Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации.
Возможность рациональным образом решить общественно значимую проблему обусловлена действием индивидуальных и социальных меха- низмов, подготавливающих людей к этому. Если в культуре не су- ществует стандартных способов справиться с ней, то напряженность, неопределенность ситуации возрас- тают, и среди ее участников распространяется ощущение тревоги и беспокойства. Стремление преодолеть эти состояния становится побудителем к более эффективным действиям и благоприятствует переходу от случайных проб и ошибок к целенаправленному по- иску, к специальной организации социального взаимодействия и коммуникации для выработки и реализации соответствующих решений. В этом случае определение проблемной ситуации предполагает ряд процедур: – оценить по обозначенным выше показателям социальную зна- чимость проблемы; – выявить степень восприимчивости и готовности заинтересо- ванных людей к ее рациональному решению; – определить тип организации и стратегии социального взаимо- действия подходящих для ситуации. Определение границ проблемной ситуации. При определении проблемной ситуации следует принимать во внимание, что она мо- жет распространяться либо в рамках отдельной социокультурной единицы, либо в больших масштабах. В первом случае речь идет о реорганизации форм социального взаимодействия, которая до- ступна акторам в контексте окружения, представляющего собой поле реализации соответствующих возможностей. Во втором случае затруднения могут осознаваться людьми либо ошибочно как специфичные, либо адекватно как общесоци- альные. Однако оказывается, что в культуре не существует стан-
дартных способов их преодоления. Соответственно необходимы изменения моделей социального взаимодействия, т. е. формооб- разующих характеристик, таких как определение ситуации, выбор соответствующих социокультурных технологий. Это осуществля- гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии ется в двух планах: - «фоновый», обусловленный наличием социально значимой проблемы независимо от особен- ностей функционирования конкретной социальной единицы; - ситуативный, где такая проблема имеет конкретные формы выражения. Социальная эффективность решения проблемной ситуации, т. е. его приемлемость для других и высокая вероятность улучше- ния положения дел, существенным образом зависит от степени го- товности ее участников рационально преодолевать имеющиеся за- труднения. Соответственно механизмы кристаллизации структур взаимодействия должны соответствовать проблемообразующим факторам. Стадии формирования отношения людей к проблемной ситу- ации. Как известно, значимая проблема любого масштаба в начале ее массового осознания ощущается людьми как личностная. Люди, будучи членами определенных социальных групп и организаций, прежде всего на индивидуальном уровне убеждаются в неэффек- тивности устаревших культурных образцов, ценностей, норм для преодоления имеющихся у них затруднений. Чувство тревоги и беспокойства в этом случае побуждает их к поисковой актив- ности. При отсутствии в культуре стандартных способов решения проблемы существенно увеличивается степень разнонаправлен- ности поисков. Появляются вначале единичные, а затем множес- твенные «отклонения«от ранее принятых в обществе регуляторов социальных отношений. Их интегративные функции ослабевают. Активность людей размывает ранее установленные нормативные рамки; разрушаются структуры связей внутри социальных систем;
существенно и ощутимо ослабевает эффективность их функцио- нирования; уменьшается количество благ, ранее обеспечиваемых их членам за счет адекватного выполнения предписанных дейс- твий. В результате вокруг всего этого образуется поле социальной дезорганизации, последствия которого зависят от характера как «фоновой» социально значимой проблемой ситуации, так и специ- фичных для различных социальных систем затруднений. Одновременно в этом поле постепенно, на индивидуальном и межличностном уровне, путем проб и ошибок начинают форми- роваться вначале образы, а затем и рациональные представления о проблемной ситуации: определяются ее источники; текущие и возможные негативные последствия; необходимые для ее преодо- ления ресурсы и способы деятельности; характер и признаки выхо- да из нее. Социальная значимость проблемы активизирует обмен информацией между людьми об альтернативных возможностях та- кого рода. Интенсивная социальная коммуникация сопровождает- ся процессами их формирования, сравнения и оценки; отбора на- иболее приемлемых для