Методические указания для курсантов по подготовке к семинару
Цель занятия: Рассмотреть ритуалы ОВД, привить обучающимся чувство гордости и ответственность за сохранение и укрепление традиций ОВД. Полиция представляет собой подсистему служб и подразделений системы органов внутренних дел как специфических правоохранительных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных, и иных противоправны) посягательств и наделенных правом применять меры административное принуждения в пределах, установленных действующим законодательством. Рассматривая первый вопрос данной темы, необходимо раскрыть понятие «традиции». Традиции – это форма закрепления однотипного опыта, в котором действия и результат ассоциируются с первичной связью. Традиции как средство сплачивания людей, является источником устойчивых социальных и профессиональных интересов. Следует сказать, что правоохранительная служба была эффективной и заслуживала положительной оценки населения, она должна основываться на духовно-нравственной базе. Среди механизмов формирования нравственных начал правоохранительной службы должностных лиц органов внутренних дел большое место отводится Кодексу этики. Следует подчеркнуть, что неотъемлемой частью традиции является составляющие компоненты: праздник – это особое многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Обычай - общепринятые, более или менее устойчивые в той или иной среде, исторически сложившиеся правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни. Это традиционно принятый порядок, привычный образ действий, соблюдающийся в силу прочно установившихся привычек, передаваемый из поколения в поколение и охраняемый общественным мнением. Цель обряда - с помощью символов и символических действий выразить, передать, закрепить традиционные для какого- либо общества, класса, социальной группы идеи, идеалы, нормы, ценности, образцы жизнедеятельности, вызвать у его участников соответствующие чувства, настроение, морально - психологическую атмосферу, способствующую усвоению социального опыта, который передается посредством данного обряда. К церемонии относят любое официальное, в том числе и обряд, порядок проведения которого заранее оговорен, обусловлен и отступление от него считается недопустимым. Так, например: прием послов, вручение верительных грамот, награждение государственными наградами, прием в честь какого-то юбилея или праздника. В самом широком истолковании церемонией считают внешнюю форму проведения, каких- либо официальных действий в отношениях между людьми. Ритуал-это сложное общественное явление, занимающее большое место в жизнедеятельности каждого человека, и, обладая относительной самостоятельностью, испытывает сильное воздействие политики, морали, права, философии, религии.
Завершая рассмотрение вопроса следует отметить, что процесс взаимодействия формы и содержания, нельзя понимать упрощенно, так как если в одном случае применяется содержание с сопряжением старой формы, то в другом случае меняется не только содержание, но и старая форма. Во втором вопросе необходимо определить существенные признаки ритуалов органов внутренних дел, которые, с одной стороны, объединяют воинские и гражданские ритуалы, а с другой стороны, являются специфическими признаками именно воинских ритуалов, отличающих их от гражданских ритуалов. Наиболее ярко ритуал правоохранительных органов представлен в виде государственного патриотизма. Под государственным патриотизмом следует понимать целенаправленное формирование сознания сотрудников ОВД на «идеях сильной и процветающей России, государственности, достоинства, самосознания и солидарности, свободы, духовности, конституционного порядка и безопасности, справедливости, гражданского мира и согласия», вообще всего того, что мы сейчас называем национальной идеей. Таким образом, современные ритуалы ОВД, находясь под воздействием национальной идеи, органически связанной с многовековой историей Российского государства, несмотря на инверсионные процессы, сопровождавшиеся их полной отменой, выражают общественные отношения в современном обществе, отражают стремление россиян к величию духа, гуманизму, человечности, справедливости, правопорядку, миру и согласию.
Освещая третий вопрос, следует проследить, что имеющий в нашей жизни место духовный кризис непосредственно связан с изменением ценностных ориентации в обществе и ОВД, попытками поиска духовно-нравственной системы ценностей, получения морального обоснования цели, смысла жизни вообще и правоохранительной деятельности в частности. Ритуалы в данный исторический момент предназначен для выполнения медиативной роли в процессе воспитания чести и чувства собственного достоинства сотрудников ОВД. В этой связи изучение социальных функций ритуалов ОВД на этапах развития российского общества для дальнейшего определения их места и роли в становлении новых ценностных ориентации в воспитании будущих сотрудников правоохранительных органов играет огромную роль. Следует выделить две группы ритуалов. К первой группе, можно отнести такие функции, как: 1)мировоззренческая; 2)познавательная; 3)общественно - организующая(интегрирующая); 4)коммуникативная; 5)профессионально - деятельная; Вторая группа ритуалов включает в себя функции: 1)нравственную; 2)идейно-воспитательную; 3)служебно-строевую; 4)эстетическую; Завершая рассмотрение вопроса следует подчеркнуть, что эмоционально-чувственная функция ритуалов ОВД состоит и в том, что ритуал для его участков и зрителей играет роль и своеобразной эмоциональной разрядки, так как сама подготовка к ритуалу создает у людей определенный настрой, наполняет их ожиданием и волнением, которые усиливаются в ходе самого ритуала, достигая в самый важный и торжественный момент своей кульминации, когда на эмоционально-чувственном уровне происходит изменения сознания, которое является конечной целью ритуала. В этот момент на уровне сознания и подсознания фиксируется эмоциональная сущность ритуала, формируются нравственные установки личности.
Задание для работы в часы самостоятельной подготовки Нарисуйте схему структурных элементов традиций. Какую роль играет церковь в жизни государевых служащих? Что понимается под «духовной готовностью»? Составьте сравнительную таблицу воинских и полицейских ритуалов России. Рекомендуемые источники Нормативные правовые акты Указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе в органах внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 43. Ст. 5808. Приказ МВД России от 24.12.2008 г. № 1138 «Об утверждении кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». Основная литература Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя., М., 2009. Гришин А.А., Пылёв С.С., Румянцев Н.В. и др. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел. Учеб. пособие / Под ред С.С. Пылёва., М., 2009. Егорышев С.В., Ростовский А.Н.. Сулейманов Т.Ф. Профессиональная этика сотрудников ОВД. Курс лекций. М., 2005. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя.М., 2011. Этика сотрудников правоохранительных органов. Учебник. / Под ред. Г.В.Дубова. М., 2007. Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учеб. пособие / Под ред. В.Я. Кикотя., М., 2009. Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учеб.- пособие. М., 2008. Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. Ч. 1- 3. М., 2008. Дополнительная литература Гришин А.А., Пылев С.С, Румянцев Н.В. и др. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел России: учебное пособие / под ред. С.С. Пылева. - М., 2006. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: мат-лы между нар. науч.-практ. конф. 6 декабря 2002 г. - М.: Моск. ун-т МВД России, 2003. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел: курс лекций / под ред. А.В. Щеглова. - М.: Моск. ун-т МВД России, 2003. Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник / под ред. Г.В. Дубова. - М., 2005.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|