Пусковые механизмы определения и решения социально значимой
Проблемной ситуации Социально значимую проблемную ситуацию характеризует массовое распространение представлений о неопределенности социокультурных норм и взаимных ожиданий; социальной напря- женности, тревожности. Одновременное действие этих факторов можно рассматривать как обобщенный показатель, или индекс такой ситуации. Определение его значения в различных областях социокультурного пространства позволяет дифференцировать потенциальные возможности измене- ния ситуации. Соответственно можно ожидать, что готовность к освоению и реализации определенных форм социального взаимодействия будет больше в тех группах, где показатель осознания проблемности си- туации и конструктивности выше. Социокультурная неопределенность в социальной системе. Неопределенность следует считать необходимым измерением про- блемного состояния социальной системы. Ведь адекватность ее функционирования в социокультурном окружении существенным образом зависит от поддержания самотождественности (идентич- ности) и предсказуемости. Понятие неопределенности применительно к социальной системе. Неопределенностью называется такое состояние социо- культурной системы, при котором ни ее члены, ни представители гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии ее окружения не имеют оснований для четкой идентификации ее структуры и функций, для предсказания результатов ее функци- онирования. Это понятие, как видно из определения, имеет отно- сительное, а не абсолютное значение. Иными словами некоррект- но утверждать, что система «является» неопределенной (раньше сказали бы «объективно неопределенной»). Правильнее говорить,
что у наблюдателя (внутреннего или внешнего) возникает представ- ление (так сказать, «субъективное») о нечеткости, неоднозначнос- ти, невоспроизводимости процессов, протекающих в ее пределах. Соответственно, когда речь идет о таком состоянии социокультурных объектов, всегда предполагается тот, кто его фиксирует. Совершенно очевидно, что степень его проявленности будет оцениваться по-разному. Констатируя неопределенность ситуации или состояния со- циальной системы, люди обычно приписывают это качество от- дельным классам культурных объектов по разным основаниям. Образцы поведения, деятельности, взаимодействия теряют опре- деленность, если они выглядят как случайные сцепления проб и ошибок, а не организованная последовательность целеориентиро- ванных действий; если их результаты оказываются непредсказу- емыми. Нечеткость критериев их оценок характеризуется тем, что предпочтения людей в отношении одних и тех же явлений в идентичных условиях оказываются различными. Нормы и прави- ла становятся неоднозначными при их внутренней противоречи- вости, когда некоторые предписания или запреты одновременно утверждаются и отрицаются. Культурный объект теряет в глазах наблюдателя идентичность, когда размываются его границы и форма. Неопределенность социальных структур констатируется, когда они утрачивают свойства интегративных и дифференциру- ющих механизмов по отношению к выполнению общественно зна- чимых функций. Источники социокультурной неопределенности. Источники социокультурной неопределенности следует соотнести с теми факторами, которыми определяются проблемные ситуации. Так, расхождение между общераспространенными стереотипами и изменив- шимися жизненными условиями порождает это состояние в области социализации. Люди теряют уверенность в том, что пред-
принимаемые ими действия будут координироваться с действиями других; что цели этих действий социально приемлемы; что на их основе возможно взаимодействие, обеспечивающее вознагражде- ние. В этой ситуации не существует общепринятых культурных об- разцов, которые можно было бы в готовом виде освоить, чтобы сде- лать социальное взаимодействие эффективным. Соответственно направленность и содержание социализации, т. е. представление об общезначимом культурном опыте, теряют четкость. раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия Расхождение между массовыми запросами и возможностями их удовлетворения в пределах имеющегося социального порядка вызывает институциональную неопределенность. Люди не находят официальных организационных структур, где могли бы законным образом удовлетворять свои запросы. Все попытки осуществить это в рамках имеющихся институтов оканчиваются неизмен- ными неудачами и разочарованиями, а незаконные пути вызывают негативные социальные санкции. Попытки представителей официальных органов перена- править интересы людей на существующие культурные ценности дают лишь кратковременный эффект, хотя и требуют приложения значительных усилий. Соответственно нарастающая