Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компоненты понятия «образ жизни»




Как уже отмечалось, образ жизни людей при определенном состоянии общества определяется окружением, с одной стороны, и личностными характеристиками – с другой. Внешние условия и факторы, дифференцирующие

его, под-

разделяется следующим образом:

– естественные: географические, климатические, экологические,

биологические, демографические и т. п.;

– социальные:

характер разделения труда и его условия, политические режимы и стили, действенность правовой системы;

– культурные: объем культурной информации и ее распределение

по уровням и областям культуры, структура действующих здесь

социокультурных норм и ценностей — экономических, социально-

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

политических, идеологических, познавательных, этических, эсте-

тических и т. п.

Теоретическое пересечение этих групп переменных,

детерминирующих социокультурную жизнь, определяет

дифференциацию образа жизни в со-

ответствии с фундаментальным распределением видов активности

в специализированных и

обыденных областях социокультурного пространства.

К личностным факторам, влияющим на образ жиз-

ни пред-

ставителей различных социальных групп, относятся, с одной стороны, интерпретация ими

внешних условий своего

существования, а с другой — их побуждения, ценностные ориентации, интересы, запросы,

цели. Специфика

взаимодействия этих переменных определяет различия в содер-

жании, структуре и форме способов самоосуществления людей в одном и том же

обществе. Поэтому важно более подробно остановиться на рассмот-

рении обусловливающих ее факторов и механизмов.

Социокультурные возможности личностных проявлений

жизненной активности при каждом состоянии обще-

ства имеют свою качественную определенность. Они установлены

и признаны в культуре как социально значимые и отграниченые друг

от друга зоны инди-

видуального и коллективного приложения усилий. Их характеризует

относительно устойчивый способ организации предметно-

пространственных характеристик окружения, определенных типов

взаимодействий и коммуникаций людей, их биопсихических процессов

и психических состояний вокруг конкретной социально значимой

цели или функции (или вокруг их совокупности).

В сов-

ременном обществе они могут быть типологизированы на основании

фундаментальных функций, обеспечивающих воспроизведение

существования общества и личности. Соответственно выделяются:

1. Организация материальных и социальных основ жизнеобес-

печения:

– труд на производстве;

– труд в домашнем хозяйстве;

– деятельность, связанная с приобретением и потреблением това-

ров и услуг.

2. Организация процессов социализации:

– приобретение общего образования;

– профессиональная подготовка;

– общественная активность;

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

– любительские занятия;

– физкультура и спорт.

3. Социальная коммуникация:

– профессиональное (формальное) взаимодействие;

– неформальные (в том числе дружеские) контакты;

– семейные отношения;

– получение информации через средства массовой коммуникации;

– путешествия;

– передвижения внутри населенного пункта.

4. Восстановление энергетических затрат (рекреация):

– потребление пищи;

– соблюдение личной гигиены;

– пассивный отдых, сон.

При анализе социальной стратификации с точки зрения обра-

за жизни людей эти зоны сопоставля-

ются с областями социетально-институционального пространства. Соответственно выявляется,

каким социально значимым формам активности

представители

различных социальных слоев уделяют основные усилия и время, как оценивают их,

иными словами,

каково распределение структур образа жизни, определяющее социо-

культурное пространство стратификации.

Структура образа жизни людей представляет собой относи-

тельно устойчивое во времени сочетание «сред», а также видов соци-

альных взаимодействий и коммуникаций, в которых они принимают участие. Эти

структурные компоненты

служат представителям разных слоев и групп в качестве ор-

ганизационной основы, позволяющей им переживать как социаль-

но и культурно значимую целостность свой индивидуальный опыт

в конкретных жизненных обстоятельствах. Они обеспечивают

каждому возможность адекватно переходить от одной социально

значимой ситуации к другой, быть распознанным в этой ситуации

другими, определить свое место среди них. Как социальное сущес-

тво человек обычно расходует основную часть своего времени и

ресурсов на эти культурно обязательные и санкционированные

виды активности. В связи друг с другом они образуют устойчи-

вую структуру, человек подчиняет ей свои спонтанные проявления.

Именно через них

люди поддерживают свое предметное окружение, осваивают и реализуют социокультурные

нормы, образцы деятельности, поведения, взаимодействия,

социальное знание, моральные, этические и эстетические пред-

ставления и ценности, что со-

ставляет содержание их образа жизни.

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

Такая организация

происходит под воздействием

факторов как экзогенного, так и эндогенного характера. К первым

относятся возможности выбора «сред», видов активностий

в определенных социокультурных условиях, их социально-

функциональная значимость и сложившаяся в культуре оценка

социального престижа. Вторые представляют собой конкретные индиви-

дуальные выборы, организацию и оценку людьми всего этого,

выражающие-

ся как степень удовлетворенности своим образом жизни.

Говоря о структуре и содержании образа жизни людей, следует отметить, что они не остаются неизменными во времени. Их динамика

также определяется

экзогенными и эндогенными факторами. Первые составляют

некоторые обязательные или же доступные для всех членов

общества виды активности, в которых они принимают участие и

которые на определенный период являются ус-

тойчивыми компонентами их образа жизни (например, обучение

в средней школе, трудовая деятельность и т. п.). Вторые связаны с

изменением значимости для индивида того или иного вида деятель-

ности (например, по мере включения в работу человек начинает

испытывать большой интерес к своей профессии, чем во время

обучения) или, наоборот, с отказом принимать участие в каком-ли-

бо из них (например, после несколь-

ких лет обучения в высшем учебном заведении человек решает

оставить его и пойти работать), а также со сменой предпочтений в

предметном мире (например, смена места жительства, домашнего интерьера, предметов личного пользования). Индивидуальный выбор людьми из «заданных»,

имеющихся в обществе к моменту их рождения культурно уста-

новленных видов активности, их предметных условий, средств и

результатов, способов организации элементов ок-

ружения в различные периоды жизненного цикла определяет не

только структуру их образа жизни, но и промежуток времени, в те-

чение которого все это остается устойчивым.

Последнее обстоятельство имеет особую важность при изу-

чении социокультурного пространства и динамических тенденций в его рамках, поскольку

временные параметры воспроизведения определенных форм обра-

за жизни, характерных для различных социальных слоев и групп,

позволяют классифицировать их в соответствии с тенденци-

ей к сохранению имеющегося состояния или к изменению. Это

в свою очередь дает основание для суждения о ди-

намических трендах внутри институционального социокультурного

пространства в рассматриваемый промежуток времени. Однако

для окончательных выводов отнюдь недостаточно просто кон-

статировать наличие более или менее выраженных признаков

изменения в образе жизни представителей определенных соци-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

окультурных групп. Необходимо также определить их

реальные и потенциальные социокультур-

ные последствия и

смысл. Такого рода

оценка подразумевает сопоставление потенциально значимой для

динамики социокультурного пространства формы образа жизни

с еще двумя, имеющими регулятивное значение.

Во-первых, с формой, типичной для представителей других

социальных групп; а если какая-то из них занимает престижное

место в обществе, то можно говорить об определенной вероятнос-

ти более широкого распространения этой динамической тенден-

ции. Во-вторых, с идеально-нормативными («как должно быть»)

представлениями об образе жизни, наиболее распространенными в культуре.

В этом случае, если изменчивость является общественно одобряемой

чертой в культуре, можно ожидать укрепления в ней более

динамичных форм образа жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...