Глава IV. Заключительные положения
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Статья 32. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 32
1. Применение норм комментируемого Закона, как и иных правовых актов, непосредственно связано с моментом их опубликования, а соответственно, и вступления в силу. Указанные аспекты регламентируются нормами специального Закона - Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Согласно ст. 1 указанного нормативного акта на территории Российской Федерации применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Согласно п. 1 настоящей статьи комментируемый Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Первоначальный текст документа был опубликован в Собрании законодательства РФ 28 июня 1999 г., N 26, ст. 3177, "Российской газете" N 121, 30 июня 1999 г. Таким образом, настоящий Закон вступил в силу с 28 июня 1999 г. и распространяет свое действие на все правоотношения, составляющие его предмет, которые возникли и существовали в указанный момент приобретения Законом силы.
2. Вступление в силу комментируемого Закона требует приведения в соответствие его требованиям иных действующих нормативных актов, в том числе в ряде случаев акты, противоречащие требованиям закона, утрачивают свою силу. Следует также обратить внимание на тот факт, что настоящий Закон является комплексным нормативным актом в области профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Его принятие связано с формированием качественно нового этапа развития российского законодательства, поскольку до указанного момента рассматриваемые отношения регулировались различными нормативными актами, причем в большинстве своем подзаконного характера. Анализ положений комментируемой статьи свидетельствует о том, что ранее принятые в рассматриваемой сфере нормативные акты являются актами РСФСР, т.е. государства, которое прекратило свое существование в данном виде. Российская Федерация, являясь правопреемницей СССР, приняла на себя не только обязательства, но и систему советского законодательства. На момент принятия комментируемого акта указанные в рамках настоящей статьи документы утратили не только юридическое, но и практическое значение, поскольку не позволяют учитывать качественно новое развитие общества, особенности современных проблем несовершеннолетних граждан, модернизацию государства и всемирного сообщества в целом. Поскольку такие документы не отвечают в полной мере современным требованиям профилактики безнадзорности, они не способны в полной мере достичь целей настоящего Закона. Комментируемый Закон предусматривает формирование качественно новой системы органов профилактики безнадзорности несовершеннолетних с наделением отдельными полномочиями различных органов государственной власти. В то же время ряд ранее существовавших органов и уполномоченных лиц утрачивают свои полномочия, в частности общественные воспитатели несовершеннолетних. Формирование новой системы свидетельствует и об утрате юридической силы нормативными актами, определяющими статус общественных воспитателей.
3. Реформирование системы законодательства может быть как полным, так и частичным, в соответствии с предписаниями п. 2 комментируемой статьи Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 года утрачивает силу лишь в части, определенной законом, а именно раздел II, затрагивающий изменения, вносимые в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. В настоящее время Кодекс также утратил свою силу, в связи с чем ее лишились и правовые нормы, вносящие в него изменения и дополнения. Следует также обратить внимание, что нормы комментируемой статьи разграничивают нормативные акты, утратившие силу и признанные недействующими. Нормативные акты, утратившие силу, лишены юридического основания их практической реализации, т.е. с указанного момента они не подлежат применению на всей территории РФ. Признание нормативного акта недействующим свидетельствует о том, что формально его юридическая сила сохраняется в полном объеме, но в связи с несоответствием его предписаний нормам настоящего Закона он не может применяться на практике. В отношении указанных нормативных актов де-юре они являются действующими, т.к. сохранена их юридическая сила; де-факто они не действуют и юридической силой не обладают, т.е. подобными дефинициями законодатель формирует новую категорию правовых предписаний - "мертвые нормы", содержащиеся в действующем акте, но не подлежащие применению. Детальный анализ положений п. 2 и 3 комментируемой статьи свидетельствует о том, что фактически каждое из указанных предписаний устраняет юридическую силу ранее принятого нормативного акта, независимо от формулировки правовой нормы. Положения п. 3 комментируемой статьи предусматривают перечень нормативных актов, признанных недействующими. К их числу относятся: - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 года, поскольку с момента принятия настоящего Закона прекратили свое существование предусмотренные данным нормативным актом инспекции по делам несовершеннолетних, приемники-распределители для несовершеннолетних и специальные учебно-воспитательные учреждения по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Закон СССР от 17 июня 1977 года, регламентировавший внесение изменений и дополнений в ряд ранее действовавших нормативных актов и утративших свою силу с момента вступления в силу настоящего Закона. Так, упразднение инспекций по делам несовершеннолетних и формирование нового органа - комиссий одновременно свидетельствуют и об утрате юридической силы нормативными актами, устанавливающими права и обязанности таких органов, а также порядок осуществления ими деятельности; - ст. 