неудовлет- воренность интересов и запросов порождает неопределенность в отношении правомерных социально приемлемых средств их реа- лизации. Она длится до тех пор, пока не сложатся институциональ- ные формы ее преодоления. Расхождение между необходимостью и нежеланием рацио- нально действовать в социально значимых проблемных ситуациях обусловливают состояние нормативной неопределенности. Люди перестают признавать ранее общепринятые социальные нормы из-за их неэффективности при попытках в изменившихся услови- ях достичь социально значимых целей: прочного общественного положения, престижа, власти, богатства, безопасности и т. п. Они начинают руководствоваться предпочтениями, вкусами, ситуатив- ными побуждениями, которые не являются — в отличии от норм — обязательными регуляторами социального взаимодействия. Многократность повторения несовпадений взаимных ожиданий и опре-
делений ситуаций приводит к тому, что люди теряют уверенность не только в соответствии собственных интересов, оценок, целей, способов действия аналогичным характеристикам других, но и в необходимости такого соответствия. В результате, отказываясь от устаревших и не имея новых общепризнанных прав и обязаннос- тей, требований и запретов, определяющих эффективность взаи- модействия в социально значимых ситуациях, люди сталкиваются с нормативной неопределенностью. Фоновый и пороговый уровни социокультурной неопреде- ленности. Сколь бы упорядоченным ни было состояние системы, в ее рамках всегда наличествуют некоторые зоны неопределеннос- ти. На уровне правовых норм они легитимизированы известной формулой «разрешено все, что не запрещено». Иными словами, там, где кончается действие общеобязательных правовых меха- низмов, в силу вступают свободные выборы, непред- писанные действия, спонтанные побуждения и т. п. Но и в случа- ях, когда удовлетворение запросов, приобретение культурного опыта, согласование действий регламентированы законом, поведение гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии людей регулируется неформальными нравами, обычаями, ритуалами. Когда они находятся в соответствии с нормами юридического права, стандартные ситуации социального взаимодействия имеют высокую степень согласованности и пред- сказуемости. Если же между ними существуют расхождения, то образуются зоны, где люди избирают способы действий, поведения, целедостижений, руководствуясь собствен- ными побуждениями. Неопределенность обнаруживается и между проявлениями соци- ально значимой активности, регламентируемыми общесоциальными и локальными нормами. Такие проявления в отношениях людей к окружению характерны для любой области социокультурного пространства. Так, в экономике существуют зоны риска и свободной конкуренции; в политике — закулисная актив- ность; в праве — ненормированные области социального поведе- ния; в религии — уровень профанного; в философии и науке — ин-
новации, выходящие за пределы доминирующей познавательной парадигмы; в искусстве не вписывающиеся в рамки господствую- щего стиля индивидуальные манеры или групповые направления художественной деятельности. В совокупности все это можно считать со- ставляющими так называемой фоновой неопределеннос- ти социокультурного пространства. Она существует параллельно с социокультурными порядками и лишь в критических ситуациях становится источником для каких-то их изменений. Однако расхождения между законом и обычным правом; групповыми идеологиями; общепризнанной познавательной па- радигмой и корпусом нового, не соответствующего ей знания; гос- подствующим стилем в искусстве и совокупностью новых худо- жественных направлений; религиозной доктриной и ересями и т.п. могут стать столь сильными и широко распространенными, что возникают затруднения в отыскании оснований для эффектив- ного социального взаимодействия. Действительно, в таких случаях нормативные и вненормативные феномены выравниваются в силе реального проявления, т. е. ранее действующие регулятивные механизмы перестают выполнять свою функцию. В то же время прежде считавшиеся маргинальными формы активности оказываются столь многочисленными, разноориентированными, а их носители столь уверенными в их функциональной целесообразности, что трудно отыскать основания для их обобщения и формирования но- вых общепризнанных порядков. В этом случае неопределенность в организации социального взаимодействия начинает нарастать. Своего порогового значения она достигает в обществе при одно- временном ослаблении действия социокультурных норм в рамках основных областей социокультурной организации — экономичес- кой, политической, правовой — а в группе или институциональной структуре — при их функциональной дезинтеграции и дедиффе- раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия ренциации, когда реализация индивидуальных интересов оказыва- ется более выгодной и экономичной в смысле затраты усилий, чем групповых или институциональных. Дифференциация неопределенности в пределах социаль- ной системы. Констатация социокультурной неопределенности в рамках социальной системы не означает равномерной распреде- ленности этого состояния по всем ее структурным составляющим. Ее дифференциация может быть оценена по ряду основных параметров. Во-первых, по интенсивности проявления в элементах или подсистемах. Так, в условиях проблемной ситуации одни функциональные единицы, например, руководство органи-
