Компоненты понятия «образ жизни»
Как уже отмечалось, образ жизни людей при определенном состоянии общества определяется окружением, с одной стороны, и личностными характеристиками – с другой. Внешние условия и факторы, дифференцирующие его, под- разделяется следующим образом: – естественные: географические, климатические, экологические, биологические, демографические и т. п.; – социальные: характер разделения труда и его условия, политические режимы и стили, действенность правовой системы; – культурные: объем культурной информации и ее распределение по уровням и областям культуры, структура действующих здесь социокультурных норм и ценностей — экономических, социально- часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни политических, идеологических, познавательных, этических, эсте- тических и т. п. Теоретическое пересечение этих групп переменных, детерминирующих социокультурную жизнь, определяет дифференциацию образа жизни в со- ответствии с фундаментальным распределением видов активности в специализированных и обыденных областях социокультурного пространства. К личностным факторам, влияющим на образ жиз- ни пред- ставителей различных социальных групп, относятся, с одной стороны, интерпретация ими внешних условий своего существования, а с другой — их побуждения, ценностные ориентации, интересы, запросы, цели. Специфика взаимодействия этих переменных определяет различия в содер- жании, структуре и форме способов самоосуществления людей в одном и том же обществе. Поэтому важно более подробно остановиться на рассмот- рении обусловливающих ее факторов и механизмов. Социокультурные возможности личностных проявлений
жизненной активности при каждом состоянии обще- ства имеют свою качественную определенность. Они установлены и признаны в культуре как социально значимые и отграниченые друг от друга зоны инди- видуального и коллективного приложения усилий. Их характеризует относительно устойчивый способ организации предметно- пространственных характеристик окружения, определенных типов взаимодействий и коммуникаций людей, их биопсихических процессов и психических состояний вокруг конкретной социально значимой цели или функции (или вокруг их совокупности). В сов- ременном обществе они могут быть типологизированы на основании фундаментальных функций, обеспечивающих воспроизведение существования общества и личности. Соответственно выделяются: 1. Организация материальных и социальных основ жизнеобес- печения: – труд на производстве; – труд в домашнем хозяйстве; – деятельность, связанная с приобретением и потреблением това- ров и услуг. 2. Организация процессов социализации: – приобретение общего образования; – профессиональная подготовка; – общественная активность; раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики – любительские занятия; – физкультура и спорт. 3. Социальная коммуникация: – профессиональное (формальное) взаимодействие; – неформальные (в том числе дружеские) контакты; – семейные отношения; – получение информации через средства массовой коммуникации; – путешествия; – передвижения внутри населенного пункта. 4. Восстановление энергетических затрат (рекреация): – потребление пищи; – соблюдение личной гигиены; – пассивный отдых, сон. При анализе социальной стратификации с точки зрения обра- за жизни людей эти зоны сопоставля- ются с областями социетально-институционального пространства. Соответственно выявляется, каким социально значимым формам активности
представители различных социальных слоев уделяют основные усилия и время, как оценивают их, иными словами, каково распределение структур образа жизни, определяющее социо- культурное пространство стратификации. Структура образа жизни людей представляет собой относи- тельно устойчивое во времени сочетание «сред», а также видов соци- альных взаимодействий и коммуникаций, в которых они принимают участие. Эти структурные компоненты служат представителям разных слоев и групп в качестве ор- ганизационной основы, позволяющей им переживать как социаль- но и культурно значимую целостность свой индивидуальный опыт в конкретных жизненных обстоятельствах. Они обеспечивают каждому возможность адекватно переходить от одной социально значимой ситуации к другой, быть распознанным в этой ситуации другими, определить свое место среди них. Как социальное сущес- тво человек обычно расходует основную часть своего времени и ресурсов на эти культурно обязательные и санкционированные виды активности. В связи друг с другом они образуют устойчи- вую структуру, человек подчиняет ей свои спонтанные проявления. Именно через них люди поддерживают свое предметное окружение, осваивают и реализуют социокультурные нормы, образцы деятельности, поведения, взаимодействия, социальное знание, моральные, этические и эстетические пред- ставления и ценности, что со- ставляет содержание их образа жизни. часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни Такая организация происходит под воздействием факторов как экзогенного, так и эндогенного характера. К первым относятся возможности выбора «сред», видов активностий в определенных социокультурных условиях, их социально- функциональная значимость и сложившаяся в культуре оценка социального престижа. Вторые представляют собой конкретные индиви- дуальные выборы, организацию и оценку людьми всего этого, выражающие- ся как степень удовлетворенности своим образом жизни. Говоря о структуре и содержании образа жизни людей, следует отметить, что они не остаются неизменными во времени. Их динамика также определяется экзогенными и эндогенными факторами. Первые составляют
некоторые обязательные или же доступные для всех членов общества виды активности, в которых они принимают участие и которые на определенный период являются ус- тойчивыми компонентами их образа жизни (например, обучение в средней школе, трудовая деятельность и т. п.). Вторые связаны с изменением значимости для индивида того или иного вида деятель- ности (например, по мере включения в работу человек начинает испытывать большой интерес к своей профессии, чем во время обучения) или, наоборот, с отказом принимать участие в каком-ли- бо из них (например, после несколь- ких лет обучения в высшем учебном заведении человек решает оставить его и пойти работать), а также со сменой предпочтений в предметном мире (например, смена места жительства, домашнего интерьера, предметов личного пользования). Индивидуальный выбор людьми из «заданных», имеющихся в обществе к моменту их рождения культурно уста- новленных видов активности, их предметных условий, средств и результатов, способов организации элементов ок- ружения в различные периоды жизненного цикла определяет не только структуру их образа жизни, но и промежуток времени, в те- чение которого все это остается устойчивым. Последнее обстоятельство имеет особую важность при изу- чении социокультурного пространства и динамических тенденций в его рамках, поскольку временные параметры воспроизведения определенных форм обра- за жизни, характерных для различных социальных слоев и групп, позволяют классифицировать их в соответствии с тенденци- ей к сохранению имеющегося состояния или к изменению. Это в свою очередь дает основание для суждения о ди- намических трендах внутри институционального социокультурного пространства в рассматриваемый промежуток времени. Однако для окончательных выводов отнюдь недостаточно просто кон- статировать наличие более или менее выраженных признаков изменения в образе жизни представителей определенных соци- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
окультурных групп. Необходимо также определить их реальные и потенциальные социокультур- ные последствия и смысл. Такого рода оценка подразумевает сопоставление потенциально значимой для динамики социокультурного пространства формы образа жизни с еще двумя, имеющими регулятивное значение. Во-первых, с формой, типичной для представителей других социальных групп; а если какая-то из них занимает престижное место в обществе, то можно говорить об определенной вероятнос- ти более широкого распространения этой динамической тенден- ции. Во-вторых, с идеально-нормативными («как должно быть») представлениями об образе жизни, наиболее распространенными в культуре. В этом случае, если изменчивость является общественно одобряемой чертой в культуре, можно ожидать укрепления в ней более динамичных форм образа жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|