Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социализация после раннего детства




Освоение различных областей социокультурного пространс-

тва не ограничивается опытом раннего детства. Оно с

различной степенью интенсивности происходит несколько раз в

течение жизненного цикла человека.

В самом общем виде под социализацией после раннего детства

понимается совокупность культурно оформленных и социально ус-

тановленных процессов приобретения людьми знаний и навыков,

необходимых для адекватного совместного существования, т.е.

взаимодействия и коммуникации в социально

значимых ситуациях; выражения личностно значимых пережива-

ний и побуждений в культурно приемлемых формах; подчинения

действий и по-

ведения установленным нормам и индивидуальной ответственности за их соблюдение

или нарушение. Социализация — это непреложная

часть общественной жизни и универсальный фактор динамики

личности в сложном и подвижном социокультурном пространстве.

Уровни освоения окружения.

Ранняя социализация обеспечивает основные предпосылки

для дальнейшего освоения жизненной среды, со-

циальной структуры, представленных в культуре в виде стерео-

типов и образцов действий, поведения, взаимодействий, норма-

тивных предписаний и запретов, ценностных суждений, которые

кодифицируются и специально демонстрируются в поведении как

социально значимые. В этом процессе происходит струк-

турирование фундаментальных видовых способностей и задатков

человека.

Уровню практических действий соответствуют навыки по-

искового и стереотипного оперирования предметами и научение ему.

Операциональными единицами здесь яв-

ляются отдельные действия или акты поведения, а суть процес-

са заключается в построении цепей из таких единиц, соответс-

твующих достижению определенного практического результата.

Социализация в этом случае основывается на природной способ-

ности человека к организации собственной активности так, чтобы

взаимодействовать с людьми и артефактами, существующими в

его социокультурном пространстве.

1 Dunn J. Understanding human development: Limitation and porsibilities of an

ethological approach. Human Ethology. М. von Cranach et al (eds.). Cambridge (Mass.),

1979. P. 639.

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

Уровню образного освоения окружения соответствуют навыки

выделения его целостных сложных областей и планов,

начиная от самого общего «фона» («картина мира», «определе-

ние ситуаций») и кончая неустойчивыми единицами восприятия в выделенных пределах. За операциональную единицу можно принять

образ, который позволяет людям воспринимать социокультурное пространство с

различной степенью обобщенности и устойчивости. Социализация

на этом уровне основывается на природной способности человека

к формированию и распознаванию образов.

Уровню мыслительных процессов соответствуют навыки до-

эмпирического оперирования представлениями,

обобщения количественных и качественных элементов окруже-

ния, кодирования и декодирования социокультурной информации.

Операциональными единицами такой активности становятся знаки

и символы, а ее суть заключается в распознавании или установле-

нии связей, организующих их в устойчивые или нестабильные це-

лостности, имеющие значение для практической деятельности, для

адаптации человека в социокультурном окружении. Возможность

социализации обеспечивается природной интеллектуальной спо-

собностью человека.

Эмоциональному уровню соответствуют навыки дифференци-

альной оценки своих переживаний, элементов и состояний

социокультурного окружения, собственных способов освоения и

использования культурных объектов. В качестве операциональных

единиц принимаются чувства удовлетворенности или неудовлетво-

ренности. Первое из них побуждает человека поддерживать сло-

жившиеся отношения с окружением и их эмоциональные эквива-

ленты, а второе стимулирует к их изменению. Социализации под-

лежит природная способность человека строить свои отношения

со средой выборочно.

На каждой стадии индивидуального жизненного цикла и в

различных областях социокультурного пространства эти уровни

структурируются по-своему. Социализацию можно считать адек-

ватной, если все они формируются в соответствии с состоянием,

структурой н дина-

микой соответствующих ситуаций.

Культурно-пространственное измерение социализации.

