Принципы преодоления межличностных затруднений
Нередко в процессе переговоров, ведущихся с самыми конс- труктивными и дружественными намерениями, возникают затруд- нения, обусловленные отнюдь не злонамеренностью партнеров, но их неосознаваемыми интересами и нуждами. Они побуждают человека к поведению, которое ломает ход переговоров, и созда- ет впечатление недостижимости взаимоприемлемых решений. В этом случае другая сторона, заинтересованная в продолжении переговоров, может руководствоваться рядом правил, помогаю- щих наладить коммуникацию. Преодоление негативных реакций. Затруднения в межлич- ностных отношениях по ходу взаимодействия могут вызвать у сторон гнев, растерянность, подавленность и другие чувства, мешающие переговорам. В таких случаях существуют две возможности разря- дить напряженность: либо взять под контроль собственные побуж- дения, либо дать выговориться другой стороне. При этом можно руководствоваться некоторыми правилами: – пытаться преодолеть возникшую неприязнь напоминанием о предшествующих успешных взаимодействиях и перемещением ее источника с личности на обстоятельства; – использовать специальную технику овладения появившимися негативными побуждениями; – стараться не попадать под влияние плохого настроения или раз- дражения партнера, но попытаться понять их причины; – использовать приемы, нейтрализующие недовольство, раздра- жение партнера. Преодоление коммуникативных затруднений. Нередко за- труднения в переговорах возникают из-за недостатка взаимопони- мания партнеров. В подобных случаях, чтобы наладить коммуника- цию, нужно затрачивать специальные усилия: – с самого начала переговоров признать взаимные различия как
данность и считать правомерными случаи непонимания друг друга; – узаконить процедуру обращения за разъяснениями, позволяю- щую уточнить любое высказывание партнеров; – уделять как можно больше внимания соотнесению высказыва- ний с сутью решаемой проблемы. Преодоление споров об ответственности. Переговоры могут тормозиться спорами по поводу вины и ответственности. При недостатке компетентности и нежелании признаваться в этом одна из сторон может попытаться сдвинуть фокус переговоров с преодоления проблемной ситуации на поис- ки виновных в ее возникновении и существовании; на обсуждение вопроса о том, кто и в каких формах должен нести ответственность гла ва 3. п ерего воры и парт нерст во за ее разрешение. Бесплодность этих споров вынуждает другого принять одно из следующих решений: – при недостатке компетентности у партнера можно либо разъяс- нить ему происходящее, либо деликатно отвести ей в переговорах соответствующее место; – при нежелании партнера участвовать в решении проблемы луч- ше предоставить ему возможность выйти из переговоров. Внимание к личностным особенностям партнера. В ходе пе- реговоров сторонам приходится затрачивать специальные усилия на корректи- ровку собственного поведения в соответствии с личностными осо- бенностями друг друга. Так, с людьми грубыми, бесцеремонными, демонстрирующими свое превосходство, придется придерживать- ся доброжелательной, но твердой позиции. В противном случае негативные проявления будут усиливаться С людьми замкнутыми следует вести себя терпеливо и особенно деликатно, что может по- будить их к конструктивному взаимодействию. Подозрительные люди смогут эффективно действовать лишь в случае специальных затрат усилий на формирование отношений взаимного доверия. Иными словами, чтобы это не мешало взаимодействию, можно ру-
ководствоваться следующим набором общих правил: – определить, каким чертам партнера следует уделять специаль- ное внимание, чтобы поддерживать переговоры; – не попадать под его влияние, сохранять спокойствие и нейтралитет; – попытаться совместно с ним выявить его скрытые побуждения с тем, чтобы учесть их в процессе выработки взаимоприемлемых решений; – максимально вовлекать его в процесс конструктивного взаимо- действия. Уловки и реакции на них При переговорах встречается ряд типичных тактических приемов и хитростей, с помощью которых применяющие их люди могут получить преимущество над партнерами1. – преднамеренный обман: одна сторона может вводить другую в заблуждение относительно своих полномочий; предоставлять лож- ную информацию; искажать факты; – неясные полномочия: ошибочно считать, что сторона имеет пол- номочия, основываясь на факте ее участия в переговорах. Группа интересов, которую она представляет, может, специально лишив права принятия окончательных решений, сделать ее активным участником переговоров. В этом случае целями становятся получение дополнительной ин- формации о намерениях и скрытых интересах других сторон; за- тягивание или разрушение переговоров; укрепление своих пози- ций и т. п.; 1 См. Фишер Р., Юри У. Цит.