Границы применимости переговорной стратегии
Поскольку в любой социальной системе расхождения в инте- ресах между составляющими ее группами неустранимы, основа- ния для переговорных отношений можно найти всегда. В проблем- ной ситуации такой путь ее преодоления особенно целесообразен. В отличие от конфликта и консолидации, более концентрирую- щихся на отношениях, нежели на решении проблемы, эта парадиг- ма способствует не только преодолению социально значимых за- труднений, но и выработке взаимоприемлемых условий конструк- тивного взаимодействия в проблемной ситуации. Однако наряду с неоспоримыми преимуществами переговор- ная стратегия имеет ряд существенных ограничений, снижающих ее эффективность в решении социально значимых проблем. Переговоры и напряженность: временные ограничения. По степени напряженности, интеллектуальным затратам перегово- рная парадигма сходна с конфликтной. Однако конфликт позволяет людям дать выход деструктивным побуждениям сразу, как только они возни- кают, и после этого хотя бы на время появляется ощущение удов- летворенности. При переговорах участникам приходится держать свои побуждения и поведение под постоянным контролем. С одной стороны, это позволяет им не пропустить важные для них темы, обсуждаемые в ходе взаимодействия. С другой, — обеспечивается его не- прерывность и конструктивность, ориентиро- ванность на решение проблемы, а не на выяснение отношений. Но осуществление такого контроля требует от партнеров допол- нительных усилий. По интеллектуальным затратам переговорная стратегия также подобна конфликтной, поскольку наряду с опе- рациями открытого обсуждения решаемых вопросов участникам
приходится выявлять неявные характеристики друг друга и учиты- вать их в ходе взаимодействия. Наконец, следует отметить, что хотя при выработке соглашений предпринимаются попытки учитывать интересы всех сторон, это никогда не удастся сделать полностью. Поэтому у каждой из них остается какая-то доля неудовлетворен- ности относительно как промежуточных, так и окончательных до- говоренностей. Таким образом, переговоры представляют собой напряженную стратегию, временные границы применимости ко- торой определяются предельным накоплением напряжений и вза- имной неудовлетворенности в отношениях между участниками. Культурная компетентность: социально-пространственные ограничения. Переговоры представляют собой тип взаимодейс- гла ва 3. п ерего воры и парт нерст во твия, требующий высокой культурной компетентности. Участники должны уметь видеть подлинные причины и истоки проблемы, а не только фиксировать ее внешние проявления; точно оценить состояние основных поддающихся изменению аспектов ситуации; реалистично отнестись к своим интересам и оценить воз- можности их осуществления; выработать стратегию совместных конструктивных действий. Культурная компетентность в данном случае предполагает не только информированность сторон и на- выки в выработке взаимоприемлемых соглашений, но и этическую ответственность за их соблюдение. Сложность заключается в том, что само наличие социально значимых проблем свидетельствует о низкой культурной компетентности большинства тех, кто их допустил и от кого зависит их воспроизведение. Соответственно социально- пространственное ограничение применимости переговорной стра- тегии обусловлено специальным подбором потенциальных участ- ников переговоров. Признание общих и расходящихся интересов: институцио- нальные ограничения. Переговоры подразумевают необходимость
примирения интересов участвующих в них сторон. И это налагает ряд серьезных ограничений на возможности их применения. Так, эта парадигма подразумевают признание сторонами наличия у них хоть каких-то исходных общих намерений. Если же этого нет, то ни- какие внешние давления не приведут к ее реализации. Необходимость согласо- вывать интересы составляет ключевой аспект переговоров. Однако стороны могут настолько сконцентрироваться на защите собствен- ных специфичных позиций, что за расхождениями не увидеть воз- можности выхода на взаимоприемлемые решения. Либо они на- столько дорожат достигнутыми договоренностями, что согласие по незначительным вопросам заслоняет существенное расхождение в ориентациях. В обоих случаях необходимо затрачивать специаль- ные усилия на то, чтобы вернуть ход переговоров от обсуждения частностей к примирению интересов, а это может вызвать серьез- ные затруднения. Если же стороны не могут сформулировать собс- твенные побуждения и цели не только для других, но и для самих себя, то им не подойдет ни одно из решений, и вопрос о выработке взаимоприемлемых договоренностей теряет смысл. Таким образом, инс- титуциональные границы применимости переговорной стратегии задаются возможностью нормирования сходств и различий инте- ресов в проблемной ситуации. Но даже в этом случае в проблемной ситуации любые решения носят скорее временный, нежели постоянный характер из-за по- рождаемых ею ситуативных факторов и непредсказу- емых событий. И сколь бы искренними ни были попытки сторон соблюдать условия принятого соглашения при таких обстоятель- ствах, оно по большей части остается открытым для пересмотра. раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия Следовательно, границы эффективности применения переговор- ной стратегии обусловлены мерой ее изменчивости и неопреде- ленности. Переговоры и их имитация: культурно-семантические огра- ничения. Парадокс переговорного взаимодействия состоит в том, что на каком бы решении ни остановились стороны в ходе или при окончании процесса, всегда есть возможность его усо- вершенствовать. Кроме того, если интеракция недостаточно
эффективно контролируется, нередко возникает возможность пе- рехода этой парадигмы либо в конфликтную, либо в консолидаци- онную. К конфликту приводят вовремя не пресеченные позицион- ные споры. В этом случае на смену попыткам согласовать интересы сторон приходит их стремление одержать победу в отстаивании собственных позиций, за которыми могут скрываться невыявлен- ные, неотрефлексированные ими самими скрытые желания и опа- сения. И если процесс своевременно не остановить рациональным образом, высоковероятным становится возникновение конфликт- ной ситуации. С другой стороны, согласие по второстепенным или процедурным вопросам может стать основанием для консолидации сторон, для концентрации их внимания на сохранении дружес- твенных межличностных отношений. Создается благоприятная ситуация для уклонения от решения сложных задач, связанных с преодолением проблемной ситуации, и замены их обсуждением часностей, относительно которых стороны могут быстро прийти к соглашению. В обоих случаях остается лишь видимость перегово- ров, и взаимодействие утрачивает эффективность с точки зрения вклада в конструктивное решение социально значимой проблемы. В ценностном смысле частое и неумелое обращение к переговорам не приводит ни к каким значимым позитивным результатам, свя- занным с таким решением, и есть опасность, что сама стратегия дискредитируется в глазах общественности. Контрольные вопросы 1. Предпосылки и условия, благоприятные для использования пара- дигмы переговоров. 2. Силовое и ресурсное обеспечение переговоров. 3. Фазы переговорного процесса. 4. Механизмы поддержания переговоров. 5. Общая технологическая схема использования переговорной па- радигмы. 6. Особенности социального опта, осваиваемого в ходе переговоров. 7. Границы применимости парадигмы переговоров при решении социально значимых проблем. гла ва 4. Орга низац ия вза имодейст вия в пробл емной с итуац ии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|