Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Границы применимости конфликтной парадигмы




В любой области социокультурного пространства постоянно

существуют предпосылки для конфликтных ситуаций: столкновения между группами интересов, социальное неравенство, спонтан-

ное проявление неуправляемой агрессивности и пр.

Вероятность их появления и перехода в открытые столкнове-

ния усиливается, когда в обществе возникают социально значимые

проблемы, вызывающие массовую напряженность.

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

Чаще всего на уровне обыденных представлений — и не только

в быту, но и в правящих и политических кругах, в средствах мас-

совой информации — утверждается, что конфликт разрушает нор-

мальное функционирование социальной системы, он крайне неже-

лателен, поэтому нужно уничтожить предпосылки для его возник-

новения. В то же время на уровне государственных структур, по-

литических партий, групп интересов, межличностных отношений

конфликт постоянно и осознанно используется как инструмент

подавления более слабых, освобождение от нежелательных норма-

тивных ограничений, расширения сферы влияния.

Предупреждение конфликта вполне возможно. Специалисты -

политики, руководители, социальные ученые - хорошо распознают

условия, зоны общественной жизни, группы, локусы, в которых

конфликтные ситуации наиболее вероятны. Известно, что их

следует контролировать на ранних стадиях, не давать перейти в

полноценную силовую форму

и разрешать их иными способами. Тем не менее в проблем-

ной ситуации всегда существует соблазн дать конфликту разрас-

тись, подтолкнуть недовольных к противоборству и тем самым

уйти от решения реальных проблем. Более слабым вариантом та-

ких провокационных действий является целенаправленное столк-

новение идеологических доктрин — политических, религиозных,

этнических. Сильные варианты обнаруживаются в разрушении

правопорядка, позволяющем силам преступного мира в ситуациях,

грозящих проявлениями массового недовольства, запугивать граж-

дан, а социальным напряжениям перерасти в локальные проявления

агрессии. Конфликт в таких случаях негласно рассматрива-

ется как скорый паллиатив действенного ухода от решения социально зна-

чимых проблем из-за нехватки ресурсов, средств, а чаще всего —

компетентности.

Обычно такого рода ситуации прикрываются лицемерными

рассуждениями о неэтичности регулирования конфликтной си-

туации на латентной стадии, поскольку это, якобы, предполага-

ет вмешательство в приватную жизнь. При этом не принимается

во внимание, что есть иные пути раннего купирования конфлик-

та, скажем, делая умелые уступки или переводя напряженность в

конструктивное русло.

Напротив, проявления агрессии обычно не встречают сопротивления со стороны такой обществен-

ности, которая неспособна сформировать гражданские институты

контроля над ними. Соответственно, при наличии соци-

ально значимых проблем неизбежны не только конфликты, но и их

провоцирование со стороны различного рода агентов. Когда такие процессы

начинаются, прервать их чрезвычайно

трудно, почти невозможно. Социально-антропологические меха-

гла ва 2. Конфл икт и ко нфл икт ное вза имодейст вие

низмы их поддержания столь сильны, что эскалация становится

неизбежной, а ее чередование с фазами ослабления напряженнос-

ти (ремиссиями) придает им волнообразную фор-

му. Это позволяет обеспечивать ресурсами соответствующие отношения сколь угод-

но долго, и в лучшем случае

только регулировать их, но никак не прекратить.

Именно такого рода обстоятельствами в социальных науках объяс-

няется порождение институтов, придающих конфликтам культур-

ную форму, а их решению — статус легитимного принуждения:

законодательная деятельность, правовые процедуры решения спо-

ров, политические дебаты, институты сделок и договоров и т. п.

Участники противостояний также обретают узаконенные позиции че-

рез такие институты, как государство, партии, общественные орга-

низации, группы давления, парламентские фракции, религиозные

организации и т. п. Это позволяет им выступать от имени больших

социальных групп, претендовать на роль выразителей и защитни-

ков их интересов; вместе с тем для них открываются большие воз-

можности преследовать личные и микрогрупповые цели.

Институциональные ограничения.

Институциональные регу-

лятивные образования задают самые общие границы применимос-

ти конфликтного взаимодействия. Правовые нормы, договорные

обязательства, этические кодексы, официальные предписания —

все это предопределяет обязательные для сторон правила, согласно

которым процесс конфликтного взаимодействия рационализуется,

эксплицируется, регулируется, а его разрешение принимает

легитимную форму. Такие институциональные ограничения нала-

гаются на весь спектр подобных отношений — от межличност-

ных конфликтов до войн.

Пространственные ограничения.

Для использования конф-

ликтной парадигмы существуют определенные пространствен-

ные ограничения. Во-первых, социально-пространственное,

определяемое ролевым составом участников взаимодействия,

численностью вовлеченных в него институтов, групп и лиц, их

социальным статусом. В зависимости от этого параметра конф-

ликт может иметь бóльшую или мéньшую значимость социаль-

ных последствий. Во-вторых, территориальное распространение

конфронтаций: часть поселения, поселение в целом, группа поселе-

ний. Это измерение определяет степень инерционности в обмене

действиями и информацией между участниками взаимодействия.

