Границы применимости конфликтной парадигмы
В любой области социокультурного пространства постоянно существуют предпосылки для конфликтных ситуаций: столкновения между группами интересов, социальное неравенство, спонтан- ное проявление неуправляемой агрессивности и пр. Вероятность их появления и перехода в открытые столкнове- ния усиливается, когда в обществе возникают социально значимые проблемы, вызывающие массовую напряженность. раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия Чаще всего на уровне обыденных представлений — и не только в быту, но и в правящих и политических кругах, в средствах мас- совой информации — утверждается, что конфликт разрушает нор- мальное функционирование социальной системы, он крайне неже- лателен, поэтому нужно уничтожить предпосылки для его возник- новения. В то же время на уровне государственных структур, по- литических партий, групп интересов, межличностных отношений конфликт постоянно и осознанно используется как инструмент подавления более слабых, освобождение от нежелательных норма- тивных ограничений, расширения сферы влияния. Предупреждение конфликта вполне возможно. Специалисты - политики, руководители, социальные ученые - хорошо распознают условия, зоны общественной жизни, группы, локусы, в которых конфликтные ситуации наиболее вероятны. Известно, что их следует контролировать на ранних стадиях, не давать перейти в полноценную силовую форму и разрешать их иными способами. Тем не менее в проблем- ной ситуации всегда существует соблазн дать конфликту разрас- тись, подтолкнуть недовольных к противоборству и тем самым уйти от решения реальных проблем. Более слабым вариантом та-
ких провокационных действий является целенаправленное столк- новение идеологических доктрин — политических, религиозных, этнических. Сильные варианты обнаруживаются в разрушении правопорядка, позволяющем силам преступного мира в ситуациях, грозящих проявлениями массового недовольства, запугивать граж- дан, а социальным напряжениям перерасти в локальные проявления агрессии. Конфликт в таких случаях негласно рассматрива- ется как скорый паллиатив действенного ухода от решения социально зна- чимых проблем из-за нехватки ресурсов, средств, а чаще всего — компетентности. Обычно такого рода ситуации прикрываются лицемерными рассуждениями о неэтичности регулирования конфликтной си- туации на латентной стадии, поскольку это, якобы, предполага- ет вмешательство в приватную жизнь. При этом не принимается во внимание, что есть иные пути раннего купирования конфлик- та, скажем, делая умелые уступки или переводя напряженность в конструктивное русло. Напротив, проявления агрессии обычно не встречают сопротивления со стороны такой обществен- ности, которая неспособна сформировать гражданские институты контроля над ними. Соответственно, при наличии соци- ально значимых проблем неизбежны не только конфликты, но и их провоцирование со стороны различного рода агентов. Когда такие процессы начинаются, прервать их чрезвычайно трудно, почти невозможно. Социально-антропологические меха- гла ва 2. Конфл икт и ко нфл икт ное вза имодейст вие низмы их поддержания столь сильны, что эскалация становится неизбежной, а ее чередование с фазами ослабления напряженнос- ти (ремиссиями) придает им волнообразную фор- му. Это позволяет обеспечивать ресурсами соответствующие отношения сколь угод- но долго, и в лучшем случае только регулировать их, но никак не прекратить. Именно такого рода обстоятельствами в социальных науках объяс-
няется порождение институтов, придающих конфликтам культур- ную форму, а их решению — статус легитимного принуждения: законодательная деятельность, правовые процедуры решения спо- ров, политические дебаты, институты сделок и договоров и т. п. Участники противостояний также обретают узаконенные позиции че- рез такие институты, как государство, партии, общественные орга- низации, группы давления, парламентские фракции, религиозные организации и т. п. Это позволяет им выступать от имени больших социальных групп, претендовать на роль выразителей и защитни- ков их интересов; вместе с тем для них открываются большие воз- можности преследовать личные и микрогрупповые цели. Институциональные ограничения. Институциональные регу- лятивные образования задают самые общие границы применимос- ти конфликтного взаимодействия. Правовые нормы, договорные обязательства, этические кодексы, официальные предписания — все это предопределяет обязательные для сторон правила, согласно которым процесс конфликтного взаимодействия рационализуется, эксплицируется, регулируется, а его разрешение принимает легитимную форму. Такие институциональные ограничения нала- гаются на весь спектр подобных отношений — от межличност- ных конфликтов до войн. Пространственные ограничения. Для использования конф- ликтной парадигмы существуют определенные пространствен- ные ограничения. Во-первых, социально-пространственное, определяемое ролевым составом участников взаимодействия, численностью вовлеченных в него институтов, групп и лиц, их социальным статусом. В зависимости от этого параметра конф- ликт может иметь бóльшую или мéньшую значимость социаль- ных последствий. Во-вторых, территориальное распространение конфронтаций: часть поселения, поселение в целом, группа поселе- ний. Это измерение определяет степень инерционности в обмене действиями и информацией между участниками взаимодействия. В-третьих, «микролокальное», связанное с конкретными местами реализации споров (например, залы для проведения дебатов или су- дебных заседаний) или встречи противников (например, редакции средств массовой информации, кабинеты должност-
