Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации.




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возможность рациональным образом решить общественно значимую проблему

обусловлена действием индивидуальных и социальных меха-

низмов, подготавливающих людей к этому. Если в культуре не су-

ществует стандартных способов справиться с ней,

то напряженность, неопределенность ситуации возрас-

тают, и среди ее участников распространяется ощущение тревоги

и беспокойства. Стремление преодолеть эти состояния становится

побудителем к более эффективным действиям и благоприятствует

переходу от случайных проб и ошибок к целенаправленному по-

иску, к специальной организации социального взаимодействия и коммуникации для

выработки и реализации соответствующих решений. В этом случае

определение проблемной ситуации предполагает ряд процедур:

– оценить по обозначенным выше показателям социальную зна-

чимость проблемы;

– выявить степень восприимчивости и готовности заинтересо-

ванных людей к ее рациональному решению;

– определить тип организации и стратегии социального взаимо-

действия подходящих для ситуации.

Определение границ проблемной ситуации. При определении

проблемной ситуации следует принимать во внимание, что она мо-

жет распространяться либо в рамках отдельной социокультурной

единицы, либо в больших масштабах. В первом случае речь идет

о реорганизации форм социального взаимодействия, которая до-

ступна акторам в контексте окружения, представляющего собой

поле реализации соответствующих возможностей.

Во втором случае затруднения могут осознаваться людьми

либо ошибочно как специфичные, либо адекватно как общесоци-

альные. Однако оказывается, что в культуре не существует стан-

дартных способов их преодоления. Соответственно необходимы

изменения моделей социального взаимодействия, т. е. формооб-

разующих характеристик, таких как определение ситуации, выбор

соответствующих социокультурных технологий. Это осуществля-

гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии

ется в двух планах:

- «фоновый», обусловленный

наличием социально значимой проблемы независимо от особен-

ностей функционирования конкретной социальной единицы;

- ситуативный, где такая проблема имеет конкретные

формы выражения.

Социальная эффективность решения проблемной ситуации,

т. е. его приемлемость для других и высокая вероятность улучше-

ния положения дел, существенным образом зависит от степени го-

товности ее участников рационально преодолевать имеющиеся за-

труднения. Соответственно механизмы кристаллизации структур

взаимодействия должны соответствовать проблемообразующим

факторам.

Стадии формирования отношения людей к проблемной ситу-

ации. Как известно, значимая проблема любого масштаба в начале

ее массового осознания ощущается людьми как личностная. Люди,

будучи членами определенных социальных групп и организаций,

прежде всего на индивидуальном уровне убеждаются в неэффек-

тивности устаревших культурных образцов, ценностей, норм для

преодоления имеющихся у них затруднений. Чувство тревоги и

беспокойства в этом случае побуждает их к поисковой актив-

ности. При отсутствии в культуре стандартных способов решения

проблемы существенно увеличивается степень разнонаправлен-

ности поисков. Появляются вначале единичные, а затем множес-

твенные «отклонения« от ранее принятых в обществе регуляторов

социальных отношений. Их интегративные функции ослабевают.

Активность людей размывает ранее установленные нормативные

рамки; разрушаются структуры связей внутри социальных систем;

существенно и ощутимо ослабевает эффективность их функцио-

нирования; уменьшается количество благ, ранее обеспечиваемых

их членам за счет адекватного выполнения предписанных дейс-

твий. В результате вокруг всего этого образуется поле социальной

дезорганизации, последствия которого зависят от характера как

«фоновой» социально значимой проблемой ситуации, так и специ-

фичных для различных социальных систем затруднений.

Одновременно в этом поле постепенно, на индивидуальном и

межличностном уровне, путем проб и ошибок начинают форми-

роваться вначале образы, а затем и рациональные представления

о проблемной ситуации: определяются ее источники; текущие и

возможные негативные последствия; необходимые для ее преодо-

ления ресурсы и способы деятельности; характер и признаки выхо-

да из нее. Социальная значимость проблемы активизирует обмен

информацией между людьми об альтернативных возможностях та-

кого рода. Интенсивная социальная коммуникация сопровождает-

ся процессами их формирования, сравнения и оценки; отбора на-

иболее приемлемых для совместной реализации; кристаллизации

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия групп, ориентированных на каждую из них. Иными словами, они

становятся основанием новых границ групповой дифференциации

в обществе. Соотношение сил в ее рамках, степень расхождения

в определении ситуации обуславливают интенсивность и направ-

ленность социокультурной динамики.

