов одного вида (платья разного цвета, фасона, размера, материала), совершенствовать умение группировать предметы по при­знакам (назначение, строение и др.) путем сравнения пар и групп предметов разных видов. Учить делать обобщения (одежда, обувь, мебель, игрушки и т. д.); дифференцировать предме­ты внутри одного рода (посуда чайная, столовая, кухонная).

Знакомить с материалами, орудиями, инструментами, необходимыми для работы взрос­лых, электроприборами (электромясорубка, картофелечистка, стиральная машина, пылесос и др.), которые облегчают труд человека, ускоряют трудовой процесс и получение результата,

Учить уходу за предметами, игрушками, пособиями, хранению и использованию их по назначению. Учить пользоваться предметами быта; дать понятие об осторожном, безопасном использовании бытовых прибор.

Примерные конспекты коррекционных занятий

Занятие № 1 «Незнайкин урожай»

Программные задачи:

1. Учить называть овощи и фрукты и их разнообразные качества (цвет, форма, величина, вкус, запах) при составлении описательных загадок (по образцу).

2. Расширить представления детей об использовании овощей и фруктов человеком (заго­товки на зиму).

3. Развивать зрительное восприятие, память, сообразительность, моторную ловкость.
Оборудование: Кукла Незнайка, перфорированное пособие «Овощи-фрукты-ягоды», наборы мозаики (на каждого), дидактическая игра «Мешочки-загадки», карточки — задания с пересечением контурных изображений «Яблоки и груши», графические схемы-опоры, указ­ки, свежие фрукты и кухонное оборудование для приготовления блюд.

Ход занятия

Организационный момент. Педагог сообщает детям, что сегодня к ним на занятие при­ехал Незнайка и привез со своей дачи овощи и фрукты (дети перечисляют все, что лежит на подносе: огурцы, яблоки, картошка, помидоры, лук, чеснок, груши, сливы...).

1. Педагог обращается к детям с вопросом. Зачем выращивают овощи и фрукты? (Овощи и фрукты вкусные и полезные, в них много витаминов.)

2. Дидактическая игра «Мешочки-загадки»

Часть урожая Незнайка положил в мешочки. Догадайтесь, что в них лежит? Педагог поочередно прикрепляет на фланелеграф вырезанные из картона мешочки раз­ной формы, но одного цвета. Мешочки по форме могут походить на самые разные овощи и фрукты. Хорошо, если несколько мешочков будут такой формы, что трудно дать однозначный ответ.

Педагог хвалит детей за сообразительность, привлекая Незнайку. Можно устроить кон­курс «Кто больше даст правильных ответов», используя для этого цветные фишки. У кого в конце игры будет больше фишек, тот и выиграл в конкурсе.

3. Дидактическая игра «Поспели фрукты»

— На даче у Незнайки поспели его любимые фрукты. Посмотрите на карты-зашумления и узнайте их! (Яблоки и груши)

— Обведите указкой самую большую грушу. А теперь сделайте то же самое, только глазами. Педагог поощряет детей. Сосчитайте, сколько всего груш? Обведите глазами самое маленькое яблоко. Сколько всего яблок? Чего больше яблок, груш? На сколько? Какие еще фрукты вы знаете? (Лимоны, апельсины, персики, абрикосы)

— Какие из этих фруктов делятся на дольки? (Лимоны, апельсины, мандарины)

4. Физкультурная пауза «Апельсин»

Жил-был злой и жадный волк. Хотите узнать, как его проучили те, кого он все время обижал? Вставайте в круг и приготовьте свои кулачки.

Мы делили апельсин. Сжимаем — разжимаем кулачки

Много нас, а он один.

Эта долька для котят, Попеременно, начиная с мизинца, загибаем

Эта долька для утят, пальцы обеих рук

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для бобра,

А для волка — кожура! На эти слова дети разбегаются по комнате,

Он сердит на нас, беда! прячутся и замирают

Разбегайтесь кто куда.

Игру можно повторить 2 — 3 раза

Желательно разделить апельсин на дольки и угоститься.

5. Дидактическая игра «Узнай по описанию и найди!»

