Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познавательные функции понятия «образ жизни»




Изучение дифференциации социокультурного пространства с

точки зрения образа жизни

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

позволяет

увидеть, как культура общества проявляется в

конкретных взаимодействиях и коммуникациях представителей различ-

ных социальных групп, как на уровне повседневности реализуются

те возможности, которые имеются на социетально-институциональном и обыденном уровнях

в рассматриваемый период. Такой

анализ позволяет осмыслить значимость относительной

независимости друг от друга форм организации приватной

жизни

людей, с одной стороны, и изменений социаль-

ной структуры общества — с другой. Речь идет об объяснении того

факта, что образ жизни различных людей неодинаково динамичен

в одних и тех же социокультурных условиях. Очевидно, что такая

постановка вопроса предполагает обязательное включение личнос-

тных характеристик в общетеоретическую схему исследования.

Это позволяет проследить, как индивидуальные особенности людей

в одних и тех же объективных условиях влияют на способ органи-

зации ими жизненной среды и процессов самореализации в их рамках.

Говоря о специфике анализа социального расслоения с помо-

щью понятия «образ жизни», необходимо отметить следующее.

Во-первых, речь идет об определенном временном ограничении:

соответствующие процессы и явления

рассматриваются при фиксированных фундаментальных компо-

нентах условий их реализации в пределах времени, сравнимых с жизненным

циклом человека (от одного до трех поколений). Во-вторых, рас-

смотрению подлежат формы взаимодействия и коммуникации,

в которых участвуют люди на протяжении индивидуального

существования. В-третьих, изучается обыденный уровень социокультур-

ной жизни, на котором берут начало, поддерживают-

ся и изменяются предметная среда,

нормы, ценности, образцы поведения и интеракций.

Таким образом, можно сказать, что в сфере исследовательского внимания оказывается

область явлений, которая занимает промежуточное положение

между общими закономерностями динамики социальных институ-

тов и процессами повседневного существования людей. При изучении социокультурной микродинамики

это делает поня-

тие «образ жизни» специфичным и незаменимым по отношению

к таким понятиям, как «социальная структура», «социокультурные

институты», «культура», «общество». Оно становится теоретической базой для обоснования концепции социальной стратификации. В этой связи

следует более подробно остановиться на качестве информа-

ции, получаемой с его по-

мощью, т.е. на его

теоретико-познавательных функциях и возможностях.

Выделяющий (идентифицирующий) аспект понятия. Понятие «образ

жизни» используется с целью указать на специфичные, но сущес-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

твенные характерные особенности представителей различных

социокультурных групп, выделяющие (определяющие, идентифи-

цирующие) их по отношению друг к другу. Такая идентификация

в зависимости от исследовательской задачи осуществляется двояким образом.

Во-первых, по социально-типологическим признакам.

В этом случае люди характеризуются с точки зрения

значимых социальных и культурных факторов, определяю-

щих условия и формы их повседневного существования в зависимости от

групповой принадлежности или этно-региональных особенностей

уклада жизни.

Например, выделение «традиционного» или «современного»

образа жизни означает характеристику членов общества в соот-

ветствии с типичными для социально-экономической и политичес-

кой системы чертами условий и способов его организации.

Выделение городского или сельского образа

жизни идентифицирует людей по особенностям его формы

и содержания, которые определяются спе-

цификой характерного для этих типов поселений уклада жизни.

Во-вторых, по индивидуально-специфичным признакам.

Речь идет о выделении группы людей или индивида по сти-

левым особенностям, характеризующим, например, принадлеж-

ность молодежи к различным субкультурам, взрослых людей — к

определенным социокультурным слоям. Однако идентификация

людей в этом случае осуществляется не столько по фундаменталь-

ным признакам содержания их деятельности, сколько в соответс-

твии с особенностями демонстрируемых внешних проявлений.

Сравнительный аспект понятия. Понятие «образ жизни» поз-

воляет сравнивать различные способы организации людьми про-

цессов существования в пространстве не только одной и той

же, но и различных культур. Сравнение уже идентифицированных

по образу жизни людей может проводиться по ряду параметров.

