Социальная и культурная представленность личности: динамика связей
Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан- ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря- женными идентичностями в рамках одного и того же типа стандар- тизированного взаимодействия. Так, люди обычно не ограничи- ваются восприятием государственного деятеля как «президента» или «министра», он для них еще «молодой» или «старый», «спра- ведливый» или «несправедливый», «демократичный» или «авто- ритарный» и т. п. При этом статусные отношения взаимодейству- ющих индивидов или групп следует рассматривать по отдельности от отношений идентичностей. Первые указывают на связь взаимных прав и обязанностей, тогда как вторые определяют качество, стиль реализации такой взаимности. Обращаясь к логическому соподчинению рассматриваемых понятий по строгости нормирования поведения, можно предло- жить такую последовательность. 1. Позиция представляет собой общее указание на то, что люди выделяются в культуре и обществе на основании социально значи- мых признаков и категоризируются в соответствии с ними; напри- мер, по полу, возрасту, принадлежности к социальным слою или раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики группе (аристократы, мещане, чиновники и пр.), по обобщенным культурно установленным качествам (больные, работающие, горо- жане и пр.). 2. Статус фиксирует распределение прав и обязанностей лю- дей, взаимодействующих в рамках как одной, так и нескольких по- зиций в некоторой социально значимой ситуации. Так, в позиции «государственные деятели» статус тех, кто относится к аппарату государственного управления, указывает на их права и обязаннос- ти в структуре принятия политических решений; а, скажем, статус
академика задает определенные права и обязанности человека как культурного эксперта не только в профессиональной среде, но и в более широком социокультурном контексте. 3. Роль описывает операциональные нормы, правила взаимодействий и комуникаций, а также взаимные ожидания в рамках статус- ных отношений. Так, в статусе аппарата государственного управле- ния роли президента, главы правительства, министров определяют не только их взаимные права и обязанности, но и способы выпол- нения функций, а также круг установленных полномочий. 4. Идентичность позволяет дать качественную характерис- тику, выделить культурную специфику человека, выполняющего определенные социально значимые функции; например, строгий отец, демократический лидер и пр. Исследователь осваивает изучаемое социокультурное про- странство подобно тому, как дети включаются в жизненную среду. Вначале происходит знакомство с типичными и стандартными схе- мами поведения, взаимодействий, оценок и т. п. и определение их функциональной значимости. Затем внимание постепенно сдвига- ется к вариациям нормативно определенной социокультурной ак- тивности, к исключениям из норм, наконец, к ненормированным областям такой активности. Осознание людьми своей или чужой социальной и культурной идентичности, в том числе ролевой, ограничено по сравнению с тем, что ранее было названо объективной идентичностью, и с тем, что может увидеть исследователь. Во-первых, ограничения связа- ны с вербальными обозначениями или стереотипами поведения, в которых зафиксированы представления о соответствующих функциях и ожиданиях. Соответственно то, что остается в этих рамках неосознанным, нестереотипизированным, можно рас- сматривать как источник вариаций и изменений форм активности. Во-вторых,
ограничения налагаются представлениями и стереотипами, соот- ветствующими культурным функциональным единицам более вы- сокого порядка обобщенности, например, связанными со статусом. В этом случае различия детерминируют неоднородность по- ведения даже при выполнении одного и того же типа социальных ролей. Например, поведение отцов в семьях, принадлежащих к разным социальным слоям, часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни неодинаково во многом благодаря различию в их статусных характеристиках. Подобные различия также представляют собой область вари- аций и порождения изменений в формах социокультурных отношений. При их изучении с этой точки зрения важно отметить различие в динами- ческих характеристиках между уровнем действий и уровнем пред- ставлений об их способе организации и смысле: первый значитель- но динамичнее, чем второй. Соответственно между конфигурация- ми ролевой (статусной) активности, их выражением в сфере иден- тичностей и их принятым в культуре нормативным закреплением могут возникнуть расхождения, становящиеся побудителями к переосмыслению правил поведения, действий, а порой прав и обя- занностей в контексте типичных ситуаций социального взаимодействия. В наибольшей степени стандартизируются те их компоненты, которые чаще всего повторяются в структурах свя- зей людей с ближайшим социокультурным окружением. Они и составляют основания представлений о нормативных аспектах ролей и статусов, о границах я-идентичностей. Однако на жизнен- ном пути каждому приходится сталкиваться с другими, которые являются носителями иных социальных и культурных идентичнос- тей. Вступая с ними в ситуации взаимодействия, личность должна соотноситься с этими различиями; иначе взаимодействие не будет эффективным. Соответственно происходят изменения ее представлений и поведения, влияющие на дина- мику ее образа жизни. Еще раз следует подчеркнуть, что реальные пос- ледствия в ситуациях интеракции в первую очередь имеют действия, а не представления о них или их наименование. И иден- тификация людьми друг друга в культуре, в том числе в научных терминах, осуществляется прежде всего через восприятие собс-
