1.2 Эволюция транспорта в эпоху средневековья
1. 2 Эволюция транспорта в эпоху средневековья Феодализм создал новые условия для товарного производства, усилил общественное распределение труда и способствовал развитию транспорта как для производственных нужд, так и для торговли (в т. ч. внешней международной). В связи с этим во многих странах ускорился процесс строительства средств транспорта и расширения сети морских, речных и сухопутных путей сообщения. (Феномен Венеции, Китая, Восточной Европы («из варяг в греки»), Западной Европы (в начале 17в построены каналы между реками Роной и Гароной – соединяющее Средиземное море и Атлантический океан, подъем – 74 шлюза, спуск – 26 шлюзов).
Началась прокладка сухопутных дорог в странах, где их практически не было, например, в России, Китае. В России (XVI век) перевозка грузов и пассажиров достигалась ездой на перекладных лошадях, которые менялись на «станциях» через каждые примерно 40–50 км пути. Лошади вместе с ямщиками, а иногда и повозками, под контролем смотрителя станции выделялись окрестными крестьянами в порядке общегосударственной повинности, представлявшей тяжелую обязанность для жителей. Самая крупная, старая и знаменитая дорога - Великий Московско-Сибирский Тракт, система. В период царствования Петра I почтовые службы, оказавшиеся в руках иностранных предпринимателей, были взяты в казну и одновременно были проложены многие другие «почтовые тракты». Общее протяжение главных сухопутных сообщений к концу 80-х годов XVIII в. превысило 6 тыс. км. Заметим попутно, что название «почтовый тракт» вовсе не означало, что по нему перевозилась только почта. Эти дороги использовались для всех видов перевозок, причем транспортировка, например, фруктов из Астрахани, с низовьев Дона именовалась «фруктовой почтой».
Проблемы транспорта в эпоху феодализма: отсутствие покрытия дорог, войны и набеги кочевников на путешественников, караваны; транспортировка грузов сдерживалась и осложнялась многочисленными пошлинами, которые взыскивались с купцов путешественников, а также различными «правами» феодалов («перегрузочное», «доминальное», «складочное» и др. ). ) (В некоторых государствах действовало «перегрузочное право», в силу которого грузовладелец, вступая на территорию феодала, должен был перегрузить груз со своего судна (повозки) на транспортное средство данного землевладельца и повторить эту операцию при выходе с данной территории. Разумеется, что такие операции осуществлялись не без расходов, но главное – замедляли транспортировку товаров. В ряде городов пользовались «складочным правом», состоявшим в требовании выгрузки на промежуточном пункте транзитного груза для принудительной (в отношении грузохозяина) продажи местным жителям Было широко распространено «доминальное право», согласно которому любой груз или вещь, упавшие с повозки на землю, становились собственностью землевладельца, по чьей территории проходила дорога. Отголосок этого «права», или, вернее, произвола сохранился в народной поговорке: «Что с воза упало, то пропало») Начиная с XV-XVI вв. особо бурное развитие приобрел морской транспорт из-за великих географических открытий, значительно увеличивших товарооборот. (Марко Поло, Васко да Гама (путь в Индию), Колумб (Америка), Афанасий Никитин (пусть из России в Индию), Маггелан (кругосветное путешествие), Беринг, Беллинсгаузен (открытие Антарктиды), Кук, Тасман (Австралия)). Великое значение этих морских экспедиций и, следовательно, транспорта как мощного фактора для развития науки и прогресса человечества неоспоримо.
