Религия: область кумуляции опыта духовной жизни.
В данном случае религия осмысляется как область социокуль- турного пространства, т. е. не с какой- либо одной точки зрения, например, религиоведческой, политической или психологической, но в ее социокультурной многомерности и многозначности. Такое ее рассмотрение оказывается наиболее успешным при сопостав- лении с другими областями кумуляции социокультурного опыта, где люди осваивают свои связи с окружением, представленные в символической форме. Выделение социокультурного кода этой области позволяет выявить ее содержание, функции, формы рели- гиозного опыта; то общее, устойчивое и определенное, что позво- ляет идентифицировать этот опыт по отношению к другим типам переживаний. Он исторически сложился, базируясь на свойстве человека переживать связь с тем, что выходит за пре- делы его жизненного мира как нечто трансцендентное, универ- сальное, вечное и священное в своей сверхъестественности. Все эти представления обнаруживаются во всех религиозных систе- мах независимо от их принадлежности к определенным культурам и эпохам. В качестве функциональной доминанты религиозного про- странства следует выделить его предназначенность для обрете- ния духовного опыта связи с трансцендентным, принципиально непознаваемым с помощью обычного разума, недоступным раци- ональным процедурам. Он определяется как сверхчувственный и посылаемый человеку свыше в откровении. Для его обретения счи- таются ненужными анализ, доказательство, эмпирическая провер- ка — он непосредственен и целостен. Речь идет о прямом пости- жении Истины, минуя любое опосредование. Переживание связи с трансцендентным непереложимо на язык внешних проявлений.
Духовный опыт интегрален и невыразим, ибо приобщение к Богу рассматривается как откровение, перед которым человеческий ра- зум и язык бессильны. Религиозная область институционализиро- часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия ванного социокультурного пространства существует для организа- ции такого опыта, освоения способов его упорядочения и внешнего выражения. С этой точки зрения на «входе» по отношению к этой облас- ти находятся множества жизненных впечатлений и событий, представляющихся независимыми от желаний и действий людей. К ним следует отнести внезапные прозрения, неожиданное счас- тливое или неудачное стечение обстоятельств, вера в необходи- мость идти по избранному пути вне зависимости от препятствий, в высшее вознаграждение за терпение и страдания и т. п. Такие переживания, как известно, свойственны всем людям, причем, будучи неорганизованными, они всегда неожиданны, необычны, сопровождаются глубокими внутриличностными потрясениями. Институцитонализированная религия «связывает» их, придает им универсальный смысл и определенность через отнесение к проявлениям трансцендентной воли. Соответственно «на выходе» наличествует зафиксированное в священных текстах представле- ние о том, что все события в человеческом мире предустановлены свыше, что людям не дано предугадать Божий промысл и следу- ет ему покориться, т. е. быть готовыми к любым неожиданностям. Миропорядок, установленный в религиозные доктринах, считает- ся непреложным и имеет священное обоснование, т. е. рассматри- вается как божественное творение. Программы трансформации индивидуального духовного опы- та в религиозный связаны с самой этимологией слова «религия»: rеligio от лат. rеligare означает «связывать вокруг». Религия объеди- няет людей вокруг определенной универсальной концепции миро-
вого порядка, который представляется как данный свыше и потому сакральный, и предписаний, как следует жить в его рамках. Но этим функция объединения не ограничивается. Речь идет также об он- тологической связи человека с трансцендентным, с божественным началом. И через эту связь — откровение — божественное нача- ло осуществляет свою волю в человеческом мире. Милость Божью люди могут заслужить, совершая богоугодные дела и следуя пра- ведным путем. Предустановленные законы жизни и возможности руководствоваться ими находят отражение в священных текстах, соответствующих определенным религиозным доктринам. Они устанавливают картину мира через ее божественную сущность и сакральные нормы, детерминирующие духовное и мирское бытие людей. Доктринами определяются конфессиональные рамки, при- дающие культурный смысл и упорядоченность образу жизни веру- ющих через определенные символы веры, характерные для каж- дой религиозной системы. Такие символы позволяют верующим идентифицировать себя по конфессиональной принадлежности и отграничиваться от других конфессий. раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Логика трансформации индивидуальных верований в разделя- емый и доступный для освоения духовный опыт определяется спе- цифичными для этой области нормами и правилами религиозного поведения, духовными практиками. Она определяет содержание храмовых служб и богослужений, которые направлены на органи- зацию коллективных религиозных представлений и переживаний, актуализирующих связь верующих с трансцендентным. Значимое место в каждой религии отводится семейной и индивидуаль- ной молитве, определяющей такую связь на личностном уровне. Священнослужители постоянно обращаются к сакральным текс- там, черпая там фундаментальные основания для «расшифровки» Божьего промысла в меняющихся социально значимых ситуациях. В ряде религиозных систем существует институт исповеди, поз- воляющий верующему осознать и оценить свою мирскую жизнь, поступки, отношения с другими с точки зрения религиозной эти- ки и открывающий ему возможности исправить собственные
