Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Краткий исторический обзор возникновения и развития транспорта




СОДЕРЖАНИЕ

 

1. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА

1. 1 Транспорт древних цивилизаций.

1. 2 Эволюция транспорта в эпоху средневековья.

1. 3 Выделение транспорта в самостоятельную область человеческой деятельности.

1. 4 Факторы и уровень развития современного транспорта

 

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТА

2. 1 Роль транспортного рынка в экономике страны.

2. 2 Структурно-функциональная характеристика транспорта. Основные понятия и терминология.

3. 3  Сущность единства транспортной системы.

3. 4  Физические компоненты транспорта.

2. 5 Транспортный (перевозочный) процесс и его элементы.

2. 6 Социально-экономические и экологические последствия автомобилизации

 

 

3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

3. 1 Железнодорожный транспорт, его особенности и основные показатели.

3. 1. 1 Железнодорожный транспорт и его особенности.

3. 1. 2 Физические компоненты железнодорожного транспорта.

3. 1. 3 Научно-технические проблемы развития железнодорожного транспорта.

 

3. 2 Морской транспорт, его особенности и основные показатели.

3. 1. 1 Морской транспорт и его особенности.

3. 1. 2 Физические компоненты морского транспорта.

3. 1. 2 Научно-технические проблемы морского транспорта.

 

3. 3 Автомобильный транспорт, его особенности и основные

физические компоненты.

3. 2. 1 Автомобильный транспорт и его особенности.

3. 2. 2 Физические компоненты автомобильного транспорта.

3. 2. 3 Научно-технические проблемы автомобильного транспорта.

 

3. 4 Внутренний водный транспорт, его особенности и основные физические компоненты.

3. 3. 1 Особенности внутреннего речного транспорта.

3. 3. 2 Физические компоненты речного транспорта.

3. 3. 3 Научно-технические проблемы развития речного транспорта.

 

3. 5 Воздушный транспорт, его особенности и его основные физические компоненты.

3. 4. 1 Особенности воздушного транспорта.

3. 4. 2 Физические компоненты воздушного транспорта.

3. 6 Трубопроводный транспорт, его особенности и проблемы развития.

3. 7 Специализированные и нетрадиционные виды транспорта, их характеристика и проблемы развития.

 

4. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

4. 1 Основы пассажирских перевозок.

4. 2 Пассажиропотоки и качество транспортного облуживания.

4. 3 Грузопотоки и качество грузовых перевозок.

4. 4 Основы прогнозирования перевозок в регионе.

4. 5 Особенности планирования перевозок в условиях рыночной экономики.

4. 6 Основные функции и направления маркетинга на транспорте.

 

5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

5. 1 Сферы рационального использования различных видов транспорта

5. 2 Принципы выбора видов транспорта

5. 3 Прямые смешанные перевозки и их эффективность

5. 4 Мультимодальные транспортные узлы и их классификация

5. 5 Транспортные коридоры

5. 6 Транспортные потоки

 

 

6 ТРАНСПОРТ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

6. 1 Проблемы экологии и безопасности на транспорте

6. 2 Основные мероприятия по защите окружающей среды

 

 

1 КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА

 

1. 1 Транспорт древних цивилизаций

1. 2   Эволюция транспорта в эпоху средневековья

1. 3 Выделение транспорта в самостоятельную область человеческой деятельности

Под словом «транспорт» обычно понимают процесс перемещения материальных масс и людей в пространстве. Перемещения орудий и предметов труда, а также самого человека является одной из насущных потребностей жизнедеятельности людей.

На Западе очень популярна «теория потребностей», согласно которой «двигателем» исторического процесса являются потребности людей.

При этом принимается следующая иерархия потребностей:

1) физиологические (дышать, спать, есть т. д);

2) потребность в безопасности, защищенности;

3) социальные (в любви, дружбе, принадлежать к общности);

4) потребности ЭГО: а) связанные с самооценкой (в достижениях, компетентности, знаниях); б) связанные с репутацией;

5) в самосовершенствовании.

Причем две первые группы потребностей принято считать низшими (биологическими индивида), а остальные – высшими (социального развития).

Реализация, осуществление, удовлетворение даже низших потребностей, в сущности, невозможна без транспорта.

 

1. 1 Транспорт древних цивилизаций

 

Первыми «техническими средствами» транспорта на Земле можно считать коромысла, носилки, волокуши, сани (нарты), плоты, долбленные лодки. В дальнейшем потребности человеческого общества в транспорте возрастали как непременные условия его развития и выживания. Одним из древнейших изобретений человечества можно считать использование животной силы (вьючные). До сих пор животные являются незаменимым «транспортом» в горных и пустынных районах, в тундре и тайге.

В период рабовладельчества появились новые со­циально-экономические стимулы к расширению и совершенствова­нию способов и средств транспорта. Более продуктивное мотыжное, а затем плужное земледелие, накопление опыта в скотоводстве и уве­личение стада домашних животных, открытие методов получения и обработки металлов, особенно меди и позднее железа, из которых стали изготавливать более совершенные орудия, способствовали по­вышению продуктивности труда и одновременно его общественному разделению, т. е. отделению скотоводства от земледелия, а также отделению от них ремесел.

Рост объема продукции уже сам по себе требовал развития средств транспорта для обслуживания внутренних нужд хозяйств земледельцев, скотоводов и ремесленников. Но более сильный им­пульс транспорт получил в результате возникновения обмена, кото­рый был естественным и неизбежным следствием общественного разделения труда. Совершенно очевидно, что обмен мог состояться только в том случае, если, например, от земледельца хлеб доставлен ремесленнику, а какое-то изделие от ремесленника к земледельцу.

Транспорт древних цивилизаций. Старейшие из известных нам больших государств, или цивилизаций, возникли на Древнем Восто­ке в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ и Янцзы, а также на побережье Средиземного моря в Древней Греции и Древней Италии (Риме). Своим развитием эти великие Цивилизации обязаны не только плодородным землям и рыбным богатствам, но и мощному для своего времени транспорту, прежде всего водному.

Не менее значимую роль в последующем развитии человеческого общества сыграл сухопутный транспорт. «Via est vita». Это древнее латинское изречение отражает важность сухопутного транспорта в жизни людей. От тропинок, естественных караванных путей с вьючными животными люди перешли к перемещению тяжестей на повозках с животной «тягловой силой». Причем, где-то в 4-3 тысячелетии до н. э. повозки-волокуши и сани были вытеснены колесными повозками. Идея колеса – одно из величайших изобретений человечества.

Следующим шагом в развитии транспорта древних цивилизаций явилось создание искусственных дорог. В Древнеримской империи сеть сухопутных дорог имела общую протяженность более 75 тыс. км. Причем некоторые дороги («Аппиева», «Траянова» и др. ) были построены настолько качественно, что до сих пор вызывают удивление и восхищение современных специалистов. Четырехслойное дорожное покрытие «Аппиевой» дороги сохранилось до сих пор. такие дороги стали строить только в XIX-XX веках. Обширную сеть дорог, мощенных камнем (32 тыс. км. ) имела великая империя инков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...