Образ жизни как социокультурная категория
Категория «образ жизни» широко используется представите- лями различных дисциплин, связанных с изучением общества и культуры: экономики, социологии, социальной психологии, истории, теории культуры и т. п. Сегодня это понятие функционирует как социально установившаяся социально-науч- ная категория. Возрастание интереса к рассмотрению социокультурной жизни с такой точки зрения обусловлено как общественно- практическими, так и научно-теоретическими факторами. Актуальность изучения образа жизни людей в современных условиях связана прежде всего с практикой целенаправленных социокультурных изменений. За время существования каждого общества постепенно происходит становление, а затем развитие специфичных для него форм экономической, политической, обы- денной жизни людей. Трансформация условий существования чле- нов общества влечет за собой изменение способов организации соответствующих процессов, т.е. образа жизни. Иными словами, можно говорить о его чертах и осо- бенностях, специфичных для определенных состояний изучаемого общества. В настоящее время стало очевидным, что ускорение смены социокультурных соытий, изменения в конфигурации социальной структуры во многом обусловили динамику содержа- тельных характеристик повседневной жизни людей, массовые проблемы с лич- ностной и социальной идентификацией. Так, появление в социокультурной среде новых технических средств для удовлетворения множа- часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни щегося разнообразия запросов людей по отношению к питанию, жилищу, одежде, предметам бытового и личного назначения, вы- звали изменения в оценочных критериях: возросли требования к
их качеству. Растущая дифференциация показателей благосостоя- ния, самочувствия людей, содержания их занятий углубляет нера- венство качества жизни в обществе и порождает новыеоснования для социальной идентичности. Интерес к динамике социокультурной жизни обусловлива- ет выделение того уровня ее анализа, на котором можно было бы увидеть не столько конечные результаты, сколько процессы взаимодействий и коммуникаций людей, в конкретных условиях су- ществования. Иными словами, рассмотреть в относительно узких временных пределах (одно — три поколения) личностный и груп- повой аспекты формирования социокультурных «сред», норм, цен- ностей, стереотипов отношений, механизмы их актуа- лизации на различных уровнях социальной реальности; преднамеренные и непредвиденные, характерные для отдельной области культуры и для более широкого контекста социокультурные последствия этих процессов. Понятие «образ жизни» вполне отвечает такого рода требованиям. Однако обращение к этой теме имеет и «внутрина- учные» истоки. Дело в том, что в течение последних двух десятиле- тий в рамках различных областей социально-научного и гумани- тарного знания (социологии, социальной психологии, психологии, лингвистики, истории, этнографии и т. п.) накоплен значительный объем эмпирических данных и теоретических обобщений, касаю- щихся существования людей в их социальном, культурном и природном окружении. В частности, разрабатывались и продол- жают разрабатываться такие понятия и категории, относящиеся к активным сторонам связи человека с окружением, как «личность», «идентичность» «интенциональное дествие», «агент», «ценности», «маргинальность» и т. п. Вместе с тем при изучении общественной жизни были развиты и уточнены некоторые специальные понятия и категории, характеризующие свойства условий социокультурной
жизни. Среди них такие, как «социальная структура», «социальные институты», «социокультурная реальность», «предметно-пространственная среда», «социализация», «смыслы и значения культурных объек- тов». Были намечены также аналитические границы, отделяющие социальное от культурного. Таким образом, к настоящему времени накоплена значительная информация об индивидуальных и соци- альных факторах, побуждающих человека к активности, с одной стороны, и о предметных и символических характерис- тиках среды, в которой эти формы реализуются,— с другой. В результате в науках об обществе и культуре сейчас не толь- ко многое стало известно об отношениях людей с окружением и их результатах, но и есть достаточные раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики теоретические основания для изучения содержания, структур, форм, динамики соответствующих процессов, механизмов взаимодействия человеческих побуждений и артефактов. Иными словами, исследовательское внима- ние сейчас привлекает вопрос о том, как в определенных истори- ческих условиях, в частности, в настоящее время, происходят про- цессы порождения, поддержания и изменения социокультурных норм, ценностей, образцов деятельности и взаимодействия людей в различных областях социальной реальности, как с их помощью люди организуют свою жизнь в неоднородном и ди- намичном окружении. Такое положение дел нашло отражение на уровне методологии исследования общества и культуры в специальной теоретической схеме, которая позволила связать систематическим образом лич- ностные характеристики человека, элементы его дифференциро- ванного социокультурного окружения, а также процессы и формы его повседневной жизни. Функция такого инструмента — обеспечить возможность объяснять и наблюдать механизмы освоения людьми социокультурного окружения, преобразования индивидуального опыта в социально значимый, порождения и изме- нения культурных феноменов в процессах взаимо- действия и коммуникации в различных ситуациях. Как будет показано в дальнейшем, категория «образ жизни» позволяет охватить этот круг явлений.