зации, могут сталкиваться с размыванием нормативных границ, регулирующих ее отношения с окружением. В то же время это не распространяется на других, например, исполнителей вспомога- тельных ролей, связанных с уборкой помещений, размножением материалов, секретарскими и т. п. обязанностями. Во-вторых, по степени понимания причин такого состояния. Так, членам организации, включенным одно- временно во внутренние и внешние связи и вынужденным практи- ческим образом реагировать на их изменения, приходится в боль- шей степени осознавать его источники, обнаружившиеся в рамках системы, чем исполнителям только внутрисистемных функций. В-третьих, по функциональной значимости единиц, в рамках ко- торых степень неопределенности оказывается особенно высокой. Если это относится к единицам, ответственным за при- нятие решений или их реализацию, то возможны серьезные нару- шения функционирования организации, чреватые необходи- мостью ее структурных изменений. Если же речь идет об отдельных исполнительских единицах, это может не повлечь никаких серьезных последствий для существующего порядка. Признаки проблемообразующего уровня неопределеннос- ти в ситуации. Ощущение неопределенности становится пусковым механизмом, побуждающим людей к активности. Поэтому важно знать, в каких зонах социокультурного пространс- тва это состояние проявляется и осознается наиболее сильно, ка- ковы его истоки, в каком направлении целесообразно действовать. Соответственно можно выделить те его наблюдаемые признаки, которые свидетельствуют о возможности измене- ний в системе. Прежде всего важно определить, о каком уровне — фоновом или пороговом — идет речь. Показателями фоновой неопределенности в рамках системы можно считать от- носительное безразличие участников к пропорции предписанных действий и свободных выборов в их ролевых функциях; относи- тельную независимость качества внешних «выходов» — матери- гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии ального продукта, социально значимых решений и обусловленных ими действий — от свободного выбора индивидов; относительную независимость степени их вознаграждения от существующей здесь пропорции согласованных и взаимонезависимых действий. К показателям порогового уровня можно отнес- ти негативное отношение участников к объемам свободы выбора в пределах их ролевых функций; ухудшение качества «выхода» системы в связи с их расширением; снижение вознаграждения из-за ослабления согласован- ности действий. При такой оценке следует принимать во внимание, что социальные системы по разному переживают это состояние. И тот уровень, который в одних организационных структурах воспринимается их членами как фоновый, в других может считаться пороговым, и наоборот. Соответственно следует говорить о характерном для каждого их типа индексе терпимости к неопределенности, для чего необхо- димо конкретизировать и выразить в наблюдаемых признаках ее источники. О неопределенности, вызванной расхождениями между запросами членов организации и их реальным удов- летворением можно судить по вербальному и невербальному поведе- нию людей. На вербальном уровне - это выражение общей осознаваемой неудовлетворенности, если запрос отчетливо не отрефлексирован и не сформулирован; недовольства по поводу отсутствия конкретных объектов, организа- ционных структур, социокультурного «пространства», удовлетво- ряющих запрос, если он осознан и сформулирован. На невербаль- ном уровне можно наблюдать усиление поисковой активности, не находящей выхода в приемлемых способах целедостижения. Показатели неопределенности, вызываемой расхождением между привычками людей и изменившимися условиями на вер- бальном уровне выражаются как недоумение по поводу того, что кажущиеся целесообразными действия не приводят к желаемым результатам. На невербальном уровне —усиление недоверия к ра- нее несомненным культурным образцам, ценностям, нормам; тен- денция к рефлексии в отношении неэффективности совершаемых действий и используемых