Первичная социализация (ранний этап)
В исследовании детства можно выделить три основных акцен- та: ребенок в процессах социализации и инкультурации; ребенок как субъект в отношениях с другими; социокультурная среда с позиции детского опыта. Последний аспект исследования являет- ся достаточно новым и познавательно интересным. Он от- крывает дополнительные возможности в изучении микроизменений социокуль- турных образцов при их освоении в детстве и дальнейшем исполь- зовании во взрослом возрасте, а также формирования личностных предпосылок и предрасположенности к инновативным поискам. С этих позиций изучение процессов формирования личности на ранних стадиях жизненного цикла, или первичной социализации, предполагает ответы на вопросы о механизмах приобретения «раннего опыта»; спо- собностях человека к научению; соотношении врожденного и за- ученного в онтогенетическом процессе; структуре приобретения жизненного опыта от момента рождения до вхождения во взрослую жизнь. Решение этих проблем осуществляется в таких предметных областях, как межличностная коммуникация, процес- сы научения, детская культурная активность. Предпосылки формирования коммуникативных навыков (контакты с родителями). В 80-х гг. ХХ в. на передний план исследований выдвигаются коммуникативные аспекты первичной социализации, и прежде всего в контексте отношений детей с родителями, начиная с ранне- го возраста и до момента овладения членораздельной речью. В ка- честве показательных рассматриваются ситуации «мать — ребенок», «родители — ребенок», «незна- комые — ребенок». Выяснено, что недостаток внимания к детям в раннем возрасте может стать причиной ряда заболеваний, в том
числе психических. Тогда как тесный контакт младенца с матерью развивает его интеллект, способность к решению задач в большей степени, чем при значительной дистанции между ними. Выяснилось также, что кормления и гигиенического ухода недостаточно, чтобы сформировались важные предпосылки для дальнейшей инкультурации ребенка. Необходимо, чтобы роди- тели разговаривали, играли с ним, создавали эмоционально насы- щенное межличностное пространство. Особое значение имеет в этот период ориентация близких на желаемый образ поведения ребенка. По результатам исследований подобные культурные ожи- дания дети начинают воспринимать с трехмесячного возраста. Опыт глобальных сравнительно-культурных исследований, со- здание мирового этнографического атласа, начавшееся в 40-х гг. часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни ХХ в. под руководством Г. Мердока, подтвердили научную и прак- тическую значимость изучения процессов ранней социализации. Сравнения позволили исследователям систематическим образом, осмыслить различия в проявлениях отношений между родителями и детьми, наблюдаемых в различных культурах и субкультурах. На базе данных, приведенных в атласе, была построена теория социализа- ции, связанная с родительским разрешением — запрещением. На основе вариаций этих переменных по определенной формальной схеме осуществляются интерпретация, объяснение и предсказание поведения, интеллектуальных, эмоциональных реакций будущего взрослого в определенных социокультурных ситуациях. Схема строится на оценке одновременного влияния на тип поведе- ния ребенка двух параметров: дистанция и характер родительского отношения, с одной стороны, и частота проявленения определен- ного типа отношения — с другой. По первому параметру выделя- ются четыре типа дистанций:
понимание, теплота, любовь; враждебность и агрессивность; ин- дифферентность; контроль. По второму параметру устанавливает- ся четырехбалльная шкала оценки соответствующих проявлений: редко (в исключительных случаях); иногда; часто; всегда (по боль- шей части). В свою очередь родительский контроль оценивается как отсутствующий, слабый, твердый, следящий, ограничивающий автономию. Анализ данных в соответствии с такой схемой позволяет не только выявить рас- пределение в обществе типов семейной первичной социализации и определить доминирующий здесь тип, но и проинтерпретировать или предсказать поведение взрослых индивидов в стандартных социокультурных ситуациях. Основные предпосылки научения. Относительно научения у исследователей до сих пор существуют серьезные расхождения в понимании соотно- шения врожденных свойств и воздействий среды при трактов- ке успешности этих процессов. Одни считают, что способности человека и базирующиеся на них навыки — особенно на ранних этапах развития — формируются в соответствии с естественным созреванием генетически предопределенных механизмов. Другие утверждают, что ребенок обучается во взаимодействии с окруже- нием, и в этом процессе у него формируются не только навыки, но и способности. Проверка гипотез, базирующихся на каждой из на- званных позиций, осуществляется на обширном и разнообразном сравнительно-культурном материале. Изучается развитие интеллектуальных, образных, предметно-наглядных, двигательно-стереотипных навыков оперирования элементами окружения. Рассматриваются и интер- претируются различия в сенсомоторных реакциях, особенностях раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики памяти, внимания, других психических функций у детей из различ- ных культур и социальных слоев. Выявляется и интерпретируется характерная для них специфика восприятия цвета, звука, пространства. Исследуется влияние культурных особенностей на развитие эмо- циональной сферы ребенка, в особенности таких чувств, как лю- бовь, ненависть, страх, удивление, радость, горе. Результаты эмпирических исследований, проведенных М. Мид и Ж. Пиаже, позволили им поставить под сомнение тезис Леви-
