Образ жизни как процесс: понятие жизненной ситуации
Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во вре- мени. Распределение времени и усилий людей между фундамен- тальными формами, уровнями и областями социокультурной жизни различаются не только по социальным группам, но и по стадиям индивидуального жизненного цикла. Изучение их смены в подвижном социокультурном контексте придает анализу образа жизни динамический характер. Для того, чтобы представить последовательность структурных и содержательных состояний образа жизни людей во времени, нужна специальная теоретическая модель, с помощью которой можно было бы проследить связь между: – условиями, в которых он реализуется, с одной сто- роны, и способом его организации — с другой; – его формой, содержанием, условиями реализации, с одной сто- роны, и оценкой их людьми — с другой. Иными словами, выделяется особое физичес- кое и социокультурное пространство повседневности, единица анализа образа жизни, позволяющая изучать форму его динамики, изменения в его структуре и содержании с помощью существенных характеристик его состояний в конкретных условиях. На аналитическим уровне они могут быть представлены через детерминирующие их направ- часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни ленности индивидуальной активности, через преобладающие в это время виды деятельности, взаимодействия, коммуникации и их результаты, через оценку тенденций к устойчивости или из- менчивости. В совокупности такие измерения служат для орга- низации наблюдаемых событий и процессов в культурную целост- ность, обозначаемую жизненной ситуацией. Это понятие
теоретически объединяет условия и про- цессы образа жизни людей, характерные для определенного периода времени, и предназначено для отграничения одного его состояния от других. Концепция жизненной ситуации системна. Она выделяет динамическую элементарную социокультурную целостность, име- ющую специфичную структуру, т.е. набор устойчивых компонент (композиций жизненных условий, форм, со- держаний активности и их оценок), «оформляющих» образ жизни людей как направленный процесс. Выход каких-либо действий за эти рамки без структурных изменений можно рас- сматривать как вариации внутри ситуации. Изменение конфигурации ее компонент является показателем возможного перехода от одной ситуации к другой. Таким образом, в сфере ис- следовательского внимания оказываются и поддержание, и изменение формы процесса. Каждая из этих характеристик может быть объектом само- стоятельного изучения. В первом случае предметом исследования становятся гомеостатические механизмы, воспроизводящие сложившуюся структуру. Во втором — выявляются факторы, потенциально или актуально обусловливающие смену ситуаций, и механизмы, усиливающие их действие. Рассмотрение этой единицы как определенного отрез- ка жизненного пути предполагает выделение тех компонент усло- вий образа жизни, которые являются относительно устойчивыми и существенными его детерминантами. Вследствие этого они принимаются в качестве границ ситуации, но в принципе могут быть изменены и, следовательно, приспособ- лены к наличной структуре образа жизни. Благодаря этому становится очевидным, в каких пределах люди могут менять условия своего повседневного существования и на какие именно их элементы воздействовать. В свою очередь, устойчивые и поддающиеся изменению компоненты жизненной среды мож- но рассматривать по двум важнейшим измерениям. Во-первых, это ее
содержание (предметное и информационное), к которому следует отнести природные и искусственные объекты, раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики социокультурные институты, структуры взаимодействия, доступ- ную информацию. Во-вторых, степень социальной значимости ее элементов: от общесоциальных, распростра- няющихся на абсолютное большинство членов общества, через локально-групповые, характерные для каждой социокультурной группы, до индивидуаль- ных, специфичных для образа жизни отдельного человека. Объекты, идеи и образы, технологии, нормативные и ценнос- тные образования, дифференциально распределенные в социокультурном пространстве, составляют отно- сительно упорядоченные множества, обеспечивающие ресурсы, ориентиры, регулирующие принципы для реализации образа жизни людей. Его особенности обусловливаются сочетанием факторов, детерминирующих его организацию, и индивидуаль- ных оценок людьми условий своего существования и своих возможностей. В этой специфике заложен ключ к пониманию источников изме- нений действий, поведения, суждений, структур взаимодействия и отношений людей и, следовательно, социокультурной микродинамики в пространс- тве их существования. Понятие «жизненная ситуация» позволяет проследить механизмы поддержания или изменения элементов