Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение проблемной ситуации




В рамках социальных отношений наступает момент, когда под

влиянием внутренних или внешних факторов их динамические

формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы вос-

становления отсутствуют. Например, личность с определенным

социальным положением и профессиональной подготовкой при

неблагоприятных условиях более не может поддерживать при-

емлемый для нее уровень жизни. Производственная единица при

наличной материально-технической оснащенности теряет партне-

ров и рынки сбыта. У организации (партии, социального, полити-

ческого движения) при имеющейся структуре уменьшается количество

сторонников. Институт (орган законодательной, исполнительной

власти) теряет свою социальную эффективность, т. е., несмотря на

предпринимаемые действия, ситуация, подконтрольная ему, ухуд-

шается. Такое положение дел можно назвать проблемной ситуаци-

ей. Она характеризуется следующими условиями:

– способы взаимодействия и коммуникации, их нормативные и

ценностные регуляторы перестают приводить к ожидае-

мым результатам;

– это представляется людям нежелательным;

– в ближайшем социокультурном окружении не находится соци-

ально приемлемых образцов нормализации ситуации.

Необходимость решить проблему побуждает людей не только

продолжать социальное взаимодействие, но одновременно менять

его формы методами проб и ошибок, заимствования новых образ-

цов, целенаправленного проектирования. Таким образом, на этот

период времени, во-первых, они несут двойную нагрузку и, во-вто-

рых, эффективность их совместных действий снижается.

Следует подчеркнуть, что порождают, определяют, разрешают

проблемные ситуации любого масштаба именно люди, а не группы,

организации, общества, культуры. Поэтому при анализе содержа-

ния социокультурного взаимодействия в их рамках, важно пони-

мать, что они переживают, как и с каким результатом действуют.

Основания типологии проблемных ситуаций.

Целенаправленное

использование образцов социального вза-

имодействия в проблемных ситуациях подразумевает рациональ-

ное отношение к ним. Это означает необходимость выявления обус-

ловливающих их факторов; вызываемых ими функциональных

нарушений; их краткосрочных и долговременных последствий.

В конечном счете речь идет о необходимости определения типа

проблемы.

гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии

Источники проблемы. Источниками проблем принято считать

расхождения между имеющимся и необходимым положением дел.

В социокультурной сфере такого их можно свести

к следующим основным (идеальным) типам.

Во-первых, несоответствие между запросами людей и возмож-

ностями их удовлетворения. У индивидов это проявляется как жела-

ние достичь более высокого уровня и качества жизни, социального

положения, престижа, самореализации. На уровне социокультур-

ных групп — это стремление избежать распада; увеличить степень

организованности, повысить социальный статус. Для организаци-

онной структуры — это ориентация на более эффективное функ-

ционирование, на расширение и укрепление внешних позиций.

Во-вторых, ситуация, когда стереотипные, привычные

формы отношений в изменившихся условиях

утрачивают свою функциональность. На индивидуальном,

групповом и организационном уровнях речь идет о степени куль-

турной компетентности, недостаточной для успешного достиже-

ния социально или индивидуально значимых результатов. Кроме

того, может обнаружиться, что сохранение наличных структур

взаимодействий и коммуникаций чревато ухудшением ситуации.

В-третьих, расхождение между необходимостью рационально

подойти к решению проблемы и нежеланием людей затрачивать

на это усилия. На индивидуальном уровне оно обычно проявляется

как неэффективные несистематизированные действия, настойчи-

вая демонстрация собственной независимости, индивидуальности.

Для групп последствием становится декомпозиция ро-

левой структуры, т. е. нарушение межличностных отношений, не-

определенность взаимных прав и обязанностей. В

организациях начинается дезинтеграция, т. е. разрушение

связей между составляющими и дисфункциональ-

ность, при которой эти единицы перестают отве-

чать на внешние запросы.

Такого рода расхождения можно считать необходимыми ус-

ловиями возникновения проблемной ситуации. Достаточным ус-

ловием становится неосвоенность или отсутствие в культуре об-

разцов (паттернов) взаимодействия и поведения в подобных обстоятельствах. Действительно, если люди не имеют знаний и навыков,

необходимых для упорядочения своих отношений с окружением,

любые их попытки исправить положение дел будут лишь ухудшать его.

Неэффективность их активности будет вызывать ответные нега-

тивные реакции окружения, необратимые изменения в отношениях

с ним, непредсказуемость его воздействий, внутренние индивиду-

альные или групповые напряжения.

При наличии в культуре образцов преодоления подобных затруд-

нений люди вполне могут заимствовать их и тем самым вне-

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

сти коррективы в свои отношения с окружением. Тем не менее

целесообразно считать такие ситуации проблемными. Во-первых,

переобучение индивидов и переструктурирование групп или ор-

ганизаций требуют определенного времени, в течение которого

обстоятельства для них продолжают оставаться неблагоприятны-

ми. Во-вторых, люди, как правило, инерционно продолжают вос-

производить неэффективные стереотипы поведения даже при их

негативных последствиях и не торопятся вносить в них изменения.