раб. с.139–153 раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия – давление: оно используется одной из сторон с целью повлиять на содержание решений других. Так, идеологические нападки про- воцируют неловкость и растерянность, побуждающие к уступкам. Использование позиционных преимуществ принуждает к отказу от более выгодных решений в пользу менее предпочтительных. Наконец, дискомфортная обстановка самих переговоров (неудоб- ное помещение, шум, неблагоприятные температурные условия, плохая освещенность, отвлекающие моменты и т.п.), используются для сворачивания переговоров; – личные выпады: одна из сторон может использовать тактику уп- реков, обвинений в отношении других; делать замечания, стараясь подчеркнуть их некомпетентность; заставлять их ждать; прерывать переговоры; не слушать; требовать повторять сказанное. Все это
может быть выражено в такой форме, что другая сторона будет считать происходящее досадными недоразумениями. Тем не менее нормальный ход переговоров нарушается; – угрозы: указания на негативные последствия для другой сто- роны, если она не пойдет на уступки. Эта тактика может использоваться в различных вариантах. Обычно опытные участники переговоров не прибегают к прямым запугиваниям, ограничиваясь предупреждениями, такими как возможность жестких мер в ответ на поведение парт- неров. Они могут также преднамеренно распределить позиции так, чтобы один занимал жесткую позицию, а другой — мягкую, сов- местно направляя партнера к менее выгодному для него решению. Наконец, сторона с более сильной правовой позицией, угрожая другой законными негативными санкциями, вынуждает ее к ком- промиссу; – повышение требований: в ходе переговоров активная сторона усиливает требования с каждой последующей уступкой вплоть до экстремальных значений, и вновь поднимает вопросы, которые ра- нее были урегулированы. А при попытках партнера защитить свои интересы в невыгодной ситуации ему предъявляется ультиматум: либо следование требованиям, либо прекращение переговоров; – ослабление контроля над ситуацией: одна из сторон может укре- пить свою позицию в переговорах, просто ослабляя контроль над ситуацией, не замечая разумных предложений другой стороны; иг- норируя свои обязательства; не реагируя на напряженные момен- ты переговоров. Такая тактика расширяет сферу ее функциональ- ной автономии; – рассчитанная задержка: одна из сторон может пытаться затя- нуть или отложить переговоры в надежде дождаться благоприят- ных для себя обстоятельств. Это позволяет сберечь ресурсы и рас- считывать на будущее подкрепление. Подобные типы поведения нужны использующей их стороне, чтобы увеличить степень своего контроля над ситуацией, выиг- гла ва 3. п ерего воры и парт нерст во рать в соперничестве позиций. Когда у партнера есть подозрения или уверенность в том, что в отношении него применяются спе-
циальные уловки, он может предпринять ряд нейтрализующих шагов: – выявить сам факт использования определенной тактики; – прямо вынести этот вопрос на обсуждение; – подвергнуть сомнению правомерность ее использования с точки зрения цели переговоров. Препятствия такого рода не возникают, если стороны руко- водствуются правилами «принципиальных» переговоров: – сосредоточиться на интересах, а не на позициях; подвергать сомнению тактику, а не критиковать применяющих ее людей; – предлагать взаимовыгодные варианты промежуточных реше- ний и окончательных договоренностей; – настаивать на использовании объективных критериев оценки техник и результатов выработки решений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|