Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
Структура переговорного взаимодействия. Обычно при пе- реговорах партнеры редко задумываются об установлении правил, упорядо- чивающих отношения между ними. Тем не менее процесс может быть заранее организован, если руководствоваться опреде- ленными принципами. Поиск альтернативных вариантов решений. На каждой стадии переговоров необходимо выдвигать несколько возможных реше- ний обсуждаемого вопроса. Для окончательного и единственного соглашения, приемлемого для всех участников, перебор значитель- ного количества промежуточных вариантов, развернутые прения по каждому из спорных вопросов помогут получить продуманный и обоснованный конечный выход. Убежденность в возможности взаимовыгодных решений. Следует исходить из того, что при обсуждении каждого спорного вопроса можно найти такое результирующее решение, которое бу- дет выгодным для всех участников переговоров. В этом случае сле- дует придерживаться основных правил: – не рассматривать ситуацию с позиций, «если не выигрыш, то проигрыш» и «если одна сторона выигрывает, то другая обязатель- но проигрывает»; – не пытаться связывать взаимовыгодный вариант с максималь- ным значением собственного выигрыша. Совместное решение проблемы. Чтобы переговоры были не формальностью, но ориентированными на разрешение проблем- ной ситуации, в спорных случаях важно открыто обсуждать инте- ресы и текущие выгоды каждой из сторон, искать зоны их совпаде- раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия ний или сопряжений. На этой основе легче вырабатывать взаимо- приемлемые решения. Построенная на таких принципах структура переговоров мо-
жет рассматриваться в качестве показателя их рациональной орга- низации. Действительно, каждая сторона получает определенные гарантии того, что при выработке окончательного соглашения она будет принимать участие в обсуждении промежуточных альтерна- тив; ее интересы будут учтены; безопасность будет обеспечена за счет совместного обсуждения проблем. Силовое обеспечение переговоров. В проблемной ситуации стороны вступают в переговоры, чтобы путем приложения совмес- тных усилий достичь лучшего, чем прежде, положения, сохраняя при этом свою функциональную автономность. В этом случае их сила определяется, во-первых, четкостью представлений каждого участника о собственных интересах и возможностях в отношении решения проблемы; во-вторых, адекватной оценкой аналогичного потенциала партнера. Определение собственных интересов и возможностей. Сила позиции в структуре переговоров тем значительнее, чем реалис- тичнее участники определяют свои интересы, запросы и возмож- ности их реализации в проблемной ситуации. Она возрастает, если имеются некоторые заготовки альтернатив для защиты от невы- годных решений: – наилучшая альтернатива решения, отвечающая интересам сто- роны; – наихудшая альтернатива решения, не ущемляющая интересы стороны; – пределы возможных уступок, при которых переговоры продол- жают быть выгодными стороне; – план действий, связанных с решением проблемы, если не удастся прийти к соглашению и от переговоров придется отказаться; – тактическая схема уступок. Наличие такого рода модели обеспечивает имеющей ее сторо- не ряд силовых преимуществ: – знание того, что следует делать в случае бесплодности процесса, придаст дополнительную уверенность при отстаивании собствен- ных интересов; обезопасит от непредвиденных и негативных пос- ледствий провала переговоров; снизит зависимость от предлагае-
мых партнерами условий соглашений; – четкое представление о своих интересах и пределах возможнос- тей в ситуации позволит с этих позиций оценить каждое принима- емое решение; – в совокупности это обеспечит возможность проявлять высокую активность и оказывать силовое давление на партнеров, обнаруживая или скрывая свои резер- вы, подчеркивая имеющуюся возможность выйти из переговоров. гла ва 3. п ерего воры и парт нерст во Оценка силового потенциала партнеров. Чем больше сторо- на знает об интересах партнеров и вариантах их отстаивания, тем лучше она оказывается подготовленной к ведению переговоров, тем точнее представляет, что можно от них ожидать. Если партнер занимает более сильную позицию, целесообразно в отношениях с ним изначально определить: – чего он хочет: контролировать ход переговоров, добиться при- знания собственного авторитета или каких-либо преимуществ и т.