Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты решения социально значимых проблем




Решения социально значимых проблем направлены в конечном итоге на то, чтобы в

обществе различия в образе жизни, знаниях, навыках, структурах повседневных ин-

теракций воспроизводились и были организованы в куль-

турно установленных формах. Они представляют собой разделяемые

референтные образования, с которыми люди соотносят свою

групповую и личностную идентичность. Их можно разделить на

легко различимые типы по их качественной определенности и

функциям регулирования отношений людей в ситуациях, обще-

ственная опасность которых уже преодолена совместными усили-

ями. Одни из них — социокультурные образцы — характеризуют

множество частных удачных способов преодоления затруднений.

Другие — культурные ценности — указывают на предпочтитель-

ные конвенционально установленные ориентиры при выборе из

образцов, соответствующих определенным ситуациям. Наконец,

третьи — социальные нормы — предписывают или запрещают оп-

ределенные виды активности в угрожающих людям или неразре-

шимых проблемных ситуациях. По этим параметрам одни реше-

ния проблем отличаются от других, а по воспроизведению соот-

ветствующих признаков определяются установившиеся паттерны

взаимодействий и коммуникаций в рутинных ситуациях.

Социокультурные образцы. Дифференцирующие признаки,

относящиеся к стилю и образу жизни людей, к совместной активности в системе общественного разделения труда, разумеется, не про-

извольны. Они формируются и складываются в определенные кон-

фигурации на основе решения социально значимых проблем в процессах социального

взаимодействия и коммуникации. Речь идет о самоопределении личности в обыден-

ной жизни, с одной стороны, и установлении, поддержании, изме-

нении индивидуальных и групповых связей в институциональном

окружении — с другой. На обоих уровнях социокультурного пространства в ходе совместного преодоления затруднений в отношениях с окружением формируются и

поддерживаются совокупности устойчивых конфигураций свя-

зей людей друг с другом, с предметно-пространственной средой.

Они определяют фиксированные

наборы мест, где происходят соответствующие взаимодействия,

используемые в них артефакты, критерии оценки их хода,

способы и правила такого использования.

С их помощью выполняется

важная социокультурная функция

— постоянное воспроизведение сетей отношений, взаимо-

действия, взаимопонимания. Они служат не только объединению

людей для совместной активности, но и детерминиру-

ют поведение каждого участника соответствующих ситуаций. Они

становятся основанием для взаимодействия обучающего и ученика

в начале профессиональной социализации, а также представите-

лей различных профессий. Тем не менее эти образования в отли-

чие от социетально-институциональных норм и правил носят

неосознанно-практический характер и воплощаются в

особые культурные формы, которые обычно называют социокуль-

турными образцами («паттернами»).

Это могут быть стереотип-

ные схемы интеракций, использования артефактов, отдельные поступки, реак-

ции людей, которые помогли решению социально значимой проблемы и стали использоваться в типичных

ситуациях, где она могла бы повториться. Например, нравы и обычаи как способы предотвращения ролевых

конфликтов в сообществе. Такие целостности являются об-

разцами, потому что заключают в себе в свернутом концентрированном

виде определение ситуации, предписанное поведе-

ние в ней, критерии, по которым оценивается адекватность разви-

тия действий человека или его связей с окружающим миром, иными словами, носят синкретичный характер.

Они дают возможность челове-

ку действовать в привычной среде без излишних затрат энергии.

Закрепляясь в культуре в качестве определенных структур поведе-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

ния, эти образцы порождают сложный порядок действий людей, их

связей, суждений, что в свою очередь предотвращает повторение проблемы как социально значимой.

Социокультурные паттерны формируются в ответ на затруднения и реализуются в стандартных ситуациях глав-

ным образом на уровне поведения, опыта, а не рационального поз-

нания. В зависимости от характера социально значимых ситуаций

их можно разделить на два типа. В постоянно воспроизводящих-

ся ситуациях, поддерживающих сложившиеся повседнев-

ные связи, - это куль-

турные стереотипы.

