Познавательные функции понятия «образ жизни»
Изучение дифференциации социокультурного пространства с точки зрения образа жизни часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни позволяет увидеть, как культура общества проявляется в конкретных взаимодействиях и коммуникациях представителей различ- ных социальных групп, как на уровне повседневности реализуются те возможности, которые имеются на социетально-институциональном и обыденном уровнях в рассматриваемый период. Такой анализ позволяет осмыслить значимость относительной независимости друг от друга форм организации приватной жизни людей, с одной стороны, и изменений социаль- ной структуры общества — с другой. Речь идет об объяснении того факта, что образ жизни различных людей неодинаково динамичен в одних и тех же социокультурных условиях. Очевидно, что такая постановка вопроса предполагает обязательное включение личнос- тных характеристик в общетеоретическую схему исследования. Это позволяет проследить, как индивидуальные особенности людей в одних и тех же объективных условиях влияют на способ органи- зации ими жизненной среды и процессов самореализации в их рамках. Говоря о специфике анализа социального расслоения с помо- щью понятия «образ жизни», необходимо отметить следующее. Во-первых, речь идет об определенном временном ограничении: соответствующие процессы и явления рассматриваются при фиксированных фундаментальных компо- нентах условий их реализации в пределах времени, сравнимых с жизненным циклом человека (от одного до трех поколений). Во-вторых, рас- смотрению подлежат формы взаимодействия и коммуникации, в которых участвуют люди на протяжении индивидуального
существования. В-третьих, изучается обыденный уровень социокультур- ной жизни, на котором берут начало, поддерживают- ся и изменяются предметная среда, нормы, ценности, образцы поведения и интеракций. Таким образом, можно сказать, что в сфере исследовательского внимания оказывается область явлений, которая занимает промежуточное положение между общими закономерностями динамики социальных институ- тов и процессами повседневного существования людей. При изучении социокультурной микродинамики это делает поня- тие «образ жизни» специфичным и незаменимым по отношению к таким понятиям, как «социальная структура», «социокультурные институты», «культура», «общество». Оно становится теоретической базой для обоснования концепции социальной стратификации. В этой связи следует более подробно остановиться на качестве информа- ции, получаемой с его по- мощью, т.е. на его теоретико-познавательных функциях и возможностях. Выделяющий (идентифицирующий) аспект понятия. Понятие «образ жизни» используется с целью указать на специфичные, но сущес- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики твенные характерные особенности представителей различных социокультурных групп, выделяющие (определяющие, идентифи- цирующие) их по отношению друг к другу. Такая идентификация в зависимости от исследовательской задачи осуществляется двояким образом. Во-первых, по социально-типологическим признакам. В этом случае люди характеризуются с точки зрения значимых социальных и культурных факторов, определяю- щих условия и формы их повседневного существования в зависимости от групповой принадлежности или этно-региональных особенностей уклада жизни. Например, выделение «традиционного» или «современного» образа жизни означает характеристику членов общества в соот-
ветствии с типичными для социально-экономической и политичес- кой системы чертами условий и способов его организации. Выделение городского или сельского образа жизни идентифицирует людей по особенностям его формы и содержания, которые определяются спе- цификой характерного для этих типов поселений уклада жизни. Во-вторых, по индивидуально-специфичным признакам. Речь идет о выделении группы людей или индивида по сти- левым особенностям, характеризующим, например, принадлеж- ность молодежи к различным субкультурам, взрослых людей — к определенным социокультурным слоям. Однако идентификация людей в этом случае осуществляется не столько по фундаменталь- ным признакам содержания их деятельности, сколько в соответс- твии с особенностями демонстрируемых внешних проявлений. Сравнительный аспект понятия. Понятие «образ жизни» поз- воляет сравнивать различные способы организации людьми про- цессов существования в пространстве не только одной и той же, но и различных культур. Сравнение уже идентифицированных по образу жизни людей может проводиться по ряду параметров. Во-первых, с точки зрения социально-экономических и культурных условий, в которых он реализуется. Так, сравнивая современные