Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуации, благоприятные для переговоров




О качестве переговоров можно судить по соответствию прини-

маемых промежуточных и окончательных решений ряду критериев:

– реалистичность, т.е. соотнесенность с силами и ресурсами сто-

рон, выполнимость;

– эффективность, т.е. ориентированность на поддержание или

улучшение положения и взаимодействия сторон;

– легитимность, т.е. соблюдение законных интересов каждой из

сторон; урегулирование столкновения интересов сторон на основе

принципов справедливости, признаваемых ими;

– долговременность достигнутых договоренностей, т.е. выработка

механизмов поддержания отношений, установленных между сто-

ронами в ходе переговоров.

Предпосылки и условия, определяющие возможность перего-

воров.

Переговорную парадигму можно применять в проблемных

ситуациях далеко не во всех случаях. Если предпосылки для нее

можно обнаружить всегда, то для их актуализации

нужны определенные необходимые и достаточные условия.

Предпосылки обращения к переговорной парадигме взаимо-

действия заложены в стремлении сторон решить проблему таким

образом, чтобы избежать разрушения, с одной стороны, и утраты

идентичности, полного растворения в более сильной системе —

с другой. Их можно определить через следующие

базовые переменные:

– конструктивная ориентация: люди в про-

блемной ситуации способны сконцентрироваться и действовать таким образом,

гла ва 3. п ерего воры и парт нерст во

чтобы последовательно преодолевать затрудне-

ния и адаптироваться в ее рамках, если она непреодолима, и из-

менить ее, если это возможно;

– наличие собственных интересов:

каждая сторона предпочитает участвовать в

принятии решений по вопросам, которые ее затрагивают, а не пре-

доставлять это кому-то другому;

– способность к обмену: в процессе взаимодействия, как было по-

казано ранее, люди могут обмениваться разного рода ресурсами

таким образом, чтобы их хватило на реализацию интересов (в при-

емлемых пределах) каждого без ущемления интересов других;

– реципрокная форма отношений: люди могут выполнять допол-

няющие друг друга функции в процессе совместного целедости-

жения таким образом, чтобы поддерживать друг друга в затрудни-

тельных обстоятельствах, с одной стороны, и не попадать в полную

взаимозависимость — с другой.

Такого рода предпосылки порождают ситуацию переговоров

при наличии необходимых и достаточных для этого условий, когда

стороны:

– пытаются добиться хотя бы частичного улучшения собственного

положения без стремления разрушить друг друга, но с готовностью

к взаимным компромиссам. Поскольку, каждая проблема имеет

несколько направлений решения, не являющихся взаимоисключа-

ющими, они могут идти друг другу на уступки, не имеющие ключе-

вого значения для них самих, но важные для другой стороны, или

же найти альтернативные решения, влекущие за собой минималь-

ные издержки для каждого из участников;

– помимо различных, имеют еще и совпадающие интересы, зна-

чимые для решения проблемы, но не занимают в отношении них

позицию взаимной несовместимости, как в случае конфликта, а

готовы объединить усилия для их реализации и совместно пользо-

ваться полученными результатами;

– считают возможным достижение определенных договореннос-

тей в отношении совместного решения проблемы с сохранением

собственных интересов, считая это более выгодным, чем другие

альтернативы (конфликт или консолидация). В этом случае пред-

метом переговоров становится примирение интересов;

– готовы вступить в дискуссию в поисках взаимно удовлетворя-

ющих решений, договориться о спорных вопросах и об условиях

дальнейшего сосуществования в системе. Чем точнее будут эти до-

говоренности, тем более благоприятными станут последствия при-

нимаемых решений для участников переговоров.

Готовность идти на переговоры, как правило, не скрывается.

Стороны обычно открыто предлагают друг другу эту форму взаи-

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

модействия при перечисленных условиях как необходимых и до-

статочных в идеально-типическом смысле. Их необходимость обус-

ловлена стремлением сторон избежать разрушительных для себя

последствий сохранения или усугубления проблемной ситуации и

признанием неизбежности сотрудничества в этих обстоятельствах.

Их достаточность определяется тем, что здесь предусматриваются

как общие, так и специальные интересы сторон; как их взаимодо-

полнительность, так и функциональная автономия.

Участники переговоров

Участников переговоров не следует сводить к диаде.