п.; – свои возможности: сохранить определенную степень автоном- ности; повысить статус; извлечь преимущества; – соотношение тактики уступок и уловок: внешне признавая авторитет партнера, не упускать благоприятные для себя возможности. Таким образом сторона получает большую свободу в использовании своих ресурсов независимо от согласия других: чем больше автономность от партнеров, тем меньше зависимость от переговоров, тем больше возможностей влиять на ход и результат процесса. Ресурсное обеспечение участников переговоров. В ходе пере- говоров реализация интересов требует ресурсного обеспечения. Интересы принято определять как значимые для людей социо- культурные побуждения, которыми они руководствуются в своих попытках занять конкретную социальную позицию, культурную нишу, контролировать определенные блага, распоряжаться на значимой для них территории и т. п. Они связаны прежде всего с фундаментальными адаптационными императивами, такими как жизнеобеспечение, безопасность, принадлежность, признание, автономия. Определение проблемной ситуации и путей ее преодоления люди всегда осуществляют сквозь призму своих приоритетных интересов. Те, кто не может решить проблему в одиночку, склонны
объединяться в так называемые «группы интересов» на партнерс- кой основе, что позволяет им частично оказывать помощь друг дру- гу. В то же время каждый занимает здесь свою позицию, которую можно рассматривать как демонстративное утверждение и обос- нование правомерности своих интересов в контексте переговоров. В ходе взаимодействия имеющиеся у сторон ресурсы — техноло- гические, организационные, социокультурные — распределяют- ся между двумя основными процессами: реализация интересов и позиционные споры. Эффективность переговоров с точки зрения преодоления проблемной ситуации оказывается тем выше, чем бо- лее они сосредоточиваются на согласовании интересов, а не пози- ций. Нередко за внешними столкновениями скрываются одни и те же базовые ориентации. Поэтому обращение к примирению интере- сов, а не позиций, исключает побочные факторы и помогает эко- номить ресурсную базу переговоров. Следует подчеркнуть, что за расхождения- раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия ми в позициях нередко скрываются вполне примиримые интенции, а за общей позицией — различные цели. Обращение непосредственно к интересам позволяет сразу обнаружить это сходство или различие и далее искать компромиссные решения. Обычно считается, что различия в интересах мешают органи- зации переговорного взаимодействия и создают предпосылки для конфликта. Однако теория и опыт свидетельствуют о том, что они могут способствовать достижению удовлетворяющего всех соглаше- ния. В проблемной ситуации одна сторона может быть заинтере- сована в ее экономическом разрешении, другая — в политическом, третья — в социально-организационном; кого-то могут заботить более частные аспекты ситуации: положение отдельных социо- культурных групп, технологические вопросы и т.п. Взвешивая ре- сурсы, освобождающиеся в каждом случае из-за отсутствия сопер- ничества, можно перераспределить их рациональным образом. Это становится дополнительным фактором для взаимоприемлемых и
взаимовыгодных решений. Идентификацию интересов друг друга стороны пытаются осу- ществить в процессе переговоров через демонстрацию позиций, которые отличаются конкретностью и хорошей артикулирован- ностью. В то же время стоящие за ними цели чаще всего прямо не проявляются. Стороны могут преднамеренно скрывать их; или же четко не осознавать; или же плохо структурировать и выражать. Затрата усилий на их выявление, формирование, обсуждение необходима, поскольку при ориентации переговоров на решение проблемы именно четкая выраженность интересов делает возмож- ным их примирение и придает процессу конструктивный характер. Распределение ресурсов в ходе переговоров в пользу согласо- вания интересов сторон по сравнению с позиционными спорами может служить надежным показателем эффективности их про- движения. Коммуникативный потенциал процесса переговоров. Для пе- реговоров структурирование информационных процессов являет- ся ключевым процессом, которой необходимо постоянно контро- лировать, поскольку взаимопонимание составляет основу для разработки и последующей реализации соглашений. Эффективность коммуникации в ходе процесса можно регулировать через три основных общепринятых измене- ния — говорение, слушание, понимание — в форме наборов опре- деленных правил. Правила говорения. В ходе переговоров необходимо добиться ясности в отношении интересов, позиций, мнений сторон в про- блемной