окружения на индивидуальном уровне. С помощью этого поня- тия выделяются различные периоды в жизненном цикле человека, для которых характерно относительное постоянство структуры, содержания и направленности его активности. Концептуальная модель жизненной ситуации выстраивается на основе следующих измерений: – непосредственные условия и структура образа жизни, опре- деляющие характер ситуации; – стимулы, побуждающие действия, направленные на поддержа- ние или изменение ситуации; – социокультурные ограничители и регуляторы процессов в ситу- ации; – индивидуальные оценки ситуации, возможностей и результатов самоактуализации в ее пределах. Выделение этой единицы анализа образа жизни определяется присущим человеку свойством воспринимать поток своего существования не только в
непрерывности, но и в дискретности, разделяя его на части в зави- симости от обстоятельств. Жизненная ситуация рассматривается как такой отрезок процесса, для которого характерны некоторая внутренняя целостность, временные границы и специфичный смысл в более широком контексте инди- видуальной биографии. Человек стремится определить свое место, возможности саморе- ализации в социокультурном пространстве, упорядочивая и оце- часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни нивая окружение и возможные формы активности в соответствии с побуждениями и запросами, специфичными для него как для лич- ности и представителя своего слоя. Он таким образом организует собственную социокультурную среду и свою жизнь в ней и опре- деляет ситуацию как фиксированный период образа жизни, границы которого очерчиваются устойчивыми компонен- тами условий существования, с одной стороны, и оценкой их индивидуальной значимости — с другой. При изучении социокультурных процессов важным измере- нием жизненной ситуации является ее связь с решением опреде- ленных индивидуально или социально значимых проблем. Концептуально это отражается в понятиях «установив- шаяся» и «проблемная» жизненная ситуация. В первом случае предполагается относительно устойчивая структура условий и процессов образа жизни, повторяющиеся привычные действия, формы взаимодействий и поведения. Все встречающиеся при этом затруднения люди решают, обращаясь к стереотипным правилам, представлениям, оценкам. Направленность процессов в ситуациях подобного рода до- статочно четко определяется и самим индивидом, и исследовате- лем. Разумеется, их не следует рассматривать как протекающие автоматически, без напряжений и затруднений. По интенсивности затрат и усилий они могут быть достаточно напряженными. Однако распределение времени и усилий в этих случаях заранее предусмотрены установившейся структурой образа жизни. Проблемная ситуация возникает на основе либо неопреде-
ленности, либо чрезмерной сложности отношений людей с окру- жением, либо расхождением между их запросами и наличными ресурсами. Она характеризуется необходимостью пересмотра, изменения (вплоть до отказа) привычных сложившихся структур распределения времени и усилий, процедур и правил действий и взаимодействий, ибо обусловливающие ее факторы порождают такие задачи, для которых многие из ранее установленных соци- окультурных форм не могут обеспечить адекватных решений. На этапе возникновения она связана с высо- кой степенью неопределенности в представлениях индивида о ее смысле, источниках, способах решения. В этот период направлен- ность соответствующих процессов плохо представляют себе и переживающий ее индивид, и исследователь. Детерминирующие ее факторы нару- шают упорядоченность привычного течения жизни, побуждают человека к целеполаганию, принятию жизненно важных решений, выбору определенной стратегии действий, средств и способов до- стижения целей. раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Необходимость сделать этот выбор создает напряженность ситуации, делая высоко вероятным в этот период изменения сло- жившейся формы образа жизни. Неприспособленность индивида к решению некоторых проблемных ситуаций или неразрешимость последних в силу внешних или внутриличностных причин ухудшает его отно- шения с другими приводит к конфликтам. Проблемные ситуации характеризуются необходимостью структурных изменений паттернов поведения, форм организации жизнедеятельности, связей с окружением. Такая необходимость порождается рядом обстоятельств: – резкое изменение внешних жизненных условий, психических состояний и т. п.; – длительная кумуляция «микроизменений» активности и условий ее осуществления, становящаяся новым ситуационным фактором. Проблемные ситуации распознаются людьми в континууме представлений от неопределенного «что-то не так» до четкого осоз- нания источника и характера затруднений. Динамика образа жизни в таких ситуациях начинает опреде- ляться с того момента, когда у индивида складывается относитель- но четкое представление о том, чего можно и чего нельзя хотеть при имеющихся условиях, о целях индивидуальной деятельности, когда начинается отработка путей и способов их достижения. Проблемные ситуации с высокой степенью вероятности мо- гут стать поворотным пунктом жизненного пути человека. В связи с этим необходимо оценить наличные факторы, способствующие, препятствующие, нейтральные по отношению к решению проблемы. Первая