совместной реализации; кристаллизации раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия групп, ориентированных на каждую из них. Иными словами, они становятся основанием новых границ групповой дифференциации в обществе. Соотношение сил в ее рамках, степень расхождения в определении ситуации обуславливают интенсивность и направ- ленность социокультурной динамики. Когда проблема воспринимается в массовом масштабе как личная и не имеет разделяемых групповых определений, перед каждым социальным агентом открывается широкий круг возмож- ностей выдвинуть и отстоять свое определение ситуации и на его основаниях предложить направление совместных действий. Они сохраняются и на стадии кристаллизации групповых представле- ний о ситуации и форм активности в ее пределах. Однако теперь агенту приходится считаться с ними и адресовать свои предложения тем, для кого они приемлемы. Если же в обществе сложилось не- сколько различных позиций, это означает децентрированность оп- ределений ситуации, когда существует несколько равносильных,
из которых одни являются точными и реалистичными, а другие — нет. В таких условиях предлагаются различные модели социаль- ного взаимодействия, направленного на выработку и реализацию социально значимых решений. Следует подчеркнуть, что обычно по-разному и не всегда адекватно оценивается соотношение обще- социальной и специфичной для системы проблем: чаще всего пре- увеличивая значимость либо одной, либо другой. И эти различия оказывают существенное влияние на способы и содержание транс- лируемого социокультурного опыта. Типы реакций людей на проблемную ситуацию. Реакции лю- дей на проблемную ситуацию неодинаковы. В общем виде, со- гласно парадигме А. Адлера можно выделить четыре базовых типа реакций: активно-деструктивный (агрессия), пассивно-деструк- тивный (деградация), активно-конструктивный (инновация), пассивно-конс- труктивный (поддержание наличного положения дел)1. При агрессивной ориентации в проблемной ситуации люди стремятся разрушить те факторы, которые, по их мнению, порождают ее. Она характеризу- ется возбужденностью, повышенной эмоциональностью, деструк- тивной активностью, сужением поля восприятия, ослаблением ме- ханизмов регуляции поведения. Деструктивность может быть на- правлена на окружение социокультурной единицы или внутрь нее. В первом случае люди стремятся найти виновников своих затруд- нений вовне и нейтрализовать их путем резких нападок, критики, борьбы. Во втором — в группе начинаются взаимные обвинения, 1 Подробно об этом см.: Китаев - Смык Л.А. Психология стресса. М., 1988; Дрид- зе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995, с. 95–99; Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М.: 1987. В данном случае оба типа пассивного реагирования сводятся в один, поскольку для идеально-типи- ческой модели различия между ними не имеют значения. гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии преследования и т. п. Таким образом, агрессивный тип ре- агирования людей на проблемную ситуацию приводит к конфлик-
ту: межгрупповому, если агрессия направлена на окружающие их группы; внутригрупповому — при обращенности агрессии вовнутрь. Пассивная реакция на проблемную ситуацию характеризуется отказом людей от участия в ее решении и сопровождается депрес- сивным состоянием, отсутствием побуждений к активности, стра- хом перед новизной. В группах с такой доминантой усиливаются тенденции к консолидации, формированию оборонительной пози- ции по отношению к возможным изменениям. Избежание реше- ния проблемы может носить внутригрупповой характер или быть связанным с поиском поддержки вовне. В первом случае ресурсы расходуются на сохранение группового статус-кво. Во втором — предпринимаются некоторые попытки объединиться с себе по- добными, дабы усилить пассивную оборону в отношении перемен. Соответственно такой тип реагирования вызывает внутригруппо- вые и межгрупповые тенденции к консолидации консервативных сил вокруг разделяемых культурных образцов, ценностей, норм, оправдывающих их неучастие в решении проблемы. Конструктивный тип реагирования на проблемную ситуацию характеризуется активной направленностью людей на ее разрешение без деструктивных последствий для себя и окружения. Он отличается стеничным, состоянием личностной мобилизации, попытками взаимодействовать с проблемообразующими факто- рами так, чтобы путем различных комбинаций и переструктури- рования отношений с ними найти удовлетворительное решение проблемы, приемлемое и для социокультурной единицы, и