Брюля об уподоблении мышления ребенка и «дикаря». Согласно их независимым друг от друга выводам, мышление ребенка в при- митивных культурах реалистичнее, чем у взрослых; дети не при- писывают случайным событиям сверхъестественного значения; им не свойственно анимистическое мышление и т. п. Все это, говоря словами М. Мид, «оказывается детерминированным культурой, потенцией человеческого ума», но не является ранней стадней ин- дивидуального развития или существования человеческой культу- ры. Что касается овладения родным языком, то исследования по- казали, что дети не учат язык как таковой, но осваивают разные стереотипные схемы и стили языковой коммуникации, которые позволяют им функционировать в качестве компетентных участ- ников различных ситуаций. В процессе социализации они осваивают необходимый набор мировоззренческих представлений, которые удостоверяют и поддерживают их социокультурные идентичности. Научение невербальному поведению является предметом ис- следований в рамках этологического направления. Они тяготеют к одному из двух основных полюсов интереса. С одной стороны, делается акцент на выявлении биологических предпосылок, значимости на- следственных факторов в развитии этих навыков. С другой сторо- ны, заметно тяготение к тщательному анализу его социокультурных детерминант. Следует подчеркнуть, что обе ори- ентации не находятся в оппозиции друг с другом. Двойная детерминация невербального поведения сегодня обще- принята. Речь идет о доминанте исследовательского интереса. Внимание исследователей к экстралингвистическим аспектам челове- ческой коммуникации, к их генезису в раннем детстве, в период от рождения до овладения членораздельной речью вполне объясни- мо. В этот период отношения ребенка с окружением, его эмоциональные переживанийя и состо- яния выражаются через жесты, мимику, позы, и механизмы их формирования более очевидны, чем у взрослых. Сравнительно- культурные исследования обеспечивают дополнительную инфор-
мацию для понимания общих и специфичных структурных, фун- кциональных, символических особенностей невербальной комму- никации в процессах ранней социализации в различных культурах. часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни В настоящее время ведется разработка детальных «словарей» ее языка. Так, например, выделено 136 терминов и их сочетаний, применяемых для описания различ- ных эмоциональных состояний детей; только улыбок перечисляет- ся 10 видов1. В качестве важных коммуникативных средств, используемых ребенком для выражения отношения к отдельным эле- ментам окружения, выделяются общая мимика, выражение глаз, улыбка; довербальное интонирование; жест. Сейчас постепенно складывается своеобразный «словарь» такого «язы- ка». Особой темой в изучении освоения окружения ребенком является формирование избирательности по отношению к социокультурному пространству. В качестве ее показателей на довербальном уровне принимаются комп- лексные реакции оживления и страха по отношению к людям, предметам, ситуациям. Этот тип поведения наблюдается у ребенка уже в двухмесячном возрасте. Причем способность узнавания, различения знакомого и незнакомого проявляется намного раньше, чем страх перед последним2. Вопрос о причинах боязни чужих и одновремен- ного любопытства к ним остается пока нерешенным, а ответы на него носят гипотетический характер. Одни исследователи считают это врожденным антропологическим свойством, ар- гументируя тем, что оно проявляется у детей, не имевших соответствующего нега- тивного опыта. Предполагается, что сущест- вуют какие-то исходящие от людей сигналы, одни из которых вы- зывают настороженность, а другие настраивают на дру- жеский лад. Личное знакомство в значительной степени блокирует механизмы тревожности. Поскольку при постоянных непосредственных контактах принимаются уже знакомые сигналы, люди, живу- щие среди родственников и друзей, не испытывают напряжения3. Но это лишь предположение, поскольку пока неизвестно, в соот- ветствии с какими признаками осуществляется дифференциальная избирательность людей по отношению друг к другу, тем более, что дети боятся не всех незнакомых, а выборочно. Культурная активность ребенка. Среди культурных форм, оказывающих существенное влияние на социализацию ребенка, на выход его в область самостоятельных 1 Brannigan Ch.R., Humpers D.A. Human non-verbal behavior // Ethological Studies of Child Behavior. Blurton J.N. (ed.). Cambridge, 1972. 2 Salzen E.A. Social attachment and a sence of security / Human Ethlology. Von Cranach et al. (eds.). Cambridge (Mass.), 1979. P. 603.