оценок и нормативов. Показателями неопределенности, вызванной расхождением между необходимостью и нежеланием рационально действовать в социально значимых ситуациях на вербальном уровне можно счи- тать высказывание людьми недовольства поведением друг друга, его несоответствием взаимным ожиданиям. На невербальном уровне обнаруживается стремление индивидов сохранять относительную автономию, с од- раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия ной стороны, и в неэффективности этой позиции с точки зрения величины вознаграждения, экономии усилий, времени — с другой. Показатели значимости для системы имеющейся в ее рамках степени неопределенности формируются как суммарная оценка следующих факторов. Во-первых, соотношение количества функ- циональных единиц, в которых она проявляется и не выражена. Во-вторых, функциональная важность структурных единиц с наиболее интенсивными ее проявлениями. В-третьих, количество измерений, по которым она обнаруживается, и ее относительная величина по каждому из них. Эту сумму следует соотнести с характерным для рассматриваемой системы индексом терпимости к неопределенности для прогнозирования ее сохранения или изме- нения в проблемной ситуации. Тревожность в социальной системе. В динамике проблемной ситуации важная роль принадлежит тревожности. Как известно из многочисленных исследований, именно это состояние становится механизмом мобилизации людей к отысканию причин и путей пре- одоления любых нарушений в отношениях с окружением. Понятие тревожности. Тревожностью применительно к соци- окультурным отношениям можно считать личностное состояние, характеризующееся неприятным ощущением внутренней разба- лансированности; предчувствием неблагоприятных событий; бес- покойным желанием что-то делать, чтобы избавиться от подобных переживаний. Она обычно вызывается реальными причинами, такими как общие предпосылки социально значимых проблемных ситуаций. И не имеет значения, осознают люди их наличие или нет. Их устой- чивость нарушает социально приемлемую степень эффективности привычных стереотипов активности: они все чаще перестают при- водить к удовлетворительным результатам в массовом масштабе. В этом случае у людей нарастает тревожность, свидетельствующая о еще не осознанном неблагополучии в их отношениях с окруже- нием. Представления о ее источниках могут быть адекватными или иллюзорными. В первом случае речь идет об установлении реаль- ного соответствия между типом собственного поведения индивида и не удовлетворяющей его реакцией среды. Причем важным пока- зателем достоверности становится либо высокая частотность свя- зи между дейтсвием и неприемлемым ответом на него, либо сила негативного переживания, связанного с этим. Последнее обстоя- тельство порой вызывает неадекватное представление об источни- ке тревожности, поскольку сильная реакция иногда оказывается случайной. И если в первом случае побуждаемые этим состоянием действия могут привести к коррекции утратившей эффективность связи с окружением, отказу от нее или формированию новой, то во втором они не приведут к результатам, снимающим тревожность. гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии И чем более активными будут попытки индивида устранить ее при- чину, тем устойчивее она будет воспроизводиться. В первом случае она является полезным для индивида и системы состоянием, ука- зывающим на реальное неблагополучие в их связях с окружением и на конкретный его источник. Во втором - можно утверж- дать, что неблагополучие также существует. Однако ни сам инди- вид, ни внешний наблюдатель не могут установить подлинного его источника, поскольку при многократном неадекватном усилении она из временного личностного состояния переходит в устойчивое и утрачивает свои полезные функции. Источники тревожности. Источники тревожности вполне оп- ределимы, и каждому соответствуют специфичная на- правленность и способы действия, ведущие к установлению кон- троля над проблемной ситуацией. Во-первых, это расхождения, которые были выделены в качестве проблемообразующих. До тех пор пока они не осознаются в качестве таковых, люди продолжают воспроизводить привычные структуры взаимодействий, которые лишь ухудшают положение дел, способствуют нарастанию этого состояния. По мере того как некоторые начинают понимать его соци- окультурную причину, они выделяют класс ситу- аций, где их поведенеие является наименее эффективным. Дальше они могут изменить либо то, либо другое — в зависимости от собс- твенных возможностей. В этом случае уровень тревожности снижается. Во-вторых, это социокультурная неопределенность. Если в предыдущем случае состояние вызывается недостатком социо- культурных