Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Стратификационное социокультурное пространство




Из сказанного следует, что различия в образе жизни, в сетях

межличностных контактов, в социальных позициях, статусах, ролях, идентичностях обусловливают расслоение в обществе.

И совершенно очевидно, что оно детерминировано отнюдь не толь-

ко экономическими факторами. Анализ ряда наиболее показатель-

ных классических и современных работ, связанных с социальной

стратификацией, показывает, что, скажем, принадлежность к вы-

сшему классу до сих пор определяется в большей степени семей-

ным происхождением, нежели размером собственности. Позиция в

рамках высшего слоя среднего класса может быть выше у предста-

вителя топ-менеджмента, чем у хозяина разрушающейся корпора-

ции; богатому дельцу теневого бизнеса может быть закрыт доступ

в гораздо менее состоятельные круги интеллектуальной элиты, ко-

торая, кстати, имеет в обществе не меньший вес, чем высокоопла-

чиваемые политики или крупные предприниматели.

В качестве исходных допущений принимаются положения о разли-

чии функций каждого социального слоя в контроле над окружени-

ем; о формировании воспроизводящегося социокультурного про-

странства соответствующей конфигурации; о наличии механизмов

поддержания структуры и границ каждой зоны этого пространства.

Классическая модель социальной стратификации предполага-

ет выделение трех классов субъектов социокультурной жизни —

высшего, среднего и низшего. В основу классификации заложен

ряд существенных, верифицированных характери-

стик образа жизни индивидов или членов групп, которые в совокуп-

ности позволяют отнести их к определенному классу. Наборы таких признаков неодинаковы в разных работах по количеству, но ка-

чественно однородны. В данном случае принимаются следующий

набор: социальное происхождение; место проживания; уровень

и место получения образования; профессия; социальный статус;

стиль жизни; социальная позиция партнера по браку; вероиспове-

дание. При уточнении формы соответствующего пространства в

каждом из выделенных классов принято различать по три слоя: вы-

сший, средний, и низший. В результате получается шкала последо-

вательных переходов, что позволяет по одной и той

же совокупности признаков проследить императивы поддержания

каждого из них, а также восходящей и нисходящей вертикальной,

а также горизонтальной социальной мобильности. Перечисленные

признаки можно считать необходимыми и достаточными, чтобы

описать стратификацию. Они являются необходимыми, пос-

кольку представляют основные черты, образа жизни, характерные

для каждого социального слоя. Их достаточность определяется тем,

что они фиксируют формы сетевых отношений, по которым распоз-

нается пространственная конфигурация каждого из них.

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

Следует отметить, что концепция стратификации носит харак-

тер эмпирического обобщения, а не объясняющей теории. Однако

подтверждающие данные из истории, сравнительной социологии,

антропологии и социобиологии позволяют использовать ее для

выделения относительно устойчивых характеристик дифферен-

циации социокультурного пространства, обусловливающих вос-

производящиеся черты его обыденного уровня, а также связи с

институциональным. С этой точки зрения, хотя деление общества

на высший, средний и низший классы и представляется условным,

можно принять его как идеально-типическую модель, измерение,

позволяющее принимать во внимание этот аспект организации со-

циокультурного пространства при изучении происходящих здесь

событий.

 

Высший класс

В современных обществах высший класс чаще всего рассмат-

ривается как общая категория без подразделения на высший, сред-

ний и низший слои. Дело в том, сто глобальные процессы модерни-

зации обусловили быструю пролиферацию среднего класса и су-

щественную дедифференциацию высшего. Однако, несмотря на это он

во многих странах сохраняется, а его функциональная значимость и

социокультурное влияние таковы, что соответствующие модели об-

раза жизни, сетевой организации следует принимать во внимание.

Высший класс в его классическом определении сегодня отно-

сительно немногочислен. К нему принято относить королевские

дома и представителей потомственных дворянских родов в старом

свете; богатых и влиятельных потомков первых переселенцев в но-

вом свете. За ХХ век к нему стали причислять семьи потомственных

владельцев крупнейших состояний, а также представителей самых

высших кругов государственной администрации: семьи президен-

та и узкого круга его помощников, главы и членов правительства.

Следует тем не менее подчеркнуть, что высшие должностные лица и их

семьи сохраняют свое положение в высшем классе, если и ранее

принадлежали к нему. В противном случае после окончания сроков

службы они вытесняются в высший средний слой.