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1981 года - несмотря на то, что сам Указ в части действует до настоящего времени, отдельные его положения, противоречащие нормам комментируемого Закона, утратили юридическую силу с момента вступления настоящего Закона в силу. В большинстве своем положения п. 3 комментируемой статьи признают недействующими те правовые нормы, которые регламентируют правовой статус инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Упразднение указанных органов влечет за собой недействительность нормативных актов, регламентировавших их правовой статус. Наряду с вышеуказанными к числу таких нормативных актов относятся также Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 января 1988 года "О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и Закон СССР от 26 мая 1988 года "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в законодательные акты СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 22, ст. 361) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 января 1988 года "О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Формирование единой системы органов государственной власти, осуществляющих профилактику безнадзорности несовершеннолетних граждан, предполагает и образование качественно новой системы правовых предписаний, составляющих согласованную часть российской системы законодательства.
Статья 33. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Комментарий к статье 33
1. Принятие практически любого нормативного акта вносит ряд коррективов в систему действующего законодательства РФ. Правовое регулирование профилактики безнадзорности несовершеннолетних граждан носит комплексный характер и регламентируется рядом различных по своей природе и статусу нормативных актов. Принятие настоящего Закона не является основанием для утраты ими юридической силы, кроме случаев, предусмотренных самим Законом. В этой связи такие нормативные акты требуют приведения их в соответствие предписаниям вновь принятого акта. Положения настоящей статьи предусматривают необходимость установления указанного соответствия в отношении ряда подзаконных нормативных актов, а именно актов Президента РФ и Правительства РФ. Вступление комментируемого Закона в силу свидетельствует о том, что его правовые предписания подлежат непосредственному применению при урегулировании правоотношений в рассматриваемой сфере. В таком случае выявление несоответствия между отдельными предписаниями нормативных актов различного уровня свидетельствует о возникновении правовых коллизий, что является негативной тенденцией современного законодательства. В подобной ситуации корректировка ранее принятых нормативных актов должна быть проведена в кратчайший срок с целью устранения противоречий и разночтений в трактовке отдельных предписаний и их применении на практике. Нормы п. 1 настоящей статьи устанавливают единый срок как в отношении нормативных актов Президента РФ, так и актов Правительства РФ. Устранение коллизий должно быть произведено в трехмесячный срок с момента вступления в силу настоящего Закона. Таким образом, истечение указанного срока свидетельствует о фактической утрате силы положениями настоящей статьи, а также указывает на факт приведения подзаконных нормативных актов в соответствие настоящему Закону, устранение возникших правовых коллизий.
2. Наряду с устранением образовавшихся в связи с принятием нового нормативного акта правовых коллизий объективно возникает необходимость разработки и утверждения ряда подзаконных актов, принятых во исполнение отдельных предписаний комментируемого акта. Следует обратить внимание, что, в отличие от ранее рассмотренного требования Закона в части установления соответствия, положения п. 2 адресованы исключительно высшему федеральному органу исполнительной власти - Правительству РФ. Наряду с устранением выявленных коллизий в обязанности Правительства РФ вменяется разработка и утверждение необходимых подзаконных нормативных актов, обеспечивающих возможность реализации норм настоящего Закона. Причем особое внимание следует уделить периоду, определенному для формирования подзаконной нормативной базы. Он составляет трехмесячный срок с момента вступления в силу комментируемого акта. Таким образом, законодатель обеспечивает минимальный срок для обеспечения всех возможностей реализации норм комментируемого Закона. Поскольку он вступает в силу с момента его официального опубликования в полном объеме, то ограничение реализации отдельных его предписаний, в том числе вследствие отсутствия необходимого подзаконного нормативного акта, является недопустимым.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|