Политическая область институционального социокультурного пространства
Функциональная доминанта политической области институционального социокультурного пространства может быть определена как организация отношений между группами интере- сов в его границах, которые также поддерживаются политическими средствами. В идеально-типическом смысле область политики свя- зана с поддержанием социальной безопасности. Эти функции в определенной совокупности устойчиво воспроизводятся из поколения в поколение, поскольку обусловливающие их социокультурные проблемы не имеют безусловного и окончательного решения. Прежде всего, лю- дям свойственно существовать в социокультурном пространстве и раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики достигать определенных социально значимых целей не в одиночку и не на уровне «общества в целом». В этом отношении их можно объединить в реальные или статистические группы на основании общности их интересов. Последние могут быть разнонаправленны- ми или преследоваться в условиях дефицита ресурсов, на которые они ориентированы. Конфронтация групп интересов порождает уг- розу социальной безопасности. Вот почему отношения между ними регулируются институциональными средствами. Вместе с тем лю- бое государство существует в исторически определенном геополи- тическом пространстве, т. е. находится в различного рода отноше- ниях с другими такими же единицами. В этом случае постоянно воспроиз- водятся проблемы поддержания или расширения сфер влияния го- сударственного образования в таком пространстве, сохранения или укрепления его позиции в международных отношениях. Связанные с такими проблемами социальные взаимодействия также подлежат
институциональному контролю, поскольку их неурегулирован- ность влечет за собой напряженности геополитического масштаба. В соответствии с определенной таким образом функциональ- ной доминантой области политики можно конкретизировать пред- ставления о ее «входах» и «выходах». В качестве «входов» рассмат- ривается множество разнонаправленных и конфронтирующих ин- тересов и столкновений между людьми, мешающих их реализации. Однако известно, что именно она побуждает людей поддерживать существующие общественные отношения. Поэтому институциона- лизация политической области обеспечивает на «выходе» органи- зованные группы интересов и структуры управления социальными процессами по уровням: социальный, региональный, локальный. Она распространяется также и на неорганизованную обществен- ность, члены которой имеют статус граждан, а в период выборных кампаний составляют электорат. «Входы» трансформируются в «выходы» с помощью опреде- ленных институциональных программ политической активности. В качестве таковых можно рассматривать так называемые режимы, или формы отношений между властными структурами и граждана- ми, в том числе группами интересов. Их можно свести к трем основ- ным: абсолютизм, олигархия, демократия. При абсолютизме право принимать социально значимые решения принадлежит носителю власти во всех ее модальностях — законодательной, исполнитель- ной, судебной (например, монарху). В этом случае группы интере- сов не имеют законных прав и составляют, если они формируются и выживают, теневую сторону политики. Олигархия предполагает сращивание государственной власти с крупным капиталом. На этом уровне принимаются социально значимые решения. Законные пра- ва принадлежат группам интересов, входящим в состав олигархии. Другие группы такого рода остаются в сфере теневой политики.
часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия Демократический режим предполагает выборные органы власти, представляющие различные социальные слои и группы интересов. Принимаемые социально значимые решения в идеально-типичном смысле должны учитывать интересы не только большинства или политических образований, приближенных к власти, но и мень- шинств. При демократическом режиме все граждане государства имеют законное право на участие в активной политической жизни. Такого рода программы реализуются посредством определен- ных логик трансформации «входов» в «выходы», определяющих со- держание отношений между властными структурами и гражданами. В этом случае речь идет о стилях функционирования политических институтов. В общем виде к ним можно отнести авторитарный, па- терналистический и общественно-договорный (партнерский). При авторитарном политическом стиле властные структуры добивают- ся выполнения принимаемых ими решений путем давления, угроз и системы наказаний. Основным инструментом осуществления власти являются подавляющие силовые структуры. Патерналистский стиль политического управления базируется на негласной сделке между властями и гражданами: граждане предоставляют структу- рам управления неограниченные полномочия в обмен на получение минимальных жизненных благ без особых приложений усилий. В этом случае бюрократические структуры выполняют двойную функцию. Во-первых, с их помощью осуществляется распределе- ние таких минимальных ресурсов в обществе. Во-вторых, они под- держивают непроницаемые барьеры между гражданами и властью. Общественно-договорный политический стиль предполагает поли- центризм власти, существующий на договорной основе. В этом слу- чае граждане тяготеют к определенным институционализованным группам интересов, составляя в совокупности с ними субъектов вы- работки и реализации политических решений. Государственные и бюрократические структуры имеют при этом в основном инстру- метальное значение: они регулируют политические процессы, но не выполняют функций управления и контроля в отношении них.