ошибки и несовершенства и тем самым обрести Божью благодать. Существуют также ритуалы крещения и причастия, которые на уровне сакральных практик подтверждают непосредственную связь Бога с человеком как творца с его творением. В принципе это логика постоянного самосовершенствования, труда во славу Божию, осуществляемых согласно нормам и правилам, предписан- ных священным писанием. Совершенно специфичны и отличны от всех других областей социокультурного пространства субъекты религиозной жизни. Их равно составляют живые люди и трансцендентные воплоще- ния Добра и Зла. Причем сила последних оказывается несравнен- но большей по сравнению с людьми, даже священнослужителями высшего ранга. В то же время люди могут обращаться к святым и даже к Богу за советом, за помощью, вступая с ними в непосредс- твенный контакт, который осуществляется в пределах сакральной реальности. Здесь особая роль принадлежит посреднику между Богом и человеком, которого можно найти во всех больших религи- ях — христианстве, мусульманстве, буддизме, - и который является своего рода гарантом того, что молитвы каждого верующего будут услышаны творцом и каждый обретет спасение от грехов и сил зла. В земной жизни субъекты религиозной жизни разделяются на ду- ховных пастырей и паству. Причем роли пастырей институциона- лизированы, и выполнение соответствующих функций возможно лишь посвященными людьми — священнослужителями. Одни из них исполняют роли учителей и просветителей, несущих мирянам свет божественной истины и руководящих их духовной жизнью. Другие полностью посвящают себя служению Богу и уходят от мир- ской жизни в стены монастырей или становятся отшельниками. часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия Пространственная организация духовной сферы носит вер- тикальный характер. По возрастающей степени святости — от близости к земному, телесному миру до приближенности к божес- твенному Духу — выстроена небесная иерархия. Именно по этим
ступеням распределяется могущество небесных сил, в том числе в степени и масштабах их влияния на земную жизнь. Небесный порядок в земном религиозном пространстве дублируется иерар- хией священнослужителей. Каждой из ее ступеней соответствует определенный объем прав и обязанностей, фиксированный норма- ми священного права. В частности, дистанции между верующими и различными чинами такой иерархии неодинаковы. Так, члены религиозной общины — первичной земной единицы религиозно- го пространства — находятся в достаточно частых контактах со священнослужителем храма, вокруг которого она организуется, и дистанция между ними минимальна. К более высоким чинам про- стые верующие могут обращаться только в неординарных случаях. Дистанция между высшими иерархами и верующими и даже низ- шим духовенством максимальна, а их контакты строго обусловле- ны нормами священного права. Онтологическое время в религиозной сфере разграничено на две совершенно различные формы. Земная жизнь определяется антропологически — движение от рождения к смерти, — которая считается не концом существования божественного начала в чело- веке – души - но порогом его перехода в пространство, определяемое небесной иерархией. И здесь кончается предел земного времени и начинается вечность, когда о времени говорить уже бессмысленно. Но кроме такой религиозной онтологии пространства и вре- мени существует иной их аспект, связанный с осуществлением религиозной активности людей. Они имеют специфичную выра- женность и выделенность с помощью особой религиозной симво- лики на территории любого поселения или в специально отведен- ном месте. Архитектура религиозных сооружений определяется концепцией мироздания, но и в их рамках выделяются сакральные пространства, доступ к которым запрещается непосвященным. Структура времени, связанного с осуществлением коллективной активности такого рода, организуется сакральными событиями, такими как общерелигиозные и храмовые праздники, установлен- ным чередованием совместных молитв членов религиозной общи- ны. На индивидуальном уровне оно определяется сменами постов и обычного образа жизни, молитвами в домашних условиях, имени- нами, паломничествами в святые места. Институционализация религиозного социокультурного про- странства осуществляется в форме особых организаций, имею- щих иерархическую упорядоченность. Образ жизни духовных лиц определяется характером их связи с мирской средой. Как уже отме-
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики чалось выше, одна их часть постоянно соприкасается с этой средой и согласно религиозным установлениям имеет право не только на пастырские роли, но и на участие в широкой политической жизни. Другая часть ведет монашеский образ жизни, существенным обра- зом отличающийся от мирского такими чертами, как проживание на территории монастыря; особый режим существования, при ко- тором значительная часть суток отводится молитве; особая диета; обет безбрачия. Важным проявлением институционализации религиозной жизни является наличие священного права, в котором со- держатся внутренние установления, связанные с функциониро- ванием религиозных организаций, а также нормы, регулирующие отношения духовенства с мирянами и между собой. Такого рода нормативы наделены сакральным статусом, т. е. предполагается их универсальный и инвариантный характер. Изменение какого-то из них является экстраординарным событием, нередко ведущим к расколу внутри религиозной доктрины. Освоение этой области социокультурного пространства значи- мо и для верующих, и для атеистов, поскольку составляет предпо- сылку для сознательного выбора: принадлежать к тем или другим. В случае присоединения к верующим индивид научается упорядоче- нию своих связей с трансцендентным (неизвестным, непознавае- мым, случайным) с помощью духовных практик, а в настоящее время толерантности в отношении представителей других конфессий. В случае атеистического выбора люди все равно должны иметь пред- ставление о духовной жизни. И это важно не только потому, что религиозная символика занимает в культуре значительное место, но и потому, что феномен веры распространяется на всех людей, и каждому следует знать, что он имеет исторически установленную и чрезвычайно утонченную форму. Соответственно атеисту необ- ходимо отрефлексировать, что он сам принимает без доказательств, «на веру», и освоить границы толерантности в отношении приверженцев определенных конфессий. Критерием оценки приобщенности человека к религиозному про- странству можно считать меру его духовной продвинутости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|