ресурсов, необходимых для эффективного социально- го взаимодействия, то теперь речь идет о затруднениях людей, свя- занных с ослаблением предпосылок для его осуществления. Люди либо утрачивают смысл своей деятельности, либо не знают своих прав и обязанностей, либо не понимают друг друга и т. п. Положение дел улучшается по мере совместного определения ситуации, установления разделя- емых представлений, взаимоприемлемых правил и норм взаимо- действия в рамках проблемной ситуации. Это происходит, даже если расхождения, вызвавшие такое состояние, не преодолеваются, поскольку достигается консенсус в отношении норм и правил существования в имеющихся условиях. В-третьих, в группе могут быть индивиды с нереалистичной тревожностью, которую они передают другим. В проблемной ситу- ации с характерными для нее дефицитом социально значимых ре- сурсов и ощущением неопределенности люди предрасположены с настороженностью и беспокойством воспринимать любую новую информацию. Такие индивиды постоянно являются источником неприят- ных слухов и предположений, резонанса соответствующих настро- ений. В этом случае улучшение настроений в группе достигается раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия за счет либо их вытеснения, либо осознанного общего недоверия к получаемой от них негативной информации. Фоновый и пороговый уровень тревожности как побудитель активности. При любом, даже самом спокойном и сбалансирован- ном состоянии социальной системы люди, каждый по отдельности, будут периодически испытывать состояние тревожности в связи с какими-то личными неурядицами. Такое положение дел не ведет не только к разрушению системы, но даже не вызывает в ней ника- ких серьезных изменений. Сложности начинаются тогда, когда зна- чительная часть людей испытывает это состояние и понимает, что оно не является индивидуально специфичным, скоропроходящим. При таких условиях можно с высокой вероятностью ожидать сле- дующих изменений в рамках групповой активности. Во-первых, усиливается интенсивность внутригрупповой коммуникации: люди стремятся ослабить ощущение тревоги, поделившись им друг с другом, совместно обсудив свои опасения и страхи. Во-вторых, в группе нарастает напряженность на внутриличностном и межличностном уровнях, которую можно рассматривать как по- казатель готовности части ее членов к активности, направленной на преодоление проблемной ситуации. В-третьих, усиливается стремление выработать совместное определение ситуации, чтобы реализовать эту готовность. Когда эти изменения начинают при- знаваться членами группы и становятся заметными сторонним на- блюдателям, можно говорить о том, что тревожность здесь достиг- ла порогового уровня, и люди реально готовы к поиску решения проблемы. Дифференциация тревожности в ситуации. Их сказанного следует, что нет смысла вычислять для системы какой-то усред- ненный уровень тревожности, свидетельствующий о степени ее готовности к изменениям. В то же время можно выделить изме- рения для дифференциации этого состояния, чтобы повысить точность при прогнозировании характера возможных изменений. Во-первых, степень интенсивности его проявлений в отдельных составляющих систем. Там, где сконцентрированы на- именее просвещенные люди со слабо развитыми навыками рефлек- сии и идентификации, страхи возникают быстро, чаще все- го без серьезных оснований, и удерживаются максимально долго, скорее блокируя, нежели мотивируя конструктивные побуждения. Люди с высоким уровнем культурной компетентности своевремен- но реагируют на существенные изменения ситуации, однако для них тревожность является показателем того, что нужно искать ис- токи неблагополучия и приемлемые способы его преодоления. Во- вторых, степень понимания истинных причин этого состояния. Так, наиболее продвинутые члены группы скорее поймут их, оценят их глубину и вероятность нейтрализации, чем наименее опытные гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии и подготовленные. В последнем случае следует ожидать нереалис- тичных объяснений этого состояния; спонтанных вспышек, бес- покойства, отсутствия его четкой фокусированности. В-третьих, распределение тревожности по социальным позициям. Сколь бы точно ни понимали ее причин люди, не имеющие доступа к при- нятию социально значимых решений, они не смогут повлиять на изменение ситуации. И, напротив, те кто, занимает властные пози- ции в системе, имеют возможность вносить в нее изменения даже при неадекватных и неустойчивых поводах для тревожности. Признаки проблемообразующего уровня тревожности. При рациональном решении проблемных ситуаций важно как можно точнее определить распределение тревожности в социальной сис- теме. Это позволит выявить