Для типичных жизненно значимых затруднений они принимают фор-

му образцов их идентификации и решения. Следование тем или иным

паттернам, соотнесение с ними собственного поведения, представ-

лений, суждений в проблемных ситуациях является зоной свободного

выбора личности и группового экс-

периментирования.

Их освоение способствует формированию образа и стиля жиз-

ни людей, наделению их не только индивидуальным смыслом, но и

социальным значением. Они помогают людям в непрерывном жиз-

ненном потоке выделить дискретные воспроизводящиеся ситуации

или уникальные события и определить свои действия, взаимодейс-

твия, отношения с точки зрения либо их поддержания, либо изме-

нения.

Следовательно, если социально значимая

проблема решается на этом уровне, то они становятся достаточно

многочисленными конвенционально принятыми единицами орга-

низации совместной активности людей в рамках обыденного соци-

окультурного пространства, регулирующими динамику ее сложив-

шихся структур.

 

Культурные ценности. Включенность в структуру социокуль-

турного образца критериев для оценки адекватности его функ-

ционирования позволяет проследить в проблемной ситуации процессы формирования и

поддержания другого типа социально значимых единиц, связанных с ее решением

— ценностей. Они представляют собой результаты сопоставлений и ранжирования образцов

отношения людей друг к другу и к жизненной среде, построения образа жизни и

институциональной активности.

Эти процессы актуализируются тогда, когда социально значимая проблема не

преодолевается на уровне локальных групп и различных приемлемых для них

решений. В этом случае интенсифицируются межгрупповые

взаимодействия и коммуникации, в ходе которых они сравни-

ваются и приобретают дифференциальную оценку в соответс-

твии с их значимостью для преодоления затруднений и с определенными -

прагматическими,

эстетическими, моральными и т. п. - критериями. На уровне поведе-

ния, мнений и суждений в различных

группах складываются предпочтения

разных социокультурных образцов, а

в более

широком социокультурном пространстве и в обобщенной форме

образуются ценностные «шкалы» способов решения

социально значимых проблем, где нижний предел означает при-

емлемость, средняя позиция выражает предпочтительность, а вы-

сшая — идеал.

Люди используют представления подобного рода как векторы

совместной активности в таких условиях, чтобы ранжировать и пе-

рераспределять значения уже существующих и новых образцов и

использовать их для преодоления неблагоприятных обстоятельств.

С их помощью фиксируются качества определений ситуаций, спо-

собов действий, структур отношений, результатов взаимодейс-

твий. Те социокультурные паттерны, которые на групповом или об-

щесоциальном уровнях принимаются как наиболее эффективные

решения проблемы и в то же время положительно оцениваются

большинством, можно назвать культурными ценностями.

По сравнению с образцами они представляют собой бо-

лее строгий регулятор социальных отношений в затруднительных обстоятельствах. Их использование налагает за-

метные ограничения на индивидуальные проявления,

поскольку в значительной степени детерми-

нирует их направленность. Как механизмы, организующие и регулирующие совместную активность в подобных случаях, они занима-

ют промежуточное положение между образцами и кодифициро-

 

 

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии

ванными нормами. По сравнению с первыми они базируются на

социально установленных, а не на нерефлексивных критериях

для определения людьми ситуаций и своих действий в их рамках.

Культурные ценности всегда носят коллективный характер: они

суть продукты совместного, а не индивидуального опыта. От правовых установлений

их отличает относительная свобода выбора, поскольку это про-

странство предпочтений, а не требований.

Эти референтные образования различаются также и по последствиям отклонений от них. Массовые нару-

шения общезначимых норм в социально значимой проблемной ситуации означает возможность изменения ранее установленного порядка.

Соответственно это создает напряженную обстановку в

обществе. В то же время нарастание многообразия

ценностных систем означает дифференциацию фиксированных предпочтений эффективных целей и средств, связанных с преодолением затруднений.

Это порождает дискуссии, которые помогают прояснить стратификационные границы в условиях нормативной неопределенности.

Область социокультурных образцов и ценностей представляет

собой существенное связующее звено между решениями проблемы на обыденном и специ-

ализированном уровнях социокультурного пространства.

