Ситуации, благоприятные для переговоров
О качестве переговоров можно судить по соответствию прини- маемых промежуточных и окончательных решений ряду критериев: – реалистичность, т.е. соотнесенность с силами и ресурсами сто- рон, выполнимость; – эффективность, т.е. ориентированность на поддержание или улучшение положения и взаимодействия сторон; – легитимность, т.е. соблюдение законных интересов каждой из сторон; урегулирование столкновения интересов сторон на основе принципов справедливости, признаваемых ими; – долговременность достигнутых договоренностей, т.е. выработка механизмов поддержания отношений, установленных между сто- ронами в ходе переговоров. Предпосылки и условия, определяющие возможность перего- воров. Переговорную парадигму можно применять в проблемных ситуациях далеко не во всех случаях. Если предпосылки для нее можно обнаружить всегда, то для их актуализации нужны определенные необходимые и достаточные условия. Предпосылки обращения к переговорной парадигме взаимо- действия заложены в стремлении сторон решить проблему таким образом, чтобы избежать разрушения, с одной стороны, и утраты идентичности, полного растворения в более сильной системе — с другой. Их можно определить через следующие базовые переменные: – конструктивная ориентация: люди в про- блемной ситуации способны сконцентрироваться и действовать таким образом, гла ва 3. п ерего воры и парт нерст во чтобы последовательно преодолевать затрудне- ния и адаптироваться в ее рамках, если она непреодолима, и из- менить ее, если это возможно; – наличие собственных интересов: каждая сторона предпочитает участвовать в принятии решений по вопросам, которые ее затрагивают, а не пре-
доставлять это кому-то другому; – способность к обмену: в процессе взаимодействия, как было по- казано ранее, люди могут обмениваться разного рода ресурсами таким образом, чтобы их хватило на реализацию интересов (в при- емлемых пределах) каждого без ущемления интересов других; – реципрокная форма отношений: люди могут выполнять допол- няющие друг друга функции в процессе совместного целедости- жения таким образом, чтобы поддерживать друг друга в затрудни- тельных обстоятельствах, с одной стороны, и не попадать в полную взаимозависимость — с другой. Такого рода предпосылки порождают ситуацию переговоров при наличии необходимых и достаточных для этого условий, когда стороны: – пытаются добиться хотя бы частичного улучшения собственного положения без стремления разрушить друг друга, но с готовностью к взаимным компромиссам. Поскольку, каждая проблема имеет несколько направлений решения, не являющихся взаимоисключа- ющими, они могут идти друг другу на уступки, не имеющие ключе- вого значения для них самих, но важные для другой стороны, или же найти альтернативные решения, влекущие за собой минималь- ные издержки для каждого из участников; – помимо различных, имеют еще и совпадающие интересы, зна- чимые для решения проблемы, но не занимают в отношении них позицию взаимной несовместимости, как в случае конфликта, а готовы объединить усилия для их реализации и совместно пользо- ваться полученными результатами; – считают возможным достижение определенных договореннос- тей в отношении совместного решения проблемы с сохранением собственных интересов, считая это более выгодным, чем другие альтернативы (конфликт или консолидация). В этом случае пред- метом переговоров становится примирение интересов; – готовы вступить в дискуссию в поисках взаимно удовлетворя-
ющих решений, договориться о спорных вопросах и об условиях дальнейшего сосуществования в системе. Чем точнее будут эти до- говоренности, тем более благоприятными станут последствия при- нимаемых решений для участников переговоров. Готовность идти на переговоры, как правило, не скрывается. Стороны обычно открыто предлагают друг другу эту форму взаи- раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия модействия при перечисленных условиях как необходимых и до- статочных в идеально-типическом смысле. Их необходимость обус- ловлена стремлением сторон избежать разрушительных для себя последствий сохранения или усугубления проблемной ситуации и признанием неизбежности сотрудничества в этих обстоятельствах. Их достаточность определяется тем, что здесь предусматриваются как общие, так и специальные интересы сторон; как их взаимодо- полнительность, так и функциональная автономия. Участники переговоров Участников переговоров не следует сводить к диаде. Их состав значительно шире. Так, даже в двусторонних переговорах возмож- ны вариации, поскольку стороны могут представлять: – свои личные интересы, например, в ситуациях торга между по- купателем и продавцом, наемным работником и нанимателем, ру- ководителем и подчиненным и т.п. В этом случае переговоры име- ют непосредственный характер, т. е. участники находятся в прямом контакте; каждый выступает от своего имени и с этой позиции вно- сит свои предложения, принимает решения, несет ответственность за их последствия. – определенные группы интересов, например, производственные, банковские, административные, профсоюзные, партийные едини- цы. В таких ситуациях переговоры становятся опосредованными, поскольку стороны выступают не от своего имени, но защищают правомерность направления действий представляемой ими ор- ганизации или группы в проблемной ситуации. Соответственно, каждая сторона вносит свои предложения, принимает решения, руководствуясь организационными уставными документами; ин- тересами администрации, олицетворяющей организацию в целом; соображениями выгоды той группы, которую представляет, и сво- ими собственными побуждениями.
