Социологическая представленность личности в контексте социального взаимодействия
В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокуль- турного пространства состоит в рассмотрении со- циального взаимодействия с точки зрения сохранения или изме- нения их форм и структур и выявлении способов фиксирования такого рода динамических характеристик. Для решения этой за- дачи методологически важно выделить устойчивые конфигурации интеракций, имеющие символическое закрепление в культуре, служащие механизмами поддержания социокультурных порядков в обществе. Если в рамках социологии такие образования находят отражение в понятии «социальная структура», описывающем функциональные связи между институтами в повторяющихся социально зна- чимых ситуациях, то в культурной антропологии обычно обраща- ются к категориям «нормы» и «правила», трактуемым в контексте межличностных отношений. Представления о формах их существования и способах обнаружения во многих случаях разноречивы. Однако изначально полагается, что они придают определенность и социально значимый смысл действиям и поведению людей в ситуациях взаимо- действия. Они выражены в определенных культурных кодах и закреплены в текс- тах, формулах речи, актах поведения, последовательностях дейс- твий. Соответственно выделяется пространство нор- мативных образований, с помощью которых люди организуют ситуации взаимодействия на уровне практик и представлений. Личность в этом случае представлена концептами «позиция», «статус», «роль», «идентичность». В культурной антропологии, соци- ологии, социальной психологии они указывают на связь между порядками действий и представлений.
Понятие «социальная позиция» обозначает определенную ка- тегорию культуры, с помощью которой люди выделяют себя и друг друга как некоторое множество, объединенное общим признаком или набором общих признаков. Такие культурно установленные позиции, как «молодежь», «этническое меньшинство», «бюрокра- тический аппарат», «больные» и т. п. содержат указание на выделенность этих людей в социокультурном пространстве. раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Соответствующие категории выполняют в культуре важные функ- ции, а именно: –фиксируют социокультурную дифференциацию по различным основаниям, принятым как социально значимые; –определяют социокультур- ную модальность соответствующих групп; –становятся предметом обязательного массового освоения. Однако понятия «позиция» недостаточно, чтобы дифференци- ровать функции личности в системе общественного разделения труда или в границах образа жиз- ни, а также оценить место, занимаемое ею в обществе. Такие характеристики следует упорядочить в соответствии со шкалами, отражающими различия осу- ществляемых действий и решений и степень ответственности за их социальные и культурные последствия. Это можно сделать, обращаясь к взаимным правам и обязанностям, регулирующим социальное взаимодействие в стандартизиро- ванных ситуациях. В на- уках об обществе и культуре принято конкретизировать норматив- ное представление о социальной позиции в понятии «статус». Оно обозначает фиксированные письменно, устно или в сте- реотипах поведения наборы прав и обязанностей, соответствую- щих определенным позициям, а также правила их культурно уста- новленного распределения в социокультурном пространстве. В этом случае речь идет об уточнении социальной дифференциации не только по функциям, но и по внутренней организации их осуществления. Иными словами, в статусных
отношениях фиксируются структурообразующие принципы устойчивых социально значимых форм взаимо- действия. Благодаря акценту на нормативных аспектах социальных от- ношений понятие помогает упорядочить членов общества в соот- ветствии с иерархией прав и обязанностей в зависимости от объ- ема, качества, силы социальных последствий их отправления. Так, статус государственного деятеля в этом отношении выше статуса крупного коммерсанта, поскольку действия перво- го в большей степени влияют на общественную жизнь, чем действия второго. Поскольку, как следует из определе- ния понятия «позиция», закрепленное в культуре представление о социокультурной дифференциации многомерно, люди, выполняю- щие различные наборы функций, могут иметь одинаковый статус. Так, в культурном отношении статусы титулованного академика и выдающегося художника примерно равноценны; то же можно сказать, сравнивая менеджера высокого ранга и крупного коммерсанта и т. п. часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни Определяющие социальный статус права и обязанности суть границы социального функционирования не столько в строгом юридичес- ком, сколько в коммуникационном смысле. Речь идет о стереотипных формах обмена действиями, предметами, информацией, оценками в культурно зафиксированных ситуациях взаимодействия. Иными словами, понятие объединяет в себе как правовые, так и обы- денно-культурные нормы, детерминирующие, например, такие индивидуальные преимущества в этих условиях, как право предшест- вования, авторитетного суждения, установления межличностной дистанции и т. п. На этой основе становится возможным сравнение по статусу людей, занимающих в обществе различные позиции. Это понятие занимает важное место в структуре катего- рии «образ жизни». Поскольку личность в каждой своей жизнен- ной ситуации участвует в некоторой совокупности неоднородных систем социокультурных отношений, различны не только ее функции, но и положения, занимаемые ею в каждой из них. Иными словами, личность может иметь разный статус по разным пози- циям, к которым она одновременно принадлежит. Для ее образа