Социокультурное пространство, формируемое в обществе

этим классом, определяется характерным для его представителей

образом жизни. Качество и стиль жизни его представителей

характеризуются ориентированностью на владение и поль-

зование сложными социокультурными образцами. Им принадле-

жат поместья, задания, произведения искусства, имеющие высо-

кую, иногда уникальную историко– культурную ценность. На их

одобрение ориентируется высокая мода, рынок самой дорогой и

элитарной художественной продукции. Они задают образцы изыс-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

канного вкуса и хорошего тона в обществе, хотя в этом им чаще

всего помогают профессиональные консультанты. Как от столпов

общества от них ожидаются безупречная репутация, следование

высоким этическим принципам. В то же время им прощается оп-

ределенная экстравагантность поведения, правда, не выходящая за

эти рамки.

Их жизнеобеспечение в принципе не связано с общественным

разделением труда, поскольку высокий уровень благосостояния

позволяет им быть в этом отношении независимыми. Тем не менее

представители этого класса обычно участвуют в различных видах

социально престижной деятельности: в основном почетные и пред-

ставительские, а нередко руководящие роли в политической и эко-

номической областях. Они также занимаются благотворительнос-

тью и меценатством, причем в большинстве обществ это считается

едва ли не их непреложной обязанностью.

Структура социальной коммуникации, характерная для вы-

сшего класса, особым образом организует его социокультурное

пространство. Прежде всего следует отметить его относительную

закрытость. Она проявляется в наличии барьеров и

селективных механизмов, существенным образом препятству-

ющих проникновению сюда представителей более низких слоев.

Те, кто принадлежит к нему, имеют возможность получать социально значимую

информацию из самых разных, в том числе весьма конфиденци-

альных источников со всего мира, и потому наиболее автори-

тетные лица являются самыми информационными в по-

литическом отношении членами общества. В то же время они за-

ботятся о том, чтобы сведения, поступающие отсюда вовне, были

строго дозированными. В границах этого класса удается скрыть или

прекратить любую скандальную историю, а характер санкций, на-

лагаемых на виновного узким кругом связанных с ним людей, оста-

ется неизвестным общественности.

Отношение между людьми здесь носят в основном межличнос-

тный, сетевой характер и опосредованы социетальными института-

ми в минимальной степени. Существенная роль в структировании

социокультурного пространства принадлежит внутрисемейным

связям. Чаще всего браки внутри этого класса заключаются между

его представителями, хотя бывают случаю, когда один из партнеров

принадлежит к среднему классу. Сетевые отношения зафиксирова-

ны в форме закрытых клубов. Контакты со среднем классом ограни-

чены в основном институциональными политическими и экономи-

ческими формами. Тем не менее, обновление состава происходит

именно за счет него, особенно его высшего слоя. Восходящая вер-

тикальная мобильность в этом случае осуществляется путем либо

заключения браков, либо дарования дворянства (в европейских мо-

нархиях), либо установления тесных партнерских отношений.

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

Представителя высшего класса по большей части космополи-

тичны. Они не только много путешествуют, но и находятся в кон-

тактах, а порой и в родственных отношениях с себе подобными в

других странах. Более того, они владеют землями и недвижимостью

в разных частях света. Таким образом, их социокультурное и фи-

зическое пространство экстерриториально по отношению к стране

проживания, и они постоянно передвигаются в его пределах.

Отношения с другими социальными слоями носят достаточно

напряженных характер. Высший и средний слои высшего класса

нанимают представителей средних и низших для разного рода об-

служивания. Из средних слоев обычно выбираются менеджеры,

высококлассные специалисты и т. п. для работы в частных корпора-

циях; управляющие поместьями; архитекторы, дизайнеры; разного

рода консультанты для решения задач, связанных с управлением

собственностью и домашними делами. Выходцы из низшего клас-

са поступают на работу в качестве прислуги. В современных обще-

ствах, где превалируют демократические режимы, между такого

рода нанимателями и работниками социальная дистанция поддер-

живается с обеих сторон. Представители «социальной элиты» сохра-

няют ее, поскольку «положение обязывает», а выходцы из средних

и низших — в силу высокой степени функциональной автономии

(наличие гражданских прав, рабочих мест, системы социальной за-

щиты и т. п.). В то же время исключительное положение

высшего класса в обществе нередко оценивается в средних и низших его слоях

как проявление социальной несправедливости. Вот почему

даже при условии, что этот класс обеспечивает рабочие места, вы-

годные заказы, благоприятнее условия труда, уплату едва ли не са-

мых высоких налогов, образ жизни его членов находится под при-

стальным вниманием критически настроенной общественности.

