Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Общая характеристика транспорта




2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТА

2. 1 Роль транспортного рынка в экономике страны

2. 2 Структурно-функциональная характеристика транспорта. Основные понятия и терминология

2. 3 Сущность концепции единства транспортной системы

2. 4 Физические компоненты транспорта

2. 5 Перевозочный (транспортный) процесс

2. 6 Социально-экономические и экологические последствия автомобилизации

 

2. 1 Роль транспортного рынка в экономике страны

 

Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении. Однако практически ни один вид транспорта (кроме, пожалуй, автомобильного, и то не всегда) не может самостоятельно обеспечить полный цикл пере­мещения по схеме «от двери до двери» или «от дома до дома». Та­кое перемещение возможно лишь при четком взаимодействии отдельных частей транспортного комплекса.

Единая транспортная система представляет собой совокуп­ность эффективно взаимодействующих независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности видов транспор­та – путей сообщения и транспортных средств (с их производст­венно-управленческим персоналом), обеспечивающих погрузочно-разгрузочные работы, перевозку людей и грузов с исполь­зованием современных прогрессивных технологий в целях наи­лучшего удовлетворения спроса населения и грузовладельцев на транспортные услуги.

Транспорт, как и всякая производственная система, имеет:

· внешнюю среду (потребители транспортных услуг, конкуренты)

· внутреннюю среду (транспортные предприятия, работники транспорта, транспортные уст­ройства и средства

Главной задачей единой транспортной систе­мы страны должно стать наилучшее удовлетворение потребите­лей транспортных услуг на основе эффективного взаимодействия всех элементов внутренней среды транспортно-дорожного ком­плекса с учетом экологичности, надежности, безопасности и со­циальной справедливости транспортного обслуживания внеш­ней среды.

В настоящее время, несмотря на определенные на­учные результаты и практические усилия по формированию еди­ной транспортной системы, единство транспортного комплекса в полной мере не обеспечено. И дело не только в технических трудностях или в отсутствии единого управляющего органа. Та­кой орган создан – Министерство транспорта Российской Феде­рации. Однако «состыковать» различные виды транспорта, да еще при рыночных отношениях и разных формах собственности, труднее, чем это было раньше, по многим причинам. Это и не­достаточность развития транспортных ресурсов, и несовершенст­во экономических и юридических механизмов взаимодействия видов транспорта, и отсутствие интермодальных транспортных технологий, и недостаток грамотных специалистов в области управления единой транспортной системой. К этому следует до­бавить также общий кризис в стране, сопровождающийся в по­следние годы спадом производства.

Как видно, все эти проблемы лежат прежде всего в области экономики и управления транспортом, которые должны выпол­нять объединяющую, интегрирующую роль в создании и функ­ционировании эффективной транспортной системы страны. Поэтому подготовка специалистов высокой квалификации в этой области имеет большое государственное значение.

Экономическая теория, определяя место и роль транспорта в развитии современного общества, рассматривает его как всеоб­щее средство труда, как одно из общих условий производства.

Транспорту свойственны некоторые особенно­сти, отличающие его от других отраслей народного хозяйства.

· транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производ­ства в пределах процесса обращения;

· продукция транспорта – перевозка грузов и пас­сажиров – неотделима от процесса транспортного производст­ва. Ее нельзя накопить, создать ее запасы;

· кругооборот средств, выделяемых на развитие транспорта, отличается от кругооборота средств, направляемых на развитие промышленности и сельского хозяйства.

Темпы развития транспорта должны соответствовать эконо­мическому росту. Уровень развития транспорта в стране в определенной мере определяет уровень развития ее цивилизации. Поэтому не­дооценка значения транспорта в государстве может весьма отри­цательно сказаться на экономике страны. В свою очередь, Транспорт способен существенно влиять на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он спо­собствует повышению производительности труда, сокращая вре­мя доставки грузов или проезда до места работы.

Транспорт выполняет ряд функций.

· Экономическая роль состоит в том, что транспорт является звеном любого производства и материальной базой для разделения труда, а также доставки всех видов сырья и трудовых ресурсов.

· Социальная функция транспорта заключается в обеспечении трудовых и бытовых поездок людей.

· Культурное значение транспортно велико и многообразно, это общение между людьми и способность удовлетворение их эстетических потребностей.

· Политическое значение – связь между отдельными субъектами страны и международные отношения.

· Оборонная роль транспорта. Транспорт один из стратегически важных составляющих любого государства.

К любому виду транспорта предъявляется следующий комплекс требований:

1. полностью и своевременно удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в перевозках;

2. обеспечивать возможно более высокую экономичность работы и снижать себестоимость перевозок;

3. сокращать сроки доставки грузов с целью ускорения оборачиваемости оборотных средств. Ускорять перемещение пассажиров;

4. соблюдать регулярность отправления и доставки пассажиров и грузов;

5. повышать уровень комфорта для пассажиров в пунктах отправления-назначения и в пути следования;

6. гарантировать полную сохранность перевозимых грузов как в плане объема, так и качества;

7. обеспечивать безопасность движения транспортных средств и нахождения людей в границах транспортных предприятий и подразделений;

8. предотвращать загрязнение биосферы Земли (почва, воды, воздуха) продуктами и отходами деятельности транспорта, а также снижать уровень шума.

Выполнение всех требований в комплексе представляет сложную технико-экономическую задачу, т. к. многие показатели находятся в противоречии, например, повышение комфорта и снижение себестоимости перевозок, или увеличение срока доставки и безопасность перевозок.

Спрос на услуги транспорта определяется, в частности, развитием в регионе других видов транспорта, степени их интеграции, уровнем тарифов различных видов транспорта, качества услуг, представляемых потребителям предприятиями различных видов транспорта.

Наблюдается два направления в организации услуг транспорта:

· приспособление ассортимента предлагаемых услуг к специфическим требованиям потребителей;

· активное формирование потребности и спроса с целью наиболее прибыльной реализации имеющихся услуг (предложение унифицированных услуг).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...