Понятия «социализация» и «инкультурация».
Процессы освоения индивидом социокультурного пространс- тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация», которые перекрывают друг друга по содержанию. Наличие таких близких по смыслу терминов обусловлено дву- мя обстоятельствами. Во-первых, тем, что приобретение биологически ненаследуемого опыта является предметом анализа и в социологии, и в культурной антропологии. Как уже говорилось ранее, между познавательными областями существуют определенные различия в точке зрения на эту тему: внимание к массовым процессам в социологии, к первичным группам и индивидам в психологической антропологии. Этим можно объяснить, желание исследователей разграничить термины. Во-вторых, несходством представлений о культуре в рамках самой культурной антропологии. Те, кто отно- сит понятие ко всем животным и обозначает им биоло- гически ненаследуемые последствия существования популяций в жизненной среде, склонны употреблять термины практически как синонимы. Те же, кто ограничивает его содержанем общественной жизни только человека, считают целесообразным разводить термины. С этой точки зрения в процессе инкультура- ции индивид «осваивает традиционные способы мышления и дейс- твий, составляющие культуру и отличающие его общество от дру- гих человеческих групп». Этот сложный процесс начинается в ран- нем детстве приобретением навыков овладения своим телом и эле- ментами непосредственной жизненной среды и продолжается всю жизнь. «Каждый человек проходит через процесс инкультурации... поскольку без него не может существовать как член общества»1. Понятие же «социализация» связывается с приобщением к социальным
нормам и институциональным формам взаимодействия. В этих процессах принято выделять две ос- новных стадии: первичную, или детскую (обычно включая под- 1 Herskovits M. Cultural Anthropology. N.Y., 1955. P. 326–327. раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики ростковый возраст) и вторичную, относящуюся к взрослым (включая процессы ресоциализации в психиатрических клиниках и пенитенциарных учреждениях). На первом этапе дети впервые осваивают самые общераспространенные, жизненно значимые элементы социокультурного пространства. Задача взрослых здесь — сформировать у нового поколения навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Задача де- тей — максимально полно овладеть «азбукой» взаимодействия и коммуникации. Для этого периода в любых обществе, социальном слое, группе существуют специальные приспособления, которые минимизируют степень риска при использовании детьми полу- ченных знаний и навыков в их повседневной практике. Ярким и показательным примером такого рода может служить феномен игры. Ранняя социализация характеризуется превалированием роли взрослого в отношениях, связанных с трансляцией социокультурного опыта, вплоть до использования механизмов принуж- дения ребенка к постоянному выполнению определенных стерео- типных форм активности. Эта ступень социализации рассматри- вается как один из ключевых механизмов, обеспечивающих ста- бильность социокультурного пространства. Основные черты второй стадии обусловлены правом индивида на самостоятельность в пределах, установленных в данных обществе, социальном слое, группе. Он начинает ком- бинировать полученные знания и навыки для решения жизненно важных задач; расширяются его возможности принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для других; он получает право участвовать во взаимодействиях, результатами
которых могут быть культурные изменения. Причем индивид во всех этих ситуациях сам должен контролировать степень индиви- дуального риска при выборе альтернатив. Таким образом, начальные этапы освоения окружения способству- ют сохранению стабильности институциональных социокультурных форм, поскольку трансляция старшим и воспроизведение новым поколением уже имеющихся паттернов отношений контролиру- ют беспрепятственное проникновение в совместную жизнь лю- дей случайных и новых элементов. На последующих ступенях членам общества приходится принимать на себя от- ветственность за экспериментирование в социокультурном про- странстве, за внесение в него изменений различного масштаба. Эти процессы обеспечивают в каждой его области нормальное формирование личности и поддержание жизненной среды. Социализация, инкультурация ребенка как предпосылка транс- формации его во взрослую, способную к адекватному участию в часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни социокультурной жизни личность составляют одну из централь- ных проблемных областей психологической антропологии. Она отличается спецификой теоретических оснований и предмета ис- следования по отношению к другим областям социальной и куль- турной антропологии. Речь идет об изучении процессов освоения ребенком знаний и навыков, необходимых для его существования в ближайшем окружении, в социокультурной жизни, характерной для группы, слоя, общества, к которым он принадлежит. Детский опыт формируется на перво- начальной стадии благодаря взаимодействию врож- денных предпосылок ребенка (свойств и потенций) с социокуль- турными образцами, нормами, правилами, характерными для его социальной сети и передаваемыми с помощью механизма тради- ции, то есть путем непосредственной межличностной трансляции (от старшего к младшему, от знающего и умеющего к неопыт- ному). Детство понимается главным образом не как самодостаточная стадия индивидуального существования, но как период приготовления человека к полноценной социокультурной жизни. Взрослым индивид считается в случае приобретения им определенной совокупности
врожденных и приобретенных характеристик: – достижение необходимой степени зрелости организма, как пра- вило, несколько превышающей наступившую способность к вос- произведению потомства; – овладение навыками собственного жизнеобеспечения на уров- нях домашнего хозяйства и общественного разделения труда; – овладение достаточными знаниями и практическим опытом через участие в определенных первичных и формальных группах и знакомство с различными социокультурными кодами; – принадлежность к конкретным социальным слоям, группам, по- зициям, характерным для взрослых членов общества. Обычно достижение состояния «взрослости» отмечается в лю- бой культуре обрядом инициации или его аналогами. С их помощью специально выделенные институциональные структу- ры в лице исполнителей особых ролей утверждают за индивидом право не только осваивать социокультур- ное пространство, не только пребывать в нем, но и менять его эле- менты. Как правило, во всех обществах и культурах от взрослого индивида ожидаются проявления способностей, возможностей и эффективной активности, направленных на воспроизведение со- циокультурной жизни в ее ключевых измерениях (социокультур- ное взаимодействие, создание вещей, идей, образов, воспроизве- дение потомства). раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|