Существует представление о высшем классе как о праздном,

где основное время в структуре образа жизни — свободное. Но это

не так. Мужчины и женщины здесь заняты общественной деятель-

ностью, участвуют в системе общественного разделения труда,

обучаются в учебных заведениях, т. е. У них, как и у представите-

лей других социальных страт, есть и рабочее, и свободное время.

Реакреация представителей этого класса полностью обеспе-

чена. К их условиям лучшее медицинское обслуживание,

новейшее высококачественное обору-

дование. Занятия спортом являются для этих людей непременной

составляющей образа жизни. Наряду с широко распространенны-

ми тренажерами и плаванием здесь приняты дорогостоящие, не

массовые его виды: гольф, теннис, верховая езда и т. п. К их усло-

виям самые разнообразные и изысканные диеты, каждая из кото-

рых может быть обеспечена в любое время года и в любом месте

пребывания.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Социализация представителей высшего класса направлена на

их подготовку к воспроизведению соответствующих структур об-

раза жизни и удержанию границ своего социального слоя. Для обу-

чения детей и молодежи здесь существуют особые учебные заве-

дения. Правда, в демократических обществах они не являются за-

крытыми для представителей средних слоев. Однако их окончание

является важными признаком принадлежности к высшему классу.

В учебных заведениях, в том числе при получении образования за

границей, молодые люди приобретают опыт сосуществования и

взаимодействия с другими социальными слоями. Но нормы, цен-

ности, паттерны поведения, характерные для своего слоя, они по-

лучают в контексте сетевых отношений. В высших классах не при-

нято, чтобы в семье родители уделяли специальное время образова-

нию и воспитанию детей. Для этого нанимаются гувернеры. Когда

же речь идет о специфике семейного воспитания, имеется в виду,

что дети наблюдают за поведением взрослых и подражают ему, за-

мечают свои и чужие нарушения этикета и следующие за этим не-

гативные санкции, и таким образом в непосредственной практике

осваивают стандарты поведения, которым можно научиться только

в контексте взаимодействий и коммуникаций. На этом уровне мо-

лодые люди приобретают характерный стиль жизни, представленный

в определенных демонстративных признаках. Здесь принята осо-

бая манера речи, отличающаяся правильностью грамматических

построений и хорошим произношением. Контакты людей отлича-

ются нейтральной доброжелательностью, закрепленной

в стандартных формулах обращения друг к другу, поддержания

беседы и завершения ее. Выражение лица должно быть стандарт-

но приветливым, но подчеркивать значительную дистанцию в от-

ношении с другими. С этим же связаны стереотипные паттерны

жестикуляции и проксемического (пространственного) поведения.

Жесты отличаются скупостью, но отточенностью; в пространстве

внешне демонстрируется персо-

нальное пространство и строго соблюдаются соответствующие

границы других людей. Молодые люди обучаются также искусству

одеваться дорого, но неброско и быть эталонами элегантности. Они

приобретают опыт характерного для своего класса времяпрепро-

вождение: элитарные виды спорта, посещение премьер и верни-

сажей, благотворительные мероприятия и т. п. Все это в совокуп-

ности составляет навыки светской жизни. Причем, здесь задаются

ее эталоны, и потому манера поведения у этих людей отличается большей

изысканностью, чем у представителей средних классов.

Обобщая сказанное, можно подчеркнуть функциональную до-

минанту высшего класса в обществе: сохранение

фондовых культурных ценностей, эталонных образцов эти-

кета. На этом уровне вслед за оценкой профессиональных экспер-

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

тов в качестве ценностей отбираются и утверждаются культурные

инновации. Соответственно можно говорить о том, что здесь вы-

полняются функции торможения социокультурной изменчивости.

Позиция этого класса в обществе является престижной, привле-

кательной для представителей среднего класса, стремящихся под-

ражать стилю жизни, принятому здесь, попасть в это социокуль-

турное пространство. В то же время его закрытость и кажущаяся

высокомерная самодостаточность принадлежащих к нему людей

являются источником социальной напряженности.