Когда проблема воспринимается в массовом масштабе как

личная и не имеет разделяемых групповых определений, перед

каждым социальным агентом открывается широкий круг возмож-

ностей выдвинуть и отстоять свое определение ситуации и на его

основаниях предложить направление совместных действий. Они

сохраняются и на стадии кристаллизации групповых представле-

ний о ситуации и форм активности в ее пределах. Однако теперь

агенту приходится считаться с ними и адресовать свои предложения

тем, для кого они приемлемы. Если же в обществе сложилось не-

сколько различных позиций, это означает децентрированность оп-

ределений ситуации, когда существует несколько равносильных,

из которых одни являются точными и реалистичными, а другие —

нет. В таких условиях предлагаются различные модели социаль-

ного взаимодействия, направленного на выработку и реализацию

социально значимых решений. Следует подчеркнуть, что обычно

по-разному и не всегда адекватно оценивается соотношение обще-

социальной и специфичной для системы проблем: чаще всего пре-

увеличивая значимость либо одной, либо другой. И эти различия

оказывают существенное влияние на способы и содержание транс-

лируемого социокультурного опыта.

Типы реакций людей на проблемную ситуацию. Реакции лю-

дей на проблемную ситуацию неодинаковы. В общем виде, со-

гласно парадигме А. Адлера можно выделить четыре базовых типа

реакций: активно-деструктивный (агрессия), пассивно-деструк-

тивный (деградация), активно-конструктивный (инновация), пассивно-конс-

труктивный (поддержание наличного положения дел)1. При агрессивной ориентации

в проблемной ситуации люди стремятся разрушить те

факторы, которые, по их мнению, порождают ее. Она характеризу-

ется возбужденностью, повышенной эмоциональностью, деструк-

тивной активностью, сужением поля восприятия, ослаблением ме-

ханизмов регуляции поведения. Деструктивность может быть на-

правлена на окружение социокультурной единицы или внутрь нее.

В первом случае люди стремятся найти виновников своих затруд-

нений вовне и нейтрализовать их путем резких нападок, критики,

борьбы. Во втором — в группе начинаются взаимные обвинения,

1 Подробно об этом см.: Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1988; Дрид-

зе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995, с. 95–99;

Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М.: 1987. В данном случае

оба типа пассивного реагирования сводятся в один, поскольку для идеально-типи-

ческой модели различия между ними не имеют значения.

гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии

преследования и т. п. Таким образом, агрессивный тип ре-

агирования людей на проблемную ситуацию приводит к конфлик-

ту: межгрупповому, если агрессия направлена на окружающие их

группы; внутригрупповому — при обращенности

агрессии вовнутрь.

Пассивная реакция на проблемную ситуацию характеризуется

отказом людей от участия в ее решении и сопровождается депрес-

сивным состоянием, отсутствием побуждений к активности, стра-

хом перед новизной. В группах с такой доминантой усиливаются

тенденции к консолидации, формированию оборонительной пози-

ции по отношению к возможным изменениям. Избежание реше-

ния проблемы может носить внутригрупповой характер или быть

связанным с поиском поддержки вовне. В первом случае ресурсы

расходуются на сохранение группового статус-кво. Во втором —

предпринимаются некоторые попытки объединиться с себе по-

добными, дабы усилить пассивную оборону в отношении перемен.

Соответственно такой тип реагирования вызывает внутригруппо-

вые и межгрупповые тенденции к консолидации консервативных

сил вокруг разделяемых культурных образцов, ценностей, норм,

оправдывающих их неучастие в решении проблемы.

Конструктивный тип реагирования на проблемную ситуацию

характеризуется активной направленностью людей на ее разрешение

без деструктивных последствий для себя и окружения.

Он отличается стеничным, состоянием личностной мобилизации,

попытками взаимодействовать с проблемообразующими факто-

рами так, чтобы путем различных комбинаций и переструктури-

рования отношений с ними найти удовлетворительное решение

проблемы, приемлемое и для социокультурной единицы, и для ее

окружения. В этом случае члены группы становятся инициатора-

ми поиска эффективных форм интеракций.

