Факторы, определяющие выбор парадигмы.
Толератность в отношении проблемной ситуации. Обычно, если в культуре или субкультуре установился высокий уровень то- лерантности к наличию социально значимых проблем и люди гото- вы к жертвам, но не к объединению усилий для их совместного ре- шения, то можно ожидать распространения ориентаций на конф- ликт и консолидацию. Разумеется, речь не идет о том, что абсолют- но все члены общества, организации, группы будут следовать толь- ко одной или другой, либо поделятся на две группы. Большинство людей станут как-то в одиночку справляться с неблагоприятными обстоятельствами и методом проб и ошибок могут приспособиться к ним, а кто-то найдет приемлемое для себя инди- видуальное решение. Осознанно будет объединяться меньшинство и относительно ненадолго. Люди, склонные к более пассивному типу поведения в этих условиях обычно принимают ориентацию на консолидацию, и, насколько можно помогая друг другу, смириться с ними. Более активные из тех у кого низкая степень толерантности к проблемной ситуации, объединя- ются в конфликтные группы и направляют агрессию против ее реальной или воображаемой причины. Ни те, ни другие в этих ус- ловиях не смогут сделать ничего полезного для решения проблемы. Совсем немногие из тех, кто склонен к конструктивному пове- дению, будут объединяться и на базе пере- говорной парадигмы искать способы преодоления затруднений, а не при- способления к ним или победы над врагом. И, по-видимому, они могут найти какие-то рациональные и реалистичные выходы. Но в куль- турах с высокой степенью толерантности к неблагополучию не сле- дует ожидать, что такие конструктивные результаты найдут широкое
распространение. Их создатели будут затрачивать существенные усилия, чтобы следовать избранному пути преодоления ситуации. Меньшинство может относиться к ним как к культурным ценнос- тям или даже идеалам, но отыщет оправдание, почему такое недо- стижимо в массовых масштабах. Большинство же будет стараться разрушить эти немногие образцы, чтобы продолжать воспроизво- дить привычные отношения, сохранять стереотипы собственного образа жизни. раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия В культурах и субкультурах с низким уровнем толерантности к социально значимым проблемам основными реакциями на них становятся конфликтные или конструктивные. При этом члены со- общества по большей части стремятся либо в одиночку преодолеть ситуацию, либо присоединиться к группе именно для совместного решения, а не приспособления к проблеме. Они не склонны искать «окончательных» решений, но довольствуются реалистичными, прагматичными результатами. Сторонники конфликтного реаги- рования будут стремиться не столько к уничтожению внешнего врага, сколько к тому, чтобы достичь собственного благополучия за счет насилия над другими. Сторонники конструктивной позиции будут объединяться в разного рода коалиции, позво- ляющие внести такие структурные изменения в жизненную среду, которые на какое-то время снимут или смягчат проблему. В таких культурах подобные образцы доста- точно быстро осваиваются социальным большинством и со временем приобре- тают нормативный статус. Обычно люди здесь социализируются с ориентацией на личностную подвижность, поэтому их освоение не представляется не- разрешимой задачей. Этим же объясняется их большая склонность к ориентации на переговоры, чем на консолидацию. Их личностная подвижность подразумевает открытость и натренированность на
вероятностные отношения с окружением с в отличие от фатализ- ма, предполагающего однозначный детерминизм или случайность. Соответственно они принимают прагматические решения об из- менениях, базирующиеся на некотором спектре удовлетворитель- ных (ниже «оптимального значения») вероятностей и приносящих результаты, которыми нельзя довольствоваться «навсегда». А вни- мания к динамике происходящего позволяет вносить поправки в способы и оценки совместной активности, увеличивать их эффек- тивность при каждом благоприятном случае. Таким образом, решая вопрос о необходимости преодолевать социально значимые проблемы, следует предвари- тельно выявить реальные возможности ее осуществимости. В этом случае следует определить состояние основных параметров ситуации, т.