 

Средний класс

В современных социальных науках средний класс рассматри-

вает как наиболее сложная и динамичная зона социокультурного

пространства. Современные демократические общества нередко

называются обществами среднего класса, поскольку здесь относя-

щиеся к нему люди составляют более половины населения. При его

изучении обязательно выделяются его высшие, средние и низшие

слои, а внутри них определенные группы интересов. Только такое

дробное описание позволяет отразить многообразие направлений

социальный активности, характеризующее относимых к нему лю-

дей. В то же время им свойственны определенные черты образа

жизни, отличающие их от представителей других классов.

Жизненеобеспечение осуществляется собственным трудом,

виды которого здесь сложны и многообразны.

К высшему слою среднего класса относятся владельцы и управляю-

щие крупных экономических, в том числе транснациональных образований; политические деятели

среднего звена; высо-

коквалифицированные юристы и экономисты, врачи,

специалисты в области науки и искусства;

профессура высших учебных заведений;

высшая бюрократия. Они могут быть собственниками

соответствующих организационных структур, либо занимать в них

высокие посты. В любом случае речь идет о том, что их доходы обус-

ловлены активной деятельностью, связанной с управлением этими

единицами или выполнением ключевых функций в их рамках.

Это высокооплачиваемая и наиболее профессионально компетентная

часть членов общества, от качества деятельности которой зависит

эффективность его функционирования.

Средний слой этого класса составляют предприниматели и

бизнесмены, связанные с корпорациями и банками относитель-

но небольших масштабов; биржевые дельцы и разного рода пос-

редники; специалисты в области экономики,

права,

не участвующие в принятии стратегических организацион-

ных решений; работники науки, образования, медицины, выпол-

няющие исполнительские, а не поисковые функции; антрепре-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

неры и продюсеры в искусстве; работники крупных корпораций

средств массовой информации; чиновники среднего ранга. Кроме

владельцев относительно небольших организационных струк-

тур — банковских, производственных, юридических, — осталь-

ную часть этого слоя составляет наемные работники. Их доходы

ниже, чем у представителей высшего среднего слоя, но достаточны

для вполне комфортабельного существования. Кроме того, имен-

но отсюда исходит инициатива в отношении обеспечения граж-

данских прав и свобод, социальной защиты, снижения налогооб-

ложения и т. п.

Низший средний слой занимает то пространство в системе об-

щественного разделения труда, которое связано с осуществлением

квалифицированных исполнительских и обслуживающих функ-

ций. Другую его часть составляет представители мелкого бизне-

са, жизнеобеспечение которых зависит только от их собственной

предприимчивости и оборотистости, поскольку масштаб их дела

не позволяет нанимать высококвалифицированных менеджеров.

Сюда можно отнести богему, включая менеджеров шоу-бизнеса.

Доходы этих людей могут быть сопоставимыми с теми, что харак-

терных для предыдущего слоя. Межслоевая граница определяется

структурными различиями: представители среднего слоя по свое-

му социальному положению вынуждены участвовать в более слож-

ных формах социального взаимодействия и коммуникации и

проявлять большую степень культурной компетентности, чем те,

кто относится к низшему слою.

Социальная коммуникация в рамках этого класса характе-

ризуется максимальной сложностью, динамизмом и открытос-

тью. Однако эти черты проявляются в каждой страте по-своему.

Коммуникативная модель высшего среднего слоя приближается к

той, что наблюдается в высшем классе. В этом случае в относитель-

но узком круге членов закрытого клуба или коллег циркулирует

конфиденциальная информация, предназначенная только для пос-

вященных. Публично из нее представляется только то, что связано

с привлечением дополнительных сил для реализации каких-либо

проектов, либо с манипулированнием общественным мнением для

социального санкционирования действий, которые могут иметь социально

значимые последствия. С этими же целями устраиваются предна-

меренные утечки такой информации. В то же время профессио-

нальная и приватная жизнь представителей этого слоя оказывается

более открытой для широкого обсуждения, например, в средствах

массовой коммуникации. Возникающие здесь политические, эконо-

мические или личные скандалы выводятся на всеобщее обозрение и

становится предметом сплетен на уровне широкой общественности. Надо ска-

зать, что в рамках этого слоя такие скандалы случаются чаще, чем

в высшем классе, поскольку свойственные ему динамизм и ориен-

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

тации на инновации обусловливает достаточно высокую частоту

ситуаций, связанных с риском.