Так, образцы и ценности, относящиеся к труду,

соединяют экономическую культуру и домашнее хозяйство. Право

через соответствующие представления, знания н навыки

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

начинает рефлексивно сопоставляться с моралью. Философские представления, складываю-

шиеся на профессиональном уровне, хотя и очень опосредство-

ванно, но оказывают влияние на житейские обобщения. Ценности

науки, научный образ мышления проникают в сферу обыденного

познания. Художественный мир профессионального искусства

определенным образом отражается в эстетике обыденной жиз-

ни. Религиозные верования организуют суеверные представления.

Таким образом, в социально значимых проблемных ситуациях усиливаются связи между обыденной реальностью и

специализированными социокультурными кодами

через такие референтные образования, как социокультурные

образцы и ценности. Это вполне естественно, поскольку

в обыденной культуре обнаруживаются аналоги (генети-

чески являющиеся истоками) специализированных областей.

 

 

.

гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

Социальные нормы. По сравнению с ценностями кодифи-

цированные нормы (правовые, моральные) являются социально

непреложными и используются людьми для регулирования соци-

альных отношений в воспроизводящихся или неразрешимых про-

блемных ситуациях. Они формируются, когда преодолеть массо-

вые затруднения не удается на уровне ценностей. В то же время

именно из последних отбираются те, которые оказываются соци-

ально наиболее значимыми, т. е. обеспечивают людям безопас-

ность. Нарушение общепринятой нормы считается выходом за

пределы социально установленного порядка. Соответственно это

влечет за собой строгие санкции - наказание, изоляция от обще-

ства. Отказ же личности или группы от одних ценностей в пользу

других предполагает всего лишь переход либо личности в другую

группу, либо группы в иное культурное состояние. Фиксирование

норм в виде законов или моральных кодов означает, что социально

значимая проблема либо урегулирована, либо признана неразре-

шимой. В любом случае речь идет о предписанных и/или запрет-

ных действиях в соответствующих ситуациях. Конечно, как гово-

рилось ранее, при определенных обстоятельствах эти регулятив-

ные образования сами могут стать источниками напряженности.

Однако в силу их непреложного статуса людям приходится сми-

ряться с таким положением дел.

Установленные в ходе решения социально значимой проблемы социальные нормы

представляют собой существенное организующее и ограничивающее начало для взаимодействий

на обыденном и специализированном уровнях соци-

окультурного пространства. Так, законы, относящи-

еся к изменению способов жизнеобеспечения, регулируют институционализированные формы хозяйствования не только в государственной, но и в частной сферах.

Правовая система через соответствующие предписания и запреты распространяется на определенные области приватной жизни, такие как семья, личностное достоинство и др. Религиозные доктрины направлены

на преодоление суеверий, регулирующих обыденное поведение в

опасных ситуациях. Таким образом, нормирование проблемной ситуации предписывает стандартные общеобязательные способы преодоления затруднений на

уровне обыденной реальности.

Соответствующими социокультурными кодами в этом случае регулируются не только результаты взаимодействий и коммуникаций, но и характер используемых в их ходе

образцов и ценностей.

Итак, решения

социально значимых проблем, начинаясь на обыденном уровне

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

социокультурного пространства, под действием механизма вари-

аций, отбора и удержания могут приобрести статус институцио-

нальных норм.

Контрольные вопросы

1. Понятие проблемной ситуации в контексте изучения социокуль-

турной динамики. Антропологические предпосылки поведения лю-

дей в проблемной ситуации.

2. Пусковые механизмы социального взаимодействия в проблем-

ных ситуациях: общие представления.

3. Социокультурная неопределенность, ее источники и последс-

твия для социальной системы.

4. Тревожность как механизм, стимулирующий поисковую актив-

ность в проблемной ситуации.

5. Напряженность как механизм силовой организации взаимодейс-

твия в проблемной ситуации

6. Диагностика проблемной ситуации.

7. Результаты решения социально значимых проблем

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...