ситуации, поскольку без этого согласование их действий окажется невозможным. Неопределенность в изложении позиции наблюдается, когда участники: вынуждены говорить о чем-то не- гла ва 3. п ерего воры и парт нерст во желательном, неприятном, неприемлемом для себя; недостаточно представляют себе то, о чем говорят; опускают детали из-за недо- статка времени; хотят избежать ответственности. Иногда двусмыс- ленность может быть тактически выгодной, позволяя выиграть вре- мя, скрыть истинные побуждения, “сохранить лицо” и т. п. Однако в конечном счете это ведет к ошибкам в заключениях и поведении. Построению решений на реалистичных основаниях способствует соблюдение следующих правил: – высказывания прямо относятся к формулировке проблемы, пу- тям ее решения или усовершенствованию хода переговоров; они обдуманы, обоснованы, конструктивны, четко изложены. Это вно- сит ясность относительно интересов, позиций, мнений участников на каждой стадии переговоров; –обмен информацией носит открытый характер. Каждый в прием- лемой для всех форме выражает мнения и предпочтения, а также
побуждает к этому других. В то же время переговоры не следует делать публичными, их лучше вести конфиденциально и при учас- тии только прямо заинтересованных лиц; –выражается преимущественно собственное мнение, в коррект- ной форме и так, чтобы другие стороны понимали вклад говорящего в решение проблемы. Переговоры — это не дебаты, поэтому важно избегать чрезмерной категоричности и полемичности в высказы- ваниях. Собственное мнение или суждение высказывается только в интересах достижения цели, от своего имени и с полной ответс- твенностью. Обвинения, угрозы, предупреждения, конструкции долженствования и другие проявления авторитарности и агрессив- ности максимально исключаются. Соблюдение такого рода стилис- тических правил обычно вызывают у партнеров желание продол- жать переговоры; – партнеры побуждают друг друга к развитию дискуссии. Если чувствуется, что между ними остается недоговоренность; что ос- нования для промежуточного решения не прояснены до конца; что переговоры отклонились от примирения интересов в сторону по- зиционных споров, то делается все, чтобы углубить тему, вывести партнеров на рефлексивное обсуждение сложившейся ситуации. В этом случае обычно используется серия нейтральных вопросов, располагающих к продолжению обсуждения и проясннению пози- ции. Излишняя концентрация на причинах оценок и мнений может привести лишь к усилению защитной позиции, а ненавязчивые побуждения позволяют последовательно перевести позиционную дискуссию в обсуждение проблемы; – для поддержания коммуникативного процесса можно исполь- зовать неречевые средства. Например, улыбаться, кивать головой, смотреть в глаза, склоняться в сторону говорящего — значит про- являть признаки интереса к его высказываниям. Это побуждает раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия его продолжать разговор. В случае неразумных предложений, не- обоснованных нападок, неудовлетворительного ответа на вопрос лучшая тактика — молчание. Оно порождает чувство неловкости, особенно если у партнера нет уверенности в обоснованности свое- го поведения, и становиться стимулом к восстановлению прерван- ного процесса. В этом случае наиболее заинтересованная и активная из сторон, стремясь преодолеть затруднение, задает вопрос или выдвигает новое предложение. Соблюдая подобные правила говорения, партнеры имеют воз- можность поддерживать постоянную ясность в отношении интере- сов, позиций, намерений, мнений друг друга. Правила слушания. Активное слушание в процессе коммуникации повышает не только ос- ведомленность реципиента, но и ответственность коммуникатора за содержание и последствия высказываний. Однако слушать внима- тельно трудно, особенно когда дискуссия становится напряженной и когда необходимо, параллельно обдумывая аргументы, активно участвовать в ней. Следование определенным правилам позволит не упустить значимую информацию в ходе переговоров: – сосредоточиться на предмете обсуждения: не позволять себе от- влекаться на побочные рассуждения или личностные характерис- тики партнеров; из того, что говорится, выводить информацию о скрытых интересах и мотивах партнеров; при отклонениях от темы с помощью вопросов пытаться вернуть переговоры в нужное русло; – слушать внимательно, не давая оценок сказанному: это позволит, во-первых, выявить точку зрения партнера, а не свое отношение к ней; во-вто- рых, побудить партнера продолжать разговор, подчеркивая значи- мость