У детей на столах перфокарты и наборы цветной мозаики. Педагог предлагает детям научить Незнайку различать овощи и фрукты по их характер­ным признакам. Сейчас вы по очереди загадаете загадки, назвав только форму, цвет, где растет овощ или фрукт и его вкус. Например: овальный, зеленый, растет на грядке, не слад­кий, не горький, не кислый (огурец).

Дети «помогают» Незнайке отгадать загадки и находят отгадку на перфокарте, отмечают ее мозаикой заданного цвета (все овощи — красной, все фрукты — желтой мозаикой).

Загадки дети загадывают по желанию.

6. Подвижная игра «Овощи и дождик»

Представьте, что вы — растения, овощи. Что необходимо, чтобы растения хорошо росли и плодоносили? (Солнышко, его тепло и воздух, а еще дождик или вода.)

Педагог поощряет детей. Встаньте в круг, поднимите руки — это веточки, листочки, вы растете, поднимаетесь все выше, выше... Что-то долго нет дождика. Посмотрите вверх. Наши растения стали вянуть. Сначала опустились верхушки-головки, потом веточки-листики, а за­тем и стебелек согнулся до земли (дети по тексту выполняют соответствующие движения). Вдруг закапал дождик (дети стучат пальчиками). Овощи стали оживать (распрямили веточки, потянулись к солнышку).

7. Педагог предлагает детям приготовить что-нибудь из овощей и фруктов, которые нам принес Незнайка. Сделаем ему сюрприз. Что вы предлагаете приготовить?

Дети рассматривают овощи и фрукты на подносе и предлагают свои варианты блюд. Затем надевают фартуки, моют руки.

Дети делятся на две команды. Одна команда готовит салат из овощей с воспитателем, другая — сок из фруктов — с педагогом. По возможности можно показать, как работает кухонный комбайн, овощерезка, соковыжималка (обратить внимание на правила безопасности при работе).

Занятие заканчивается объяснением рецептов приготовления и угощением блюдами, при­готовленными детьми и взрослыми.

Незнайка прощается с детьми и обещает в следующий раз принести ягоды.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие по теме «Ягоды» можно провести по аналогии, включить игры и задания на классификацию садовых и лесных ягод, приготовление джема из ягод («сырым» способом).

Занятие № 2 «Грибочек — грибок, масляный бок»

Программное содержание:

1. Уточнять знания детей о грибах (названия грибов, их строение, места произрастания)

2. Расширять представление о съедобных и несъедобных грибах. Дать понятие значимо­сти грибов для живой природы.

3. Развивать объяснительную речь.

Оборудование: сюжетная картина «Сбор грибов», муляжи разных грибов; схема строе­ния гриба; дидактическая игра «Узнай гриб по части»; перфорированное пособие «Грибы», наборы цветной мозаики; карточки — задания с пересечением контуров грибов «Белкина кла­довая»; указки; ширма, игрушечная белка, аудиозапись «Полезные советы грибникам».

Ход занятия

Организационный момент. Педагог предлагает детям послушать стихотворение и поста­раться его запомнить:

Грибочек — грибок, Масляный бок, Стройная ножка, Прыгай в лукошко!

(2 — 3 ребенка по желанию с помощью педагога рассказывают стихотворение.)

1. Для занятия приготовлена картина «Сбор грибов» и муляжи разных грибов. Педагог
предлагает детям поговорить о грибах.

— Где растут грибы?

— Кто из вас ходил в лес за грибами?

— Какие грибы вы знаете?

— Найдите их и покажите.

— Какие части гриба вы можете назвать?

Дети показывают части гриба на муляже или на схеме.

2. Дидактическая игра «Узнай гриб по части»

Педагог выставляет по очереди картинки, на которых нарисованы части разных грибов, дети узнают и называют грибы. Примерные картинки:

• шляпка мухомора;

• «юбочка» бледной поганки;

• шляпка лисички;

• ножки опят на пеньке;

• шляпка подосиновика;

• ножка боровика (белого гриба).

Педагог поощряет детей. Я вижу, что вы просто знатоки грибов! Давайте с вами сегодня поможем одному мальчику. Он пошел в лес собирать грибы, а их совсем не знает.

3. Дидактическая игра «Поможем Васе собрать грибы в лукошко» Педагог предупреждает детей, прежде чем они станут помогать Васе, вспомните, на какие группы можно разделить все грибы? (съедобные и ядовитые (несъедобные) грибы) Педагог хвалит детей за правильный ответ.

