Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2 Морской транспорт, его особенности и основные показатели




3. 2 Морской транспорт, его особенности и основные показатели

3. 2. 1 Морской транспорт и его особенности

 

Морскому транспорту принадлежит особая роль в транспорт­ной системе страны. Это объясняется прежде всего благоприят­ными физико-географическими условиями России Этот вид транспорта выполняет следующие три функции

Технико-экономические преимущества и недостатки морского транспорта. Преимущества морского транспорта:

1. Возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота (93 % –!!, 7 – каботаж). 60 % общего объема экспортно-импортных грузов перевозится морским транспортом.

2. Сравнительно небольшие капиталовложения за счет естественных путей сообщения.

3. Практически неограниченная пропускная способность путей сообщения. Ограничение пропускной способности существует только в главных терминалах – портах. Пропускная способность последних зависит от складских!!, протяженности причальных линий, уровня механизации ПРР (сейчас ~ 95 %).

4. Незначительный удельный расход топлива (энергии) за счет прямолинейности горизонтальных путей сообщения.

5. При перевозках на большие расстояния более низкая, чем на других видах транспорта себестоимость перевозок. Высокая производительность труда за счет большой грузоподъемности судов. Производительность труда на морском транспорте в 5-6 раз выше, чем на ж/д и региональном транспорте, а себестоимость в 2-3 раза ниже. Высокая удельная грузоподъемность – на одну тонну полезной загрузки – 0, 4 тонны тары.

Недостатки морского транспорта:

1. Зависимость от естественно-географических и навигационных условий (ветры, волнения и течения на море, осадки, туманы, температура воздуха). Этим определяется продолжительность навигационного периода и сложность ледового режима, частичное или полное замерзание путей, что вызывает в ряде районов сезонность морских сообщений.

2. Необходимость создания на морских побережьях сложного портового хозяйства. Высокий удельный вес расходов на начальные и конечные операции. Это определяет область экономической целесообразности использования морского транспорта – более 500 миль.

3. Малая доля прямых морских сообщений. Малый каботаж, как правило менее эффективен, чем перевозка по ж/д или речными путями из-за высокой себестоимости. Однако на некоторых направлениях эффективен малый каботаж (например, перевозка Баку-Красноводск. Впрочем, это уже большой каботаж, т. к. перевозки осуществляются между отдельными странами).

 

 

3. 2. 2 Физические компоненты морского транспорта

 

1. Подвижной состав морского транспорта состоит из морских судов, составляющих в своей совокупности морской флот. Различают торговые суда, к которым относятся все суды, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров, а также суда для промысла (рыболовные и др. ), буксировки других судов, гидротехнических работ и подъема затонувших судов и имущества. Отдельную категорию судов составляют спортивные, научно-исследовательские, санитарные и др.

По эксплуатационному назначению суда классифицируют на:

- транспортные (для перевозки грузов и пассажиров);

- служебно-вспомогательные (буксиры, ледоколы, пожарные и др. );

- технические (для углубительных работ, краны и др. ).

Суда характеризуются следующими качествами:

1. Мореходность (плавучесть, устойчивость, непотопляемость, ходкость и управляемость).

2. Размерения (геометрические, объемные и весовые параметры):

3. Скорость (в узлах, морских милях (1, 852 км) в час).

4. Мощность главной силовой установки, в л. с. или кВт.

Морские суда – очень дорогое средство транспорта. Экономичность их эксплуатации может быть только при минимуме простоя и бесплатного (порожнего) пробега.

Основными терминалами морского транспорта являются порты. Они производят погрузку и выгрузку грузов, вспомогательные операции по ТО и снабжению флота, оформлению перевозочных документов и другие работы, связанные с отправлением, обработкой и прибытием груза.

2. Терминалы морского транспорта. Существуют 3 основных типа морских портов:

- общего назначения, где производится обработка различных судов и грузов на одних и тех же причалах;

- специализированными, где ощущается переработка массовых грузов: леса, угля, руды, нефтяных грузов, хлеба. С учетом особенностей этих грузов создаются причальные линии, система механизмов и автоматов для ПРР;

- комбинированные – это наиболее крупные порты, имеющие специализированные причалы общего назначения, в основном для переработки термоупаковочных грузов.

Специализация портов способствует региональному использованию технических средств, повышению производительности труда, снижению себестоимости ПРР и реализации грузопотоков.

Основные грузопотоки в морские порты (до 90 %)и из них поступают и выводятся по железным дорогам. Многие порты имеют даже свои сортировочные ж/д станции.

Судоремонтные заводы сооружаются, как правило, вблизи крупных морских портов и осуществляют случайный (текущий), периодический (плановый) и капитальный ремонты судов.

3. Под термином «морской путь» обычно понимают водное пространство морей и океанов, включая искусственные каналы. За исключением последних, а также акваторий портов морские пути не требуют предварительных работ по их сооружению и поддержанию в эксплуатационным состоянии. Эти пути горизонтальны, прямолинейны и обладают практически неограниченной пропускной способностью (за исключением узких проливов).

3. Основными тяговыми средствами морского транспорта являются паруса (в прошлом), дизельные двигатели (наиболее экономичны), паровые турбины (для крупнейших грузовых судов) и ядерные установки.

Последние не находят широкого применения по соображениям ядерной безопасности, но в будущем им нет альтернативы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...