жизни расхождение в статусе может иметь важные динамические последствия. Так, если человек с высоким статусом в официальных кругах имеет низкий статус в семье или дружеском сообществе, у него возникает эмоциональное напряжение, требующее разреше- ния, т.е. определенных изменений в образе жизни. Из сказанного становится очевидным различие между понятиями «позиция» и «статус». Первое указывает на то, что в культуре предусматриваются категории, предназначен- ные для дифференциации членов общества по различным социаль- но значимым основаниям. Второе позволяет упо- рядочить и «прошкалировать» членов общества по их функциям, представленным через их права, обязанности и меру ответственности. Познавательные возможности понятия «статус» делают его важным аналитическим инструментом при изучении строения социокультурного пространства и динамики событий внутри него. В то же время для выделения функциональных характеристик активности носителя определенного статуса применяется понятие «роль». Разумеется, оно представляет собой метафору западной научной культуры, акцентирующую упорядоченные, рациональ- ные компоненты поведения личности в ситуациях социального взаимодействия. Такой акцент может помешать исследователю увидеть социальный и культурный порядок в других обществах, где названные компоненты не занимают доминирующего поло- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики жения в организации интеракции. И все же при умелом применении это понятие имеет важные познавательные возможности. Оно выделяет предписания, соответствующие определенным социальным позициям и статусам в подразумеваемых ими струк- турах социальных отношений или детерминированных ими жизненных ситуациях. Иными словами, понятие относится к так называемым оперативным нормам: что следует делать, как, в какой последовательности в определенной системе взаимодействия. С точки зрения упорядочения связей между людьми оно отражает установившиеся и символически зафиксированные
взаимные ожидания участников типичных социокультурных ситуаций. Такие организующие начала отличаются от тех, что вклю- чаются в понятие «статус». В последнем случае подразумевается, что значительная часть поведения ориентирована прямо на других людей. Роль же предполагает правила, организующие конкретные действия индивида для реализации определенных потребностей, интересов, запросов в стандартных социокультурных ситуациях. Часть такого поведения описывается в соотнесении с определенными правами и обязанностями. Напри- мер, в роли родителей людям под давлением общественного мне- ния и даже закона приходится придерживаться достаточ- но жестких нормативных рамок, предписанных данной культурой или субкультурой. Другая часть поведения может рассматриваться с позиций его внутренней организации, т.е. стандартизированных последова- тельностей действий, которых люди склонны придерживаться в целях экономии усилий. Такие правила принимаются индивидом по собственному выбору из альтернатив, культурно зафиксиро- ванных в рамках определенной роли. Так, в процессе обучения преподаватель может представить учебный материал в более прос- той или более сложной форме, с большей или меньшей степенью наглядности, преимущественно с фактологическим или теорети- ческим акцентом. Выход за рамки правил подобного рода по сравнению с первым случаем в значи- тельно большей степени контролируется самой личностью, а не ее окружением. Ролевая концепция личности оказывается весьма полезной при изучении динамики культуры. Рассмотрение ролей, исполняемых индивидом с определенным статусом в конкретной жизненной ситуации, позволяет увидеть динамическое поле его образа жизни. Составляющие этого набора могут быть конгруэнтными, т.е. сходиться к реализации сходных или дополнительных функций. В этом случае более вероятно воспроизведение имеющейся ситуа- ции. Однако они могут вступать в столкновение. Тогда индивид ощущает неудобство от необходи- часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни мости одновременно исполнять несовместимые роли (например, отца и юриста по отношению к сыну-правонарушителю) или в од- ной ролевой ситуация выполнять действия, последствия которых будут отрицаться в другой (например, как политик человек подде- рживает определенную форму налогообложения, а как налогоплатель- щик страдает от нее). Соответственно в подобных слу- чаях индивиду приходится искать выход из ситуации за счет изме- нения правил поведения, представлений, ориентаций, соответствующих выполнению определенных ролевых фун-
кций. Их сочетания могут становиться более согласованными или же выстраиваться на новых основаниях, обусловливая таким образом изменения в структуре образа жизни. Аналитическая ценность категорий «позиция», «статус» и «роль» состоит в том, что они предполагают выявление и операциональное опи- сание устойчивых связей между их теоретическим содержанием и наблюдаемым поведением. Последнее может быть представлено в обоснованных эмпирических показателях, соответствующих его воспроизводящимся схемам в однотипных ситуациях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|