Следует подчеркнуть, что политические режимы и стили не связа- ны отношениями взаимно-однозначного соответствия. Одному и тому же режиму управления могут соответствовать разные стили (например, автократия может быть авторитарной или патерналист- ской); одинаковым может быть стиль при разных режимах (патер- нализм может сопутствовать и автократии, и олигархии). Говоря о логике политических трансформаций, следует учиты- вать направленность институциональных движущих сил в отношении существующего политического режима. Консервативная ориентация связывается с защитой интересов традиционных политических и экономических верхов. В современной политичес- кой жизни она ассоциируется с идеями свободного рынка и ми- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики нимального участия государства в экономическом и социальном управлении. Либеральная направленность предполагает защиту гражданских прав и свобод и рыночных позиций представителей среднего, а иногда и низшего слоя среднего класса. В настоящее время такого рода позиция ассоциируется с концепцией социаль- ного государства, т. е. государственной поддержки социально слабо защищенных групп граждан и бездоходных организационных структур (учреждения образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания). Радикализм характеризуется стрем- лением его сторонников изменить существующий режим, доведя до крайности либо консервативную, либо либеральную его состав- ляющую. В первом случае режим сдвигается в сторону олигархии или абсолютизма; во втором — к анархизму (доминантой становит- ся идея свободы), либо к социализму (доминантой становится идея уравнительной справедливости). Такие логики на символическом уровне принимают форму политических идеологий и выражают- ся в соответствующих наборах принципов, деклараций и лозунгов, сформулированных так, чтобы убедить и привлечь на сторону оп- ределенной группы интересов нужное ей количество сторонников.
Такого рода логики осуществляются в рамках определенных институциональных единиц, составляющих структуру этой облас- ти социокультурного пространства и имеющих специфичные для них сферы политического влияния — государство и гражданское общество. Государственные органы управления (законодательные, исполнительные, судебные) осуществляют свои функции на соци- етальном (общесоциальном) уровне. Иными словами, принимае- мые или санкционируемые ими решения являются обязательными либо для всех граждан, либо для тех, на кого они распространяются конкретно. В случаях необходимости на этом уровне законом пре- дусмотрено право применять принудительные, в том числе насиль- ственные меры. Соответственно государственные органы распола- гают специальными силовыми структурами (армия, службы внут- ренней и внешней государственной безопасности). Другой класс институциональных компонент политического пространства, представляющих гражданское общество, составляют политические партии. Они организуются и имеют политический вес благодаря активности социально значимых, имеющих высокий общественно-политический статус групп интересов. Значимость этих групп определяется либо их величиной (например, рабочие партии), либо их экономическим статусом (партии, за которыми стоит крупный капитал), либо их функциями по отношению к су- ществующему политическому режиму (проправительственные или оппозиционные партии). К гражданским, институтам следует отнести общественные организации. Они формируются членами общества для защиты их часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия интересов - профессиональных, социальных, благотворительных и т. п. Их сфера влияния более ог- раничена, чем у партий, на государственнм уровне, однако они являются ключевой компонентой политической организации гражданского общества. Важной составляющей этой области институционального пространства считаются и социальные движения. Члены общества формируют их для решения определенных социально значимых проблем общих (экологические, миротворческие, антивоенные и др. движения) или частных (молодежные, женские, эстетические, исто- рико-культурные и др. движения). Эта также форма гражданской политической активности. Общественные организа- ции и движения как институциональные единицы не имеют права на представительство в государственных структурах. Свои интере- сы они могут лоббировать через формирование коалиций и блоков с определенными партиями или через демонстративную поддержку
