4 технико-экономическая характеристика различных видов транспорта
4 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА 3. 1 Железнодорожный транспорт, его особенности и основные показатели 3. 1. 1 Железнодорожный транспорт и его особенности 3. 1. 2 Физические компоненты железнодорожного транспорта 3. 1. 3 Научно-технические проблемы развития железнодорожного транспорта 3. 2 Морской транспорт, его особенности и основные показатели 3. 2. 1 Морской транспорт и его особенности 3. 2. 2 Физические компоненты морского транспорта 3. 2. 2 Научно-технические проблемы морского транспорта
3. 3 Автомобильный транспорт, его особенности и основные физические компоненты 3. 3. 1 Автомобильный транспорт и его особенности 3. 3. 2 Физические компоненты автомобильного транспорта 3. 3. 3 Научно-технические проблемы автомобильного транспорта
3. 4 Внутренний водный транспорт, его особенности и основные физические компоненты 3. 3. 1 Особенности внутреннего речного транспорта 3. 3. 2 Физические компоненты речного транспорта 3. 3. 3 Научно-технические проблемы развития речного транспорта
3. 5 Воздушный транспорт, его особенности и его основные физические компоненты 3. 5. 1 Особенности воздушного транспорта 3. 5. 2 Физические компоненты воздушного транспорта 3. 6 Трубопроводный транспорт, его особенности и проблемы развития 3. 7 Специализированные и нетрадиционные виды транспорта, их характеристика и проблемы развития
3. 1. 1 Железнодорожный транспорт и его особенности Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения в передвижении. Он является основным звеном транспортной системы России и большинства стран СНГ. Особая роль железных дорог Российской Федерации определяется большими расстояниями перевозок, отсутствием внутренних водных путей в главных сообщениях Восток – Запад, прекращением навигации на реках в зимний период, удаленностью размещения основных промышленных и аграрных центров от морских путей. В связи с этим на их долю приходится почти 50% грузооборота и более 46% пассажирооборота всех видов транспорта страны.
Основной сферой применения железнодорожного транспорта являются массовые перевозки грузов и пассажиров в межрайонном (межобластном), междугородном и пригородном сообщениях, при этом преобладают грузовые перевозки, которые дают свыше 80% дохода. В перевозках пассажиров по железным дорогам преобладают перевозки в пригородном и местном сообщениях (около 90% общего количества пассажиров). Дальние пассажирские перевозки составляют свыше 40% пассажирооборота. Велико значение железных дорог России в развитии межгосударственных связей со странами СНГ и международных перевозках. Густота железнодорожной сети России составляет 0, 51 км на 100 км2. Технико-экономические особенности и преимущества железнодорожного транспорта заключаются в следующем: 1. Возможность сооружения на любой сухопутной территории, а с помощью мостов, тоннелей и паромов – осуществления железнодорожной связи и с разделенными, в том числе островными, территориями (как, например, между материком и островом Сахалин); 2. Массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог; 3. Универсальность использования для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью; 4. Регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды; 5. Возможность создания прямой связи между крупными предприятиями по подъездным железнодорожным путям и обеспечение доставки грузов по схеме " от двери до двери" без дорогостоящих перевалок;
6. По сравнению с водным транспортом, как правило, более короткий путь перевозки грузов (в среднем на 20%); 7. Сравнительно невысокая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, кроме трубопроводного. Железнодорожный транспорт и далее будет оставаться ведущим видом транспорта страны, однако темпы его развития могут быть меньшими, чем автомобильного, трубопроводного и воздушного, ввиду их недостаточного развития в нашей стране. Кроме того, следует учитывать усиливающуюся конкуренцию на транспортном рынке, технический прогресс и некоторые недостатки железных дорог. К таким недостаткам следует отнести: 1. Прежде всего капиталоемкость сооружения железных дорог и относительно медленную отдачу авансируемого капитала (6 – 8 лет, а иногда и более). Сооружение 1 км однопутной железной дороги (в ценах конца 1995 г. ) в средних по трудности условиях обходится почти в 7 – 9 млрд. р., а в трудных климатических и геологических условиях на востоке страны в 2–3 раза дороже. Поэтому окупаемость капитальных затрат в железнодорожное строительство в значительной мере зависит от мощности осваиваемых грузо- и пассажиропотоков на новой линии. Обычно на единицу капиталовложений в развитие железнодорожного транспорта приходится больше продукции (тонно-километров), чем на других видах транспорта (при сложившемся распределении перевозок). 2. ЖДТ является весьма трудоемкой отраслью, производительность труда в которой ниже, чем на трубопроводном, морском и воздушном транспорте (но выше, чем на автомобильном). В среднем на 1 км эксплуатационной длины железных дорог России приходится почти 14 чел., занятых на перевозках, а в США – 1, 5 чел. при примерно близких по размерам объемах транспортной работы. 3. К недостаткам российских железных дорог следует отнести также пока невысокий уровень качества транспортных услуг, предоставляемых клиентам. Перечисление достоинства ж/д транспорта делают его вполне конкурентоспособным видом сухопутного транспорта и несмотя на высокую капиталоемкость строительства ж/д оно будет расширяться.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|