Во-первых, с точки зрения социально-экономических

и культурных условий, в которых он реализуется. Так,

сравнивая современные городские и сельские условия, можно от-

метить, что первые обеспечивают для человека большее разнооб-

разие возможностей выбора среди видов деятельности, форм взаи-

модействия и коммуникации, стилей поведения, чем вторые. Во-вторых,

по структурным характеристикам организации людьми

процессов своей повседневности. Например,

можно сравнивать соотношение труда и досуга в образе жизни

рабочего и учителя, место и формы освоения искусства в образе

жизни школьника и студента и т. п. При изучении социокультурных микропроцессов

основой для сравнения могут стать такие пара-

метры, как сложность и динамизм образа жизни представителей

различных социальных групп.

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

Оценочный аспект понятия. Понятие «образ жизни» можно

использовать с целью социально значимой оценки членов обще-

ства. Ей могут подвергаться соответствующие изменения

во времени. В этом смысле следует понимать

высказывания о том, что образ жизни определенного человека стал

более организованным, более упорядоченным или же менее стан-

дартным и т. п. Представители различных социальных групп

оценивают, насколько (в терминах оценива-

ющего) с этой точки зрения

одни «лучше», чем другие. Как правило, ос-

нову такого сопоставления составляют представления о мес-

те и роли человека в окружающем мире, о добре и зле, о тенденциях развития

общественной жизни. В каждой культуре в системе

идеологии существует набор более или менее выраженных норма-

тивных представлений об образе жизни как «лучшем из возмож-

ных при данных условиях».

Интегрирующий (синтезирующий) аспект понятия. Определение

понятия «образ жизни» как способа организации людьми

своего повседневного существования означает, что оно интегрирует в единую

теоретическую систему структурные, содержательные и динами-

ческие особенности этих процессов в пределах индивидуального жизненного цикла.

Причем теоретическому синтезу подлежат виды

деятельности, взаимодействия, коммуникации, по-

ведения во всех тех областях социокультурного пространства, в которых

человек принимает участие. Это позволяет

дать целостную оценку специфичных или типичных черт повсед-

невной жизни членов определенной социокультурной группы.

Так,

с точки зрения условий труда

и быта — стандарт ее уровня жизни. С точки зре-

ния структуры потребления товаров и услуг, а также освоеннос-

ти культурного окружения - стандарт группового качества жизни.

С точки зрения структуры и содержания образа жизни — типич-

ные для членов группы виды деятельности (производственной и внепро-

изводственной), поведения и взаимодействия, типичные нормы и

ценности, которыми они руководствуются в этих про-

цессах. С точки зрения оценки — соотнесение всех перечислен-

ных выше параметров с существующими в обществе нормативны-

ми критериями.

Образ жизни можно представить в проявляемых

признаках. Обо всех его составляющих и спо-

собе организации можно судить, наблюдая за процессами де-

ятельности, поведения, взаимодействия, коммуникации или за их

результатами. Заметными

являются также компоненты внешних условий, определяющие

содержание и форму образа жизни людей.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Перечисленные функции и познавательные возможности по-

нятия «образ жизни» позволяют с его помощью решать ряд актуаль-

ных исследовательских задач, связанных с изучением пространс-

тва социальной стратификации. Во-первых, рассматривая предла-

гаемую здесь модель институционального социокультурного про-

странства можно выявить распределение и соотношение активнос-

ти между различными его областями и уровнями, запечатленные в

образе жизни различных членов общества. Это позволяет

оценивать как динамические тенденции в его рамках, так и степень реализации

людьми возможностей, обеспечиваемых им. Во-вторых, изучение

образа жизни представителей различных социокультурных групп

позволяет судить о дифференциальной мере контроля над различ-

ными институциональными областями культуры.

Соответственно обращение к понятию образа жизни как основанию социальной стратификации

позволяет конкретизировать пред-

ставление о ней по отношению к определенному состоянию об-

щества. Это

позволяет выявить общие черты и различия в структурах и содер-

жании повседневных процессов, разграничивающие социальные слои и группы, характерные

формы их организации.

«Социальная стратификация» на теоретическом уровне представляет

определенное измерение социокультурного пространства наряду с социетально-институциональным.

Понятие же «образ жизни» выполняет по отношению к нему дифференци-

рующую и классифицирующую функции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...