Специфика отношений с другими слоями обусловлена этими

же его свойствами. Он открыт как для восходящей, так и для нисхо-

дящей вертикальной мобильности. Движение его представителей в

высший класс обычно определяется либо браками, либо выдающи-

мися общественно признаными заслугами. Следует подчеркнуть,

что и то, и другое происходит не часто. В то же время официальные

и приватные контакты с высшим классом носят регулярный харак-

тер в силу близких дистанций в институциональных отношени-

ях — экономических, политических, правовых, образовательных,

а также связанных с выполнением конфиденциальных заказов.

Восходящая вертикальная мобильность из среднего в высший

слой осуществляется путем личных достижений; успешного осу-

ществления эффективных проектов, установления и поддержания

личных связей с нужными людьми и т. п. Такие случаи носят регу-

лярный характер, за счет чего этот слой постоянного пополняется

энергичными и предприимчивыми людьми.

Нисходящая вертикальная мобильность в его пространстве

также имеет две формы. Из высшего класса сюда попадают люди

либо вытесненные из него в связи с публичным скандалом, меза-

льянсом, либо добровольно предпочитающие более свободный от

условностей и рискованный образ жизни. А представители высше-

го слоя переходят в средний или даже низший в результате поли-

тических провалов, разорения, противозаконных действий и т. п.

В то же время контакты между этими слоями постоянны, посколь-

ку их представители выполняют функции различного рода наем-

ных работников, исполнителей в структурах социокультурного

пространства высших слоев.

Средний слой среднего класса в коммуникативном отношении

вполне открыт. Более того, многим из его представителей — биз-

несменам, ученым, политикам — нужна реклама, и они ищут воз-

можностей публично продемонстрировать себя, свое дело, свои

достижения. Правда, у широкой общественности большинство

из них не вызывает интереса. В то же время здесь выделяется ка-

тегория людей, образ и стиль жизни которых постоянно широко

обсуждается — это богема, артистическая среда. Они не только не

пытаются избегать скандалов и сплетен, но, наоборот, специаль-

но провоцируют их и придают широкой огласке в основном через

средства массовой информации. Интерес в низших слоях к приват-

ной жизни «звезд» позволяет им рекламировать себя, удерживать

интерес к себе, без чего их карьера оказывается невозможной.

Вертикальная мобильность в рамках этого слоя обусловлена

меньшей степенью внутренней подвижности и инновативности

по сравнению с высшим слоем. Правда, именно здесь происходит

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

зарождение новшеств на индивидуаль-

ном уровне и с большой степенью риска. Их социальная успешность

— удачный экономический проект, эффективная

технология, перспективное научное открытие, современное про-

изведение искусства и т. п. — сразу открывает путь таким людям

в высший слой среднего класса. Иными словами, те, кто достигает

успеха, в среднем слое этого класса не задерживается. Восходящая

вертикальная мобильность в этот слой из низшего среднего или

высшего низшего слоев — частое явление. Как это характерно для

среднего класса вообще, она обусловлена личными достижениями:

хорошим образованием, упорным трудом, предприимчивостью,

нужными знакомствами, удачным браком. Нисходящая мобиль-

ность связана здесь не только с личными просчетами и неудачами,

но и с общей неблагоприятной социальной ситуацией, на которую

представители этого слоя, в отличие от предыдущих, не имеют воз-

можности повлиять — экономический кризис, война, катастрофы.

В силу высокой степени зависимости от конъюнктуры рынка они

более, чем предыдущие слои, в таких ситуациях оказываются под

угрозой разорения и безработицы. И когда такое случается, за их

счет пополняются более низкие слои общества. Такое движение

практически всегда оказывается вынужденным, не добровольным.

Поэтому для наиболее подвижных представителей средней страты

опасность этого становится дополнительным стимулом «пути на-

верх», подтверждением правильности их позиции и соблюдения

нормативных рамок. О контактах с высшими слоями уже говори-

лось выше. Что же касается отношений с представителями более

низких страт, они демократичнее, чем в предыдущем случае, пос-

кольку здесь не так выражена связь «управление — подчинение»,

«принятие решения — его выполнение».

Что касается зарубежных связей, то сегодня представители

этого слоя ведут совместные дела с фирмами в других странах, за-

ключают контракты и работают по найму за границей и т. п. Такие

возможности увеличивают их степени свободы в выборе образа

жизни и расширяют пространство самоосуществления.

Они составляют основную публику концертных и выставоч-

ных залов, пользователей библиотек. В отношении средств массо-

вой информации — это не только значительная часть аудитории,

но некоторые сами содержат или контролируют информационные

структуры, а также выступают в роли рекламодателей.