1. 3 Выделение транспорта в самостоятельную область человеческой деятельности
Возникшая в результате географических открытий колониальная система способствовала накоплению в руках европейской буржуазии большого количества золота, серебра, различных ценностей и денежных средств, необходимых для организации крупного капиталистического производства и одновременно сформировала огромный рынок для реализации продукции. С развитием экономических связей Европы с Африкой, Азией, Америкой торговля приобрела мировой характер и центр ее переместился со Средиземного моря на Атлантический океан. Появились мануфактуры, а затем (после изобретения двигателя Уаттом) «промышленная революция» позволила создать крупную промышленность. Поэтому одновременно с промышленностью начал быстро развиваться и транспорт на той же принципиально новой технической основе. Паровая машина позволяла создать транспортную самодвижущуюся единицу, теоретически любой мощности и не зависящую от условий погоды. Приспособленная для вращательного движения, она стала основой технического прогресса на всех видах транспорта. И уже через несколько лет появились первые пароходы, паровозы, паровые сухопутные экипажи, а значительно позднее и паровые самолеты. Наряду с наращиванием парка подвижного состава интенсивно развивались сети всех путей сообщения. В течение всей предшествующей истории транспортные средства (суда, повозки, животные и др. ), как правило, принадлежали владельцу груза, осуществлявшему перевозку. При капитализме, по мере того, как укрупнялись предприятия, усложнялась техника и технология производства и резко возрастал объем продукции, хозяину предприятия становилось все труднее содержать собственное сложное и дорогостоящее транспортное хозяйство, которое иногда и не могло быть рационально использовано в силу специфики каждого данного производства, например, при вынужденной неравномерности. В связи с этим вскоре транспорт выделился в самостоятельную отрасль, выполняющую перевозки грузов и пассажиров для любого клиента за определенную плату. В этом процессе нетрудно увидеть дальнейшую специализацию, распространившуюся и на транспорт, которая позволила, с одной стороны, ускорить прогресс самого транспорта, а с другой – освободить от сложных функций крупное машинное производство.
Таким образом, в условиях капиталистического способа производства транспорт претерпел кардинальные изменения, заключающиеся прежде всего в применении механического двигателя, в значительном расширении сети путей сообщения, в выделении транспорта в особую отрасль экономики, в дифференциации средств и появлении морского, речного, железнодорожного, автомобильного, трубопроводного и позднее воздушного транспорта.
1. 4 Факторы и уровень развития современного транспорта
Во второй половине текущего столетия основными факторами, определившими нынешнее состояние мирового транспорта стали: · Научно-техническая революция и, как следствие, бурный рост производства и потребления материальных ресурсов. За годы советской власти в нашей стране мировая добыча нефти возросла в 50 раз, газа – в 25 раз, а выработка электроэнергии – в 1000 раз, причем большая ее часть (80-85%) – за счет сжигания углеводородного топлива. Постоянно растет потребление человечеством и других природных ресурсов (леса, песка, различных рудных материалов и др. ) · Демографический взрыв» – огромный рост народонаселения Земли. В 1830 году население Земли достигло 1 млрд. человек. К 2011 г. 7 миллиардов. · Рост благосостояния населения наблюдается сейчас практически во всех странах, а значит рост потребности в перемещении и перевозках. · Урбанизация населения, т. е. укрупнение городов. Действительно, за истекшие годы XX столетия общее население Земли увеличилось в 3 раза, а городское – в 12 раз. Непропорционально быстро растет не только количество городов, но и численность жителей в них. · Снижение стратегических ограничений на транспорт. · Обострение экологических проблем. · Под воздействием названных, а также других фундаментальных факторов транспорт мира получил невиданное развитие, как в количественном, так и в качественном отношениях. В значительной мере благодаря транспорту стало возможным: · более глубокое разделение и специализация труда, различного рода кооперация; · массовое индустриальное производство средств производства (группа А) и продуктов потребления (группа Б); · широкая национальная и международная торговля; · миграция огромных масс людей; · освоение космического пространства. ·В современном мире автотранспортные проблемы обострились. В экономически развитых странах основные проблемы связаны в слишком высоком уровне автомобилизации, снижающим скорость доставки грузов и пассажиров и ухудшающей экологическую обстановку, снижение безопасности. ·
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|