3.1.2 Физические компоненты железнодорожного транспорта
3. 1. 2 Физические компоненты железнодорожного транспорта
Основными элементами технического оснащения железнодорожного транспорта являются рельсовый путь с искусственными сооружениями, станции и раздельные пункты с соответствующими обустройствами, подвижной состав (вагоны и локомотивы), устройства электроснабжения, специальные средства регулирования и обеспечения безопасности движения и управления перевозочным процессом. Железнодорожные пути. Железнодорожный путь представляет собой земляное полотно с балластной призмой из щебня или гравия, на которой размещаются железобетонные или деревянные шпалы с прикрепленными к ним стальными рельсами. Расстояние между внутренними гранями головок двух параллельно расположенных на шпалах рельсов называется шириной колеи. В России, странах СНГ, Прибалтики и в Финляндии она равна 1520 км. В большинстве европейских стран, США, Канаде, Мексике, Уругвае, Турции, Иране, Египте, Тунисе, Алжире ширина железнодорожной колеи равна 1435 мм. Это так называемая нормальная, или стефенсоновская колея. В некоторых государствах (Индия, Пакистан, Аргентина, Бразилия, Испания, Португалия) железные дороги имеют широкую колею двух типов – 1656 и 1600 мм. В Японии, например, используют среднюю и узкую колеи – 1067, 1000 и 900 мм. Узкоколейные железные дороги небольшой протяженности имеются и в России. На сети железных дорог России расположено свыше 4700 железнодорожных станций, которые являются основными грузо- и пассажирообразующими пунктами. Ж/д терминалы делятся на пассажирские и грузовые. Пассажирские терминалы – это разные станции, от мелких пригородных (у нас их называют платформами) до крупных пассажирских вокзалов. Крупные пассажирские, грузовые и сортировочные станции имеют капитальные здания и сооружения – вокзалы, платформы, грузовые районы и площадки, склады, контейнерные терминалы, погрузочно-разгрузочные механизмы, разветвленные рельсовые пути и другие устройства и оборудование.
Грузовые железнодорожные терминалы или грузовые станции предназначены для погрузки и выгрузки массовых грузов. На крупных технических станциях располагаются локомотивные и вагонные депо, предприятия дистанций службы пути, сигнализации и связи, грузовой и коммерческой работы, центры фирменного транспортного обслуживания клиентуры. В состав оснащения грузовых станций входит комплекс из погрузочно-разгрузочного оборудования (краны, буксиры, транспортеры и т. д. ), а также службы, обеспечивающие коммерческое оформление приема, погрузки, выгрузки и выдачи груза. Грузовые терминалы расформировывают, формируют и обрабатывают те поезда, которые в основном содержат отправляемые и принимаемые ими грузы. Обособленным типом ж/д терминала можно считать сортировочную станцию. Подвижной состав. Железные дороги России располагают мощным парком современных локомотивов – электровозов и тепловозов, в основном отечественного производства. Железнодорожный транспорт России находится в государственной (федеральной) собственности и управляется Министерством путей сообщения, в подчинении которого находится 19 железных дорог, являющихся государственными транспортными предприятиями.
3. 1. 3 Научно-технические проблемы развития железнодорожного транспорта
Анализ современного состояния железнодорожного транспорта позволяет выделить пять основных направлений его развития: 1. Расширение сети ж/д. 2. Увеличение пропускной и провозной способности магистралей (укладка двухпутных ЖДТ, увеличение массы грузовых поездов ).
3. Повышение качества перевозочного процесса. Результатом спада объемов перевозок является резкое снижение (почти в два раза) качественных и количественных показателей работы железных дорог. Повышение качества перевозного процесса достигается регулярностью отправлений и соблюдением расписания (графики движения); подачи вагонов к фронтам и уборке их от фронтов клиентуры в соответствии с договорами; обеспечением полной сохранности грузов при грузовых операциях и в пути следования; уровнем комфорта пассажиров, как на вокзалах, так и в вагонах. 4. Увеличение скорости доставки грузов и пассажиров. 5. Обеспечение безопасности движения. Достигается двумя параллельными путями подбор и подготовка кадров; 6. Совершенствование техники. Несмотря на сложное финансовое положение, резкий спад объемов перевозок, ограниченность бюджетных средств, благодаря сохранению целостности отрасли по основной деятельности (перевозкам), железные дороги России стабильно удовлетворяют спрос на транспортные услуги предприятий-грузовладельцев и населения. Фактически они работают на самофинансировании, внося в государственный бюджет солидные налоговые взносы и обеспечивая рентабельность отрасли на уровне 22, 8% (1994 г. ). В основном удерживаются на среднем уровне без резких колебаний и многие технико-экономические показатели работы железных дорог. Как видно, железнодорожный транспорт России в целом является доходной отраслью народного хозяйства страны. Однако снижение объемов перевозок ставит железные дороги в тяжелые условия. Необходимо отметить, что спад перевозок связан не только с экономическим кризисом и снижением промышленного производства, но и усиливающейся конкуренцией со стороны других видов транспорта, особенно автомобильного.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|