его слов; в-третьих, создать непринужденную атмосферу, при которой говорящим легко делиться своими мыслями; – высказывать свое мнение об услышанном и прояснять происхо- дящее: повторять наиболее важные пункты обсуждения; просить подтверждения, что они были поняты правильно; в сомнительных случаях обращаться за дополнительными разъяснениями. Это по- могает получить дополнительную информацию и усилить эффек- тивность коммуникации; – относиться к высказываниям друг друга с уважением: выражать внешними знаками заинтересованность в получаемой информа- ции и высокую оценку самого факта участия в переговорах; в ходе коммуникации не проявлять равнодушия и повышенной критич- ности. Это позволяет в ходе переговоров сохранять атмосферу доб- рожелательности. Соблюдение такого рода правил слушания позволить участни- кам переговоров не только увеличить степень собственной осведом- ленности, но и сформировать благоприятную рабочую обстановку. Правила достижения понимания. В ходе переговоров стороны предполагают, что все сказанное ими будет не только услышано, гла ва 3. п ерего воры и парт нерст во но и понято. Чаще всего такое допущение остается неосознан- ным, невыраженным в явной форме, принимаемым как данное, что может приводить к недоразумениям при выработке реше- ний. Понимание не означает согласия и значимо не только для до- стижения договоренностей, но и для выявления причин разногласий. Прояснение того, как высказывания партнеров соотносятся с их интересами и намерениями; насколько они сходны или расходят- ся; возможно ли их взаимное примирение и согласование, позво- ляет участникам переговоров конструктивно относиться даже к взаимным расхождениям во мнениях. Существует набор правил, облегчающих понимание: – в случае неопределенности содержания обсуждаемых реше- ний отрефлексировать собственные предложения; определить, в какой степени они основываются на фактах, а в какой — на до- мыслах; с позиций собственных интересов и решения проблемы оценить их значимость; поделиться сомнениями с кем-то из парт- неров. Это позволит контролировать собственное понимание хода переговоров; – рассматривать собственные и предлагаемые другими варианты решений путем отбора фактов и исключения оценок, выявлять скрытые за ними интересы и намерения; все неясности выявлять и устранять за счет открытого обсуждения. Благодаря этому участ- ники до конца понимают те принципы, на которые они опираются в ходе переговоров для достижения взаимоприемлемого соглашения; – не бояться проявлять инициативу в случаях взаимного непо- нимания: выделять расхождения между тем, что говорится и что делается, обусловленные неверными интерпретациями проис- ходящего; определить причины такой ошибочности; соотносить обоснование видения ситуации с признанием его несовершенств. Речь идет о том, чтобы помочь друг другу преодолеть неадекватные интерпретации события, а не доказать их ложность. Применение этой тактики в процессе коммуникации повышает эффективность использования информации. Следование таким правилам гарантирует постоянную рабо- ту механизмов отслеживания, прояснения, обоснования позиций участников переговоров, придает процессу определенность. Итак, возможности конструктивного решения проблемы, с ис- пользованием парадигмы переговоров зависят от соотношения ее составляющих, которое оценивается в соответствии с предложен- ными показателями. Ориентация на согласование интересов и вы- работку взаимоприемлемых решений указывает на содержатель- ные границы процесса. Выявление силового потенциала позволяет определить оптимальную структуру ролей на каждой его стадии. Представление о распределении ресурсов по ходу переговоров дает основания для оценки эффективности их использования. раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия Организация коммуникации свидетельствует о качестве контроля над обоснованностью принимаемых решений. Предлагаемый на- бор показателей можно считать необходимым и достаточным для оценки потенциальных возможностей переговорного процесса в преодолении проблемной ситуации. Необходимым потому, что он представляет стороны с точки зрения эффективности их участия в переговорах, направленных на конструктивное решение про- блемы. Их достаточность обусловлена представленностью ключе- вых аспектов, содержания и динамики процесса: участники с их интересами; структура взаимодействия; организация коммуника- ции, — задающих границы и эффективность хода процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|