Результаты решения социально значимых проблем
Решения социально значимых проблем направлены в конечном итоге на то, чтобы в обществе различия в образе жизни, знаниях, навыках, структурах повседневных ин- теракций воспроизводились и были организованы в куль- турно установленных формах. Они представляют собой разделяемые референтные образования, с которыми люди соотносят свою групповую и личностную идентичность. Их можно разделить на легко различимые типы по их качественной определенности и функциям регулирования отношений людей в ситуациях, обще- ственная опасность которых уже преодолена совместными усили- ями. Одни из них — социокультурные образцы — характеризуют множество частных удачных способов преодоления затруднений. Другие — культурные ценности — указывают на предпочтитель- ные конвенционально установленные ориентиры при выборе из образцов, соответствующих определенным ситуациям. Наконец, третьи — социальные нормы — предписывают или запрещают оп- ределенные виды активности в угрожающих людям или неразре- шимых проблемных ситуациях. По этим параметрам одни реше- ния проблем отличаются от других, а по воспроизведению соот- ветствующих признаков определяются установившиеся паттерны взаимодействий и коммуникаций в рутинных ситуациях. Социокультурные образцы. Дифференцирующие признаки, относящиеся к стилю и образу жизни людей, к совместной активности в системе общественного разделения труда, разумеется, не про- извольны. Они формируются и складываются в определенные кон- фигурации на основе решения социально значимых проблем в процессах социального взаимодействия и коммуникации. Речь идет о самоопределении личности в обыден-
ной жизни, с одной стороны, и установлении, поддержании, изме- нении индивидуальных и групповых связей в институциональном окружении — с другой. На обоих уровнях социокультурного пространства в ходе совместного преодоления затруднений в отношениях с окружением формируются и поддерживаются совокупности устойчивых конфигураций свя- зей людей друг с другом, с предметно-пространственной средой. Они определяют фиксированные наборы мест, где происходят соответствующие взаимодействия, используемые в них артефакты, критерии оценки их хода, способы и правила такого использования. С их помощью выполняется важная социокультурная функция — постоянное воспроизведение сетей отношений, взаимо- действия, взаимопонимания. Они служат не только объединению людей для совместной активности, но и детерминиру- ют поведение каждого участника соответствующих ситуаций. Они становятся основанием для взаимодействия обучающего и ученика в начале профессиональной социализации, а также представите- лей различных профессий. Тем не менее эти образования в отли- чие от социетально-институциональных норм и правил носят неосознанно-практический характер и воплощаются в особые культурные формы, которые обычно называют социокуль- турными образцами («паттернами»). Это могут быть стереотип- ные схемы интеракций, использования артефактов, отдельные поступки, реак- ции людей, которые помогли решению социально значимой проблемы и стали использоваться в типичных ситуациях, где она могла бы повториться. Например, нравы и обычаи как способы предотвращения ролевых конфликтов в сообществе. Такие целостности являются об- разцами, потому что заключают в себе в свернутом концентрированном виде определение ситуации, предписанное поведе- ние в ней, критерии, по которым оценивается адекватность разви-
тия действий человека или его связей с окружающим миром, иными словами, носят синкретичный характер. Они дают возможность челове- ку действовать в привычной среде без излишних затрат энергии. Закрепляясь в культуре в качестве определенных структур поведе- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики ния, эти образцы порождают сложный порядок действий людей, их связей, суждений, что в свою очередь предотвращает повторение проблемы как социально значимой. Социокультурные паттерны формируются в ответ на затруднения и реализуются в стандартных ситуациях глав- ным образом на уровне поведения, опыта, а не рационального поз- нания. В зависимости от характера социально значимых ситуаций их можно разделить на два типа. В постоянно воспроизводящих- ся ситуациях, поддерживающих сложившиеся повседнев- ные связи, - это куль- турные стереотипы. Для типичных жизненно значимых затруднений они принимают фор- му образцов их идентификации и решения. Следование тем или иным паттернам, соотнесение с ними собственного поведения, представ- лений, суждений в проблемных ситуациях является зоной свободного выбора личности и группового экс- периментирования. Их освоение способствует формированию образа и стиля жиз- ни людей, наделению их не только индивидуальным смыслом, но и социальным значением. Они помогают людям в непрерывном жиз- ненном потоке выделить дискретные воспроизводящиеся ситуации или уникальные события и определить свои действия, взаимодейс- твия, отношения с точки зрения либо их поддержания, либо изме- нения. Следовательно, если социально значимая проблема решается на этом уровне, то они становятся достаточно многочисленными конвенционально принятыми единицами орга- низации совместной активности людей в рамках обыденного соци- окультурного пространства, регулирующими динамику ее сложив- шихся структур.