Рассматривая процессы социализации в определенном обще-

стве, необходимо принимать во внимание все, что было сказано

ранее о социокультурном пространстве. Социально значимые эле-

менты культуры имеют здесь свою временную и социально-струк-

турную распределенность, границы которой позволяют выявить

локусы социализации (институты, группы, информационные бло-

ки) и их дифференциальную доступность для членов общества в

разные возрастные периоды. Выделение в таком пространстве его

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

специализированного и обыденного уровней позволяет отличать

процессы и институты, связанные с приобретением профессио-

нальных знаний и навыков, от тех, что характерны для общего об-

разования и культурных форм повседневной жизни.

Конкретизировать содержание социализации можно, обра-

тившись к концепции образа жизни членов общества. В качестве

его структурных составляющих выделяются

культурно установлен-

ные модусы самореализации людей как представителей общества.

Следует напомнить, что с точки зрения содержания при-

обретаемых и используемых знаний и навыков, можно выделить

следующие:

– жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний

труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

– личностное развитие: приобретение общего и профессионально-

го образования, общественная активность, любительские занятия;

– социальная коммуникация: формальные и неформальные отношения,

путешествия, физические передвижения;

– восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соб-

людение личной гигиены, пассивный отдых, сон.

Каждый из перечисленных модусов имеет социокультурное

содержание, т.е. предполагает освоение связанных с ним спо-

собов действий, побуждений, ценностных представлений, «правиль-

ного» поведения. Рассмотрение социализации с этой точки зрения

позволяет фиксировать те формы социокультурной жизни, кото-

рые осваиваются всеми представителями

общества, и те, освоение которых становится отличитель-

ным признаком принадлежности к определенным субкультурам

или социокультурным слоям.

Проблема социализации в пространственном аспекте осно-

вывается также на представлении о границах, которые люди проводят между собой и

своим социальным окружением. Она трактуется через дихотомии

«я — другие» на индивидуальном уровне, «мы — они» - на группо-

вом, т.е. через анализ факторов и механизмов, обус-

ловливающих установление границ в совместном существовании

людей, в процессах социального взаимодействия, культурной ком-

муникации. Такого рода исследования направлены на то, чтобы

объяснить, каким образом происходит установление и прерывание

контактов между людьми, при каких условиях возникает необхо-

димость укреплять личностные и групповые границы, а при каких

они становятся более проницаемыми.

Регулирование отношений «я — другие» на индивидуальном

уровне составляет один из важнейших принципов в формиро-

вании межличностных отношений. Соответственно культурные

выражения и закрепления их форм и структур занимают важное

место в процессе социализации. Антропологический механизм та-

кого регулирования формируется на всех уровнях существования

человека: на органическом — это способность организма отличать

внутренние для него сигналы от внешних; на телесном — это ощу-

щение границ персонального пространства; на социально-психологичес-

ком — это эмоциональная связь (близость — отчуж-

дение); на культурном — это способность выражать и понимать

сигналы межличностной дистанции. Нарушение его адекватного фун-

кционирования имеет негативные

последствия как на индивидуальном, так н на социальном уровнях.

В первом случае это ведет к потере идентичности — психическому

состоянию или заболеванию, при котором человек теряет способ-

ность к различению внутреннего и внешнего мира, «я» и «не-я». Во

втором —порождает агрессивные реакции и конфликтные отношения.

Регуляция приватности культурными средствами осущест-

вляется с помощью вербальных сигналов, знаков экспрессивно-

го и проксемического (пространственного) поведения, характера

одежды, средствами организации предметно-пространственной

среды. Это непрерывный процесс, осуществляемый различными

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

«я», составляющими общество, вступающими во взаимодействие

друг с другом и выходящими из него. Таким образом, соотноше-

ние социабельности и приватности представляет собой механизм

избирательного контроля над проницаемостью границ персональ-

ного пространства, основание индивидуального права выборочно

открывать или закрывать его для воздействия со стороны других.

