Глава 2. Познавательные возможности проблемно-ситуативного анализа
Теоретические ограничения концепции проблемной ситуации. На основе всего сказанного выше можно выделить ограничения, налагаемые на такую трактовку проблемной ситуации исходными дефинициями и теоретическими основаниями. Понятие пробле- мы было ограничено набором допущений, позволившим свести многообразие представлений об этом явлении к достаточно строгому операциональному определению. Во-первых, предметом рассмотрения стала та сфера отноше- ний людей, которая определяется их социальной природой и имеет культурное оформление. Соответственно рассматриваются соци- ально разделяемые, а не индивидуально специфичные мнения и акты поведения; культурно распознаваемые, «прочитываемые» яв- ления, имеющие интерсубъективное значение, а не индивидуаль- ный смысл. Эти феномены помещаются в контекст социального взаимодействия, а не атомизированной индивидуальной деятель- ности. Изучение социального взаимодействия ограничивается та- кими объектами, где оно может быть сведено к социальным сетям (цепям личных контактов между людьми) — первичными группа- ми и институциональными организациями, имеющими достаточно четкие функциональные и символические границы в социокуль- гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии турном пространстве (социальные системы), — и не распростра- няется на иные социокультурные единицы, такие как социальный слой, этнос, общество в целом. Во-вторых, объектом внимания стали фундаментальные классы проблем, наличие которых чревато сущес- твенными структурными изменениями рассматриваемых типов социальных систем, Более того, выделение признаков социальной
значимости проблемы — массовая распространенность, устойчи- вость во времени, угроза социальной безопасности — позволяет убедительно обосновать, почему можно ограничиться этими клас- сами проблем. Действительно, социально значимое расхождение между массовыми запросами и возможностями их удовлетворения свидетельствует о нарушениях в работе функциональных единиц системы, что угрожает разрушением ее нормативных установле- ний, определяющих формы жизнеобеспечения. Исправление си- туации предполагает переориентацию тех целей, средств и результатов, от которых зависит удовлетворение конкретного класса запросов. Массовая неосвоенность культурных инноваций свиде- тельствует о плохой институциональной организации социализа- ции и неумелого использования ее функциональных составляю- щих. Соответственно изменение знаний и навыков у участников системы становится неизбежным. Расхождение между необходи- мостью и нежеланием людей рационально организовать социально значимые действия свидетельствуют о структурных нарушениях в системе, угрожающих ее разрушением. Важно использовать меха- низмы интеграции и регулирования взаимодействий, отношений, поведения, обеспечивающих существование и социальную полез- ность системы. Из сказанного следует, что эти классы расхождений имеют фундаментальное значение для «выживания» социальной системы с точки зрения составляющих ее людей, поскольку именно они со- храняют такие предпосылки ее существования, как функциональность, механизмы контроля ее отношений со сре- дой, взаимодействие с другими системами. Есть основания пола- гать, что иные расхождения, которые принято указывать в качестве причин или источников социально значимых проблем, могут быть сведены к одному из этих основных классов. Следует подчеркнуть, что проблемами называются здесь такие расхождения, для преодо-
ления которых в культуре не имеется образцов функциональных единиц, механизмов, способов действий и взаимодействий, и для структурных изменений системы требуется изобретение или за- имствование культурных инноваций. Если такие образцы сущес- твуют или если структурных изменений в системе не требуется, предлагается говорить не о проблемах, а о задачах, решение кото- рых будет способствовать исправлению ситуации. раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия В-третьих, такого рода проблемные ситуации рассматривают- ся только с одной точки зрения — социальности, социальных отно- шений и культурных способов их выражения, а не экономических, политических, правовых ресурсов. Иными словами, речь идет не о полном решении проблемы, а только социокультурном взаи- модействии при ее решении. Соответственно она описывается при помощи трех фундаментальных антропологических параметров, которые можно считать необходимыми и достаточными с точки зрения человеческих отношений. Прежде всего это неопределен- ность ситуации, которая ведет к рассогласованию действий людей в системе, к взаимному непониманию, к ощущению бессмыслен- ности деятельности, осуществляемой в ее рамках и т. п. Она пред- ставлена в наблюдаемых признаках и показателях, свидетельству- ющих о том, что люди ощущают некоторое неблагополучие в ситу- ации, но не понимают его причин и истоков. Такое положение дел порождает у людей состояние тревожности, которое принимается в качестве второго параметра, детерминирующего проблемность ситу- ации. Будучи по определению механизмом мобилизации индивида к поисковому поведению, она побуждает людей в проблемной ситу- ации как-то определить ее характер, причины, истоки. Выделенные признаки и показатели тревожности позволяют судить о том, ка- кие культурные символы участники системы привлекают для вы- деления и называния источников проблемной ситуации. Такое оп- ределение сопровождается мобилизацией сил в рамках системы, которая названа здесь напряженностью. Это третье измерение проблемности ситуации позволяет судить о распределении соци-
альных сил внутри нее. Оно включает действие механизмов, по- буждающих людей концентрироваться вокруг сформировавшихся определений проблемной ситуации с целью либо преодолеть ее, либо приспособится к ней. Описывающие напряженность наблю- даемые признаки и показатели позволяют прогнозировать направ- ленность действий различных групп, составляющих систему, и ха- рактер оправдания таких действий. Выделенные параметры являются необходимыми, поскольку относятся к фундаментальным антропологическим свойствам, оп- ределяющим поведение людей при нарушении их значимых связей с окружением. Они могут считаться достаточными, т.к. описывают ключевые стадии подготовки людей к совместному решению про- блемы: ощущение неблагополучия, определение его источников, мобилизация ресурсов для его преодоления.