не только те ее компоненты, в которых интенсивные проявления такого состояния обусловливают высокую готовность к пе- ременам, но и наиболее вероятный характер ожидаемых измене- ний. Соответственно следует выделить те наблюдаемые явления, которые могут быть использованы в качестве признаков и показа- телей такого распределения. Показатель порогового уровня строится на основании объеди- нения следующих необходимых признаков: – для значительной части членов группы характерно устойчивое состояние ситуативной тревожности; – высокий уровень недовольства этим состоянием; – формирование представления о том, что его причины преодолимы. В этом случае можно с вы- сокой вероятностью предполагать, что в социальной системе име- ется готовность к каким-то переменам. Их альтернативные направ- ления определяются для каждой из субсистем по набору следую- щих признаков: – степень реалистичности определения причин тревоги, которую можно представить как дистанцию между реальными факторами, обусловлива- ющими проблемную ситуацию, и представлениями о них; – степень доступности членам различных субсистем средств убеждения; – наличие в системе ресурсов, отвечающих каждому из источни- ков тревожности; – вероятность присоединения большинства членов системы к каждому из определений ситуации. Знание о содержании альтернатив определения источников тревожности и о степени их реалистичности является необходи- мым. Но оно не достаточно для оценки вероятного направления будущих изменений в системе. Для этого следует построить пока- затель социокультурного лидерства в системе в соответствии со следующими наборами признаков: раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия – формальная позиция групп с наиболее и наименее реалистич- ным определением источников пороговой тревожности: прямо связанная с принятием социально значимых решений и контролем над их реализацией; имеющая влияние на эти процессы; не влияю- щая на них; – неформальная позиция такого рода групп: формирующая об- щественное мнение; влияющая на него; не влияющая на него; – общая ориентация мнений в данной социальной системе: на формальных лидеров; на неформальных лидеров; на мнение боль- шинства; – различие между мнениями формальных и неформальных лиде- ров, с одной стороны, и оценка этих различий с точки зрения об- щей ориентации мнений в системе — с другой. Благодаря такой оценке выявляется определение источников тревожности, которое имеет высокую вероятность стать общепри- знанным. Это позволяет перейти к рассмотрению пускового ме- ханизма реальных действий, связанных с решением проблемной ситуации. Напряженность в социальной системе. Важным фактором, оп- ределяющим направленность поведения людей в проблемной ситу- ации, является уровень напряженности в отношениях между ними. Она представляет собой тот мобилизационный ресурс, который участники готовы затратить на преодоление причин — истинных или мнимых, — вызвавших пороговое значение тревожности. Определение понятия «напряженность». В контексте соци- окультурных отношений напряженность можно определить как состояние готовности к затрате усилий, направленных против препятствий на пути к решению проблемы. В условиях пороговой тревожности напряженность может проявляться в двух основных формах. Во-первых, в форме мобилизации усилий для длительного приложения совместных усилий к последовательному, постепен- ному преодолению затруднений. В этом случае состояние носит конструктивный характер и способствует упорядочению и орга- низации социального взаимодействия. Во-вторых, в форме побуж- дений к быстрому разрушению тех аспектов ситуации, которые ее участники считают источниками проблемы. В этом случае напря- женность имеет деструктивные последствия, выливаясь в агрес- сивное поведение, препятствующее упорядочению социального взаимодействия. В обоих случаях речь идет о стеничном состоянии людей, поэтому пассивный тип реагирования в данном случае не рассматривается. Источники напряженности в ситуации. Напряженность воз- никает в системе при условии длительной неразрешенности соци- ально значимых проблем. Это состояние может быть вызвано устойчивым расхождением между запросами и возможностями их удовлетворения. Его интенсивность увеличивается при отсутствии соответствующих институциональных средств. Лица с конструктивным типом реакции концентрируют индиви- гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии дуальные усилия на таких способах преодоления ситуации, ко- торые помогают, во-первых, обойти неэффективные существую- щие нормы, во-вторых, минимизировать усилия. Они не столько снижают свои требования, сколько в зазорах социетального институционального пространства