Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.1.2 Физические компоненты железнодорожного транспорта




3. 1. 2 Физические компоненты железнодорожного транспорта

 

Основными элементами технического оснащения железнодо­рожного транспорта являются рельсовый путь с искусственными сооружениями, станции и раздельные пункты с соответствующи­ми обустройствами, подвижной состав (вагоны и локомотивы), устройства электроснабжения, специальные средства регулирова­ния и обеспечения безопасности движения и управления перево­зочным процессом.

Железнодорожные пути. Железнодорожный путь представляет собой земляное полот­но с балластной призмой из щебня или гравия, на которой раз­мещаются железобетонные или деревянные шпалы с прикреп­ленными к ним стальными рельсами. Расстояние между внутрен­ними гранями головок двух параллельно расположенных на шпа­лах рельсов называется шириной колеи.

В России, странах СНГ, Прибалтики и в Финляндии она равна 1520 км. В большинстве европейских стран, США, Канаде, Мексике, Уругвае, Турции, Иране, Египте, Тунисе, Алжире ширина железнодорожной колеи равна 1435 мм. Это так называемая нормальная, или стефенсоновская колея. В некоторых государствах (Индия, Пакистан, Ар­гентина, Бразилия, Испания, Португалия) железные дороги имеют широкую колею двух типов – 1656 и 1600 мм. В Японии, например, используют среднюю и узкую колеи – 1067, 1000 и 900 мм. Узкоколейные железные дороги небольшой протяженно­сти имеются и в России.

На сети железных дорог России расположено свыше 4700 же­лезнодорожных станций, которые являются основными грузо- и пассажирообразующими пунктами.

Ж/д терминалы делятся на пассажирские и грузовые. Пассажирские терминалы – это разные станции, от мелких пригородных (у нас их называют платформами) до крупных пассажирских вокзалов. Крупные пассажирские, гру­зовые и сортировочные станции имеют капитальные здания и сооружения – вокзалы, платформы, грузовые районы и площад­ки, склады, контейнерные терминалы, погрузочно-разгрузочные механизмы, разветвленные рельсовые пути и другие устройства и оборудование.

Грузовые железнодорожные терминалы или грузовые станции предназначены для погрузки и выгрузки массовых грузов. На крупных технических станциях располагаются локомотив­ные и вагонные депо, предприятия дистанций службы пути, сиг­нализации и связи, грузовой и коммерческой работы, центры фирменного транспортного обслуживания клиентуры.

В состав оснащения грузовых станций входит комплекс из погрузочно-разгрузочного оборудования (краны, буксиры, транспортеры и т. д. ), а также службы, обеспечивающие коммерческое оформление приема, погрузки, выгрузки и выдачи груза. Грузовые терминалы расформировывают, формируют и обрабатывают те поезда, которые в основном содержат отправляемые и принимаемые ими грузы.

Обособленным типом ж/д терминала можно считать сортировочную станцию.

Подвижной состав. Железные дороги России располагают мощным парком совре­менных локомотивов – электровозов и тепловозов, в основном отечественного производства.

 Железнодорожный транспорт России находится в государст­венной (федеральной) собственности и управляется Министерст­вом путей сообщения, в подчинении которого находится 19 же­лезных дорог, являющихся государственными транспортными предприятиями.

 

3. 1. 3 Научно-технические проблемы развития железнодорожного транспорта

 

Анализ современного состояния железнодорожного транспорта позволяет выделить пять основных направлений его развития:

1. Расширение сети ж/д.

2. Увеличение пропускной и провозной способности магистралей (укладка двухпутных ЖДТ, увеличение массы грузовых поездов ).

3. Повышение качества перевозочного процесса. Результатом спада объемов перевозок является резкое сниже­ние (почти в два раза) качественных и количественных показателей работы желез­ных дорог. Повышение качества перевозного процесса достигается регулярностью отправлений и соблюдением расписания (графики движения); подачи вагонов к фронтам и уборке их от фронтов клиентуры в соответствии с договорами; обеспечением полной сохранности грузов при грузовых операциях и в пути следования; уровнем комфорта пассажиров, как на вокзалах, так и в вагонах.

4. Увеличение скорости доставки грузов и пассажиров.

5. Обеспечение безопасности движения. Достигается двумя параллельными путями подбор и подготовка кадров;

6. Совершенствование техники.

Несмотря на сложное финансовое положение, резкий спад объемов перевозок, ограниченность бюджетных средств, благода­ря сохранению целостности отрасли по основной деятельности (перевозкам), железные дороги России стабильно удовлетворяют спрос на транспортные услуги предприятий-грузовладельцев и населения. Фактически они работают на самофинансировании, внося в государственный бюджет солидные налоговые взносы и обеспечивая рентабельность отрасли на уровне 22, 8% (1994 г. ). В основном удерживаются на среднем уровне без резких колебаний и многие технико-экономические показатели работы железных дорог.

Как видно, железнодорожный транспорт России в целом яв­ляется доходной отраслью народного хозяйства страны. Однако снижение объемов перевозок ставит железные дороги в тяжелые условия. Необходимо отметить, что спад перевозок связан не только с экономическим кризисом и снижением промышленно­го производства, но и усиливающейся конкуренцией со стороны других видов транспорта, особенно автомобильного.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...