В-третьих, «микролокальное», связанное с конкретными местами

реализации споров (например, залы для проведения дебатов или су-

дебных заседаний) или встречи противников (например,

редакции средств массовой информации, кабинеты должност-

ных лиц, кулуары официальных учреждений и т. п.).

Степень доступа в эти места в сочетании с выполняемыми здесь

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

ролями характеризует пределы влиятельности участников взаи-

модействия.

Временные ограничения.

Следующее ограничение определя-

ется продолжительностью конфликтных ситуаций и

взаимодействий с фиксированием их начала, пе-

риодов эскалаций и ремиссий, окончания. В этом отношении их

можно разделить на долговременные и постоян-

но воспроизводящиеся. Краткосрочными они не бывают по своей

природе. Как уже отмечалось, предпосылки для таких ситуаций в

каждом сообществе существуют всегда. Факт любого дефицита до-

статочен, чтобы породить конфликт; во всех группах есть люди, пы-

тающиеся улучшить свое положение за счет других; периодически

проявляются попытки перераспределения властных и престижных

социальных позиций и т. п. Условия возникновения подобных си-

туаций также представляют собой частое явление: малейшее со-

циальное напряжение побуждает людей фокусировать внимание

на наличии таких предпосылок и оценивать их в терминах неспра-

ведливости. Соответственно, конфликтные ситуации во всех типах

сообществ всегда долгосрочны, хотя значительное время могут но-

сить латентный характер. Более того, даже став явными, они могут

не приводить к конфликтному взаимодействию. Существует дру-

гие способы их регулирования — рационализация, нормирование,

перемещение общественного внимания и т. п. — которые хотя и не

устраняют предпосылок ситуации, но так влияют на интерпрета-

цию их социальной значимости, что на какое-то время позволяют

людям примириться с их существованием.

Конфликтное взаимодействие как непосредственный обмен

взаимно вредоносными действиями представляет собой дискрет-

ный процесс, составленный из серий краткосрочных столкнове-

ний. Это обнаруживается на уровне индивидуальных

и групповых действий, в ситуациях с высокой и низкой степенью

технической оснащенности или культурной компетентности. Такая форма обусловлена антропологическими факторами: человек

не способен к длительному непрерывному проявлению агрессив-

ного поведения.

В то

же время, как уже говорилось, за счет волнообразной смены вели-

чины напряженности конфликтное взаимодействие может продолжаться

достаточно долго. Соответственно оно

имеет два рода временных ограничений. Во-первых, генерально

его пределы задаются длительностью проблемной ситуации, при-

нявшей явную форму. Более того, раз начавшись, сам процесс

становится детерминантой длительности. Во-

вторых, временные пределы открытых столкновений обусловлены

антропологическими свойствами противников, с одной стороны, и

объемами ресурсов, их качеством, навыками их адекватного рас-

пределения — с другой.

гла ва 2. Конфл икт и ко нфл икт ное вза имодейст вие

Культурные ограничения.

Наконец, следует особо остано-

виться на смысловых или культурных пределах применимости

конфликтной парадигмы в проблемной ситуации. Как уже

отмечалось, ее парадокс

в этих условиях состоит в том, что по ходу процесса

действия участников постепенно смещаются от попыток решить

проблему к взаимонаправленной агрессии, которая оправдывает-

ся идеологическими соображениями и взаимными обвинениями.

В результате ситуация усугубляется за счет того, что

последствия конфликта вносят дополнительные разрушения, напряженность,

неопределенность. Социально значимые проблемы конфликтным

способом неразрешимы. В борьбе можно разрушить какие-то ус-

таревшие культурные паттерны, мешающие их осознанию

или реальным действиям, направленным на поиски решения.

Но если ситуация выходит из-под контроля, то и эта минимальная

полезность исчезает. Эскалация конфликта способствует его пе-

реходу в самодовлеющую форму отношений между участниками, ценностно оправдываемых ими. Таким образом

можно создать заметную ситуацию, на которую направля-

ется внимание общественности с целью, во-первых, отвлечь ее от

истинных проблем, и, во-вторых, организовать вокруг общего

центра, если разнонаправленность интересов становится источни-

ком нормативного и ценностного хаоса. Пределы применимости

такой стратегии достаточно узки. Они заданы ограниченными воз-

можностями людей контролировать агрессивное поведение. Вот

почему столь частые попытки использовать эту стратегию в про-

блемных ситуациях ведут к ее усугублению и распространению на

тех, кто ее применяет.

Контрольные вопросы

1. Предпосылки и условия возникновения конфликтной ситуации

и конфликтного взаимодействия.

2. Силовое и ресурсное обеспечение конфликта.

3. Фазы конфликтного взаимодействия.

4. Механизмы поддержания конфликтной парадигмы.

5. Общая технологическая схема использования конфликтной па-

радигмы.

6. Особенности социокультурного опыта, осваиваемого в ходе кон-

фликта.

7. Границы применимости конфликтной парадигмы при решении

социально значимых проблем.

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...