— А сейчас будьте внимательны. Я буду загадывать загадки, а вы, глядя на свои перфо­карты, постарайтесь их отгадать.

— Все ядовитые грибы отмечайте мозаикой красного цвета — цвета опасности, а съедоб­ные грибы желтым, оранжевым, зеленым цветом. Готовы? Начинаем!

Под молодой осинкою

Стоит мальчик с пальчик,

На нем серый кафтанчик,

Шапка красненькая. (Подосиновик)

Растут на опушке

Розовые подружки

А зовут их... (волнушки).

Есть старуха вредная —

На ней шляпа бледная,

А нога в ботинке,

На чулке — пестринки,

Кто к ней прикоснется —

Век не проснется! (Бледная поганка)

Стоит мальчонка,

Замаслена шапчонка. (Масленок)

Он растет в тиши лесной

Под красавицей сосной,

В темной замшевой панаме,

Упирается ногой в мох

Мохнатый и седой. (Белый гриб, боровик)

Шапочка красная, Пуговки белы Работа напрасная — Осталось все целое: Никто не берет! (Мухомор)

Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных Издали приметных. Собирай, не мешкай! Это... (сыроежки).

Нет грибов дружней, чем эти, Знают взрослые и дети — На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу. (Опята)

Педагог может привлечь детей к загадыванию загадок. Отгадывая, дети должны доказать (объяснить), почему это именно тот гриб. На занятии целесообразно загадать не более 5 — 6 загадок.

4. Пальчиковая гимнастика

Меж еловых мягких лап Поочередное поглаживание кистей рук.

Дождик кап-кап-кап Постукивание пальцами по любой поверхности.

Где сучок давно засох, Сжимание и разжимание кулачков.

Серый мох, мох, мох

Где листок к листку прилип Поочередное касание пальцев обеих рук.

Вырос гриб, гриб, гриб. Разведение — сведение пальцев поднятыми руками.

Кто нашел его друзья? Сжав пальцы обеих рук, выставить только мизинцы.

Это я, я, я!

5. Подвижная игра «Прогулка по лесу»

Педагог читает стихотворение, дети свободно двигаются по кругу. На полу расставлены деревянные грибочки (на один меньше, чем детей). На последнем слове дети быстро «собирают» по одному грибку. Ребенок, не успевший взять грибок, становится ведущим. Игра повторяется.

Слова ведущего:

Погулять мы в лес пошли, Всю поляну обошли, К старой елке подошли, Подосиновик нашли.

Примечание. Название грибов можно менять, если в подгруппе — большинство детей со сходящимся косоглазием, то грибки лучше расположить на высоком столике или мольберте.

6. Дидактическая игра «Белкина кладовая»

Педагог перед игрой просит детей ответить на несколько вопросов: Для чего человек собирает грибы? Что можно приготовить из грибов? (Сварить грибной суп, пожарить, засо­лить, замариновать, засушить, приготовить грибную икру.)

— А кому еще нужны грибы? (Животным — белке, лосю)

- Зачем белке грибы? Что она с ними делает? (Белка запасает грибы на зиму;.она сушит
их на сучках деревьев, а зимой находит и съедает.)

7. — Давайте поможем белке, навести порядок в кладовой.

Дети, сидя за столами, выполняют задания по картам — зашумлениям. Педагог помогает детям выполнять задание наводящими вопросами.

— Что лежит в кладовой?

— Найдите и обведите указкой самый большой гриб.

— Найдите и обведите самый маленький грибок.

— Сколько больших, маленьких грибов?

— Сколько всего грибов?

Педагог хвалит детей. Вы быстро и правильно посчитали и показали грибы, а белочка вам за это хочет дать полезные советы, как грибникам.

8. Полезные советы грибникам

• Никогда не собирайте незнакомых грибов.

• Никогда не ешьте сырых грибов.

• Внимательно осмотрите место, где нашли гриб, там могут быть еще грибы.

• Будьте в лесу заботливыми хозяевами, съедобные грибы аккуратно срезайте ножом, а несъедобные оставьте для лесных обитателей. Они ими лечатся.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...