твенной активности, социальных взаимодействий, последствий действий, и только как результат такого восприятия формируется символичес- кое и знаковое выражение социальной и культурной идентичности. Характер позиций, статусов, ролей, идентичностей проявляет- ся через определение взаимных прав и обязанностей, устойчивых последовательностей социокультурного обмена. В свою очередь эти аспекты социальных отношений можно выявить только на базе изучения соответствующих процессов, причем, не ограничиваясь анализом лишь вербальных реакций респондентов. Вообще, лингвистические обозначения не являют- ся надежными показателями названных единиц социокультурной дифференциации. Так, в современной отечественной культуре идентификация человека в терминах «духовный-бездуховный» не несет значимой культурной информации, поскольку не имеет четкого определения. раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Иными словами, даже высокочастотное упот- ребление категории не является достаточным основанием для суждения о ее реальной функциональной значимости. С другой стороны, определенная идентичность может не иметь специаль- ного термина для своего выражения, но быть зафиксированной в других символических формах. Так, существуют определенные ха- рактеристики стиля жизни, такие как манера одеваться, говорить, держаться, способ проведения досуга и т. п., по которым люди от- личают одни социокультурные группы от других. Часть таких групп имеет наименование, например, «хиппи», «интеллигенция», «группы риска» и т. п. Однако другие остаются без названия. Например, выделяющиеся по демонстрируемым поведенческим проявлениям группы современных профессионалов с высоким уровнем культур- ной компетентности не имеют в культуре общепринятого названия. Понятия «статус» и «роль» сложились в социальных науках на базе западных представлений о собственном обществе и куль- туре. Их применение к культурам других типов может помешать
исследователю увидеть специфичные для них порядки, в рамках которых не существует соответствующих аналогов. В этом от- ношении концепция идентичности более нейтральна и позволяет зафиксировать любую устойчивую схему обмена информацией, действиями, объектами. Итак, все эти категории можно рассматривать как познавательный инс- трумент, позволяющий исследователю упорядочить представления о личности и ее образе жизни, об их динамике в социокультурном пространстве. При этом не следует ожидать, что при изучении об- щества и культуры в них обнаружится нечто подобное «табели о ранге» с четкой упорядоченностью, иерархизацией статусов и ролей, а тем более идентичностей. Однако осмысленное использование этих категорий с пониманием границ их применимости при изу- чении социокультурного пространства и происходящих в его рамках событий оказывается весьма полезным. Они помогают фикси- ровать динамику изменений в рамках образа жизни и в социокультурной среде, а также определять их причины и возможные последствия. Выявление нормативных границ, регуляторов поведения и взаимодействий предполагает обязательную проверку достоверности получаемой информации. По крайней мере необходимо осуществлять челночное движение представлений между вербализированнымн или кодифицирован- ными в текстах нормами и эмпирическим поведением. В этом случае обращение к понятию личности при изучении социо- культурной микродинамики обеспечивает возможность узнать, как люди организуют и транслируют представления друг о друге, о социальном взаимодейс- твии; какие формы активности связаны с такими представлениями; часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни как влияет изменение этих форм на способы их символического выражения. Уточнить и проследить механизмы такой динамики на микроуровне (индивидуальной активности, мсжличностного взаи- модействия), как следует из ранее изложенной концепции образа жизни, позволяет теоретическая модель жизненной ситуации. На нее проецируются способы организации индивидом социальных позиций, статусов, ролей и идентичностей, которые присущи ему в рассматриваемый период и отношения между которыми задает формы н степень динамичности образа жизни в это время. Контрольные вопросы 1.Социологическая представленность личности в контексте соци- ального взаимодействия. 2.Понятие идентичности: культурная представленность личности в контексте социального взаимодействия. 3.Социальная и культурная представленность личности в про- странстве обыденного уровня социокультурного пространства: ди-
намика связей. 4. Познавательные возможности концепции личности в изучении социокультурного пространства. раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|