Фундаментальность таких процессов для формирования социо-

культурного пространства обусловливает важность для психологи-

ческой антропологии ответа на вопрос, «как в культуре использу-

ется вариабельность уровней поведения для регуляции отношений

«я — другие»1. Степень приватности в различных культурах, суб-

культурах, социокультурных ситуациях варьируется от максималь-

ной открытости к максимальной закрытости. Тем не менее даже в

предельных случаях, как показывают сравнительно-культурные

исследования, всегда сохраняется определенное соотношение про-

цессов социабельности и приватности, всегда имеется культурная

выделенность последней2.

Развитие урбанизации и возникновение мегаполисов породи-

ли социокультурные проблемы высокой плотности и скученности

расселения. Жителям таких городов приходится часто попадать в

ситуации вынужденных контактов с незнакомыми людьми — на

улицах, в учреждениях обслуживания, в городском транспорте.

Скученность обусловливает постоянную угрозу нарушения «пер-

сонального пространства». В связи с этим в культуре мегаполиса

усиливаются в массовом масштабе тенденции к приватности и

формируются соответствующие образцы поведения и области

социокультурного пространства. Так, общество мегаполисов яв-

ляется «анонимным»: люди не просто могут быть не знакомыми

друг с другом будучи жителями одного квартала, но они не хотят

этого и имеют на это право. Городские жители законом огражда-

ются от вмешательства в их приватную жизнь даже ближайших

соседей. Закон в мегаполисах как механизм регулирования соци-

ального взаимодействия существенно преобладает над моралью

(локальными нравами и обычаями). Основной способ адаптации и, следовательно, социализации

в этих условиях связан с развитием индивидуальных механизмов

регуляции коммукативных процессов, приобретением навы-

ков контроля над обменом информацией, формированием защитных

реакций в сфере эмоционального обмена (маскировка, подавление

эмоций). Именно культура крупнейших городов породила фено-

мен «ролевого поведения», сводящего контакты между людьми в

институционализированных ситуациях к максимально возможной

1 Altman I. Privacy as an interpersonal boundary process // Human Ethology. Ed. М.

von Cranach et al. Cambridge etc., 1979. P. 121.

2 См.: Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная

роль // Культуры. 1983. № 1. С. 118–119.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

рационализованной и функциональной форме. Сегодня такие

барьеры становятся устойчивыми

стереотипами поведения в современном урба-

низованном обществе.

Однако, как всегда в культуре, такая тенденция на первона-

чальных стадиях формирования оказывается далекой от оптимума

в своем проявлении. Усталость от множества изменчивых и интенсивных воздействий окружения побуждает людей искать благоприятные пространственные

условия, ограждающие приватность. Последняя становится культурной ценностью, будучи подкрепленной массовым предпочтением этого состояния.

Тенденция к поддержанию эмоциональной дистан-

ции по отношению к «чужим» распространяется на ближайшее окружение лич-

ности — родственников, друзей, знакомых. Обособление приобре-

тает патологические формы ощущения безвыходности, изоляции,

одиночества, непреодолимости психологических барьеров в сфере

межличностных контактов, неумения выразить себя адекватным

(приемлемым для себя и для других) образом. В результате в круп-

нейших городах возникают соответствующие формы как психи-

ческих, так и поведенческих патологий, нормализация которых

является одной из важнейших задач специалистов в области со-

циализации (образования, психиатрии, пенитенциарной системы,

адаптационного консультирования, социальной помощи)1.

 

 

Временное измерение социализации после раннего детства.

Помимо культурно-пространственного измерения со-

циализация имеет и временное. В этом процессе можно выделить

несколько периодов. Исключительное место, как уже отмечалось,

принадлежит ранней стадии, когда младенец впервые попа-

дает в социокультурное пространство. Здесь формируются пред-

посылки для остальных ступеней социализации, периодизация кото-

рых может определяться тем, какие из модусов социокультурной

жизни являются ведущими на каждой из них и, следовательно,

какие знания и навыки предполагается осваивать и использовать.

Первый период можно назвать первичной социализацией. Она

связана с приобретением на базе раннего детского опыта социаль-

но обязательных общекультурных знаний и навыков, носящих не-

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

специфичный в культурно-кодовом отношении характер. В это

время их освоение становится ве-

дущим модусом образа жизни, а соответствующими ин-

ститутами - детские дошкольные и школьные учреждения.

