Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия «социализация» и «инкультурация».




Процессы освоения индивидом социокультурного пространс-

тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация»,

которые перекрывают друг друга по содержанию.

Наличие таких близких по смыслу терминов обусловлено дву-

мя обстоятельствами. Во-первых, тем, что приобретение биологически

ненаследуемого опыта является предметом анализа и в социологии,

и в культурной антропологии. Как уже говорилось ранее, между

познавательными областями существуют определенные различия

в точке зрения на эту тему: внимание к массовым процессам в социологии, к первичным

группам и индивидам в психологической антропологии. Этим

можно объяснить, желание исследователей разграничить термины.

Во-вторых, несходством представлений о

культуре в рамках самой культурной антропологии. Те, кто отно-

сит понятие ко всем животным и обозначает им биоло-

гически ненаследуемые последствия существования популяций в

жизненной среде, склонны употреблять термины практически как

синонимы. Те же, кто ограничивает его содержанем

общественной жизни только человека, считают целесообразным

разводить термины. С этой точки зрения в процессе инкультура-

ции индивид «осваивает традиционные способы мышления и дейс-

твий, составляющие культуру и отличающие его общество от дру-

гих человеческих групп». Этот сложный процесс начинается в ран-

нем детстве приобретением навыков овладения своим телом и эле-

ментами непосредственной жизненной среды и продолжается всю

жизнь. «Каждый человек проходит через процесс инкультурации...

поскольку без него не может существовать как член общества»1.

Понятие же «социализация» связывается с приобщением к социальным

нормам и институциональным формам взаимодействия.

В этих процессах принято выделять две ос-

новных стадии: первичную, или детскую (обычно включая под-

1 Herskovits M. Cultural Anthropology. N.Y., 1955. P. 326–327.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

ростковый возраст) и вторичную, относящуюся к взрослым

(включая процессы ресоциализации в психиатрических клиниках

и пенитенциарных учреждениях). На первом этапе дети впервые

осваивают самые общераспространенные, жизненно значимые элементы социокультурного пространства. Задача взрослых

здесь — сформировать у нового поколения навыки,

необходимые для нормальной социокультурной жизни. Задача де-

тей — максимально полно овладеть «азбукой» взаимодействия и

коммуникации. Для этого периода в любых обществе, социальном

слое, группе существуют специальные приспособления, которые

минимизируют степень риска при использовании детьми полу-

ченных знаний и навыков в их повседневной практике. Ярким и

показательным примером такого рода может служить феномен

игры. Ранняя социализация характеризуется превалированием

роли взрослого в отношениях, связанных с трансляцией социокультурного

опыта, вплоть до использования механизмов принуж-

дения ребенка к постоянному выполнению определенных стерео-

типных форм активности. Эта ступень социализации рассматри-

вается как один из ключевых механизмов, обеспечивающих ста-

бильность социокультурного пространства.

Основные черты второй стадии обусловлены

правом индивида на самостоятельность в пределах, установленных

в данных обществе, социальном слое, группе. Он начинает ком-

бинировать полученные знания и навыки для решения жизненно

важных задач; расширяются его возможности принимать решения,

которые могут иметь значимые последствия для него и для других;

он получает право участвовать во взаимодействиях, результатами

которых могут быть культурные изменения. Причем индивид во

всех этих ситуациях сам должен контролировать степень индиви-

дуального риска при выборе альтернатив.

Таким образом, начальные этапы освоения окружения способству-

ют сохранению стабильности институциональных социокультурных

форм, поскольку трансляция старшим и воспроизведение новым

поколением уже имеющихся паттернов отношений контролиру-

ют беспрепятственное проникновение в совместную жизнь лю-

дей случайных и новых элементов. На последующих ступенях

членам общества приходится принимать на себя от-

ветственность за экспериментирование в социокультурном про-

странстве, за внесение в него изменений различного масштаба.

Эти процессы обеспечивают в каждой его области нормальное

формирование личности и поддержание жизненной

среды.

Социализация, инкультурация ребенка как предпосылка транс-

формации его во взрослую, способную к адекватному участию в

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

социокультурной жизни личность составляют одну из централь-

ных проблемных областей психологической антропологии. Она отличается

спецификой теоретических оснований и предмета ис-

следования по отношению к другим областям социальной и куль-

турной антропологии. Речь идет об изучении процессов освоения

ребенком знаний и навыков, необходимых для его существования

в ближайшем окружении, в социокультурной

жизни, характерной для группы, слоя, общества, к

которым он принадлежит. Детский опыт формируется на перво-

начальной стадии благодаря взаимодействию врож-

денных предпосылок ребенка (свойств и потенций) с социокуль-

турными образцами, нормами, правилами, характерными для его

социальной сети и передаваемыми с помощью механизма тради-

ции, то есть путем непосредственной межличностной трансляции

(от старшего к младшему, от знающего и умеющего к неопыт-

ному).

Детство понимается главным образом не как самодостаточная

стадия индивидуального существования, но как период

приготовления человека к полноценной социокультурной жизни. Взрослым индивид

считается в случае приобретения им определенной совокупности

врожденных и приобретенных характеристик:

– достижение необходимой степени зрелости организма, как пра-

вило, несколько превышающей наступившую способность к вос-

произведению потомства;

– овладение навыками собственного жизнеобеспечения на уров-

нях домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

– овладение достаточными знаниями и практическим

опытом через участие в определенных первичных и формальных группах и

знакомство с различными социокультурными кодами;

– принадлежность к конкретным социальным слоям, группам, по-

зициям, характерным для взрослых членов общества.

Обычно достижение состояния «взрослости» отмечается в лю-

бой культуре обрядом инициации или его аналогами. С их помощью

специально выделенные институциональные структу-

ры в лице исполнителей особых ролей утверждают за индивидом

право не только осваивать социокультур-

ное пространство, не только пребывать в нем, но и менять его эле-

менты. Как правило, во всех обществах и культурах от взрослого

индивида ожидаются проявления способностей, возможностей и

эффективной

активности, направленных на воспроизведение со-

циокультурной жизни в ее ключевых измерениях (социокультур-

ное взаимодействие, создание вещей, идей, образов, воспроизве-

дение потомства).

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...