е. оценить: - области социокультурного пространства или суб- культуры, в которых намечаются преобразования, с точки зрения толерантности к неблагополучию; - численность и социальные позиции тех, кто ориентирован на реалистичное, конструктивное решение проблемы; - уровень их культурной компетентности применительно к типу имеющихся затруднений; - их готовность объеди- ниться для совместных действий. Целенаправленная организация социального взаимодействия для решения проблемы возможна, когда в определенной зоне социокультурного пространства есть достаточное количество конструктивно ориентированых людей; они реально хотят и, что особенно важно, умеют совмес- тно решать проблемы; могут занять ключевые гла ва 4. Орга низац ия вза имодейст вия в пробл емной с итуац ии социальные позиции; обладают высоким уровнем культурной (а не просто профессиональной) компетентности. В этом случае характеристический уровень то- лерантности к проблемности не имеет значения. Доминирующие ориентации взаимодействия. При целенап- равленном решении социально значимой проблемы важно заранее прогнозировать вероятность того, какие последствия может поро- дить избранная форма социального взаимодействия. Из сказанно- го ранее следует, что каждая из них предполагает не только специ- фичную динамику распределения сил и хода процесса, но и особый результат. Так, парадигма консолидации приводит к построению
системы межличностных отношений, связанной не столько с реальным пре- одолением ситуации, сколько с попытками людей огра- дить себя от нее и компенсировать вызывающие ее расхождения благоприятным климатом взаимного согласия. Подобная ориента- ция обычно свойственна таким организациям, как партии, группы взаимопомощи, любительские объединения и т. п., где доминиру- ющими системообразующими признаками является наличие еди- номышленников, солидарность, избежание расхождений во мне- ниях и т. п. Как уже отмечалось, такие отношения недолговечны, не приводят к решению проблемы и кончаются либо конфликтом внутри группы, либо ее распадом. Удержать подобное объединение на какое-то время можно путем либо дистанцирования от внешних событий (ретреатизм), либо стимулирования сплоченности перед лицом угрозы извне. В этом случае для его сохранения во вре- мени необходимой оказывается эскалация напряженности отно- шений с окружением, что лишь усугубляет проблемную ситуацию и, в конечном итоге, все равно ведет к разрушению отношений. Парадигма конфликта ориентирова- на победу одной из конфронтирующих сил над другой, но не на решение проблемы. Обычно каждая из сторон представляет дело так, что все уладится, если она одержит верх в борьбе. Однако в реальности это далеко не так. Во-первых, победа в конфликтной ситуации, если только она не достигнута ценой физического унич- тожения противника, никогда не бывает окончательной. Сторона, потерпевшая поражение, имеет возможность со временем найти союзников, накопить ресурсы и взять реванш. Во-вторых, выиг- рыш в конфликте может способствовать разрушению источника проблемы, но никак не формированию структур, обеспечивающих выход из самой ситуации. В-третьих, победившая сторона и носи- тель решения проблемы — это совершенно различные социальные образования, и может оказаться, что после успешного оконча- ния борьбы в сообществе не окажется социальных сил, способных
к организации конструктивного взаимодействия в его рамках. раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия Парадигма переговоров как таковая направлена на решение проблемы. Ее достоинством является открытое признание участ- никами взаимодействия как совпадений, так и различий интере- сов. В этом случае стороны могут отыскать способы их примирения и достичь взаимоприемлемых договоренностей. Однако от использо- вания такой парадигмы взаимодействия не следует ожидать пол- ноценного решения проблемы. Она ориентирована на достижение только тех целей, которые могут быть согласованы, оставляя нереа- лизованными те, что оказываются несовместимыми или несопоста- вимыми. Соответственно в меньшей степени решается проблема, вызванная социально значимыми расхождениями, и в большей — достигаются взаимоприемлемые результаты. Возможности эффективного использования парадигм. Из ска- занного следует, что в чистом виде ни одна из фундаментальных парадигм взаимодействия не приводит к окончательному решению социально значимых проблем. Однако это не означает, что люди не обращаются к ним в проблемных ситуациях и, более того, не ис- пользуют с определенной степенью социальной эффективности. Парадигма консолидации может дать позитивные результаты во всех случаях, когда необходимо организовать социальное участие людей в совместной деятельности, как правило, исполнительного характера, связанное с решением социально значимой проблемы. Это могут быть микролокальные сообщества (по типу соседств), группы взаимопомощи, любительские объединения и т. п. В их рам- ках люди могут объединяться под патронажем институцио- нальных структур, имеющих конструктивную программу решения проблемы, для следующих основных социально значимых целей. Во-первых, в качестве исполнительных сил, регулируемое дейс- твие которых обеспечивает ход решения проблемы. Во-вторых, в качестве временных социокультурных анклавов, объединяющих людей и сдерживающих ускорение деструктивных процессов, по- рождаемых проблемной ситуацией. В этом случае важно регули- ровать временные параметры существования таких объединений как групп солидарности. При изменении условий целесообразно стимулировать их трансформацию в соответствии с их структурно- функциональной спецификой, не допуская возникновения внут- реннего или внешнего конфликта. Парадигма конфликта может привести к позитивным резуль- татам, когда культурные стереотипы суждений, поведения, взаи- модействия, используемые людьми в проблемной ситуации, либо