для ее окружения. В этом случае члены группы становятся инициатора- ми поиска эффективных форм интеракций. Внутри группы это способствует выбору формы социального взаимодействия, открытого для корректировки. В от- ношениях группы с окружением доминирует стремление нейтра- лизовать или нормировать факторы, обусловливающие наличие проблемы в более широком социокультурном контексте. Таким образом, конструктивное поведение обеспечивает широкое поле для переговоров и торгов на обоих уровнях. Следует подчеркнуть, что перечисленные типы реагирования на проблемную ситуацию — это теоретические идеализации, кото- рые редко встречаются в реальности и в чистом виде. Обычно речь идет об их смешанных проявлениях, хотя всегда можно заметить определенную организующую доминанту: агрессивную, пассивную или конструктивную. В рамках социальных систем, даже с ярко выраженными типами реакции на проблемную си- раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия туацию, отнюдь не все участники ведут себя одинаково. Всегда в
каждой из них имеются проявления всех трех типов. Однако одни из них на какое-то время становятся преобладающими, оттеснют на задний план, подавляют побуждения действовать иным образом. Именно этим объясняются возможности перехода от одной ориен- тации в решении проблемы к другой как внутри группы, так и в ее отношениях с окружением. Предпосылки организации социального взаимодействия в проблемной ситуации1. В соответствии с определением источников можно выделить типы социально значимых проблем, определяю- щие области социокультурного пространства их распространения. Это предполагает специальную концентрацию ресурсов и органи- зацию социального взаимодействия при условии, что в обществе существует стремление преодолеть проблемную ситуацию. Расхождение между массовыми запросами и возможностями их удовлетворения. Расхождение между запросами и возможнос- тями их удовлетворения в определенном локусе приобретает фор- му социально значимой проблемы при достижении массового мас- штаба. Такая ситуация характерна для модернизирующегося об- щества, когда новые социокультурные образцы — товары, услуги, ценностные ориентации, нормы отношений, мнения, суждения и т.п. — распространяются благодаря проникновению из более разви- тых стран, с одной стороны, и наличию более модернизованных об- ластей социо-культурного пространства — с другой. Качественные характеристики таких артефактов определяют массовый интерес к ним и желание использовать их в повседневной жизни. Однако низкая скорость и неравномерная распредленность модернизационных процессов, ориентированность в первую оче- редь на использование результатов модернизации, а не на форми- рование ее предпосылок на институциональном уровне, обуслов- ливают невозможность удовлетворить такой спрос и вызывает со- ответствующие реакции. Активно- разрушительный тип поведения приобретает в этом случае две базовые ориентации. Одна связана с враждебностью к проявлениям модернизации. Люди объединя- ются, чтобы оказывать сопротивление их проникновению и рас- пространению в обществе, вступать в борьбу с их носителями, возбуждать общественное мнение против соответствующих процессов и тем самым попытаться разрушить новые запросы. Другая обусловлена стремлением определенных групп людей захватить контроль над такими образцами (проникновени- ем, распространением, пользованием), а также принуждать других следовать им. Они объединяются, чтобы усилить запросы, вызвать массовое недовольство их недостаточной удовлетворенностью, 1 Подробнее о типах проблемных ситуаций см.: Дридзе Т.М., Орлова Э.А., Ос- новны социокультурного проектирования. М.: 1995. гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии вести борьбу с противниками модернизации, пытаясь разрушить таким образом существующее в обществе сопротивление измене- ниям. Следует подчеркнуть, что в обоих случаях проявляются де- структивные тенденции, распознаваемые по занимаемой позиции «против»: против модернизации в первом случае; против ее недостаточно быстрого осуществления и тех, кто тор- мозит или не принимает ее, — во втором. При пассивной позиции выраженность новых запросов сочетается с отсутствием побуждений проявлять активность, направленную на их удовлет- ворение собственными силами. Одни люди группируются вокруг сохранения привычных культурных стереотипов: им прида- ется статус «традиционных ценностей», «культурного наследия»; вокруг них создается атмосфера поклонения вплоть до наделения их сакральным смыслом. Другие объединяются с целью