Диагностика проблемной ситуации.
Для эффективного соци- ального взаимодействия в проблемной ситуации следует прежде всего осуществить ее диагноз, который включает в себя следую- щие процедуры. Во– первых, по выделенным признакам зафикси- ровать происходящие в социальной системе события. Во-вторых, в гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии соответствии с обобщенными показателями определить ее состо- яние. В-третьих, выявить интерпретацию этих событий предста- вителями различных групп, составляющих систему. В-четвертых, проследить расстановку социальных сил, которая определяет ди- намику системы. Иными словами, диагностика проблемной ситуа- ции позволяет понять, сочетание каких обстоятельств и интересов людей порождает предпосылки, условия, пусковые механизмы для выбора конкретных стратегий совместных действий. Состояние сообщества. Социальное взаимодействие в рамках любой социокультурной системы предполагает наличие различ- ных социокультурных групп: институционально предписанных (организационно-ролевых) или санкционированных (обществен- ная деятельность), а также базирующихся на межличностных от- ношениях. Поэтому важно определить их специфичную структу-
ру, уровень организованности, идентичность их членов, степень функциональной автономности. Иными словами, выявить распре- деление функций, в ее рамках, т. е. направлений деятельности и соотношения взаимных прав, обязанностей, ожиданий. Важно также зафиксировать носителей таких ролей, как «лидеры», «идеологи», «активисты» и проследить, становятся ли они непосредственными инициаторами определения ситуации и выбора стратегии взаимо- действия ее рамках. Если такие стратегии есть, то проследить, как они распространяются на профессиональные и личные аспекты внутригрупповой активности, функциональные и эмоциональные стороны существующих здесь коммуникативных связей. Разделяемое людьми, составляющими систему, определение ситуации складывается в рамках ее реальных коммуникативных се- тей. Соответственно необходимо рассмотреть, как они поддержи- ваются непосредственными межличностными контактами, при ко- торых люди на внутри– и межгрупповом уровнях обмениваются взглядами на происходящие события, информацией об интересах и запросах друг друга, оценками текущих процессов. Такие сети дополняют структуру функциональных организационных связей, поскольку действия людей имеют не только утилитарное значе- ние. Поэтому следует определить, какая информация о личност- ных смыслах, мотивах, оценках, связанных с участием в ситуации, циркулирует в сообществе и в каких вербальных и невербальных формах (мимике, жестикуляции, интонациях и т. п.). В совокупнос- ти все это позволит выявить своеоб- разную «материю» из которой формируются представления, оцен- ки, действия, разделяемые участниками социального взаимодейс- твия. Возможности решения проблемы. Рациональное построение решения проблемы начинается с установления ее причин и источни- ков; интенсивности вызываемых ею нарушений в сис- теме; действий, которые уже направлены на улучшение положе- раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия ния дел; социальных сил и ресурсов, которые реально могут быть привлечены к этому. Особое внимание следует уделить уровню на- пряженности ситуации и ее источникам. Если это обстоятельства, то следует определить как можно мобилизовать ее на активные дейс- твия с теми элементами проблемной ситуации, которые в данный момент поддаются воздействию. Если это стереотипы поведения или отношений, то следует понять, как обратить ее на преодоление их несоответствия устойчивым аспектам ситуации, а также на вза- имное приспособление таких стереотипов и поддающихся измене-
нию обстоятельств. Если это личностные особенности людей, то сле- дует обратиться к способам так направить их напряженность, чтобы она способствовала улучшению ситуации или как минимум не вызывала ее ухудшения. После определения проблемной ситуации следует выбрать воз- можные пути ее решения, оценивая вероятность достижения каж- дой из намеченных альтернативных целей при выявленных ранее характеристиках сообщества. Для такой оценки можно обратить- ся к динамической схеме целедостижения (К. Левин, Н. Миллер и др.), определяемой взаимодействием двух переменных: степень привлекательности (валентности) и близости цели для субъекта. Согласно схеме: – тенденция стремления тем сильнее, чем ближе цель (градиент стремления); – тенденция избегания тем сильнее, чем ближе объект, внушаю- щий опасения (градиент избегания); – градиент избегания растет быстрее градиента стремления, т. е. в ситуации целедостижения ощущение опасности оказывает- ся более сильным мотивом поведения, нежели желание получить выгоду; – в случае конкуренции двух несовместимых побуждений или ре- акций побеждает более сильныое; – сила подкрепляемой тенденции реагирования возрастает по мере повторности подкреплений. Соответственно можно выделить идеально-типичные тенден- ции выбора цели в проблемной ситуации: – избегание — избегание: все альтернативы решения проблемы оказываются для участников взаимодействия нежелательными; в результате выбор решения определяется стремлением понести меньшие потери и с большей вероятностью сохранить существен- ную структуру системы; – стремление — избегание: оптимальное решение проблемы од- новременно содержат для них как выгоды, так и существенные издержки; выбор в этом случае определяется тем, достаточны ли ресурсы системы, чтобы первоначальные затраты позволили дож- даться последующих выгод; гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии – двойное стремление — избегание: все альтернативные реше- ния проблемы одновременно несут в себе как выгоды, так и сущес- твенные издержки; соответственно выбирается та, при которой потенциальные выгоды максимальны, а потенциальные издержки минимальны в соотнесении с ресурсами системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|