Социально значимого знания.
Общественная жизнь упорядочивается не только в преде- лах институционального пространства организации социально- го взаимодействия. Как отмечалось ранее, оно сопровождается коммуникацией. Ее единицы — представления, образы, модели, связанные с такого рода процессами, — выражены в интерсубъек- тивной символической форме. Их тоже можно представить в тер- минах институционального социокультурного пространства, име- ющего символическое выражение. В этом его домене закреплены представления людей об их на- иболее значимых, устойчивых и распространенных связях с при- родным и искусственным окружением; переживания, обусловли- вающие их воспроизведение или изменения; соответствующие отношения, базирующиеся на определенных оценочных критери- ях — утилитарных, этических, эстетических, познавательных и пр. Этот субстрат зафиксирован в символической форме, и фиксирует особый соци- окультурный опыт, транслируемый и осваиваемый в процессах со- циализации и инкультурации. Его объективация в теоретических категориях и формулах, письменных и музыкальных текстах, ико- нических изображениях, пластических и архитектурных формах, технологических разработках составляет совокупность артефак- тов-носителей культурной информации. В таком опосредованном виде она может собираться, храниться и широко тиражироваться. Поскольку речь идет о зафиксированных в знаковой форме и через нее транслируемых интерсубъективных, разделяемых пред- ставлениях, условно можно назвать такого рода информацию со- циально значимым знанием. В этом случае метафизические, образ- ные, рациональные построения можно рассматриваются с точки
зрения их функций, связанных с организацией, упорядочением ок- ружения, вниманием к нему, контролем над ним. Причем не имеет значения, реальны или воображаемы элементы символического пространства, конструктивность или декомпозиция заложена в ин- тенциях автора. Важно, что речь идет об определенном обоснова- нии и выражении отношении людей к миру, высказываниях о нем, претендующих если не на истинность, то хотя бы на значимость для других. Этот домен необходим людям, чтобы обмениваться информа- цией в условиях, где часть параметров социального взаимодейс- твия остается относительно устойчивой, а часть меняется предна- меренно или «естественным» образом. Особенно важна его осво- енность для членов динамичного общества, отмеченного высокой степенью социокультурной неопределенности. В этих рамках раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики в любых условиях можно выделить устойчивые характеристики и изменчивые черты, причем с различением в них тех, что подконтрольны и неподконтрольны человеку. Здесь про- ектируются цели социальных взаимодействий, определяются пути движения сообществ и человечества от прошлого к будущему, а также возможности регулировать его и т. п. В силу социальной значимости этот домен, поддерживаемый символической и коммуникативной ак- тивностью людей, институционализирован как области религии, искусства, философии, науки. Каждая из них заключает в себе не сводимые друг к другу представления о реальности, специфичные выразительные средства, особый социокультурный код. Каждой из них свойственна собственная институциональная структура, фиксирующая особые классы решаемых задач, принци- пы и правила решения, нормы и пределы отношений с реальнос- тью и критерии их оценки, организационные формы деятельности, взаимодействий, коммуникаций. Различны дистанции между ними
и обыденной жизнью людей. Так, искусство в его популярных фор- мах существенно ближе к повседневной реальности, чем филосо- фия и наука. Различаются они и по акцентам на устойчивых или из- менчивых характеристиках реальности. Если религия и философия сфокусированы на универсалии и абсолюты то в науке и искусстве предметом интереса является множественное и относительное. Порядок дальнейшего изложения обусловлен движени- ем от упорядочения представлений, наиболее тесно связанных с переживаниями, к организации рациональных концептов и кате- горий. Религия — это область социокультурного институциональ- ного пространства, порождаемая способностью человека верить, т. е. принимать определенные утверждения без доказательства, лишь на основании священного авторитетного источника, из кото- рого они исходят, а также желанием опираться на такой автори- тет при построении собственных суждений. Религиозный код для обыденной жизни и некоторых других областей социокультурно- го пространства, например, философии, искусства обеспечивает социально разделяемые символы и этические критерии, призна- ки принадлежности к определенной социокультурной общности. Институциональные формы религии таковы, что минимизируют дистанцию между ней и повседневной реальностью через разде- ляемые символы веры. В рамках этого пространства особую роль играет представление о сакральности (священности) его составля- ющих: переживаний, ритуалов, объектов, символов. Столь же близка дистанция между обыденной жизнью и искус- ством, правда, без сакральных оснований. В этой области в образ- ной, окрашенной переживаниями форме сконцентрированы пред- часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия ставления о реальности и фантазии людей, выраженные профес- сиональными художниками на эстетическом языке. При любой степени сложности он может быть освоен. А популярное искусство вообще общедоступно. Соответственно, статус этой области в об- щем социокультурном пространстве можно определить как место экспериментирования с образами реальности, отыскания прием-
лемых для человека, «соизмеримых» с ним связей с окружением. Институциональные формы существования искусства в обществе напрямую связывают его с аудиторией. Театры, концертные и вы- ставочные залы, книгопечатание — все это составляет совокуп- ность каналов широкого распространения художественных про- изведений. К этому добавляются средства массовой информации, благодаря которым события из области искусства также становят- ся доступными широкой общественности. Область философии ориентирована прежде всего на осмысле- ние конечных, предельных оснований бытия и познания, вне зави- симости от того, идет ли речь о природе, обществе, культуре, чело- веке. Поэтому здесь сконцентированы представления о всеобщих законах земного мира и мироздания вообще, человеческого бытия и жизни животных, общественных отношений и индивидуального существования. В отличие от философского научное познание на- правлено на выявление соотношений устойчивых, повторяющихся связей в природе и обществе и изменчивых, единичных, случайных событий. В рамках науки изучается характер и причины процессов, происходящих в природе и обществе (фундаментальный уровень), а полученное знание обычно используется в качестве оснований для построения технологий (прикладной уровень). Философская и научная области познания определенным образом взаимосвяза- ны. Каждая наука в разной степени содержит ряд исходных до- пущений, «гипотез о мире», носящих априорный, метафизический характер, которые всегда могут быть обнаружены. В свою очередь динамика научного познания обусловливает изменение философ- ских представлений. Новые знания, получаемые с помощью науч- ных методов, при попытках их интегрирования в целостную кар- тину мира обычно побуждает философов пересматривать ранее принятые принципы и положения. Обе эти области символичес- кого пространства связаны с обыденной жизнью опосредованно, чаще всего через другие, более близкие к ней. Так, определенные философские позиции закреплены в религии, в ее онтологии и эти-
ке; в праве, - например, в концепции справедливости; в искусстве, - скажем, в представлениях о пространстве и времени; в политике - в форме определенной идеологии. Научное знание входит в обыден- ную жизнь, будучи трансформированным в технологические про- цессы, технические устройства, в консультации специалистов и пр. раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики При изучении социокультурной микродинамики важно вы- явить соотношение этих областей в более широком социокуль- турном пространстве с точки зрения доминирования одной или нескольких как обеспечивающих разделяемые в обществе пред- ставления о мире и отношения к нему. Следует, однако, подчерк- нуть, что из их содержания нельзя делать прямой вывод о том, что происходит в институтах, связанных с социальной организацией и как это влияет на реальную общественную практику. Между тем, что люди знают и утверждают, и тем, что происходит в ситуациях социального взаимодействия, существуют значительные различия, которые следует объяснять специально.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|