Методические указания для курсантов и слушателей по подготовке к семинару
Цель занятия: Раскрыть основы этических учений в истории философской науки, рассмотреть структуру и проанализировать функции морали в историческом срезе по мере развития общественных отношений. Этика как теоретическая основа курса поможет выработать общее представление не только об обществе, не только о человеке вообще, но и о самом себе. Познание самого себя поможет установить нравственные границы своего существования, осмыслить возможности самосовершенствования, что является для личности жизненно необходимым. Приступая к изучению первого вопроса, следует остановиться на самом понятии «этика». Этика - это философская наука, предметом изучения которой является мораль. Определяя предмет этики, необходимо основываться на знании о человеческой душе, воспитании добродетельного гражданина государства. Изучение этики не может сделать из эгоиста -альтруиста, из циника - праведника. Для более глубокого знакомства с этикой дайте определения значения слов: «этика», «мораль», «нравственность». Проследите этимологию слов. Во втором вопросе, выясняя проблему происхождения морали, выделите три подхода к ее изучению: - эволюционно-генетический; - религиозно-богословский; - социально-исторический. При анализе эволюционно-генетической теории морали важно подчеркнуть различные взгляды учёных (Чарльз Дарвин, Кондрат Лоренц, Чезаре Ломброзо), обратиться к учениям в этике Древнего Китая «О врожденно доброй или врожденно злой природе человека». Рассматривая религиозно-богословскую концепцию происхождения морали, необходимо опираться на существующие мировые религии: буддизм, христианство, ислам. При этом важно подчеркнуть, что родиной буддизма является Древняя Индия, а двух других - Ближний Восток. Христианство рассматривает Библию как «Книгу Книг», как основание духовной жизни всего человечества. В христианской культурной традиции выделяются две теоретические позиции: традиционно-религиозная и либерально-религиозная. Выделите их особенности и раскройте их основные идеи.
Социально-историческая концепция морали является наиболее распространенной, ее сущность сводится к тому, что нравственность как специфический способ существенной регуляции выделяется и развивается исторически. Анализ исторических этапов этики: античного, средневекового, Нового времени и современности. Важно уяснить различие между ними. Для более глубокого знакомства с античной этикой необходимо использовать труды Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура. При этом важно подчеркнуть, что этика античности обращена к человеку, девизом которой можно считать знаменитое высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей». Не случайно это связано с преобладанием натуралистической (конкретнее, эвдемонистической) ориентации в нравственных исканиях античных мудрецов. Важнейшей особенностью их этической рефлексии была установка на понимание моральности, добродетельности поведения как разумности. Следующим этапом становления этики является эпоха средневековья. Основой нравственности в эту эпоху выступает не разум, а религиозная вера. Центром христианской этической концепции является идея любви к Богу, что позволяет придать морали общечеловеческий статус. Идея подчинения морали религии наиболее ярко отражена в творчестве Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Пьера Абеляра. Таким образом, в средние века, когда существовало тотальное господство религии и церкви, важнейшие нравственные проблемы решались специфическим образом -через призму религиозных догматов в интересах церкви.
Эпоха Нового времени представлена такими мыслителями, как Спиноза, Кант, Монтень, Гольбах, Гельвеций, Гегель. В центре их внимания был широкий комплекс проблем, охватывающий поиск истоков морали в разуме человека, в его природе. Именно в Новое время этика приобрела глубокий гуманистический пафос, что позволяет нам обратиться к глубинным проблемам человеческого бытия, к тайне человека, к его отношениям с другими людьми и с Миром в целом. Следует более подробно остановиться на работе И. Канта «Критика практического разума» (1788). В современную эпоху коренная гуманизация всего общественного миропорядка стала тенденцией. Человек и его жизнь, наконец-то, объявлены абсолютной ценностью. Перед лицом возможного всеобщего уничтожения жизнь стала считаться безусловным правом человека. Не потому ли постоянно обсуждается вопрос об отмене смертной казни? Не потому ли начинает отвергаться не только убийство, но и всякое насилие как таковое. Данные идеи отражены в трудах Л.Толстого «Этика насилия» (1987), А.Швейцера «Этика благовения перед жизнью» (1984). Мораль регулирует наиболее важные общественные отношения. Цель данного семинарского занятия - формирование нравственных представлений о должном поведении, добре и зле, счастье, справедливости, порядочности. Третий вопрос нацелен на характеристику структуры морали. Моральная деятельность - важнейший и определяющий компонент морали, проявляющийся в поступках. Только совокупность поступков, характеризующая поведение личности, даёт представление о подлинной её моральности. Исходя из этого, можно рассматривать поступок как клеточку нравственной деятельности, он характеризуется единством мотивов и последствий, намерений и дел, целей и средств. Охарактеризуйте 3 компонента поступка: мотив; результат; оценка Моральные отношения - те отношения, в которые вступают люди, совершая моральные (аморальные) поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективных (побуждения, интересы, чувства индивидов) и объективных (нормы, идеалы, нравы, обычаи), с которыми индивидам приходится считаться и которые имеют императивный характер. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем приобретают определенные моральные права. Особо нужно выделить те нравственные отношения, которые характеризуются определёнными моральными обязательствами и моральными правами. Обозначьте нравственные отношения в служебном коллективе.
Дайте характеристику трем уровням отношений в служебном коллективе сотрудников ОВД: 1. Субординированные отношения. 2. Отношения между коллегами. 3. Отношения с гражданами. Нравственное сознание включает познание, знание, волевое побуждение. Оно оказывает определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения. Моральное самосознание и моральная самооценка, порождающие нравственные чувства: стыд, укоры совести, сознание правоты, гордость за совершённый поступок и т.д., также относятся к понятию нравственное сознание. Необходимо уяснить «функциональные обязанности» морали. Выделите 9 основных функций: регулятивную, оценочную (аксиологическую), ориентирующую, мотивационную, познавательную, коммуникативную, идеологическую, мировоззренческую, воспитательную. Нетрудно заметить, что вышеперечисленные функции морали взаимоперекрещиваются, одни функции морали рассматриваются как нравственные устои личности (мировоззренческая), другие определяются той или иной системой ценностей. Охарактеризуйте каждую из них, покажите относительную самостоятельность функций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|