Внутри группы это способствует выбору формы

социального взаимодействия, открытого для корректировки. В от-

ношениях группы с окружением доминирует стремление нейтра-

лизовать или нормировать факторы, обусловливающие наличие

проблемы в более широком социокультурном контексте. Таким

образом, конструктивное поведение обеспечивает широкое поле

для переговоров и торгов на обоих

уровнях.

Следует подчеркнуть, что перечисленные типы реагирования

на проблемную ситуацию — это теоретические идеализации, кото-

рые редко встречаются в реальности и в чистом виде. Обычно речь

идет об их смешанных проявлениях, хотя всегда можно

заметить определенную организующую доминанту: агрессивную,

пассивную или конструктивную. В рамках социальных систем,

даже с ярко выраженными типами реакции на проблемную си-

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

туацию, отнюдь не все участники ведут себя одинаково. Всегда в

каждой из них имеются проявления всех трех типов. Однако одни

из них на какое-то время становятся преобладающими, оттеснют

на задний план, подавляют побуждения действовать иным образом.

Именно этим объясняются возможности перехода от одной ориен-

тации в решении проблемы к другой как внутри группы, так и в ее

отношениях с окружением.

Предпосылки организации социального взаимодействия в

проблемной ситуации1.

В соответствии с определением источников

можно выделить типы социально значимых проблем, определяю-

щие области социокультурного пространства их распространения.

Это предполагает специальную концентрацию ресурсов и органи-

зацию социального взаимодействия при условии, что в обществе

существует стремление преодолеть проблемную ситуацию.

Расхождение между массовыми запросами и возможностями

их удовлетворения. Расхождение между запросами и возможнос-

тями их удовлетворения в определенном локусе приобретает фор-

му социально значимой проблемы при достижении массового мас-

штаба. Такая ситуация характерна для модернизирующегося об-

щества, когда новые социокультурные образцы — товары, услуги,

ценностные ориентации, нормы отношений, мнения, суждения и

т.п. — распространяются благодаря проникновению из более разви-

тых стран, с одной стороны, и наличию более модернизованных об-

ластей социо-культурного пространства — с другой. Качественные

характеристики таких артефактов определяют массовый интерес

к ним и желание использовать их в повседневной жизни. Однако

низкая скорость и неравномерная распредленность

модернизационных процессов, ориентированность в первую оче-

редь на использование результатов модернизации, а не на форми-

рование ее предпосылок на институциональном уровне, обуслов-

ливают невозможность удовлетворить такой спрос и вызывает со-

ответствующие реакции. Активно- разрушительный тип поведения

приобретает в этом случае две базовые ориентации. Одна связана

с враждебностью к проявлениям модернизации. Люди объединя-

ются, чтобы оказывать сопротивление их проникновению и рас-

пространению в обществе, вступать в борьбу с их

носителями, возбуждать общественное мнение против соответствующих

процессов и тем самым попытаться разрушить новые

запросы. Другая обусловлена стремлением определенных групп

людей захватить контроль над такими образцами (проникновени-

ем, распространением, пользованием), а также принуждать других

следовать им. Они объединяются, чтобы усилить запросы, вызвать

массовое недовольство их недостаточной удовлетворенностью,

1 Подробнее о типах проблемных ситуаций см.: Дридзе Т.М., Орлова Э.А., Ос-

новны социокультурного проектирования. М.: 1995.

гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии

вести борьбу с противниками модернизации, пытаясь разрушить

таким образом существующее в обществе сопротивление измене-

ниям. Следует подчеркнуть, что в обоих случаях проявляются де-

структивные тенденции, распознаваемые по занимаемой позиции

«против»: против модернизации в первом

случае; против ее недостаточно быстрого осуществления и тех, кто тор-

мозит или не принимает ее, — во втором.