Говоря о пространстве социокультурной коммуникации, ха-

рактерном для высшего и среднего слоев среднего класса, следу-

ет подчеркнуть его открытость по вертикали и по горизонтали.

Вертикальные коммуникативные связи с высшими слоями обще-

ства определяются необходимостью координировать действия в

соответствии с решениями высшей государственной администра-

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

ции и участием в решении социально значимых проблем в качес-

тве полномочных представителей гражданского общества. С бо-

лее низкими слоями такого рода связи обусловлены отношениями

типа «руководитель-подчиненный», «работодатель-наемный ра-

ботник», «производитель-пользователь». В то же время для этих

слоев характерна широкая и динамичная сеть горизонтальных

связей, обусловленная их социальной позицией. Для поддержания

достаточно высокого уровня и качества жизни их представителям

приходится постоянно заниматься инновативной деятельностью и

на этой базе строить новые организационные структуры. Иными

словами, здесь постоянно существуют предпосылки для горизон-

тальной социокультурной дифференциации. Причем, отношения

между такого рода единицами носят не только конкурентный, но и

партнерский характер, поскольку каждой организации,

особенно вновь образовавшейся, нужна специально создан-

ная среда взаимодействия, стабилизирующая ее существование.

Рекреация в среднем слое среднего класса обеспечивается на

высоком уровне. Это является необходимым, поскольку его пред-

ставителям приходится вести чрезвычайно активный образ жизни

и затрачивать много энергии на жизнеобеспечение и социальную

коммуникацию, чтобы не снизить свою позицию в обществе, а за-

частую и повысить ее. Соответственно они пользуются высокока-

чественным медицинским обслуживанием. Условия их домашней

жизни гигиеничны и комфортабельны; возможности для отдыха

разнообразны и привлекательны. Занятия спортом занимают в их

рекреационном пространстве значительное место. Хорошая фи-

зическая форма, как и в высших слоях общества, здесь высоко це-

нится. Диета этих людей разнообразна и может быть сколь угодно

целесообразно сбалансирована. Иными словами, рекреационные

возможности в рамках этого слоя таковы, что позволяют адекват-

ным образом компенсировать высокий уровень затрат усилий.

Процессы социализации здесь полностью подчинены освое-

нию паттернов адаптации в сложном и динамичном окружении.

Получаемое образование носит более

прагматичный, нежели престижный общекультурный характер.

Молодые люди достаточно рано начинают самостоятельную жизнь,

нередко вдали от дома, в том числе за границей. В этом случае они

рано осваивают навыки взаимодействия и коммуникации в разно-

го рода социально значимых ситуациях и свободного перехода

из одной в другую. Те, кто получает образование в престижных

учебных заведениях и приобретает там полезные связи, имеют

шанс уже в молодости продвинуться в более высокий социальный

слой. Они рано начинают обеспечивать себя независимо от уров-

ня жизни родителей. Вообще говоря, для этого слоя не характерны

традиционные модели сохранять общественное положение семьи.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Оба супруга обычно не только работают, но и вынуждены вести ак-

тивную социальную жизнь. В раннем возрасте дети, живя дома, не

находятся под постоянным контролем и воздействием родителей.

В то же время в семье они осваивают определенные эталоны качес-

тва и стиля жизни как нечто естественное, необходимое, спускать-

ся ниже которых считается неприличным.

В связи со стилем жизни в рамках этого слоя следует выде-

лить две заметные ориентации. Одна проистекает из соотнесения

деловой части его представителей с высшим слоем как референт-

ной группой. Это буржуазное, респектабельное существование,

характеризуемое сдержанностью поведения, хорошими манерам,

умением со вкусом (буржуазным) одеваться и организовывать

жизненную среду. Другая порождается богемой — люди, занима-

ющиеся искусством, работающие в шоу-бизнесе, в средствах мас-

совой информации. Для них характерны демонстративность, пуб-

личность, экстравагантность в поведении, манере одеваться и де-

ржаться. Именно в этой среде создается и апробируется мода в ее

наиболее острых проявлениях. Разумеется, подобный стиль жизни

предполагает особые модели социализации, приучающие к публич-

ности. Обычно богема не воспроизводится через семейные динас-

тии. Сюда попадают склонные к искусству представители высших

и более низших слоев общества. Первые оказываются здесь глав-

ным образом по призванию. Вторые — не только из стремления к

творческой самореализации, но и потому, что ориентируются на

богему как на культурный эталон. Соответственно социализация

первых связана прежде всего с совершенствованием професси-

онального мастерства, а вторых — с приобретением навыков де-

монстративности.