3 Эйбл-Эйбесфельд И. Общкственное пространство и его социальная роль // Культуры. 1983. № 1. C. 119. раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики решений и действий, важнейшее место принадлежит игре. Это пространство, внутри которого самостоятель- ность детей поощряется, однако ее последствия не связаны с серьезным риском, поскольку существуют определенные правила, организующие соответствующие виды активности. В зависимости от характера осваиваемых навыков можно, как уже говорилось, разделить игры на следующие типы: – физические, в которых тренируется мотор- ная активность; – стратегические, развивающие способ- ность прогнозировать возможные результаты и оценивать их лич- ностную вероятность; – стохастические, где решающая роль принадлежит слу- чаю, удаче, приучающие ребенка к тому, что он может встретить- ся с неконтролируемыми обстоятельствами, к представлению о риске; – ролевые, предназначенные для того, чтобы ребенок осва- ивал технологии перехода из одних стандартных социальных ситу- аций в другие1. По другому социализующему основанию классифицировал игры Э.Г. Эриксон: «аутокосмическая игра, направленная на собс- твенное тело, микросферическая игра, имеющая предметом иг- рушки, и макросферическая, направленная в мир играющего»2. В этой культурной форме развиваются такие личностные свойства, как интеллект, способность к обучению, фантазия, воображение. Эриксон прида- вал ей большое значение в процессе инкультурации: здесь ребенок учится проверять и воспро- изводить реальность через модели ситуаций, копирующих повсед- невную социокультурную жизнь3. Значимое место в процессах первичной социализации прина- длежит освоению полезных практических навыков и формированию ценностно- го отношения к труду. Культуры и социальные слои различаются с точки зрения возраста, в котором ребенок вовлекается в соответствующие процессы, и соответственно по конфигурации детского образа жизни (соотношения в нем игры, труда и праздности). В современной ситуации этот аспект социализации представ- ляется исследователям особенно важным. Современные техно- логии, переменчивость экономической конъюнктуры в развитых обществах обусловливают существенные изменения в этой составляющей социализации. Сегодня из системы общественного раз- 1 Rоbегts М., Suttоn-Smitih В. Child training and game involvment / Ethnology. 1962. Vol. 1. № 2. P. 166. 2 Hоnigman J.J. Culture and Personality. 1954. P. 255–256. 3 Ibid., p. 257. часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни деления труда исключаются целые классы традиционных про- фессий, а на их месте возникают совершенно новые. Меняется технологическая среда повседневной жизни. И необходимы но- вые схемы ранней социализации, адаптирующие детей к этим условиям. Многочисленные сравнительные исследования доказывают правомерность утверждения о влиянии детского опыта на фор- мирование личности, стереотипных элементов социализации на воспроизведение культурных стереотипов. Тем не менее сегодня исследователи не склонны, как, скажем, в 20-х–40-х. гг. XX в., преувели- чивать значимость этого влияния. Изучение ин- дивидуального жизненного цикла, психобиологических и культурных особенностей его раз- личных стадий все более становится фокусом исследовательского интереса. И уже есть данные, хотя и не особенно много- численные, о том, что со временем личностное социокультурное пространство претерпевает существенные структурные изменения и что приобретенные в детстве сте- реотипы вполне могут быть полностью вытеснены или трансфор- мированы в более зрелом возрасте. Значительное внимание в этой связи уделяется такому нор- мативному аспекту культуры, как «эталонная» личность или идентичность. Сравнительные исследования об- наруживают наличие подобного феномена во всех культурах. Соответственно предметом исследования становятся место, роль и функции, которые принадлежат ему на ранних стадиях процессов социализации. Исследования показывают, что в сообществе может быть несколько типов такой идентичности, соответствующих раз- личным статусам, ролям, типичным социально значимым ситуациям. Они в наглядной форме задают идеальный план действования и презентации себя в стандартных обстоятельствах. В то же время исследуется, в каком возрасте и почему реальные правила результативной активности в этих условиях расходятся с эталонными. Из всего сказанного выше следует, что в рамках психоантропологического изучения социокультурной жизни детству уделяется большое внимание, поскольку в этот период приобретается первый и, возможно, сильнее всего запечатлевающийся опыт включения в ее пространства. Динамика становления личности, ее жизненного пути, как свидетельствуют результаты исследований, сложным образом, и отнюдь не напрямую, как считалось раньше, связана с ранним де- тством. Тем не менее в этот период осваиваются важные предпо- сылки дальнейшей социализации. Как отмечала Дж. Данн, «мы лишь раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики тогда начали понимать человеческое развитие, когда стали изучать де- тей в их реальном социальном мире»1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|