Культурные ценности. Включенность в структуру социокуль- турного образца критериев для оценки адекватности его функ- ционирования позволяет проследить в проблемной ситуации процессы формирования и поддержания другого типа социально значимых единиц, связанных с ее решением
— ценностей. Они представляют собой результаты сопоставлений и ранжирования образцов отношения людей друг к другу и к жизненной среде, построения образа жизни и институциональной активности. Эти процессы актуализируются тогда, когда социально значимая проблема не преодолевается на уровне локальных групп и различных приемлемых для них решений. В этом случае интенсифицируются межгрупповые взаимодействия и коммуникации, в ходе которых они сравни- ваются и приобретают дифференциальную оценку в соответс- твии с их значимостью для преодоления затруднений и с определенными - прагматическими, эстетическими, моральными и т. п. - критериями. На уровне поведе- ния, мнений и суждений в различных группах складываются предпочтения разных социокультурных образцов, а в более широком социокультурном пространстве и в обобщенной форме образуются ценностные «шкалы» способов решения социально значимых проблем, где нижний предел означает при- емлемость, средняя позиция выражает предпочтительность, а вы- сшая — идеал. Люди используют представления подобного рода как векторы совместной активности в таких условиях, чтобы ранжировать и пе- рераспределять значения уже существующих и новых образцов и использовать их для преодоления неблагоприятных обстоятельств. С их помощью фиксируются качества определений ситуаций, спо- собов действий, структур отношений, результатов взаимодейс- твий. Те социокультурные паттерны, которые на групповом или об- щесоциальном уровнях принимаются как наиболее эффективные решения проблемы и в то же время положительно оцениваются большинством, можно назвать культурными ценностями. По сравнению с образцами они представляют собой бо- лее строгий регулятор социальных отношений в затруднительных обстоятельствах. Их использование налагает за- метные ограничения на индивидуальные проявления, поскольку в значительной степени детерми- нирует их направленность. Как механизмы, организующие и регулирующие совместную активность в подобных случаях, они занима-
ют промежуточное положение между образцами и кодифициро-
часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии ванными нормами. По сравнению с первыми они базируются на социально установленных, а не на нерефлексивных критериях для определения людьми ситуаций и своих действий в их рамках. Культурные ценности всегда носят коллективный характер: они суть продукты совместного, а не индивидуального опыта. От правовых установлений их отличает относительная свобода выбора, поскольку это про- странство предпочтений, а не требований. Эти референтные образования различаются также и по последствиям отклонений от них. Массовые нару- шения общезначимых норм в социально значимой проблемной ситуации означает возможность изменения ранее установленного порядка. Соответственно это создает напряженную обстановку в обществе. В то же время нарастание многообразия ценностных систем означает дифференциацию фиксированных предпочтений эффективных целей и средств, связанных с преодолением затруднений. Это порождает дискуссии, которые помогают прояснить стратификационные границы в условиях нормативной неопределенности. Область социокультурных образцов и ценностей представляет собой существенное связующее звено между решениями проблемы на обыденном и специ- ализированном уровнях социокультурного пространства. Так, образцы и ценности, относящиеся к труду, соединяют экономическую культуру и домашнее хозяйство. Право через соответствующие представления, знания н навыки раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики начинает рефлексивно сопоставляться с моралью. Философские представления, складываю- шиеся на профессиональном уровне, хотя и очень опосредство- ванно, но оказывают влияние на житейские обобщения. Ценности науки, научный образ мышления проникают в сферу обыденного познания. Художественный мир профессионального искусства определенным образом отражается в эстетике обыденной жиз- ни. Религиозные верования организуют суеверные представления. Таким образом, в социально значимых проблемных ситуациях усиливаются связи между обыденной реальностью и специализированными социокультурными кодами через такие референтные образования, как социокультурные образцы и ценности. Это вполне естественно, поскольку в обыденной культуре обнаруживаются аналоги (генети- чески являющиеся истоками) специализированных областей.
. гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии
раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия Социальные нормы. По сравнению с ценностями кодифи- цированные нормы (правовые, моральные) являются социально непреложными и используются людьми для регулирования соци- альных отношений в воспроизводящихся или неразрешимых про- блемных ситуациях. Они формируются, когда преодолеть массо- вые затруднения не удается на уровне ценностей. В то же время именно из последних отбираются те, которые оказываются соци- ально наиболее значимыми, т. е. обеспечивают людям безопас- ность. Нарушение общепринятой нормы считается выходом за пределы социально установленного порядка. Соответственно это влечет за собой строгие санкции - наказание, изоляция от обще- ства. Отказ же личности или группы от одних ценностей в пользу других предполагает всего лишь переход либо личности в другую группу, либо группы в иное культурное состояние. Фиксирование норм в виде законов или моральных кодов означает, что социально значимая проблема либо урегулирована, либо признана неразре- шимой. В любом случае речь идет о предписанных и/или запрет- ных действиях в соответствующих ситуациях. Конечно, как гово- рилось ранее, при определенных обстоятельствах эти регулятив- ные образования сами могут стать источниками напряженности. Однако в силу их непреложного статуса людям приходится сми- ряться с таким положением дел. Установленные в ходе решения социально значимой проблемы социальные нормы представляют собой существенное организующее и ограничивающее начало для взаимодействий на обыденном и специализированном уровнях соци- окультурного пространства. Так, законы, относящи- еся к изменению способов жизнеобеспечения, регулируют институционализированные формы хозяйствования не только в государственной, но и в частной сферах. Правовая система через соответствующие предписания и запреты распространяется на определенные области приватной жизни, такие как семья, личностное достоинство и др. Религиозные доктрины направлены на преодоление суеверий, регулирующих обыденное поведение в опасных ситуациях. Таким образом, нормирование проблемной ситуации предписывает стандартные общеобязательные способы преодоления затруднений на уровне обыденной реальности. Соответствующими социокультурными кодами в этом случае регулируются не только результаты взаимодействий и коммуникаций, но и характер используемых в их ходе образцов и ценностей. Итак, решения социально значимых проблем, начинаясь на обыденном уровне раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия социокультурного пространства, под действием механизма вари- аций, отбора и удержания могут приобрести статус институцио- нальных норм. Контрольные вопросы 1. Понятие проблемной ситуации в контексте изучения социокуль- турной динамики. Антропологические предпосылки поведения лю- дей в проблемной ситуации. 2. Пусковые механизмы социального взаимодействия в проблем- ных ситуациях: общие представления. 3. Социокультурная неопределенность, ее источники и последс- твия для социальной системы. 4. Тревожность как механизм, стимулирующий поисковую актив- ность в проблемной ситуации. 5. Напряженность как механизм силовой организации взаимодейс- твия в проблемной ситуации 6. Диагностика проблемной ситуации. 7. Результаты решения социально значимых проблем
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|