При пассивной позиции

выраженность новых запросов сочетается с отсутствием

побуждений проявлять активность, направленную на их удовлет-

ворение собственными силами. Одни люди группируются вокруг

сохранения привычных культурных стереотипов: им прида-

ется статус «традиционных ценностей», «культурного наследия»;

вокруг них создается атмосфера поклонения вплоть до наделения

их сакральным смыслом. Другие объединяются с целью обесцени-

вания новых запросов. Признавая в принципе позитивное значе-

ние модернизационных образцов, эти люди подчеркивают, что

без них можно обойтись, и порой вполне убедительно доказывают

свою позицию. Таким образом, в обоих случаях проявляется же-

лание защититься от культурных новшеств, особенно

от необходимости обучаться их созданию. Они согласны скорее

свернуть собственные запросы и отстаивать ценность следования

привычным, хотя и неэффективным культурным стереотипам, не-

жели мобилизовать усилия для активизации модернизационных

процессов.

Конструктивный тип поведения определяется ориентацией

людей на приведение условий своего существования в соответс-

твие с изменяющимися запросами. Они объединяются, чтобы об-

новить элементы своего окружения, создать на институциональ-

ном и/или обыденном уровне предпосылки для воспроизведения

собственными силами тех модернизационных образцов — вещей,

знаний, технологий, качества жизни, — которые при заимство-

вании извне оказались наиболее приемлемыми. Часть людей при

таком подходе ориентирована на полное обновление тех элемен-

тов окружения, которые обеспечивают удовлетворение изменив-

шихся запросов. Они совместно осваивают, адаптируют,

изобретают социокультурные новшества для ут-

верждения их значимости в современном образе жизни. Другие,

следуя изменившимся интересам, предпочитают опираться в основ-

ном на имеющиеся элементы окружения. Своими взаимодействиями и коммуникациями они помогают

модернизировать, рекомбинировать такие элементы и

с минимальным обновлением собственными силами создают воз-

можности для улучшения качества жизни. В обоих случаях прояв-

ляется ориентация на модификацию элементов окружения в со-

ответствии с собственными ориентациями, а где это оказывается

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

невозможным, — на переориентацию запросов, но в модернизаци-

онном, а не в традиционалистском направлении.

Неосвоенность культурных инноваций. Расхождение между

привычными стереотипами поведения и изменившимися услови-

ями жизни проявляется как социально значимая проблема в мас-

совой неосвоенности культурных инноваций. Речь идет о том, что

при наличии в обществе достаточно высокого культурного потен-

циала — знаний, навыков, ценностных ориентаций и т. п. — многие

социально полезные его элементы не используются людьми в про-

фессиональной и обыденной жизни, т. е. по сравнению с величи-

ной, он реализуется в непропорционально низкой степени. И хотя

в принципе он составляет источник ресурсов для освоения куль-

турных инноваций, общепринятые способы его использования не

соответствуют этой цели.

Люди, занимающие активно разрушительную позицию, стре-

мятся уничтожить или обесценить элементы нового в культуре.

Они предпринимают попытки блокировать пути освоения культур-

ных инноваций. Такая ориентация принимает различные формы.

Это может быть воинствующий консерватизм, представленный в

идеологиях национализма, религиозного фундаментализма, любой

другой социально– групповой непримиримости. Сюда же относят-

ся контркультурные идеологии, в рамках которых неосвоенность

культуры вообще становится центральным принципом существо-

вания. Наконец, следует упомянуть эзотерические культуры, слож-

ные практики которых помогают их хранителям игнорировать меняющиеся

элементы окружения. Каждая из подобных культурных форм

предполагает свои средства объединения людей против освоения

нового. Общее же для них — это активное сопротивление импера-

тивам адаптации в меняющихся условиях.

Люди, пассивно отказавшиеся от освоения культурных иннова-

ций, пытаются не обращать на них внимание. Одни занимают

социокультурные ниши, связанные с низкой культурной компетен-

тностью, обеспечивающей, однако, им вполне сносное существова-

ние. В условиях модернизирующегося общества, еще не достигше-

го постиндустриальной стадии, подобного рода группы составляют

работники низкой квалификации, в том числе те кто занимает зна-

чимые позиции в сферах управления, образования, науки, права и

т. п. Они объединяются, чтобы лоббировать

против повышения уровня культурной профессиональной компе-

тентности в массовом масштабе. Это проявляется в пропаганде ценностей

индивидуального практического опыта, в упорной ориентации на частные вопро-

сы, консервативные системы производства, управления, образова-

ния; в сопротивлении социальной необходимости высокого уровня

образованности, генерализованной, абстрактной формы знания,

теоретического обоснования решения социокультурных проблем.

гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии

Другие составляют марги-

нализированнй, люмпенизированный слой общества. Они при-

нципиально или в силу сложившихся обстоятельств существуют в

социокультурном пространстве, допускающем их иждивенческое

существование. Там, где им это доступно, они пользуются культур-

ными инновациями, созданными другими людьми. Однако также

паразитическим способом: вещи крадутся и перепродаются; не-

умело используются, преимущественно разрушаются и т. п. Чаще

всего, однако, большинство культурных инноваций прямо не затра-

гивает таких людей, находясь за пределами их жизненного мира.

Разумеется, новые сложные объекты, процессы, явления культуры

в качестве общего социокультурного контекста оказывают на них

косвенное влияние, но не осваиваются. Несмотря на социокуль-

турные различия представителей обеих групп объединяет полное

нежелание иметь дело с чем-то выходящим за пределы их непос-

редственного личного опыта, обесценивание знания, стремление

сузить горизонты культуры.

Конструктивная ориентация на недостаточную освоенность

культурных инноваций проявляется в попытках овладеть новыми

знаниями и навыками. Люди, придерживающиеся ее, готовы за-

трачивать время и усилия на обучение и переобучение необходи-

мым в современных условиях видам деятельности; использовать

полученный опыт для улучшения условий своего существования.

В ходе освоения нового они обычно активно привлекают доступ-

ный им культурный потенциал:

- интенсифицирует-

ся использование объективированной информации;

- более частыми становятся межличностные контакты, позволя-

ющие им непосредственно обмениваться накопленным опытом;

- активизируются процессы культурной диффузии: из

более развитых источников черпаются образцы знаний, навыков,

технологий, а также способов и каналов их освоения.

Такие люди

объединяются, чтобы научиться владеть новыми элементами

окружения, восстановить и не утрачивать контроль над динамич-

ной жизненной средой в необходимой полноте. Они утверждают в

обществе ценности образованности, компетентности, ответствен-

ности, сложности и утонченности культурного опыта.

Расхождение между необходимостью и нежеланием рацио-

нально согласовывать действия. Социальная значимость проблемы,

обусловленной расхождением между необходимостью и нежела-

нием действовать рационально, связана с ослаблением в обществе

функциональных связей, действенности нормативных регуляторов

социокультурной жизни и, наоборот, с усилением ценности

межличностных отношений, управляемых взаимными ситуатив-

ными эмоциональными реакциями. Такое положение дел характе-

ризуется снижением уровня социальной организации в обществе,

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

обусловленным ослаблением и упрощением его инсти-

тутов. Их дезинтеграция проявляется в том, что устаревают, но не за-

меняются новыми, адекватными изменившимся условиям, нормы

и правила социального взаимодействия. Соответственно люди, убедившиеся в неэффективности ранее установленных предписаний, перестают следовать им. В результате каждый

начинает все более вольно трактовать свои права и обязанности и

все менее считаться с ожиданиями других. Таким образом, интег-

рированность социальных систем снижается. Дедифференциация

связана с тем, что структура социальной системы постепенно утрачивает четкие очертания, а ее элементы

утрачивают функциональную необходимость.

Часть из них поглащается другими, более сильными; часть — про-

должает существовать, не неся полезной нагрузки; часть — раз-

рушается. В результате структура системы размывается, границы

между ее элементами теряют определенность и она переходит в

синкретичное, т. е. слабо упорядоченное состояние, при котором

может выполнить только самые примитивные функции с низкой

степенью эффективности. Люди реагируют на подобного рода про-

цессы неодинаково.

В таких условиях активно разрушительный тип реакции оп-

ределяется направленностью на полную деструкцию системы

и проявляется в попытках людей на словах и на деле доказать ее

ненужность. Дисфункциональными становятся действия, нанося-

щие вред как самой системе, так и ее окружению. В таких усло-

виях люди разрывают имеющиеся между ними функци-

ональные связи, а если и объединяются, то случайным образом и

ненадолго, чтобы нанести очередной удар целостности системы.

