1. Краткий исторический обзор возникновения и развития транспорта
Стр 1 из 24Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ
1. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА 1. 1 Транспорт древних цивилизаций. 1. 2 Эволюция транспорта в эпоху средневековья. 1. 3 Выделение транспорта в самостоятельную область человеческой деятельности. 1. 4 Факторы и уровень развития современного транспорта
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТА 2. 1 Роль транспортного рынка в экономике страны. 2. 2 Структурно-функциональная характеристика транспорта. Основные понятия и терминология. 3. 3 Сущность единства транспортной системы. 3. 4 Физические компоненты транспорта. 2. 5 Транспортный (перевозочный) процесс и его элементы. 2. 6 Социально-экономические и экологические последствия автомобилизации
3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА 3. 1 Железнодорожный транспорт, его особенности и основные показатели. 3. 1. 1 Железнодорожный транспорт и его особенности. 3. 1. 2 Физические компоненты железнодорожного транспорта. 3. 1. 3 Научно-технические проблемы развития железнодорожного транспорта.
3. 2 Морской транспорт, его особенности и основные показатели. 3. 1. 1 Морской транспорт и его особенности. 3. 1. 2 Физические компоненты морского транспорта. 3. 1. 2 Научно-технические проблемы морского транспорта.
3. 3 Автомобильный транспорт, его особенности и основные физические компоненты. 3. 2. 1 Автомобильный транспорт и его особенности. 3. 2. 2 Физические компоненты автомобильного транспорта. 3. 2. 3 Научно-технические проблемы автомобильного транспорта.
3. 4 Внутренний водный транспорт, его особенности и основные физические компоненты.
3. 3. 1 Особенности внутреннего речного транспорта. 3. 3. 2 Физические компоненты речного транспорта. 3. 3. 3 Научно-технические проблемы развития речного транспорта.
3. 5 Воздушный транспорт, его особенности и его основные физические компоненты. 3. 4. 1 Особенности воздушного транспорта. 3. 4. 2 Физические компоненты воздушного транспорта. 3. 6 Трубопроводный транспорт, его особенности и проблемы развития. 3. 7 Специализированные и нетрадиционные виды транспорта, их характеристика и проблемы развития.
4. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК 4. 1 Основы пассажирских перевозок. 4. 2 Пассажиропотоки и качество транспортного облуживания. 4. 3 Грузопотоки и качество грузовых перевозок. 4. 4 Основы прогнозирования перевозок в регионе. 4. 5 Особенности планирования перевозок в условиях рыночной экономики. 4. 6 Основные функции и направления маркетинга на транспорте.
5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА 5. 1 Сферы рационального использования различных видов транспорта 5. 2 Принципы выбора видов транспорта 5. 3 Прямые смешанные перевозки и их эффективность 5. 4 Мультимодальные транспортные узлы и их классификация 5. 5 Транспортные коридоры 5. 6 Транспортные потоки
6 ТРАНСПОРТ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА 6. 1 Проблемы экологии и безопасности на транспорте 6. 2 Основные мероприятия по защите окружающей среды
1 КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА
1. 1 Транспорт древних цивилизаций 1. 2 Эволюция транспорта в эпоху средневековья 1. 3 Выделение транспорта в самостоятельную область человеческой деятельности Под словом «транспорт» обычно понимают процесс перемещения материальных масс и людей в пространстве. Перемещения орудий и предметов труда, а также самого человека является одной из насущных потребностей жизнедеятельности людей.
На Западе очень популярна «теория потребностей», согласно которой «двигателем» исторического процесса являются потребности людей. При этом принимается следующая иерархия потребностей: 1) физиологические (дышать, спать, есть т. д); 2) потребность в безопасности, защищенности; 3) социальные (в любви, дружбе, принадлежать к общности); 4) потребности ЭГО: а) связанные с самооценкой (в достижениях, компетентности, знаниях); б) связанные с репутацией; 5) в самосовершенствовании. Причем две первые группы потребностей принято считать низшими (биологическими индивида), а остальные – высшими (социального развития). Реализация, осуществление, удовлетворение даже низших потребностей, в сущности, невозможна без транспорта.
1. 1 Транспорт древних цивилизаций
Первыми «техническими средствами» транспорта на Земле можно считать коромысла, носилки, волокуши, сани (нарты), плоты, долбленные лодки. В дальнейшем потребности человеческого общества в транспорте возрастали как непременные условия его развития и выживания. Одним из древнейших изобретений человечества можно считать использование животной силы (вьючные). До сих пор животные являются незаменимым «транспортом» в горных и пустынных районах, в тундре и тайге. В период рабовладельчества появились новые социально-экономические стимулы к расширению и совершенствованию способов и средств транспорта. Более продуктивное мотыжное, а затем плужное земледелие, накопление опыта в скотоводстве и увеличение стада домашних животных, открытие методов получения и обработки металлов, особенно меди и позднее железа, из которых стали изготавливать более совершенные орудия, способствовали повышению продуктивности труда и одновременно его общественному разделению, т. е. отделению скотоводства от земледелия, а также отделению от них ремесел. Рост объема продукции уже сам по себе требовал развития средств транспорта для обслуживания внутренних нужд хозяйств земледельцев, скотоводов и ремесленников. Но более сильный импульс транспорт получил в результате возникновения обмена, который был естественным и неизбежным следствием общественного разделения труда. Совершенно очевидно, что обмен мог состояться только в том случае, если, например, от земледельца хлеб доставлен ремесленнику, а какое-то изделие от ремесленника к земледельцу.
Транспорт древних цивилизаций. Старейшие из известных нам больших государств, или цивилизаций, возникли на Древнем Востоке в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ и Янцзы, а также на побережье Средиземного моря в Древней Греции и Древней Италии (Риме). Своим развитием эти великие Цивилизации обязаны не только плодородным землям и рыбным богатствам, но и мощному для своего времени транспорту, прежде всего водному. Не менее значимую роль в последующем развитии человеческого общества сыграл сухопутный транспорт. «Via est vita». Это древнее латинское изречение отражает важность сухопутного транспорта в жизни людей. От тропинок, естественных караванных путей с вьючными животными люди перешли к перемещению тяжестей на повозках с животной «тягловой силой». Причем, где-то в 4-3 тысячелетии до н. э. повозки-волокуши и сани были вытеснены колесными повозками. Идея колеса – одно из величайших изобретений человечества. Следующим шагом в развитии транспорта древних цивилизаций явилось создание искусственных дорог. В Древнеримской империи сеть сухопутных дорог имела общую протяженность более 75 тыс. км. Причем некоторые дороги («Аппиева», «Траянова» и др. ) были построены настолько качественно, что до сих пор вызывают удивление и восхищение современных специалистов. Четырехслойное дорожное покрытие «Аппиевой» дороги сохранилось до сих пор. такие дороги стали строить только в XIX-XX веках. Обширную сеть дорог, мощенных камнем (32 тыс. км. ) имела великая империя инков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|