Индивид отдает пребыванию в них значительную часть времени

и усилий. Приобщение к профессиональным субкультурам осу-

ществляется в специализированных школах и училищах, сочетаю-

щих общее образование с обучением профессии. Начальное пред-

ставление о существовании социальной стратификации и разных

субкультур приобретается в этот период через семью, контакты с

детьми из других социокультурных слоев, с воспитателями и пре-

подавателями. В подростковом возрасте начинается осознанное

вхождение в специфично молодежную субкультуру.

Второй период — это профессиональная социализация. Она

состоит в овладении специализированными трудовыми знаниями

н навыками, в приобщении к соответствующим институциональ-

ным кодам и структурам. В образе жизни людей на этом этапе такая

подготовка становится социально установленным ведущим модусом,

предполагающим значительные затраты индивидуальных

усилий и времени. Институты, обеспечивающие соответствую-

щие знания и навыки – это специальные учебные заведения

(высшие и средние). Здесь начинается культурная дифференциация

молодых членов общества, поскольку они приобщаются к различ-

ным институциональным областям социокультурного пространс-

тва со специфичными для них взглядами на мир, ценностными представлени-

ями, обусловленными соответствующими историей и традициями.

Социализация общекультурного характера в период профессио-

нальной подготовки осуществляется, во-первых, как освоение мо-

лодым человеком нового, уже не детского статуса в семье; во-вто-

рых, как приобретение новых знаний и навыков

за счет значительного расширения в этот период круга социальных

контактов; в-третьих, путем обсуждения и интерпретации своей

новой идентичности в рамках молодежной субкультуры.

В этой сфере также развиваются навыки

существования в неоднород-

ном социокультурном пространстве и пользования признаками

социокультурной дифференциации.

Третий период характеризуется включением личности в сис-

тему общественного разделения труда. Здесь социализация со-

стоит в овладении необходимыми знаниями и навыками

на рабочем месте, в попытках соединить с ними полученный ра-

нее опыт, а также в адаптации в профессиональной субкультуре.

Трудовая деятельность в этот период становится на дол-

гие годы ведущим модусом в образе жизни индивида. В это время

он становится полноправным гражданином общества, и его дальнейшая социализация

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

осуществляется не на базе специальных институтов, а в непосредственных

контактах — формальных и неформальных — в широком круге со-

циокультурных ситуаций, характерных для его социального слоя и

групп принадлежности.

В профессиональной социализации в этот период целесооб-

разно проводить различие между первоначальной адаптацией на

рабочем месте и повышением квалификации. В первом случае необходимая компетентность приобретается

в непосредственной трудовой среде.

Для второго случая существуют институциональные формы, ко-

торые отличаются от первых двух этапов обучения фокусирован-

ностью на узкой специализации. Временные затраты, свя-

занные с повышением квалификации, влияют на структуру образа

жизни индивида до тех пор, пока это переобучение происходит.

В период полной включенности людей в социокультурную

жизнь закрепляется их дифференциация по про-

фессионально-квалификационным, демографическим признакам,

по степени гражданской активности, т.е. их позиция в

социокультурном пространствее. При этом, чем меньше социально

значимых контактов с другими видами занятий предполагает про-

фессия, чем отраниченнее цели группы политической принадлеж-

ности индивида, тем беднее его жизненная среда, тем менее она спо-

собствует повышению уровня культурной компетентности личности.

Общая социализация человека в период полной включенности

в систему общественного разделения труда и полноправную граж-

данскую жизнь происходит как за счет субкультурных, так и за счет

общесоциальных механизмов. Адаптируясь в этих

областях соцоикультурного пространства, он

под влиянием позитивных и негативных санкций (поощрений и на-

казаний, одобрений и осуждений) со стороны окружающих осваи-

вает принятые здесь образцы деятельности, взаимодействия, пове-

дения, коммуникации, ценностные и нормативные представления.

