Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4 технико-экономическая характеристика различных видов транспорта




4 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

3. 1 Железнодорожный транспорт, его особенности и основные показатели

3. 1. 1 Железнодорожный транспорт и его особенности

3. 1. 2 Физические компоненты железнодорожного транспорта

3. 1. 3 Научно-технические проблемы развития железнодорожного транспорта

3. 2 Морской транспорт, его особенности и основные показатели

3. 2. 1 Морской транспорт и его особенности

3. 2. 2 Физические компоненты морского транспорта

3. 2. 2 Научно-технические проблемы морского транспорта

 

3. 3 Автомобильный транспорт, его особенности и основные

физические компоненты

3. 3. 1 Автомобильный транспорт и его особенности

3. 3. 2 Физические компоненты автомобильного транспорта

3. 3. 3 Научно-технические проблемы автомобильного транспорта

 

3. 4 Внутренний водный транспорт, его особенности и основные физические компоненты

3. 3. 1 Особенности внутреннего речного транспорта

3. 3. 2 Физические компоненты речного транспорта

3. 3. 3 Научно-технические проблемы развития речного транспорта

 

3. 5 Воздушный транспорт, его особенности и его основные физические компоненты

3. 5. 1 Особенности воздушного транспорта

3. 5. 2 Физические компоненты воздушного транспорта

3. 6 Трубопроводный транспорт, его особенности и проблемы развития

3. 7 Специализированные и нетрадиционные виды транспорта, их характеристика и проблемы развития

 

 

3. 1. 1 Железнодорожный транспорт и его особенности

Железнодорожный транспорт играет важную роль в функцио­нировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворе­нии потребности населения в передвижении. Он является основ­ным звеном транспортной системы России и большинства стран СНГ. Особая роль железных дорог Российской Федерации опре­деляется большими расстояниями перевозок, отсутствием внут­ренних водных путей в главных сообщениях Восток – Запад, пре­кращением навигации на реках в зимний период, удаленностью размещения основных промышленных и аграрных центров от морских путей. В связи с этим на их долю приходится почти 50% грузооборота и более 46% пассажирооборота всех видов транс­порта страны.

Основной сферой применения железнодорожного транспорта являются массовые перевозки грузов и пассажиров в межрайон­ном (межобластном), междугородном и пригородном сообщени­ях, при этом преобладают грузовые перевозки, которые дают свыше 80% дохода. В перевозках пассажиров по железным доро­гам преобладают перевозки в пригородном и местном сообщени­ях (около 90% общего количества пассажиров). Дальние пасса­жирские перевозки составляют свыше 40% пассажирооборота.

Велико значение железных дорог России в развитии межгосу­дарственных связей со странами СНГ и международных перевоз­ках. Густота железнодорожной сети России составляет 0, 51 км на 100 км2.  

Технико-экономические особенности и преимущества желез­нодорожного транспорта заключаются в следующем:

1. Возможность сооружения на любой сухопутной территории, а с помощью мостов, тоннелей и паромов – осуществления желез­нодорожной связи и с разделенными, в том числе островными, территориями (как, например, между материком и островом Са­халин);

2. Массовость перевозок и высокая провозная способность же­лезных дорог;

3. Универсальность использования для перевозок различных гру­зов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью;

4. Регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды;

5. Возможность создания прямой связи между крупными пред­приятиями по подъездным железнодорожным путям и обеспече­ние доставки грузов по схеме " от двери до двери" без дорогостоя­щих перевалок;

6. По сравнению с водным транспортом, как правило, более ко­роткий путь перевозки грузов (в среднем на 20%);

7. Сравнительно невысокая себестоимость перевозок по сравне­нию с другими видами транспорта, кроме трубопроводного.

Железнодорожный транспорт и далее будет оставаться веду­щим видом транспорта страны, однако темпы его развития могут быть меньшими, чем автомобильного, трубопроводного и воз­душного, ввиду их недостаточного развития в нашей стране. Кроме того, следует учитывать усиливающуюся конкуренцию на транспортном рынке, технический прогресс и некоторые недос­татки железных дорог.

К таким недостаткам следует отнести:

1. Пре­жде всего капиталоемкость сооружения железных дорог и отно­сительно медленную отдачу авансируемого капитала (6 – 8 лет, а иногда и более). Сооружение 1 км однопутной железной дороги (в ценах конца 1995 г. ) в средних по трудности условиях обхо­дится почти в 7 – 9 млрд. р., а в трудных климатических и геоло­гических условиях на востоке страны в 2–3 раза дороже. Поэтому окупаемость капитальных за­трат в железнодорожное строительство в значительной мере за­висит от мощности осваиваемых грузо- и пассажиропотоков на новой линии. Обычно на единицу капиталовложений в развитие железнодорожного транспорта приходится больше продукции (тонно-километров), чем на других видах транспорта (при сло­жившемся распределении перевозок).

2. ЖДТ является весьма трудоемкой отраслью, произ­водительность труда в которой ниже, чем на трубопроводном, морском и воздушном транспорте (но выше, чем на автомобиль­ном). В среднем на 1 км эксплуатационной длины железных до­рог России приходится почти 14 чел., занятых на перевозках, а в США – 1, 5 чел. при примерно близких по размерам объемах транспортной работы.

3. К недостаткам российских железных дорог следует отнести также пока невысокий уровень качества транспортных услуг, предоставляемых клиентам.

Перечисление достоинства ж/д транспорта делают его вполне конкурентоспособным видом сухопутного транспорта и несмотя на высокую капиталоемкость строительства ж/д оно будет расширяться.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...