Рациональные основания для согласованного взаимодействия внутри нее ут-

рачиваются, поскольку ее значимость для

окружения сводится к минимуму. Люди перестают усматривать

смысл в продолжении совершаемых ранее действий и переориентируют их на разрушение того, что они считают причиной своих неудач. При подобном состоянии системы даже активное внешнее

воздействие, например, распоряжения вышестоящей организа-

ции или сильный лидер, не смогут упорядочить ее. Рациональное

объединение тех, для кого характерна разрушительная ориентация, для

выполнения совместных действий невозможно, поскольку они по

инерции будут придерживаться ее поодиночке или в случайных быстро распадающих-

ся группировках.

Пассивная позиция обычно способствует

переходу социальной системы в состояние деграда-

ции, которое может сохраняться неопределенно долго. Отказ от ра-

ционального решения проблемы приводит к ее воспроизведению.

А нежелание терять занимаемые в рамках системы социальные по-

зиции удерживает людей от разрушительных действий или отка-

за от участия. Соответственно их вялые усилия направлены лишь

гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии

на удержание собственных позиций. Это обычно осуществляется

несколькими способами. Во-первых, на индивидуальном уров-

не проявляется так называемая псевдо– или квазидеятельность1.

В этом случае сохраняется видимость целесообразной активнос-

ти, которая не приводит ни к каким социально полезным резуль-

татам. Во-вторых, случайные группировки

спорадически объединяются, направляя усилия на сохранение

статус кво. В этих формах сохраняются социально бес-

полезные функциональные подразделения, рабочие места, долж-

ности и звания, обеспечивающие определенные социальные

позиции с сопутствующими благами. В-третьих, в контексте межлич-

ностных отношений осуществляется взаимная бытовая помощь и

эмоциональная поддержка, позволяющие людям оттеснить трево-

гу и страх перед неопределенностью, непредсказуемостью воздействий

внешней среды, собственной беспомощностью в этих условиях.

Они остаются в рамках системы на любых социальных позициях,

поскольку последние для них лишь средство инерционно сохра-

нять сложившиеся отношения взаимной поддержки, которые ока-

зыаются для них важнее, чем престиж или продвижение в карьере.

Соответственно их активность не становится вкладом в эффектив-

ное решение проблемы. Таким образом, пассивная реакция на не-

обходимость рациональной организации социального взаимодейс-

твия в проблемной ситуации ведет к увеличению степени дисфун-

кциональности системы.

Люди с конструктивной ориентацией в такой ситуации вынуж-

дены рационально согласовывать друг с другом свои действия, по-

нимая, что социально значимая проблема на индивидуальном уров-

не неразрешима. Соответственно их организованные совместные

усилия направлены не просто на сохранение системы,

к которой они принадлежат, но на поддержание ее целесообраз-

ности. Необходимость такой организации в условиях нормативной

неопределенности, исчерпанности предыдущих культурных об-

разцов предполагает затрату дополнительных усилий на совмест-

ную выработку частных механизмов регуляции взаимодействия в

конкретных условиях. Воспроизведение его позитивных результатов

также требует специальных усилий.

Соответственно людям приходится рационализировать свои действия

по нескольким направлениям:

— для определения того, какие совместные действия будут функ-

циональными для решения проблемы;

— для организации взаимодействия, направленного на реализа-

цию этих функций;

1 Термины, введенные в употребление Т.М. Дридзе. См.: Текстовая деятель-

ность в структуре социальной коммуникации. М.,

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

— для выработки и поддержания регуляторов взаимодействия и от-

ношений в проблемной ситуации;

— для оценки качества результатов взаимодействия и корректи-

ровки его направленности.

Разумеется, эффективность функционирования социаль-

ной системы при таких обстоятельствах не может быть высокой.

Однако, благодаря рациональной организации она не разруша-

ется, как при активной деструкции, и не утрачивает целесооб-

разности, как при пассивном воспроизведении. В этом случае со-

гласованность интеракции ее членов становится залогом не только

ее предохранения от разрушения, но и выполнения со-

циально полезных функций, направленных на решение социально

значимой проблемы.

При организации взаимодействия в проблемных

ситуациях следует принимать во внимание их ти-

пологию и тенденции соответствующего

поведения людей. Благодаря этому знанию у людей появляется

возможность в каждом конкретном случае более точно определить

подходящую стратегию совместных действий и форму их органи-

зации.

 


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7