Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социологическая представленность личности в контексте социального взаимодействия




В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокуль-

турного пространства состоит в рассмотрении со-

циального взаимодействия с точки зрения сохранения или изме-

нения их форм и структур и выявлении способов фиксирования

такого рода динамических характеристик. Для решения этой за-

дачи методологически важно выделить устойчивые конфигурации

интеракций, имеющие символическое закрепление в

культуре, служащие механизмами поддержания

социокультурных порядков в обществе. Если

в рамках социологии такие образования находят отражение в понятии

«социальная структура», описывающем функциональные связи

между институтами в повторяющихся социально зна-

чимых ситуациях, то в культурной антропологии обычно обраща-

ются к категориям «нормы» и «правила», трактуемым в контексте межличностных отношений. Представления о формах их

существования и способах

обнаружения во многих случаях разноречивы. Однако изначально полагается, что они

придают определенность и социально значимый смысл действиям

и поведению людей в ситуациях взаимо-

действия. Они выражены в определенных

культурных кодах и

закреплены в текс-

тах, формулах речи, актах поведения, последовательностях дейс-

твий. Соответственно выделяется пространство нор-

мативных образований, с помощью которых

люди организуют

ситуации взаимодействия на уровне практик и

представлений.

Личность в этом случае представлена

концептами «позиция», «статус», «роль», «идентичность».

В культурной антропологии, соци-

ологии, социальной психологии они указывают на связь между порядками действий

и

представлений.

Понятие «социальная позиция» обозначает определенную ка-

тегорию культуры, с помощью которой люди выделяют себя и друг

друга как некоторое множество, объединенное общим признаком

или набором общих признаков. Такие культурно установленные

позиции, как «молодежь», «этническое меньшинство», «бюрокра-

тический аппарат», «больные» и т. п. содержат указание на выделенность

этих людей в социокультурном пространстве.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Соответствующие категории выполняют в культуре важные функ-

ции, а именно:

–фиксируют социокультурную дифференциацию по различным

основаниям, принятым как социально значимые;

–определяют социокультур-

ную модальность соответствующих групп;

–становятся предметом обязательного массового освоения.

Однако понятия «позиция» недостаточно, чтобы дифференци-

ровать функции личности в системе общественного разделения труда или в границах образа жиз-

ни, а также оценить место, занимаемое ею в обществе. Такие характеристики следует

упорядочить в соответствии со шкалами, отражающими различия осу-

ществляемых действий и решений и степень ответственности за их

социальные и культурные последствия. Это можно сделать, обращаясь к

взаимным правам и обязанностям, регулирующим социальное взаимодействие в стандартизиро-

ванных ситуациях.

В на-

уках об обществе и культуре принято конкретизировать норматив-

ное представление о социальной позиции в понятии «статус». Оно

обозначает фиксированные письменно, устно или в сте-

реотипах поведения наборы прав и обязанностей, соответствую-

щих определенным позициям, а также правила их культурно уста-

новленного распределения в социокультурном пространстве. В этом случае речь идет об уточнении

социальной дифференциации не только по функциям, но и

по внутренней организации их осуществления. Иными словами, в статусных

отношениях фиксируются структурообразующие принципы

устойчивых социально значимых форм взаимо-

действия.

Благодаря акценту на нормативных аспектах социальных от-

ношений понятие помогает упорядочить членов общества в соот-

ветствии с иерархией прав и обязанностей в зависимости от объ-

ема, качества, силы социальных последствий их отправления.

Так, статус государственного деятеля в этом отношении

выше статуса крупного коммерсанта, поскольку действия перво-

го в большей степени влияют на общественную жизнь,

чем действия второго. Поскольку, как следует из определе-

ния понятия «позиция», закрепленное в культуре представление о

социокультурной дифференциации многомерно, люди, выполняю-

щие различные наборы функций, могут иметь одинаковый статус.

Так, в культурном отношении статусы титулованного академика и

выдающегося художника примерно равноценны; то же можно сказать,

сравнивая менеджера высокого ранга и крупного коммерсанта

и т. п.

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

Определяющие социальный статус права и обязанности суть

границы социального функционирования не столько в строгом юридичес-

ком, сколько в коммуникационном смысле. Речь идет о стереотипных

формах обмена действиями, предметами, информацией, оценками

в культурно зафиксированных ситуациях взаимодействия. Иными

словами, понятие объединяет в себе как правовые, так и обы-

денно-культурные нормы, детерминирующие, например, такие индивидуальные преимущества в этих условиях, как право предшест-

вования, авторитетного суждения, установления межличностной дистанции и т. п.

На этой основе

становится возможным сравнение по статусу людей, занимающих

в обществе различные позиции.