Эти обстоятельства способствуют ухудшению как внутреннего со-

стояния личности или социальной системы, так и качества их вне-

шней среды.

Однако возможны ситуации, при которых для преодоления

возникших расхождений в культуре не существует ни теоретичес-

ких, ни практических образцов. Такие ситуации можно считать

проблемными в полном смысле слова, и их появление и воспроизве-

дение становятся

признаком нарастания непредсказуемых последствий.

Их можно назвать социально значимыми.

Социальная значимость проблемы. Она определяется в соот-

ветствии со следующими поддающимися оценке параметрами:

– степень воспроизводимости в культуре: от уникальных до пов-

торяющихся из поколения в поколение. Примером первых могут

служить природные и антропогенные катастрофы.

Ко вторым относятся нарушения механизмов социализации, со-

циальные напряженности и кризисы;

– степень устойчивости: от проблем, решаемых в течение отдельных

периодов индивидуальной жизни, до принципи-

ально неразрешимых. Примером первых можно считать личные и

групповые поиски социальной позиции или культурной идентич-

ности в конкретном социокультурном контексте. Вторых — соци-

альное неравенство, правонарушения, злоупотребления властью;

– степень распространенности в обществе: от личностно специ-

фичных до актуально или потенциально общезначимых.

Так, плохая адаптированность в социокультурной среде может

быть личностной проблемой нерадивого индивида. Но она может

стать массовой при устаревании или разрушении институтов соци-

ализации;

– степень угрозы социальной безопасности: от нереализован-

ности индивидуальных желаний до физического или социального

выживания. В первом случае даже массовая неудовлетворенность

запросов на модные товары и услуги не вызывает необходимости

структурных изменений в обществе. Во втором - даже ло-

кальные проявления голода, нарушения территориальности, соци-

альных притеснений и т. п. чреваты угрозой социальному порядку.

Когда по большинству этих параметров проблема имеет вы-

сокую оценку и осознается в массовом масштабе, ее

гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии

можно определить как социально значимую. Ее распространение

ведет к непредсказуемым и нередко к необратимым последстви-

ям в обществе, поскольку активизируется действие определенных

социальных механизмов. Во-первых, наблюдается прямая зависи-

мость между ее значимостью и уровнем социальной

напряженности в обществе, затратами времени и уси-

лий в пробленой зоне. Она может стать источником деструк-

ций, дедифференциации, дезинтеграции социальных систем. Во-

вторых, концентрация жизненно важных ресурсов для

преодоления проблемы в одних областях социокультурного пространства ведет к их уменьшению и перераспреде-

лению в других. А это

означает возможность накопления в них нерешенных задач, т. е.

дополнительных затруднений. Таким образом,

в обществе формируется социально значимая проблемная ситуа-

ция. Она характеризуется воспроизведением факторов, обуслов-

ливающих порождение и распространение проблемы; массовым

осознанием ее наличия; отсутствием в культуре общепринятых

образцов ее решения.

Такого рода ситуации заключают в себе высокую вероятность

возрастания степени динамизма, изменчивости, неопределеннос-

ти социокультурной жизни. Во-первых, за счет проб и ошибок,

непредсказуемых последствий, вызываемых спонтанными попыт-

ками людей преодолеть свои затруднения. Во-вторых, из-за ин-

тенсификации процессов информационного обмена в обществе:

большая откровенность на межличностном уровне; гласность —

на общесоциальном. В-третьих, благодаря возрастанию степени

изменчивости в сфере социальных связей: разрываются прежние

групповые, межгрупповые, организационные отношения; распада-

ются ранее существовавшие группы и организации, формируются

многочисленные новые с подвижными и неопределенными функ-

циями и отношениями, бóльшая часть которых оказывается недол-

говечной. В-четвертых, по причине все бóльшего понимания людь-

ми неадекватности привычных культурных оснований и оправда-

ний стереотипных действий: они перестают быть эффективными,

не ведут к желаемому результату, их воспроизведение утрачивает

сначала личностный смысл, а затем и ценностную поддержку.

Попытки преодоления такого рода проблемных ситуаций ведутся на всех

уровнях социальной организации — индивидуальном, групповом,

общесоциальном. Они сопровождаются целым рядом измене-

ний в структурах социального взаимодействия, межличностной и

межгрупповой коммуникации, социокультурных отношений. Они

становятся разноориентированными; интерпретации проблемной

ситуации — разнородными. Поскольку решение проблемы требу-

ет времени и предполагает определенные затраты общественных

ресурсов, времени, человеческих усилий, вокруг ее конкретных

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

определений формируются группы большей или меньшей степе-

ни устойчивости, образующие динамичное социокультурное поле

разнонаправленных социальных взаимодействий и коммуникаций.

Эффективность таких «естественным» образом складывающихся

объединений может быть оценена в соответствии со следующими

показателями: готовность участников к совместному определению ситуации,

решению проблемы и наличие необходимых для этого ресурсов;

адекватное распределение функций в ходе совместных действий.

Лидеры организации таких интеракций должны распознавать и

использовать эти показатели. В противном случае любые попытки

извне придать взаимодействию рациональную форму вызовут не-

гативную реакцию со стороны его участников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...