мешает ее решению, либо приобретают ритуальный характер, т. е. затраты усилий оказываются не результативными. В таких слу- чаях определенную эффективность приобретают когнитивные, ценностные, нормативные конфликты. Они, во-первых, демонс- трируют, что подобные стереотипы давно превратились в пустые гла ва 4. Орга низац ия вза имодейст вия в пробл емной с итуац ии формы, а, во-вторых, помогают людям отказываться от следования им. Наименее болезненными для членов сообщества оказываются когнитивные конфликты. Они представляют собой столкновение мировоззрений, оснований познавания и реализуются на уровне их профессиональных носителей. Большинство же членов сооб- щества остаются в положении наблюдателей или современников подобных баталий, и затем присоединяются к концептуальным мо- делям победителей. Более серьезные последствия имеют ценностные конфликты, поскольку они относятся к возможностям людей действовать в соответствии с предпочтениями. Они связаны с тем, что одни груп- пы людей отказываются разделять привязанности других и пыта- ются вытеснить из социокультурного пространства те реальные и символические объекты пристрастий, которые представляются им ненужными, или же лишить их статуса культурной ценности. Такая своеобразная десакрализация «идеалов» вызы- вает сильные негативные эмоциональные переживания у тех, про- тив кого она направлена. Чаще всего попытки активно защищать их на какое-то время оказываются успешными. Особенно когда у низвергателей либо нет никакой замещающей программы, либо утверждаемые ими ценности диффузны, слабо выражены и не имеют широкого социального призвания. Однако сама ситуация конфликта заставляет борцов с традиционными «идеалами» арти- кулировать свои позиции и позволяет им если не окончательно по- бедить, то, по крайней мере, оттеснить на периферию культурного пространства ранее популярные массовые предпочтения. Самые серьезные последствия из этой триады имеют норма- тивные конфликты. Нормы требуют соблюдения взаимоприемле- мых границ, правил и получения полезных результатов социально- го взаимодействия. Когда такой консенсус нарушается из-за изме- нения структуры групп интересов или распределения социальных сил, начинается лавинообразное нарастание отклонений от норма- тивно установленных форм активности (аномия). Соответственно люди теряют основания для организации совместных действий, для разграничения полномочий, для социокультурной идентифи- кации и т. п. В такой ситуации формирование новых нормативных систем — это достаточно длительный процесс, поскольку предпо- лагает построение иных оснований социокультурных порядков, а для него не хватает конструктивного начала. Все эти типы конфликтного взаимодействия могут быть под- вергнуты целенаправленной регуляции и переориентированы в сторону решения социально значимой проблемы. Однако в подоб- ных случаях следует особенно внимательно следить за тем, чтобы, во-первых, они не переросли в открытые проявления агрессии и насилия; во-вторых, взамен разрушаемых концептов, ценностных раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия суждений, нормативных моделей были бы предложены хорошо проработанные, обоснованные и технологически обеспеченные альтернативы, связанные с решением социально значимой про- блемы. Парадигма переговоров оказывается наиболее эффективной для тех форм социального взаимодействия в проблемной ситуации, которые связаны с разработкой системообразующих измерений ее решения или программ развития потенциальных «точек рос- та», способствующих выходу из нее. Ее применение может быть в этом случае полезным в нескольких отношениях. Во-первых, при выявлении изменившегося распределения интересов и социаль- ных сил в сообществе и определении зон как их возможного при- мирения, так и радикальных расхождений в отношении решения проблемы. Во-вторых, при дифференциальном выделении ценнос- тных и нормативных ориентаций в сообществе и их разграничении в социокультурном пространстве проблемной ситуации. В-третьих, при рассмотрении потенциала «точек роста» с позиции их вклада в решение проблемы и при формировании критериев для оценки приоритетов в выборе тех, которые могут стать стимулами конс- труктивной активности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|