Основные теоретические положения, определяющие содержание категории «образ жизни» Как известно, вплоть до недавнего времени в социальных на- уках сравнительно мало внимания уделялось систематическому те- оретическому анализу социальных и культурных процессов на микроуровне повседневной жизни. Исследовательские уси- лия концентрировались в основном на выявлении закономернос- тей движения общественно-исторического процесса в целом либо поддержания социокультурной системы как таковой. Вопросы микродинамики социокультурной жизни затрагивались лишь от случая к случаю. Тем не менее, можно выделить некоторые общие теоретические принципы изучения повседневной реальности, ана- литические границы этого подхода, хотя и без внутренней его дета- лизации. Они не составляют единой системы и выделены как основания, сформулированные для предлагаемой здесь модели образа жизни. Последняя пред- ставляет процесс активного взаимодействия личности с меняющимся окружением на протяжении жизненного цикла. В самом общем виде эти принципы могут быть сформули- рованы следующим образом. 1. Воспроизведение жизни — общая предпосылка существо- вания человеческой культуры. Эта необходимость реализуется
часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни при меняющихся исторических условиях в различных социальных и культурных формах, зависящих от содержания общественной практики и выражающих способы существования людей в этих условиях. 2. Социальные структуры, культурная и природная среда суть условия, в которых люди реализуют свои пот- ребности, желания и интересы определенным образом. Иными словами, между ними существует позитивная и негативная обратная связь. Поскольку активным началом здесь является человек, изучение его жизненного цикла — необходимое звено исследования общества и культуры. 3. Исторический процесс в современных теориях отнюдь не сводится к макровременному уровню. Он трактуется и как история пос- тупков, решений, жизненного выбора представителей различных
классов, групп, партий, т.е. речь идет о выявлении их влияния на отношения и взаимодействие людей. Иными словами, при изучении динамики общества и культуры исходят из того, что люди сами порождают, поддерживают, меняют, разрушают свою социо- культурную среду. 4. В любых исторических условиях формы социокультурной жизни обусловлены некоторыми всеобщими, универсальными антропологическими характеристиками. В то же время эмпирические данные свидетельствуют о многообразии ее конкретных групповых и индивидуальных проявлений. При изучении социокультурного пространства следует анализировать и ин- терпретировать как общие, так и специфичные черты в пределах изучаемого общества. 5. Культурные и социальные значения и смыслы того, что де- лает человек, как он живет и т. п. (т.е. социокультурная определен- ность способов его существования) обусловливается тремя видами факторов. Во-первых, это фундаментальные (часто называемые материальными) условия, определяющие, что и каким образом могут делать люди для реализации своих потребностей, интересов, целей, т.е. устанавли- вающие границы и формы самореализации людей в определенный исторический период. Во-вторых, это выработанные и закреплен- ные в ходе общественной практики — и потому интерсубъективные — способы организации и регуляции социокультурной жизни: нормы, ценности, образцы интеракции и составленные из них институты. Эти установленные образования составляют «субстанцию» социо- культурной реальности. В-третьих, это индивидуальные характеристики личности, определяющие ее склонности и возможности при пос- троении своего жизненного пути в названных условиях. Все три раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики группы факторов оказывают формообразующее влияние на спо- собы организации людьми своего образа жизни и определяют логику перехода от внешних к внутриличностным его детерминантам. 6. Согласно современным знаниям социокультур- ная жизнь в каждый исторический период реализуется в различных формах. Они определяются со- циальной, реги- ональной, демографической дифференциацией общества. Поскольку такая неоднородность и обусловливающие ее факторы имеют важное значе- ние для изучения социокультурной динамики, вполне правомерно их выделение в качестве особого предмета исследования. Таковы в самых общих чертах теоретические основания, исхо- дя из которых можно рассматривать способы организации людьми своего существования в меняющихся условиях. В этом случае необходимо более детальное иссле-
дование того их уровня, на котором прослеживаются конкретные формы взаимодействия людей с окружением. Особенно важно такое знание для прогнозирования изменений форм и направленности социокультурных процессов. Понятие «образ жизни» позволяет выделить способы их организации и оценить реальную картину их распределения в социокультурногм пространстве в сопоставлении с прошлым и возможным будущим состояниями общества и культуры. Это важно также в связи с пос- троением соответствующих современности критериев оценки ка- чества жизни членов общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|