Далее, жизнь взрослого человека подразумевает включенность

в сети межличностных связей: семью, дружеские группы, груп-

пы по общим культурным интересам и т. п. Участие в каждой из

них или перемена группы принадлежности обязательно предпола-

гает дополнительную социализацию. Ведь в этих ситуациях возни-

кает необходимость осваивать и применять иные по сравнению с

имеющимся опытом социокультурные образцы, ценности, нормы.

Но наряду с этим члены общества используют и институциональ-

но организованные средства: массовую информацию, учрежде-

ния культуры и т. п. Профессиональная деятельность и участие в

группах принадлежности характеризуют структуру и содержание

образа и стиля жизни представителей различных социокультурных групп, особенности которых поддерживают социальную стратификацию.

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

Четвертый этап социализации связан с пенсионным возрас-

том, или утерей трудоспособности. В этот период человек оказывается за пределами

системы общественного разделения труда. У него высвобожда-

ется время, ранее занятое профессиональной деятельностью, и ему

приходится заново структурировать свой образ жизни так, чтобы

не потерять свое лицо как члена общества. В различных культурах

этот период социализации институционально обеспечен не одина-

ково. Однако его значимость как в индивидуальном образе жиз-

ни, так и на социальном уровне неоспорима. Если люди при резкой

смене жизненных обстоятельств остаются вне активной

социокультурной жизни и не существует специальных институци-

ональных структур, позволяющих пожилым людям адаптироваться

в условиях поиска новой социальной и культурной идентичности,

начинается «сползание» личности в более примитивное марги-

нальное пространство, ее деградация.

Таковы основные периоды социализации и связанные с каж-

дым из них навыки и знания, которые необходимо осваивать при

переходе из одного социально-возрастного статуса в другой. В до-

полнение к этому следует особое внимание обратить на различие

между ее тремя этапами: первичная ранняя (младенчес-

тво), первичная (первый этап) и вторичная (второй, третий, четвер-

тый этапы). О младенчестве, как уже отмечалось, можно сказать,

что здесь формируются предпосылки для дальнейшего освоения

социокультурного пространства. В период первичной

социализации происходит обучение, то есть овладение исходными

практическими навыками и знаниями, а также умением научаться

— и это ее цель. Вторичная социализация

характеризуется применением навыков научения как средс-

тва для получения личностно и социально значимых результатов,

в том числе для повышения культурной компетентности. На

этапах ранней и первичной социализации человек с необходимос-

тью подвергается воспитанию, когда в него «вкладываются» соци-

ально обязательные элементы культуры. Основу этого процесса со-

ставляет подражание ребенка действиям и поведению взрослых, с

одной стороны, и их директивные предписания — с другой.

В период вторичной социализации изменения в поведении чело-

века происходят благодаря самостоятельному отбору новых знаний и

навыков, а также за счет применения к нему поло-

жительных и отрицательных санкций со стороны окружающих в

различных ситуациях взаимодействия.

Описание процессов социализации будет неполным, если не

упомянуть о так называемой ресоциализации. Это понятие соотно-

сится с такими институтами, как пенитенциарные и психиатрические

учреждения, и с такими категориями людей, как делинквенты (люди

с отклоняющимся поведением), правонарушители, душевноболь-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

ные. В этом случае подростки и взрослые подвергаются специаль-

ным принудительным воздействиям, способствующим разруше-

нию прежних, социально неприемлемых схем поведения и пред-

ставлений, и формированию других, не вступающих в конфликт с

образцами и нормами, установленными в обществе и культуре.

 

Норма и отклонение

Важной темой психологической антропологии в связи с кон-

цепцией социализации была и остается относительность грани

между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точ-

ка зрения на нее была задана статьей Р.Бенедикт «Антропология и

патология»2. Развивая идеи З.Фрейда, она выдвинула гипотезу о

том, что каждая культура содержит собственные представления о здоровье, а также особые, характерные для нее

черты, которые вызывают специфичные психопатологические ре-

акции. Ей принадлежит

допущение, что нормальными считаются поведение и состо-

яния, находящиеся в соответствии с установлениями данного об-

щества, оправданные в нем. Таким образом, представление о культурной

норме приобрело релятивистскую окраску.