стараются произвести необходимые товары, услуги, знания. Как правило, это происходит на уровне мелких функциональных единиц. Соответственно за счет такой индивидуализации в сфере спроса — предложения затягиваются процессы социально значимых институциональных преобразований. В то же время люди сами обеспечивают собственное благополучие. Люди, склонные к деструктивному типу реакции, стремятся разрушить существующую систему спроса-предложения, кон- центрируясь на полюсе спроса и минимально включаясь в сферу предложения. Они рассматривают соответствующие институци- ональные — а порой и внеинституциональные — структуры, как источник неудовлетворенности запросов. Поэтому напряженность превращается в агрессию против них, мешая функциони- рованию уже существующих и формированию новых. Напряженность, вызываемая недостаточной готовностью к модернизационным преобразованиям, имеет разные последствия в зависимости от типа реак- ции на нее. Если он конструктивный то люди мобилизуются к ак- тивному освоению культурных инноваций. Они адаптируются в изменяющихся условиях и таким об- разом создают базу для последующей эффективной совместной активности. Деструктивная реакция побуждает людей к аг- рессивному отказу от освоения нововведений, а порой и к их разрушению. Совершенно очевидно, что в этом случае они могут объединиться и консолидироваться, но это приводит лишь к углублению проблемной ситуации. Расхождение между необходимостью и нежеланием рацио- нально объединять усилия для решения проблем порождает напря- женность, тип реакции на которую определяет форму социального взаимодействия. Конструктивный тип побуждает людей к актив- ным индивидуальным поискам решения проблемы, воспринимае- мой ими как личностная. В этом случае множество разнонаправлен- ных рациональных действий добавляют неопределенности в проблемную ситуа- цию, но обусловливают разумное прорастание в ее рамках каких-то целесообразных и адаптационно полезных структурных образова- ний. Некоторые из них могут стать центрами, вокруг которых при желании и приложении определенных организован- ных усилий можно сформировать зоны конструктивного преодоления затруднений. Деструктивный тип при напряженности ве- дет к разрушению остатков прежних структур социального взаимо- действия и препятствует образованию новых. Его носители могут спорадически объединиться для совместных агрессивных действий (митинги, забастовки, погромы и т. п.), но эти образования распада- ются сразу после того, как напряженность получает разрядку. Фоновый и пороговый уровни напряженности. В рамках со- циальной системы напряженность в той или иной степени и форме раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия присутствует постоянно. Это объясняется самой ее природой. Ведь реализация предписанных ей функций — это решение участника- ми социально значимых задач, требующее мобилизации усилий при необходимости варьировать свои действия в зависимости от изменчивости окружения. Кроме того, здесь всегда обнаружива- ются определенные расхождения между ролевыми и межличнос- тными отношениями. Стремление помешать их негативному вли- янию на социально значимое функционирование системы обычно ухудшает отношения между людьми на обоих уровнях. К этому следует добавить спорадические недовольства, привносимые в систему ее членами из других областей их образа жизни. В сово- купности все это составляет фоновую напряженность в системе. При возникновении проблемной ситуации к ней добавляется ситуативно специфичная. При этом одна часть ситуативных факторов, вступая в резонанс со сходны- ми фоновыми, усиливает их действие; другая, будучи новой для системы, вызывает дополнительные зоны напряженности. Длительная нерешенность проблемы (неудовлетворенность запро- сов, плохое владение элементами окружения, слабая рациональная организованность) доводит это состояние до порогового уровня, при котором активизируются спонтанные действия участников, обращенные на ее изменение. В рамках системы формируются группировки, происходит поляризация сил на конструктивные и деструктивные, т. е. под влиянием напряженности здесь перерас- пределяются степень готовности к действиям и их направленность. Дифференциация напряженности в ситуации. Из сказанного ранее следует, что по степени интенсивности и проявлениям на- пряженности система не бывает однородной даже при пороговом значении этого ее параметра. Соответственно, чтобы организовать в ее рамках социальное взаимодействие для решения проблемы, необходимо знать дифференциальное распределение этого состоя- ния в структурном и временном аспектах. По характеру его прояв- ления следует
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|