государственных, чаще всего правительственных структур. Субъектов, или функциональные роли политических взаимо- действий можно определить следующим образом. Их внешнюю и представительную сторону составляют публичные политические лидеры. Они являются знаковыми фигурами, репрезинтирующи- ми институциональные политические единицы различного масш- таба: глава государства, глава правительства, лидер партии, обще- ственной организации или движения. К политическому лидерству можно также отнести руководителей институциональных органи- заций (министерств, ведомств, государственных комитетов), отно- сящихся к юрисдикции исполнительной, законодательной и судеб- ной ветвей власти. Эти функциональные роли предполагают право санкционировать, а иногда разрабатывать и принимать социально значимые решения. Последнее отнюдь не всегда обязательно, хотя такие решения принято персонифицировать именно именем или статусом определенного лидера. Чаще всего разработкой политических идеологий, стратегий и тактик занимаются профессионалы, не появляющиеся в сфе- ре публичной политики и остающиеся в тени властных структур. Это помощники, советники, консультанты, которые, собственно говоря, и занимаются разработкой или подготовкой решений или материалов к ним. Следующая группа ролей связана с обеспечени- ем репрезентативной стороны публичной политики. Это работни- ки службы связей с общественностью (public relation), имиджмей- керы, спичрайтеры, пресс-секретари и т. п. Кроме того, в сфере политики существует большой штат государственных служащих, выполняющих разного рода бюрократические функции. Наконец, следует подчеркнуть значимость ролей электората, от которого зависит судьба публичных политиков. В гражданском раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики обществе политическая значимость избирателей проявляется не только в период выборов и предвыборных кампаний. Между вы- борами они через свои организации осуществляют контроль над деятельностью публичных политиков с помощью массовой инфор- мации и установленной системы отчетности. Политическая область определяется специфичными для нее пространственными и временными характеристиками. Физическое пространство определяется выделенностью особых территорий для политической активности. С одной стороны, это архитектурные объекты и помещения: официальные здания и пло- щади, штаб-квартиры партий и общественных организаций. С дру- гой стороны, речь идет о временных территориях, т. е. об офици- альном выделении мест для осуществления санкционированных митингов, собраний, демонстраций и других ситуаций массового волеизъявления граждан. Социокультурное пространство этой области отличается особой подвижностью. Поскольку происходящие здесь процессы связаны с реализацией различных интересов, она характеризуется значительной концентрацией активнос- ти, напряженности и тенденцией к экспансии в другие специали- зированные области социокультурной жизни. В силу обществен- ной значимости политические роли имеют высокий социальный статус, обеспечивающий их носителям престижную позицию в социальной структуре. Выделенность этой области в институциональном про- странстве имеет культурно-символическое выражение. Во-первых, существует определенная политическая символика — от государс- твенных герба, флага и гимна до отличительных знаков полити- ческих партий и общественных организаций. Во-вторых, здесь распространена особая лексика, отличающаяся от языков других специализированных областей социокультурного пространства. Эта область отличается и своими временными характеристиками. Они определяются чередованием событий политичес- кой жизни. Рутинное время государственной внутренней поли- тики структурируется выделением и публичным представлением приоритетных социально значимых проблем, разработкой и об- суждением соответствующих программ, началом и окончанием (прекращением) их реализации. В отношении внешней политики оно определяется частотой контактов и переговоров политичес- ких деятелей страны с коллегами из других государств, а также длительностью участия страны, представленной внешнеполити- ческими институтами, в международных договорных отношени- ях — экономических, политических, гуманитарных и т. п. Другой аспект политического времени связан с периодичностью выборов: время предвыборных кампаний обусловлено большей частотой смены событий, чем время между выборами, когда периодичность часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия встреч электората со своими избранниками существенно снижает- ся. Наконец, третий аспект структурирования политического вре- мени обусловлен частотой и ритмами публичных волеизъявлений общественности. Речь идет о регламентации таких стереотипных форм политической жизни, как демонстрации, митинги, собрания, а также о приурочении их к знакам, характеризующим социокуль- турное время большего масштаба, вплоть до социокультурного, например, таким как юбилеи, периодичные институциональные события внутригосударственного или международного масштаба, чрезвычайные обстоятельства. Из сказанного следует, что политическая область институци- онального пространства внутренне неоднородна и многомерна. Изменчивость, подвижность политической активности по каждому из измерений различна. Поэтому неоднородным и многомерным следует считать и социокультурное время, характерное для поли- тической жизни. В процессах социализации люди приобретают социокультур- ный опыт гражданских взаимодействий и поведения. Такой опыт необходим в современных демократиях членам гражданского общества для того, чтобы контролировать действия властей всех уров- ней, заставлять их обеспечивать условия для реализации различных социально приемлемых интересов и препятствовать установлению абсолютистских или олигархических государственно-политичес- ких режимов. Меру освоенности такого опыта можно назвать поли- тической компетентностью (профессиональной или гражданской).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|