Таким образом, средний слой среднего класса образует социо-

культурного пространство, динамика которого обусловлена следу-

ющими основными тенденциями. Во-первых, консерватизмом тех,

кто обеспечил себе относительно стабильную позицию в обществе

и удовлетворен этим. Такие люди поддерживают буржуазные нра-

вы и обычаи, позволяющие сохранять благополучный образ жизни.

Во-вторых, стремлением части людей занять более высокую соци-

альную позицию. Для этого им приходится выходить за рамки стиля

жизни средней буржуазии, идти на риск, размывая таким образом

границы консервативного пространства. Это составляет источник

его изменчивости, социокультурных напряженностей внутри него.

В-третьих, внутренняя динамика богемы, определяемая стремле-

нием ее представителей занять позицию «звезд». Они также спо-

собствуют расшатыванию буржуазных нормативов, особенно за

счет влияния на молодые поколения. Наконец, в-четвертых, восхо-

дящая вертикальная мобильность из низших слоев общества, кото-

рые вносят в это пространство аномические элементы, поскольку,

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

отказываясь от своих обычаев, они в течение определенного вре-

мени оказываются плохо адаптированными в новом окружении.

Таким образом, средний слой представляет собой

самую подвижную и напряженную часть социокультурного про-

странства среднего класса, источник культурных инноваций, совокуп-

ность путей вертикальной социальной мобильности.

Социальная коммуникация в рамках низшего слоя среднего

класса ограничена в основном институциональными контактами

с представителями более высоких и низких слоев общества. Как

правило, тесные межличностные связи с ними не устанавливаются.

Представители белее высоких слоев по своей инициативе дистан-

цируются от него. По отношению к низшему классу представители

этого слоя стремятся сами держать максимально дистанцию. В сов-

ременных урбанизованных условиях здесь сохраняются поверх-

ностно локальные отношения на базе

соседства или конфессиональной общины. Но в принципе низший

слой среднего класса представляет собой дисперсное социокуль-

турное множество со слабыми внутренними институциональными и

сетевыми связями. В качестве источника инфор-

мации эти люди в основном используют средства массовой комму-

никации. Из них черпаются представления о том, что происходит в

обществе и в мире, а также эталоны образа, качества, стиля жизни.

Этот слой является основным потребителем продукции массовой культуры. На

него рассчитаны сериалы, популярная музыка и литература, ток-шоу.

Им адресована реклама, дамские и мужские журна-

лы. Все это обеспечивает им язык коммуникации, сте-

реотипы представлений, стандарты поведения и пополняет их

весьма ограниченный личный опыт. Ведь их профессиональная де-

ятельность не требует глубоких знаний и навыков принятия реше-

ний; в межличностных отношениях они не пользуются

конфиденциальной информацией.

Для выполнения институциональных обязанности им не нужны за-

рубежные связи. Функциональные роли здесь таковы, что не име-

ют многочисленных внешних выходов. Компенсацией обеденнос-

ти институциональных контактов является приватная жизнь. Здесь

наибольшую значимость, по сравнению с другими слоями, имеют

семейные межличностные отношения. Брак и семья не считаются

факторами поддержания престижного социального положения, но

обеспечивают безопасную приватную среду. В рамках этого слоя

люди предоставляют друг другу широкий спектр услуг: множество

кафе и недорогих ресторанов, доступных по ценам магазинов, мас-

совые зрелища и т. п., — где можно побыть на людях.

Их рекреция также хорошо обеспечена. Благодаря медицинс-

ким страховкам они могут поддерживать свое здоровье. Социальное

законодательство гарантирует им относительно обеспеченную и

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

спокойную старость. К их услугам доступные по цене спортивные

залы и клубы. Они живут в комфортабельных условиях. Их диета

не отличается изысканностью, но вполне может быть здоровой.

Социализация в этом слое связана в основном с приспособле-

нием к стереотипам принятого здесь образа жизни. Значительная

роль в этом отношении принадлежит семье. Здесь дети приучаются

ценить приватную жизнь, осваивают все связанные с ней привыч-

ки. Трудовая деятельность рассматриваетс<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...