обесцени- вания новых запросов. Признавая в принципе позитивное значе- ние модернизационных образцов, эти люди подчеркивают, что без них можно обойтись, и порой вполне убедительно доказывают свою позицию. Таким образом, в обоих случаях проявляется же- лание защититься от культурных новшеств, особенно от необходимости обучаться их созданию. Они согласны скорее свернуть собственные запросы и отстаивать ценность следования привычным, хотя и неэффективным культурным стереотипам, не- жели мобилизовать усилия для активизации модернизационных процессов. Конструктивный тип поведения определяется ориентацией людей на приведение условий своего существования в соответс- твие с изменяющимися запросами. Они объединяются, чтобы об- новить элементы своего окружения, создать на институциональ- ном и/или обыденном уровне предпосылки для воспроизведения собственными силами тех модернизационных образцов — вещей, знаний, технологий, качества жизни, — которые при заимство- вании извне оказались наиболее приемлемыми. Часть людей при таком подходе ориентирована на полное обновление тех элемен- тов окружения, которые обеспечивают удовлетворение изменив- шихся запросов. Они совместно осваивают, адаптируют, изобретают социокультурные новшества для ут- верждения их значимости в современном образе жизни. Другие, следуя изменившимся интересам, предпочитают опираться в основ- ном на имеющиеся элементы окружения. Своими взаимодействиями и коммуникациями они помогают модернизировать, рекомбинировать такие элементы и с минимальным обновлением собственными силами создают воз- можности для улучшения качества жизни. В обоих случаях прояв- ляется ориентация на модификацию элементов окружения в со- ответствии с собственными ориентациями, а где это оказывается раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия невозможным, — на переориентацию запросов, но в модернизаци- онном, а не в традиционалистском направлении. Неосвоенность культурных инноваций. Расхождение между привычными стереотипами поведения и изменившимися услови- ями жизни проявляется как социально значимая проблема в мас- совой неосвоенности культурных инноваций. Речь идет о том, что при наличии в обществе достаточно высокого культурного потен- циала — знаний, навыков, ценностных ориентаций и т. п. — многие социально полезные его элементы не используются людьми в про- фессиональной и обыденной жизни, т. е. по сравнению с величи- ной, он реализуется в непропорционально низкой степени. И хотя в принципе он составляет источник ресурсов для освоения куль- турных инноваций, общепринятые способы его использования не соответствуют этой цели. Люди, занимающие активно разрушительную позицию, стре- мятся уничтожить или обесценить элементы нового в культуре. Они предпринимают попытки блокировать пути освоения культур- ных инноваций. Такая ориентация принимает различные формы. Это может быть воинствующий консерватизм, представленный в идеологиях национализма, религиозного фундаментализма, любой другой социально– групповой непримиримости. Сюда же относят- ся контркультурные идеологии, в рамках которых неосвоенность культуры вообще становится центральным принципом существо- вания. Наконец, следует упомянуть эзотерические культуры, слож- ные практики которых помогают их хранителям игнорировать меняющиеся элементы окружения. Каждая из подобных культурных форм предполагает свои средства объединения людей против освоения нового. Общее же для них — это активное сопротивление импера- тивам адаптации в меняющихся условиях. Люди, пассивно отказавшиеся от освоения культурных иннова- ций, пытаются не обращать на них внимание. Одни занимают социокультурные ниши, связанные с низкой культурной компетен- тностью, обеспечивающей, однако, им вполне сносное существова- ние. В условиях модернизирующегося общества, еще не достигше- го постиндустриальной стадии, подобного рода группы составляют работники низкой квалификации, в том числе те кто занимает зна- чимые позиции в сферах управления, образования, науки, права и т. п. Они объединяются, чтобы лоббировать против повышения уровня культурной профессиональной компе- тентности в массовом масштабе. Это проявляется в пропаганде ценностей индивидуального практического опыта, в упорной ориентации на частные вопро- сы, консервативные системы производства, управления, образова- ния; в сопротивлении социальной необходимости высокого уровня образованности, генерализованной, абстрактной формы знания, теоретического обоснования решения социокультурных