Их состав

значительно шире. Так, даже в двусторонних переговорах возмож-

ны вариации, поскольку стороны могут представлять:

– свои личные интересы, например, в ситуациях торга между по-

купателем и продавцом, наемным работником и нанимателем, ру-

ководителем и подчиненным и т.п. В этом случае переговоры име-

ют непосредственный характер, т. е. участники находятся в прямом

контакте; каждый выступает от своего имени и с этой позиции вно-

сит свои предложения, принимает решения, несет ответственность

за их последствия.

– определенные группы интересов, например, производственные,

банковские, административные, профсоюзные, партийные едини-

цы. В таких ситуациях переговоры становятся опосредованными,

поскольку стороны выступают не от своего имени, но защищают

правомерность направления действий представляемой ими ор-

ганизации или группы в проблемной ситуации. Соответственно,

каждая сторона вносит свои предложения, принимает решения,

руководствуясь организационными уставными документами; ин-

тересами администрации, олицетворяющей организацию в целом;

соображениями выгоды той группы, которую представляет, и сво-

ими собственными побуждениями.

– избирателей, т.е. большие и достаточно неопределенные по на-

строениям, ориентациям, запросам группы людей. Переговоры

при этом также носят опосредованный характер, однако при вне-

сении предложений и принятии решений стороны руководствуют-

ся общими этическими соображениями и указаниями руководства

партий и фракций, к которым они принадлежат. Степень строгости

такого контроля влияет на возможность в ходе переговоров учиты-

вать интересы как других своих групп принадлежности (например,

семья), так и свои собственные.

Чем больше сторон оказывается втянутыми в переговоры, тем

сложнее становится процедура выработки взаимоприемлемых ре-

шений. При одной и той же проблемной ситуации стороны, даже

стремящиеся достичь взаимоприемлемых договоренностей и го-

товые к компромиссам, видят ее неодинаково.Так, различ-

ными могут быть ее аспекты, выделяемые

гла ва 3. п ерего воры и парт нерст во

в качестве значимых: для одних это власть, для других — ресур-

сы жизнеобеспечения, для третьих — рабочие места, для четвер-

тых — общественный престиж и т.п. Далее, по-разному может

видеться конечный результат переговоров: для одних — это ре-

шение проблемы; для других — достижение безопасной позиции

в проблемной ситуации; для третьих — приобретение союзников;

для четвертых — расширение степени функциональной автоно-

мии и т. п. Кроме того, стороны видят ситуацию с точки зрения той

социокультурной группы, к которой принадлежат: наемные ра-

ботники считают важным нечто иное, чем собственники; разные

взгляды на проблему будут у экспертов-специалистов и, скажем,

партийных, административных лидеров; молодые и старые пред-

ставители менеджмента будут склонны к разным направлениям

действий и т. п. Наконец, на восприятие проблемы и возмож-

ностей ее решения определенное влияние оказывают личностные

характеристики участников: более честолюбивый человек будет

менее склонен к компромиссам, чем скажем, более опытный по-

литик; воинственный задаст более напряженный тон переговоров,

чем миролюбивый; интеллектуал увидит больше возможностей

в решении проблемы, чем привыкший к стереотипам обыватель

и т. п. Совершенно очевидно, что при многосторонних переговорах

подобные различия взаимно налагаются и образуют достаточно

сложное концептуальное поле определения ситуации.

Если стороны не могут договориться об источнике затруднений, вы-

делить цель взаимодействия, сконцентрироваться на решении про-

блемы, но погрязают в спорах и обсуждениях, относящихся к част-

ным вопросам, лучше прибегнуть к внешней помощи. Посреднику

или арбитру, если он оказывается приемлемым для всех сторон,

оказывается легче, чем им, преодолеть споры вокруг незначительных деталей, на-

править переговорный процесс на выявление и примирение инте-

ресов, на решение проблемы. Он может предложить непредвзятую

позицию для устранения разногласий; на этой базе классифициро-

вать предлагаемые варианты решений проблемы и прогнозиро-

вать их последствия для сторон; отделить процессы выдвижения и

обсуждения предложений от выработки соглашения; уменьшить

за счет обобщения численность альтернативных

вариантов соглашения. Посредничество и арбитраж

сходны в том, что лица, выполняющие соответствующие роли, не

предлагают сторонам никаких решений, но только способствуют

нормальному ходу переговоров. Они различаются степенью регла-

ментированности своего участия в процессе: позиция арбитра нор-

мативно более упорядочена по сравнению с посредником, хотя и

не требует соответствия судебным правилам.

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...