– избирателей, т.е. большие и достаточно неопределенные по на- строениям, ориентациям, запросам группы людей. Переговоры при этом также носят опосредованный характер, однако при вне- сении предложений и принятии решений стороны руководствуют- ся общими этическими соображениями и указаниями руководства партий и фракций, к которым они принадлежат. Степень строгости такого контроля влияет на возможность в ходе переговоров учиты- вать интересы как других своих групп принадлежности (например, семья), так и свои собственные. Чем больше сторон оказывается втянутыми в переговоры, тем сложнее становится процедура выработки взаимоприемлемых ре- шений. При одной и той же проблемной ситуации стороны, даже стремящиеся достичь взаимоприемлемых договоренностей и го- товые к компромиссам, видят ее неодинаково.Так, различ- ными могут быть ее аспекты, выделяемые гла ва 3. п ерего воры и парт нерст во в качестве значимых: для одних это власть, для других — ресур- сы жизнеобеспечения, для третьих — рабочие места, для четвер- тых — общественный престиж и т.п. Далее, по-разному может видеться конечный результат переговоров: для одних — это ре- шение проблемы; для других — достижение безопасной позиции в проблемной ситуации; для третьих — приобретение союзников; для четвертых — расширение степени функциональной автоно- мии и т. п. Кроме того, стороны видят ситуацию с точки зрения той социокультурной группы, к которой принадлежат: наемные ра- ботники считают важным нечто иное, чем собственники; разные взгляды на проблему будут у экспертов-специалистов и, скажем, партийных, административных лидеров; молодые и старые пред- ставители менеджмента будут склонны к разным направлениям действий и т. п. Наконец, на восприятие проблемы и возмож- ностей ее решения определенное влияние оказывают личностные характеристики участников: более честолюбивый человек будет менее склонен к компромиссам, чем скажем, более опытный по- литик; воинственный задаст более напряженный тон переговоров,
чем миролюбивый; интеллектуал увидит больше возможностей в решении проблемы, чем привыкший к стереотипам обыватель и т. п. Совершенно очевидно, что при многосторонних переговорах подобные различия взаимно налагаются и образуют достаточно сложное концептуальное поле определения ситуации. Если стороны не могут договориться об источнике затруднений, вы- делить цель взаимодействия, сконцентрироваться на решении про- блемы, но погрязают в спорах и обсуждениях, относящихся к част- ным вопросам, лучше прибегнуть к внешней помощи. Посреднику или арбитру, если он оказывается приемлемым для всех сторон, оказывается легче, чем им, преодолеть споры вокруг незначительных деталей, на- править переговорный процесс на выявление и примирение инте- ресов, на решение проблемы. Он может предложить непредвзятую позицию для устранения разногласий; на этой базе классифициро- вать предлагаемые варианты решений проблемы и прогнозиро- вать их последствия для сторон; отделить процессы выдвижения и обсуждения предложений от выработки соглашения; уменьшить за счет обобщения численность альтернативных вариантов соглашения. Посредничество и арбитраж сходны в том, что лица, выполняющие соответствующие роли, не предлагают сторонам никаких решений, но только способствуют нормальному ходу переговоров. Они различаются степенью регла- ментированности своего участия в процессе: позиция арбитра нор- мативно более упорядочена по сравнению с посредником, хотя и не требует соответствия судебным правилам. раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|