проблем. гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии Другие составляют марги- нализированнй, люмпенизированный слой общества. Они при- нципиально или в силу сложившихся обстоятельств существуют в социокультурном пространстве, допускающем их иждивенческое существование. Там, где им это доступно, они пользуются культур- ными инновациями, созданными другими людьми. Однако также паразитическим способом: вещи крадутся и перепродаются; не- умело используются, преимущественно разрушаются и т. п. Чаще всего, однако, большинство культурных инноваций прямо не затра- гивает таких людей, находясь за пределами их жизненного мира. Разумеется, новые сложные объекты, процессы, явления культуры в качестве общего социокультурного контекста оказывают на них косвенное влияние, но не осваиваются. Несмотря на социокуль- турные различия представителей обеих групп объединяет полное нежелание иметь дело с чем-то выходящим за пределы их непос- редственного личного опыта, обесценивание знания, стремление сузить горизонты культуры. Конструктивная ориентация на недостаточную освоенность культурных инноваций проявляется в попытках овладеть новыми знаниями и навыками. Люди, придерживающиеся ее, готовы за- трачивать время и усилия на обучение и переобучение необходи- мым в современных условиях видам деятельности; использовать полученный опыт для улучшения условий своего существования. В ходе освоения нового они обычно активно привлекают доступ- ный им культурный потенциал: - интенсифицирует- ся использование объективированной информации; - более частыми становятся межличностные контакты, позволя- ющие им непосредственно обмениваться накопленным опытом; - активизируются процессы культурной диффузии: из более развитых источников черпаются образцы знаний, навыков, технологий, а также способов и каналов их освоения. Такие люди объединяются, чтобы научиться владеть новыми элементами окружения, восстановить и не утрачивать контроль над динамич- ной жизненной средой в необходимой полноте. Они утверждают в обществе ценности образованности, компетентности, ответствен- ности, сложности и утонченности культурного опыта. Расхождение между необходимостью и нежеланием рацио- нально согласовывать действия. Социальная значимость проблемы, обусловленной расхождением между необходимостью и нежела- нием действовать рационально, связана с ослаблением в обществе функциональных связей, действенности нормативных регуляторов социокультурной жизни и, наоборот, с усилением ценности межличностных отношений, управляемых взаимными ситуатив- ными эмоциональными реакциями. Такое положение дел характе- ризуется снижением уровня социальной организации в обществе, раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия обусловленным ослаблением и упрощением его инсти- тутов. Их дезинтеграция проявляется в том, что устаревают, но не за- меняются новыми, адекватными изменившимся условиям, нормы и правила социального взаимодействия. Соответственно люди, убедившиеся в неэффективности ранее установленных предписаний, перестают следовать им. В результате каждый начинает все более вольно трактовать свои права и обязанности и все менее считаться с ожиданиями других. Таким образом, интег- рированность социальных систем снижается. Дедифференциация связана с тем, что структура социальной системы постепенно утрачивает четкие очертания, а ее элементы утрачивают функциональную необходимость. Часть из них поглащается другими, более сильными; часть — про- должает существовать, не неся полезной нагрузки; часть — раз- рушается. В результате структура системы размывается, границы между ее элементами теряют определенность и она переходит в синкретичное, т. е. слабо упорядоченное состояние, при котором может выполнить только самые примитивные функции с низкой степенью эффективности. Люди реагируют на подобного рода про- цессы неодинаково. В таких условиях активно разрушительный тип реакции оп- ределяется направленностью на полную деструкцию системы и проявляется в попытках людей на словах и на деле доказать ее ненужность. Дисфункциональными становятся действия, нанося- щие вред как самой системе, так и ее окружению. В таких усло- виях люди разрывают имеющиеся между ними функци- ональные связи, а если и объединяются, то случайным образом и ненадолго, чтобы нанести очередной удар целостности системы. Рациональные основания для согласованного взаимодействия внутри нее ут- рачиваются, поскольку ее значимость для окружения сводится к минимуму. Люди перестают усматривать смысл в продолжении совершаемых ранее действий и