Кроме того, следует принимать во внимание не-

однозначность самого термина. С одной стороны, в социальных

науках нормой считается такое устойчивое регулятивное или ре-

1 Altman I. The environment and Social Behavier: Privacy, Personal Space, Territory

and Crowding. Montrey, 1975. Idem. Privacy: A conceptual analysis. Environment and

Behavior. 1976. Vol. 8. P. 7–29.

2 Benedict R. Anthropology and abnormal. J. Gen. Psychol., 1934. Vol. 10. P. 59–80.

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

ферентное (обязательное для соотнесения с ним) образование, ко-

торое в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами

сообщества, а часто даже кодифицировано, т.е. облечено в ус-

тную или письменную формулу, составляющую часть морального

кодекса. С другой стороны, этим же термином обозначается норма

в статистическом смысле, то есть часто даже неотрефлексирован-

ные формы взаимодействия, коммуникации, поведения, предпоч-

тений, которые оказываются общими для

большинства членов социального слоя, группы и проявляются

только на уровне совместной активности. Из этого следует, что

далеко не все виды общераспространенного поведения могут оп-

равдываться на уровне принятого в сообществе морального кодек-

са, а массовое одобрение некоторых нормативных

предписаний отнюдь не означает обязательного следо-

вания им.

Трактовка и объяснение отклонений от социокультурных

норм, выявление порождающих их факторов, их последствий для

личности и ее культурного окружения, механизмов их социальной

и культурной институционализации осуществляются на базе куль-

турно-антропологической интерпретации данных психиатрии и

анализа правонарушений. Изучение народной медицины и этноп-

сихиатрии позволили выявить не только разнообразные виды те-

рапии по отношению к известным душевным заболеваниям. Стало

очевидным, что их значение и смысл неодинаковы

в различных культурах. Варьируются оценка социокультурного

статуса больного, его самовосприятие, граница, отделяющая пси-

хическую болезнь от здоровья и т. п. Соответственно расширились

аналитические рамки для изучения устойчивости социокультур-

ных структур по отношению к индивидуальным девиациям (откло-

нениям), а также последствий такой устойчивости для сохранности форм

социокультурного пространства.

В этнопсихиатрических исследованиях многообразие психи-

ческих отклонений и порождающих их факторов рассматриваются

в двух основных аспектах. С одной стороны, изучается специфика

девиантного поведения, особенности психозов и их истоков в за-

висимости от особенностей различных культур. С другой стороны,

анализируются психические последствия перехода общества из

традиционалистской в модернизованную форму: сравниваются

особенности дисфункций психики в обоих типах обществ, место

и роль в них наркотических культур (алкоголизм, наркомания, ток-

сикомания).

Самостоятельную тему исследований состав-

ляет изучение психических отклонений, пограничных состояний

личности как источников культурных инноваций (творчества).

Интересный материал для изучения закономерностей индивиду-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

альной обусловленности формирования культурных знаков и сим-

волов, культурной семантики обеспечивается сравнительно-куль-

турным анализом сновидений.

Релятивизация концепции социокультурной нормы, пробле-

матизация ее неизменности позволили исследователям более тон-

ко изучить темы нормы и отклонения, здоровья и заболевания.

Вненормативное поведение перестало однозначно трактоваться

как патология органического или психического происхождения.

Общесоциальные кодифицированные и статистические нормы

больше не рассматриваются как безоговорочно и навсегда свя-

занные с адаптацией людей к своему окружению и к сохранению

личностного благополучия. В результате в модели изучения «откло-

нений» от общепринятых стандартов поведения выделяется три уровня их функционирова-

ния:

норма для индивидуального орга-

низма задается видовой обусловленностью, наследственностью,

физическими и психическими ресурсами человека как вида и т. п.;

норма для группы обусловлена ее функциональной и структурной

спецификой, особенностями свойственных ей нравов и обычаев по

сравнению с другими группами; общесоциальная норма отражает

общие принципы социального взаимодействия и регулирования

конфликтов для всех членов общества на социетальном институци-

ональном уровне.