городские и сельские условия, можно от- метить, что первые обеспечивают для человека большее разнооб- разие возможностей выбора среди видов деятельности, форм взаи- модействия и коммуникации, стилей поведения, чем вторые. Во-вторых, по структурным характеристикам организации людьми процессов своей повседневности. Например, можно сравнивать соотношение труда и досуга в образе жизни рабочего и учителя, место и формы освоения искусства в образе жизни школьника и студента и т. п. При изучении социокультурных микропроцессов основой для сравнения могут стать такие пара- метры, как сложность и динамизм образа жизни представителей различных социальных групп. часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни Оценочный аспект понятия. Понятие «образ жизни» можно использовать с целью социально значимой оценки членов обще- ства. Ей могут подвергаться соответствующие изменения во времени. В этом смысле следует понимать
высказывания о том, что образ жизни определенного человека стал более организованным, более упорядоченным или же менее стан- дартным и т. п. Представители различных социальных групп оценивают, насколько (в терминах оценива- ющего) с этой точки зрения одни «лучше», чем другие. Как правило, ос- нову такого сопоставления составляют представления о мес- те и роли человека в окружающем мире, о добре и зле, о тенденциях развития общественной жизни. В каждой культуре в системе идеологии существует набор более или менее выраженных норма- тивных представлений об образе жизни как «лучшем из возмож- ных при данных условиях». Интегрирующий (синтезирующий) аспект понятия. Определение понятия «образ жизни» как способа организации людьми своего повседневного существования означает, что оно интегрирует в единую теоретическую систему структурные, содержательные и динами- ческие особенности этих процессов в пределах индивидуального жизненного цикла. Причем теоретическому синтезу подлежат виды деятельности, взаимодействия, коммуникации, по- ведения во всех тех областях социокультурного пространства, в которых человек принимает участие. Это позволяет дать целостную оценку специфичных или типичных черт повсед- невной жизни членов определенной социокультурной группы. Так, с точки зрения условий труда и быта — стандарт ее уровня жизни. С точки зре- ния структуры потребления товаров и услуг, а также освоеннос- ти культурного окружения - стандарт группового качества жизни. С точки зрения структуры и содержания образа жизни — типич- ные для членов группы виды деятельности (производственной и внепро- изводственной), поведения и взаимодействия, типичные нормы и ценности, которыми они руководствуются в этих про- цессах. С точки зрения оценки — соотнесение всех перечислен- ных выше параметров с существующими в обществе нормативны- ми критериями. Образ жизни можно представить в проявляемых признаках. Обо всех его составляющих и спо- собе организации можно судить, наблюдая за процессами де-
ятельности, поведения, взаимодействия, коммуникации или за их результатами. Заметными являются также компоненты внешних условий, определяющие содержание и форму образа жизни людей. раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Перечисленные функции и познавательные возможности по- нятия «образ жизни» позволяют с его помощью решать ряд актуаль- ных исследовательских задач, связанных с изучением пространс- тва социальной стратификации. Во-первых, рассматривая предла- гаемую здесь модель институционального социокультурного про- странства можно выявить распределение и соотношение активнос- ти между различными его областями и уровнями, запечатленные в образе жизни различных членов общества. Это позволяет оценивать как динамические тенденции в его рамках, так и степень реализации людьми возможностей, обеспечиваемых им. Во-вторых, изучение образа жизни представителей различных социокультурных групп позволяет судить о дифференциальной мере контроля над различ- ными институциональными областями культуры. Соответственно обращение к понятию образа жизни как основанию социальной стратификации позволяет конкретизировать пред- ставление о ней по отношению к определенному состоянию об- щества. Это позволяет выявить общие черты и различия в структурах и содер- жании повседневных процессов, разграничивающие социальные слои и группы, характерные формы их организации. «Социальная стратификация» на теоретическом уровне представляет определенное измерение социокультурного пространства наряду с социетально-институциональным. Понятие же «образ жизни» выполняет по отношению к нему дифференци- рующую и классифицирующую функции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|