ных лиц, кулуары официальных учреждений и т. п.). Степень доступа в эти места в сочетании с выполняемыми здесь раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия ролями характеризует пределы влиятельности участников взаи- модействия. Временные ограничения. Следующее ограничение определя- ется продолжительностью конфликтных ситуаций и взаимодействий с фиксированием их начала, пе- риодов эскалаций и ремиссий, окончания. В этом отношении их можно разделить на долговременные и постоян- но воспроизводящиеся. Краткосрочными они не бывают по своей природе. Как уже отмечалось, предпосылки для таких ситуаций в каждом сообществе существуют всегда. Факт любого дефицита до- статочен, чтобы породить конфликт; во всех группах есть люди, пы- тающиеся улучшить свое положение за счет других; периодически проявляются попытки перераспределения властных и престижных социальных позиций и т. п. Условия возникновения подобных си- туаций также представляют собой частое явление: малейшее со- циальное напряжение побуждает людей фокусировать внимание на наличии таких предпосылок и оценивать их в терминах неспра- ведливости. Соответственно, конфликтные ситуации во всех типах сообществ всегда долгосрочны, хотя значительное время могут но- сить латентный характер. Более того, даже став явными, они могут не приводить к конфликтному взаимодействию. Существует дру- гие способы их регулирования — рационализация, нормирование, перемещение общественного внимания и т. п. — которые хотя и не устраняют предпосылок ситуации, но так влияют на интерпрета- цию их социальной значимости, что на какое-то время позволяют людям примириться с их существованием. Конфликтное взаимодействие как непосредственный обмен взаимно вредоносными действиями представляет собой дискрет- ный процесс, составленный из серий краткосрочных столкнове- ний. Это обнаруживается на уровне индивидуальных и групповых действий, в ситуациях с высокой и низкой степенью
технической оснащенности или культурной компетентности. Такая форма обусловлена антропологическими факторами: человек не способен к длительному непрерывному проявлению агрессив- ного поведения. В то же время, как уже говорилось, за счет волнообразной смены вели- чины напряженности конфликтное взаимодействие может продолжаться достаточно долго. Соответственно оно имеет два рода временных ограничений. Во-первых, генерально его пределы задаются длительностью проблемной ситуации, при- нявшей явную форму. Более того, раз начавшись, сам процесс становится детерминантой длительности. Во- вторых, временные пределы открытых столкновений обусловлены антропологическими свойствами противников, с одной стороны, и объемами ресурсов, их качеством, навыками их адекватного рас- пределения — с другой. гла ва 2. Конфл икт и ко нфл икт ное вза имодейст вие Культурные ограничения. Наконец, следует особо остано- виться на смысловых или культурных пределах применимости конфликтной парадигмы в проблемной ситуации. Как уже отмечалось, ее парадокс в этих условиях состоит в том, что по ходу процесса действия участников постепенно смещаются от попыток решить проблему к взаимонаправленной агрессии, которая оправдывает- ся идеологическими соображениями и взаимными обвинениями. В результате ситуация усугубляется за счет того, что последствия конфликта вносят дополнительные разрушения, напряженность, неопределенность. Социально значимые проблемы конфликтным способом неразрешимы. В борьбе можно разрушить какие-то ус- таревшие культурные паттерны, мешающие их осознанию или реальным действиям, направленным на поиски решения. Но если ситуация выходит из-под контроля, то и эта минимальная полезность исчезает. Эскалация конфликта способствует его пе- реходу в самодовлеющую форму отношений между участниками, ценностно оправдываемых ими. Таким образом можно создать заметную ситуацию, на которую направля- ется внимание общественности с целью, во-первых, отвлечь ее от истинных проблем, и, во-вторых, организовать вокруг общего центра, если разнонаправленность интересов становится источни- ком нормативного и ценностного хаоса. Пределы применимости такой стратегии достаточно узки. Они заданы ограниченными воз- можностями людей контролировать агрессивное поведение. Вот почему столь частые попытки использовать эту стратегию в про- блемных ситуациях ведут к ее усугублению и распространению на тех, кто ее применяет. Контрольные вопросы 1. Предпосылки и условия возникновения конфликтной ситуации
и конфликтного взаимодействия. 2. Силовое и ресурсное обеспечение конфликта. 3. Фазы конфликтного взаимодействия. 4. Механизмы поддержания конфликтной парадигмы. 5. Общая технологическая схема использования конфликтной па- радигмы. 6. Особенности социокультурного опыта, осваиваемого в ходе кон- фликта. 7. Границы применимости конфликтной парадигмы при решении социально значимых проблем. раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|