Соответственно отклонение от определенного вида таких образований не

следует сразу диагностировать как аномалию, но нужно подверг-

нуть анализу с точки зрения адаптационных последствий.

Например, нарушение групповых или обще-

социальных стереотипов

отнюдь не

свидетельствует о психическом заболевании инди-

вида. Может оказаться, что найденная им позиция в отношении к

окружению более отвечает критериям личностного или группового

благополучия, чем общепринятые. Отклонения других типов могут носить разрушительный для индивида и группы характер. И посколь-

ку социальная значимость инновации часто становится заметной

лишь с течением времени, люди склонны не принимать ее

сразу, продолжать придерживаться установившихся стереотипов

и считать новое отклонением, нарушением, а иногда и патологией.

Подобным же образом не следует без проверки относить к пре-

ступным группам те, что в своих действиях выходят за рамки не только

социально санкционированного морального кодекса, но даже

некоторых правовых установлений. Может оказаться, что конкретные

нормы, имеющиеся в определенной области социокультурного

пространства, перестали соответствовать изменившейся

ситуации, способствовать решению текущих жизненно важ-

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

ных проблем. В то

же время всегда обнаруживается сообщество, где

найдены адекватные формы существования в изменившихся усло-

виях, причем такие, что могут быть социально приемлемыми.

Однако есть также группы, где инновации, способствующие приращению благополу-

чия их членов, могут не только противоречить кодифицированным

общесоциальным нормам, но и угрожать адекватному функциони-

рованию механизмов поддержания порядка, удов-

летворяющего большинство членов общества. В этом случае обще-

социальные нормы оказываются более действенными не только по

традиции, но и по существу.

Проявления отклонений от норм

на одном из названных уровней не обязательно ведет к

нарушениям на других. Так, психическое заболевание или ин-

дивидуальное преступление даже при условии их определенной

статистической вероятности не разрушают социокультурных

групп и общества. Институционализация такого рода событий

позволяет локализовать их, «выгородить» из более широкого со-

циокультурного пространства с его рутинными установившими-

ся процессами. Клиники для душевнобольных, пенитенциарные

учреждения (места для содержания и ресоциализации преступ-

ников), монастыри и т. п. суть те институциональные структуры,

в которые помещаются несоциализованные или больные индиви-

ды. Аналогичным образом противоречия и конфликты на уровне

общественной идеологии могут никак не повлиять на образ жиз-

ни конкретных индивидов. Люди будут продолжать зарабатывать

на жизнь, воспитывать детей, строить отношения друг с другом в

соответствии с теми же стереотипами, что были им свойственны

раньше.

Эмпирические критерии индивидуальной, социальной, куль-

турной аномалии, патологии, по свидетельству многочисленных

исторических и сравнительно-культурных исследований, меня-

ются от эпохи к эпохе и от культуры к культуре. Эти различия

становятся важным показателем их относительного

своеобразия благодаря

той социальной зна-

чимости, которая приписывается идее порядка

в организации жизненного пространства людей.

Соответственно

поддержание и изменение представлений в обществе о норме и

патологии определяет «логику» и философию истории, зафикси-

рованные в культуре1.

1 Herskowits М. Cultural Antropology. N.Y., 1955. P. 273 (см. также работы

М. Фуко).

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Контрольные вопросы

1.Понятия «социализация» и «инкультурация», их познавательные

функции при изучении поддержания и изменения социокультур-

ного пространства обыденной жизни.

2.Концепция первичной социализации: качество освоения социо-

культурного опыта и его влияние на последующий образ жизни.

3.Социализация после детства и ее стадии.

4.Социокультурное пространство социализации.

5. Временные аспекты социализации.

6. Представления о норме и отклонении.

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...