Это понятие занимает важное место в структуре катего-

рии «образ жизни». Поскольку личность в каждой своей жизнен-

ной ситуации участвует в некоторой совокупности неоднородных

систем социокультурных отношений, различны не только ее функции, но

и положения, занимаемые ею в каждой из них. Иными

словами, личность может иметь разный статус по разным пози-

циям, к которым она одновременно принадлежит. Для ее образа

жизни расхождение в статусе может иметь важные динамические

последствия. Так, если человек с высоким статусом в официальных

кругах имеет низкий статус в семье или дружеском сообществе, у

него возникает эмоциональное напряжение, требующее разреше-

ния, т.е. определенных изменений в образе жизни.

Из сказанного становится очевидным различие между

понятиями «позиция» и «статус». Первое указывает на

то, что в культуре предусматриваются категории, предназначен-

ные для дифференциации членов общества по различным социаль-

но значимым основаниям. Второе позволяет упо-

рядочить и «прошкалировать» членов общества по их функциям,

представленным через их права, обязанности и меру ответственности.

Познавательные возможности понятия «статус»

делают его важным аналитическим инструментом при изучении

строения социокультурного пространства и динамики событий внутри него. В то же

время для выделения функциональных характеристик активности носителя определенного статуса

применяется понятие «роль». Разумеется, оно

представляет собой метафору западной

научной культуры, акцентирующую упорядоченные, рациональ-

ные компоненты поведения личности в ситуациях социального

взаимодействия. Такой акцент может помешать исследователю

увидеть социальный и культурный порядок в других обществах,

где названные компоненты не занимают доминирующего поло-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

жения в организации интеракции. И все же при

умелом применении это понятие имеет важные познавательные

возможности. Оно выделяет предписания, соответствующие определенным

социальным позициям и

статусам в подразумеваемых ими струк-

турах социальных отношений или детерминированных ими

жизненных ситуациях. Иными словами, понятие относится к так

называемым оперативным нормам: что следует делать, как, в какой

последовательности в определенной системе взаимодействия. С

точки зрения упорядочения связей между людьми оно отражает

установившиеся и символически зафиксированные

взаимные ожидания участников типичных социокультурных ситуаций.

Такие организующие начала отличаются от тех, что вклю-

чаются в понятие «статус». В последнем случае подразумевается, что значительная часть

поведения ориентирована прямо

на других людей. Роль же предполагает правила,

организующие конкретные действия индивида для реализации

определенных потребностей, интересов, запросов в стандартных

социокультурных ситуациях. Часть такого поведения описывается

в соотнесении с определенными правами и обязанностями. Напри-

мер, в роли родителей людям под давлением общественного мне-

ния и даже закона приходится придерживаться достаточ-

но жестких нормативных рамок, предписанных данной культурой

или субкультурой.

Другая часть поведения может рассматриваться с позиций его

внутренней организации, т.е. стандартизированных последова-

тельностей действий, которых люди склонны придерживаться в

целях экономии усилий. Такие правила принимаются индивидом

по собственному выбору из альтернатив, культурно зафиксиро-

ванных в рамках определенной роли. Так, в процессе обучения

преподаватель может представить учебный материал в более прос-

той или более сложной форме, с большей или меньшей степенью

наглядности, преимущественно с фактологическим или теорети-

ческим акцентом. Выход за рамки правил подобного рода по сравнению с первым случаем в значи-

тельно большей степени контролируется самой личностью, а не ее

окружением.

Ролевая концепция личности оказывается весьма полезной

при изучении динамики культуры. Рассмотрение ролей,

исполняемых индивидом с определенным статусом в конкретной

жизненной ситуации, позволяет увидеть динамическое поле его

образа жизни. Составляющие этого набора могут быть конгруэнтными, т.е.

сходиться к реализации сходных или дополнительных функций. В

этом случае более вероятно воспроизведение имеющейся ситуа-

ции. Однако они могут вступать

в столкновение. Тогда индивид ощущает неудобство от необходи-

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

мости одновременно исполнять несовместимые роли (например,

отца и юриста по отношению к сыну-правонарушителю) или в од-

ной ролевой ситуация выполнять действия, последствия которых

будут отрицаться в другой (например, как политик человек подде-

рживает определенную форму налогообложения, а как налогоплатель-

щик страдает от нее). Соответственно в подобных слу-

чаях индивиду приходится искать выход из ситуации за счет изме-

нения правил

поведения, представлений, ориентаций, соответствующих выполнению определенных ролевых фун-

кций. Их сочетания могут становиться более согласованными

или же выстраиваться на новых основаниях, обусловливая

таким образом изменения в структуре образа жизни.

Аналитическая ценность категорий «позиция», «статус» и «роль» состоит

в том, что они предполагают выявление и операциональное опи-

сание устойчивых связей между их теоретическим

содержанием и наблюдаемым поведением. Последнее может быть представлено в обоснованных эмпирических показателях, соответствующих его воспроизводящимся схемам в однотипных ситуациях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...