и вторая их группы могут оказывать существенное влияние на форму образа жизни, поскольку они либо по- могают, либо мешают благополучному преодолению затруднений. Изучение процессов, реализующися в пределах социокультурного пространства, предпо- лагает необходимость учитывать то, как люди будут относиться к имеющимся шансам, поскольку констатация их присутствия не дает оснований для суждения о характере разрешения ситуа- ции. Так, наличие благоприятных возможностей есть условие необходи- мое, но недостаточное для решения проблемы. Человек может не заметить их, особенно, если они являются новыми; они могут быть встречены сопротивлением, особенно, в случае расхождения с при- вычными стереотипами, наконец, их использование может быть неадекватным. Точно так же наличие неблагоприятных факторов совсем не обязательно предполагает неудачу. Благодаря своей ак- тивности человек может преодолеть препятствия, мешающие ему получить нужный результат. Он может отыскать новые способы часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни нейтрализовать неблагоприятные черты ситуации. Наконец, он мо- жет переждать, пока обстоятельства, мешающие ему, сменятся бо- лее подходящими. В любом случае процесс достижения цели или ре- шения проблемы растягивается во времени, но человек делает все, чтобы адекватно завершить его. Однако возможен и иной исход ситуаций такого рода. Индивид может полностью попасть под влияние их неблагоприятных черт. В этом случае он, в конце кон- цов, перестает действовать в направлении изменения ситуации. Он может примириться с наличием нерешенной проблемы, приспо- собиться к такому состоянию, включив в структуру своего образа жизни ряд компенсационных приспособлений; отказаться от ранее поставленной цели, заменить ее другой, что связано с необходимос- тью переопределить ситуацию. Существенное влияние на образ жизни людей оказывает степень новизны жизненных ситуаций, с которыми им приходится сталки- ваться. Они возникают благодаря изменению внешних обстоятельств, а также психических или физических состояний людей. Новые факторы порождают необходимость их освоения, адаптации к ним, включе- ния в образ жизни. Такие ситуации благоприятны для приобрете- ния нового опыта, расширения сферы представлений и навыков. Они стимулируют также изменения в предметной среде, в знаниях и оценках, относящихся к различным ее компонентам, в нормах и правилах, регулирующих отношение к ней. В то же время новизна ситуации предполагает существенное напряжение усилий, повы- шенное внимание, готовность к реакциям. При решении каждой жизненной проблемы люди встречаются с незнакомыми фак- торами. И когда их становится чрезмерно много, по- является необходимость в структурных изменениях образа жизни. Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что понятие «жизненная ситуация» представляет собой полезную теоретичес- кую единицу анализа образа жизни как процесса. Во-первых, по- является возможность установить границы между его различными стадиями. Во-вторых, разделение ситуаций на установившиеся и проблемные позволяет более детально понять механизмы порож- дения и усиления импульсов к поддержанию сложившегося положения дел или отклонению от него. В-третьих, соотнесение динамики образа жизни с более широким социокультурным контекстом от- крывает перспективу для понимания антропогенных истоков про- исходящих здесь изменений. Исследование образа жизни представителей различных социо- культурных групп, их проблемных жизненных ситуаций позволяет перейти от анализа непосредственных действий людей, направлен- ных на преодоление затруднений, к обобщению способов их организации в рамках различных уровней и областей социокультурного про- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики странства, к выявлению типичных реакций на социаль- но значимые проблемы. Контрольные вопросы 1.Теоретическая концепция образа жизни: динамика связей людей с социокультурным окружением. 2.Образ жизни и сопутствующие категории: познавательные фун- кции. 3.Структура образа жизни. 4.Образ жизни как процесс. Понятие жизненной ситуации. 5.Познавательные функции понятия «образ жизни» как формооб- разующего начала в организации пространства обыденной жизни. часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|