переориентируют их на разрушение того, что они считают причиной своих неудач. При подобном состоянии системы даже активное внешнее воздействие, например, распоряжения вышестоящей организа- ции или сильный лидер, не смогут упорядочить ее. Рациональное объединение тех, для кого характерна разрушительная ориентация, для выполнения совместных действий невозможно, поскольку они по инерции будут придерживаться ее поодиночке или в случайных быстро распадающих- ся группировках. Пассивная позиция обычно способствует переходу социальной системы в состояние деграда- ции, которое может сохраняться неопределенно долго. Отказ от ра- ционального решения проблемы приводит к ее воспроизведению. А нежелание терять занимаемые в рамках системы социальные по- зиции удерживает людей от разрушительных действий или отка- за от участия. Соответственно их вялые усилия направлены лишь гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии на удержание собственных позиций. Это обычно осуществляется несколькими способами. Во-первых, на индивидуальном уров- не проявляется так называемая псевдо– или квазидеятельность1. В этом случае сохраняется видимость целесообразной активнос- ти, которая не приводит ни к каким социально полезным резуль- татам. Во-вторых, случайные группировки спорадически объединяются, направляя усилия на сохранение статус кво. В этих формах сохраняются социально бес- полезные функциональные подразделения, рабочие места, долж- ности и звания, обеспечивающие определенные социальные позиции с сопутствующими благами. В-третьих, в контексте межлич- ностных отношений осуществляется взаимная бытовая помощь и эмоциональная поддержка, позволяющие людям оттеснить трево- гу и страх перед неопределенностью, непредсказуемостью воздействий внешней среды, собственной беспомощностью в этих условиях. Они остаются в рамках системы на любых социальных позициях, поскольку последние для них лишь средство инерционно сохра- нять сложившиеся отношения взаимной поддержки, которые ока- зыаются для них важнее, чем престиж или продвижение в карьере. Соответственно их активность не становится вкладом в эффектив- ное решение проблемы. Таким образом, пассивная реакция на не- обходимость рациональной организации социального взаимодейс- твия в проблемной ситуации ведет к увеличению степени дисфун- кциональности системы. Люди с конструктивной ориентацией в такой ситуации вынуж- дены рационально согласовывать друг с другом свои действия, по- нимая, что социально значимая проблема на индивидуальном уров- не неразрешима. Соответственно их организованные совместные усилия направлены не просто на сохранение системы, к которой они принадлежат, но на поддержание ее целесообраз- ности. Необходимость такой организации в условиях нормативной неопределенности, исчерпанности предыдущих культурных об- разцов предполагает затрату дополнительных усилий на совмест- ную выработку частных механизмов регуляции взаимодействия в конкретных условиях. Воспроизведение его позитивных результатов также требует специальных усилий. Соответственно людям приходится рационализировать свои действия по нескольким направлениям: — для определения того, какие совместные действия будут функ- циональными для решения проблемы; — для организации взаимодействия, направленного на реализа- цию этих функций; 1 Термины, введенные в употребление Т.М. Дридзе. См.: Текстовая деятель- ность в структуре социальной коммуникации. М., раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия — для выработки и поддержания регуляторов взаимодействия и от- ношений в проблемной ситуации; — для оценки качества результатов взаимодействия и корректи- ровки его направленности. Разумеется, эффективность функционирования социаль- ной системы при таких обстоятельствах не может быть высокой. Однако, благодаря рациональной организации она не разруша- ется, как при активной деструкции, и не утрачивает целесооб- разности, как при пассивном воспроизведении. В этом случае со- гласованность интеракции ее членов становится залогом не только ее предохранения от разрушения, но и выполнения со- циально полезных функций, направленных на решение социально значимой проблемы. При организации взаимодействия в проблемных ситуациях следует принимать во внимание их ти- пологию и тенденции соответствующего поведения людей. Благодаря этому знанию у людей появляется возможность в каждом конкретном случае более точно определить подходящую стратегию совместных действий и форму их органи- зации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|